В туманном Альбионе – дело табак! “Российская газета” выразила соболезнование коллегам из британских СМИ, которые в одночасье лишились выгодной табачной рекламы. Британские законодатели добились полного запрета рекламы табачной продукции в Великобритании. Соответствующий закон вступил в силу 14 февраля. Отныне такая реклама не должна появляться ни в средствах массовой информации, в том числе и в интернет-изданиях, ни на уличных щитах в городах королевства.
Все больше стран вводят ограничения на торговлю табачными изделиями, а заодно и на их рекламу. Поэтому, как отмечают “Ведомости”, компании, занимающиеся рекламой сигарет, концентрируют свои усилия там, где таких ограничений пока еще не много. А одним из наиболее привлекательных рынков представляется, конечно же, российский, поскольку запрет на рекламу табачной продукции планируют ввести у нас лишь через несколько лет.
Как только запрет вступает в силу, поддерживать имидж торговой марки станет намного сложнее. Особенно это касается брэндов, строящих свою политику на престижности, а не на ценовом преимуществе. Без рекламы убедить потребителя в престижности нового брэнда весьма непросто. Поэтому незадолго до введения запрета затраты на рекламу всегда резко возрастают. Аналитики прогнозируют, что в нынешнем году подобное произойдет и в России.
Замечено, что россияне с ростом доходов обнаруживают тягу к дорогим престижным брэндам. Вот поэтому британская табачная компания Gallaher, готовясь к введению запрета на рекламу табака в своей стране, начинает новую рекламную кампанию Sobranie Black Russian в России, ориентированную именно на таких “статусных” курильщиков. Новая реклама Black Russian появится в марте. Это будут черные шахматы на черном фоне – выделяется лишь золотой крест на фигурке короля. По мнению разработчиков рекламной кампании, шахматы должны ассоциироваться у российского потребителя с роскошью и интеллектуальностью.
На зрелых рынках табачных изделий, таких, как в США и некоторых странах Евросоюза, объемы продаж сигарет сейчас снижаются. В такой ситуации компаниям остается одно: сосредоточить свои маркетинговые усилия в таких странах, как Россия, где, по оценкам аналитиков, продажи сигарет растут приблизительно на 2 процента в год. (Правда, есть еще одна страна, где табачные корпорации могут искать спасения, – Греция, где рекламу сигарет можно размещать и в прессе, и на улице.) Ну а в российской “наружке” реклама табака и вовсе занимает первое место. По данным франко-британской маркетинговой компании ZenithOptimedia, расходы на наружную рекламу сигарет в России в 2001 г. выросли до $49 млн., при том, что годом раньше этот показатель составлял $21 млн.
Рынок дорогих сигарет продолжает расти, и Gallaher эту тенденцию используют в полной мере. В тени дорогих Sobranie Black Russian, объем продаж которых вряд ли достигнет рекордных показателей, компания запустила на рынок Sobranie Classic, призванные составить конкуренцию Marlboro.
Вообще же, по мнению лондонских аналитиков табачных рынков, сегодня по сравнению с другими европейскими рынками Россия – это Клондайк, Дикий запад, если говорить о том, что разрешено в рекламе. Впрочем, дело не только в рекламе.
Вот “Еженедельный журнал” поведал о борьбе с курением в мировом масштабе. Сегодня эта борьба принимает форму тотальной войны, охватившей весь мир. Кажется, на всех широтах придумывают новые способы заставить людей отказаться от вредной привычки. Правда, до того, чтобы ввести запрет на курение в целом додумались пока только в одной стране – Бутане (что на границе с Непалом).
Руководитель московского Комитета здравоохранения А.П. Сельцовский отметил в интервью “Ъ”, что проблема табакокурения сегодня имеет транснациональный характер. При этом особое беспокойство у ВОЗ вызывает положение в большинстве стран бывшего СССР, в первую очередь в России. В то время как мировое производство табака в уходящем году было самым низким за последние пять лет, аналогичные российские показатели неуклонно повышаются год от года: более того, наша страна с прошлого года лидирует в мировом импорте табака. Печальное “чемпионство”. Все это, разумеется, самым негативным образом сказывается на показателях заболеваемости и смертности, в первую очередь по онкологии. Речь идет о своего рода “табачной эпидемии”.
Между прочим, если говорить об экономическом аспекте, затраты на лечение онкологических заболеваний составляют на сегодняшний день 6-7 процентов всех затрат на здравоохранение в России. И сомнительное удовольствие от курения приводит к дорогому для государства “удовольствию” лечения курильщика. Не говоря уже о массовом выходе из строя людей вполне трудоспособного возраста, экономических потерях на производстве и т.д.
В связи с этим г-н Сельцовский считает необходимым вывести всю табачную торговлю в отдельные специализированные магазины, что является логическим продолжением национальной концепции борьбы с табакокурением, положенной в основу федерального закона. Идея эта, успешно реализованная в ряде развитых стран мира, имеет несколько безусловно позитивных моментов.
Во-первых собираемость налогов с таких торговых точек будет, безусловно, выше в силу более легкой проверяемости их на предмет “левого” товара. В итоге лечение заболевших курильщиков будет частично оплачено из кармана торговцев табаком, что вполне справедливо в социальном плане. Во-вторых, “левый”, то бишь контрафактный товар можно будет достаточно просто отсечь и не допустить к продаже в спецмагазинах. В-третьих, исполнение самого антитабачного закона в части запрета на поштучную торговлю табачными изделиями и продажу их несовершеннолетним вполне поддается контролю в случае специализированной торговли. Такая торговля табаком имеет еще целый ряд позитивных аспектов. В любом случае это один из успешно опробованных во многих странах способов борьбы с курением, а значит, борьбы за здоровье нации.
Тем временем ВОЗ обратилась через интернет к представителям мира моды, деятелям американской и индийской киноиндустрии с просьбой не облагораживать курение и не превращать сигареты в “модный аксессуар”. “Если табачный продукт создает образ мужественный или женственный, утонченный или грубый, сексуальный или спортивный, в этом вина маркетинга, – говорится в обращении ВОЗ. – И сильнее всего эти образы работают в контексте кино и моды. А в настоящий момент в Женеве 192 члена ВОЗ обсуждают всемирный антитабачный договор – проект его должен быть согласован 28 февраля и одобрен в мае этого года.
Впрочем, если верить “МК”, оказывается, в нашем отечестве курить уже и так стало немодно. Мода на курящих людей в России проходит – так говорят опросы наших сограждан. 70 процентов россиян отрицательно относятся к курению в общественных местах, а положительно – только 8 процентов, утверждают социологи исследовательской компании “Romir monitoring”. Но что характерно: чем выше уровень образования россиян, тем меньше процент тех, кто отрицательно относится к курению в общественных местах. Как ни странно, именно интеллигенция чаще выказывает свое безразличие к курению в общественных местах и демонстрирует лояльность к любителям “Беломора”.
А вот Совету Федерации дым совсем застил глаза. И посему еще с нового года там было наложено “вето” на курение. Как сообщила “Парламентская газета”, теперь, в соответствии с законом “Об ограничении курения табака”, во всех служебных помещениях, на рабочих местах, лестницах и туалетах курить запрещено. При этом для обладателей вредной привычки отведены специальные места, а в основном здании оборудована специальная “курилка”, оформленная по евростандарту. Не выходя из которой, можно теперь по телетрансляции смотреть пленарные заседания палаты.
И вообще руководство СФ надеется, что решение проблемы курения на рабочих местах в верхней палате станет примером и для других организаций. Что же касается, широкой сенаторской массы, то один из ее представителей, пожелавший остаться неизвестным, заявил, затягиваясь “Парламентом”, в мягком кресле эксклюзивной “еврокурилки”: “пить-то мы все равно будем, а вот курить не бросим”