В последнее время можно с удовлетворением отметить, что аккредитованные в нашей стране топ-менеджеры транснациональных корпораций в своих интервью российской прессе все чаще объясняются в любви. Стоит акклиматизироваться и немного поработать в наших суровых условиях – и уже питают к России лучшие чувства. Тем более что российский налоговый и инвестиционный климат они находят отнюдь не суровым, а совсем наоборот – все более благоприятным. Во всяком случае именно так заявил, к примеру, в своем осеннем интервью “Российской газете” финансовый директор компании JTI в РФ г-н Райан Ли. Этот финансист-меломан из Великобритании трудится в Москве уже семь лет и успел полюбить здесь не только оперу, но и свою основную работу, считая ее особенно интересной и привлекательной с профессиональной точки зрения. Огромное поле деятельности и постоянно и расширяющийся российский рынок, масштабные перемены к лучшему в экономике – все это его буквально “завораживает” и побуждает к активным действиям.
Финансовый менеджер JTI отмечает в российской налоговой системе явные тенденции к улучшению. Он, в частности, удовлетворен уменьшением налогов с оборота и, разумеется, низкой (относительно развитых стран) ставкой акцизов на табачную продукцию. Рост покупательной способности сказался и на табачном рынке, вызвав повышение потребления более дорогих и качественных сигарет. А инвестировать в качество своих изделий производителей побуждает разумное налогообложение, роль которого следует особо подчеркнуть. И по сравнению, например, с Англией, где сумма налогов превышает 80 процентов цены пачки сигарет, в России разумные налоги естественным образом защищают производителей от таких напастей как контрабанда и изготовление “левой” продукции. Поэтому руководство компании JTI и оценивает табачный бизнес в России как практически стопроцентно легальный (конечно, за совсем небольшим исключением).
И будет тем более обидно, если существенный рост табачных акцизов в результате грядущей реформы приведет к увеличению выпуска подпольной продукции и контрабанде сигарет. Ведь то, что так или иначе работает в Европе, может обернуться серьезными проблемами в России. Вот и введение смешанной системы взимания акцизов вместо специфической приведет к большему росту розничных цен именно на дорогие и качественные сигареты. Россия – курящая страна с невысоким по сравнению с Европой уровнем доходов. И если большинству курящих граждан качественная продукция станет не по карману, то очень может быть, что они предпочтут перейти не на более дешевые сорта, а как раз на контрабандную и контрафактные табачную продукцию дорогих марок. Кроме того, и экспорт дорогих брэндов из страны станет невыгодным с увеличением их цены.
Табачно-финансовый олигарх, завороженный “Снегурочкой” из Большого театра, предостерегает российское руководство и от стопроцентного перераспределения акцизов в федеральный бюджет. Поскольку это потребует усиленного администрирования и приведет к ухудшению экономической ситуации в тех регионах, где расположены основные табачные производства. Ведь следует учитывать, что за рубежом применение принципа поступления акцизов в бюджет той территории, где сигареты потребляются, происходит не путем бюджетного перераспределения, а путем взимания оных на уровне розничной продажи, но не оптовой реализации.
Г-н Ли также напоминает, что в странах Евросоюза акциз взимается с розничной цены пачки сигарет, но только не с отпускной, как предлагается сделать в России. Если государство готово полностью отслеживать стоимость сигарет во всех регионах, то вначале надо принять закон о регулируемом ценообразовании на табачные изделия. И вводить на них фиксированные розничные цены, совсем как с было в СССР… и т.д. и т.п. В общем нашим фискальным органам остается только посочувствовать. Не собрать им табачных акцизов по новой системе! Слишком много неясностей и подводных камней их ожидает.
А между тем, транснациональные корпорации, надо думать, и возлюбили Россию именно за возможность работать в условиях минимального вмешательства государства на табачном рынке.
Что и не преминул отметить глава российского офиса Philip Morris Марк Дюрст в своем интервью ” Русскому фокусу” о состоянии и перспективах развития российского табачного рынка по случаю 10-летнего юбилея деятельности компании на этом рынке.
При этом сам г-н Дюрст как раз привык действовать в условиях более жесткого контроля бизнеса со стороны властей, как в странах Европы и американского континента. И только поддержал бы введение разумных мер регулирования со стороны государства и здесь, в России. Тем более, что он сам как раз приехал в страну в памятном для многих бизнесменов августе 1998 году. Разразился кризис, на который менеджеры “ФМ” не смогли среагировать достаточно быстро и, в общем-то, бизнес компании существенно пострадал. Но, может, это и к лучшему, потому что кризис заставил многое выстраивать фактически заново. И в конце концов добиться успеха. В общем, умом Россию не понять и все хорошо, что хорошо кончается.
По мнению г-на Дюрста, с 98-го года ситуация улучшилась, и параллельно изменился потребительский спрос. Учитывая эти три-четыре года, сейчас можно более успешно делать прогнозы на будущее. Во всяком случае, на сегодняшний день менеджеры “ФМ” очень хорошо представляют разницу между Москвой и еще несколькими большими городами, которые в компании стали называть “группой А”, и остальной частью страны. Лучше стали понимать разницу между потребителями-женщинами и потребителями-мужчинами. И все это позволяет сегодня действовать “проактивно”, т.е. работать над изменениями в будущем.
Например, недешевая продукция “ФМ” никогда не конкурировала с “Примой”. Но сейчас введением марки “Оптима” компания расширяет рамки своего портфеля в сторону более низкого ценового сегмента (от трех до восьми рублей), второго по величине в России. И эти сигареты стали весьма успешными по объемам продаж, уже сейчас заняв 3 процента рынка. Тем более что при новой комбинированной системе акцизов определенные преимущества получат как раз недорогие сигареты с фильтром. Но разница между дорогими и дешевыми сигаретами с фильтром теперь будет чрезвычайно большой, считает г-н Дюрст.
Еще одной непостижимой тайной загадочной русской души остается для топ-менеджера Philip Morris и механизм формирования розничной цены на сигареты. Цены в рознице определяются самими продавцами, несмотря ни на какие рекомендации производителя. И маржа в розничной торговле совершенно фантастическая! В среднем 20 процентов, а по Москве и того выше – 25 процентов. И это на товар, который, по идее, должен оборачиваться в течение двух-трех дней. Что поделаешь, еще не слишком развита конкуренция. Хотя маржа, кажется, потихонечку снижается, Появляется больше магазинов, торгующих со скидкой, и продавцов, которые лучше начинают понимать бизнес. Кстати, оптовая маржа в России очень небольшая и отражает стандарты, принятые в других странах.
Что касается проблемы несанкционированного производства международных брэндов, то г-н Дюрст считает, что здесь ситуация в России кардинально изменилась и теперь стала лучше, чем на многих других европейских рынках. Прежде всего это связано с низкими розничными ценами, которые существуют в России, а также принятыми мерами со стороны властей. То есть подделка сигарет на российском рынке в настоящее время не является большой проблемой.
А вот проблема недобросовестной конкуренции производителей на российском табачном рынке остается актуальной для небольших фабрик, но не для Philip Morris и ее транснациональных сотоварищей. Но ничего не поделаешь, сегмент сигарет без фильтра так или иначе неуклонно сокращается. И если говорить о справедливости, то она на российском рынке все-таки есть. Но, по мнению г-на Дюрста, с точки зрения рыночной практики ситуация немножко другая, когда вопрос касается законодательной деятельности. Некоторые компании пытаются оказать влияние на процесс законотворчества, используют практику, которая способствует проведению определенных законопроектов. Практику, которую Philip Morris не позволяет себе использовать, но с которой, увы, придется мириться и дальше.
Этот осторожный пассаж топ-менеджера Philip Morris заставляет вспомнить о том, как представителям компании ВАТ не так давно удалось “приворожить” думских депутатов, которые и проголосовали за акцизную реформу, выгодную основным конкурентам “ФМ”. Впрочем, не только им, но и прежде всего отечественным производителям. Но это уже совсем другая – “акцизная история”. Которая, кстати, еще не закончилась.