Юбилей "ФМ" на фоне конкурентной борьбы

0:00
0

За неделю до Международного дня отказа от курения компания компания Филип Моррис отметила десятилетний юбилей своей деятельности на российском рынке. С чем ее и поздравил “Русский табак”.

В отличие от своих российских собратьев, мировой лидер табачной индустрии начал деятельность в нашем отечестве отнюдь не с махорочного производства, а с открытия московского офиса. Команда из десяти человек приступила к работе, которая через десятилетие сформировала бизнес, приносящий только российскому бюджету почти 300 миллионов долларов в год. “РТ” поздравляет своих друзей-“филипков” с юбилеем и, не останавливаясь на романтической стороне грандиозных свершений, в цифрах представляет современное положение компании в России.

Общий объем инвестиций 547 млн. долларов США. Краснодарская фабрика (с 2001 года официально называется ОАО “Филип Моррис Кубань”) – 187 млн., “Филип Моррис Ижора” – 360 млн. Общий объем производства – 70 млрд. (прогноз на 2002 год). Из них 30 млрд. – краснодарского производства, выросшего за девять лет в девять раз, и 40 млрд. – ижорского, начинавшегося с нуля (на месте фабрики был лес). В прошлом году общее производство составили более 53 млрд. В этом году прекращен импорт, потребности рынка полностью закрываются внутренним производством. Более того, начат экспорт продукции. Как пояснил на пресс-конференции управляющий директор “Филип Моррис Сейлз энд Маркетинг” г-н Дюрст, на сегодня из России налажены регулярные поставки на рынки Белоруссии, Молдовы, Украины и в другие страны. Компания намерена далее развивать экспортные поставки и не ограничиваться странами СНГ, хотя ближнее зарубежье – это основное экспортное направление.

Доля рынка – 23,3 процента по последним данным “БА”. Ведущие марки хорошо известны даже отъявленным борцам с курением. По кулуарным сведениям, последняя новинка “Next” была принята очень хорошо. А предыдущая марка, “Оптима” уже занимает 3 процента всего российского рынка. Вопреки ожиданием, компания не раскрыла на пресс-конференции никаких секретов своего успеха, кроме одного: за 10 лет число сотрудников увеличилось в 285 раз, и все они – просто супер таланты!

В общем, как замечает “Трибуна”, “Филип Моррис” за 10 лет благополучно укоренился в России и намерен расширять свое присутствие на отечественном рынке. Всевозможным борцам с курением тоже есть чем утешится: в день рождения своего первого офиса табачный лидер заявил о намерении расширять не только свой “убийственный” бизнес, но и благотворительную деятельность. Например, скоро стартует социальная программа по спасению беспризорников, которую компания “ФМ” намерена проводить совместно с Торгово-промышленной палатой РФ. При этом спонсоры собираются финансировать отнюдь не соответствующие госслужбы, признанные заниматься проблемой беспризорников, а совсем наоборот, оказывать непосредственную помощь 20 детским приютам в 11 российских городах

Philip Morris понравилось вкладывать деньги! Так комментирует “Ъ” заявление руководителя российского офиса об увеличении объемов производства по итогам 2002 года на 30 процентов – до 70 млрд. штук сигарет. А губернатор Ленинградской области, где и предполагается инвестировать еще 30 млн. долларов в развитие мощностей фабрики “ФМ Ижора”, в своем интервью газете “Ведомости” обещает не лишать компанию налоговых льгот. Пока. А то ведь как только появились у области дополнительные доходы от уплаты акцизов этой крупнейшей табачной фабрикой, их немедленно отнимает правительство в федеральный бюджет в результате акцизной реформы. А между прочим, когда заключали инвестиционное соглашение с “ФМ”, рассчитывали на определенные условия, по которым и получает сегодня налоговые льготы “ФМ Ижора”.

Впрочем, несмотря на акцизные проблемы, “Время новостей” отмечает здоровый оптимизм руководства компании, который построен на десятилетнем опыте работы в России. Ведь еще в 1994 году компании приходилось импортировать в страну 88 процентов сигарет, а сейчас вся продукция производится на фабриках в Ижоре и на Кубани. В следующем году Марк Дюрст ожидает увеличения присутствия на российском рынке на 30 процентов. А эксперты утверждают, что если это и произойдет, то за счет других игроков, т.к. рынок устоялся и значительных изменений на нем уже не предвидится. Значит, в следующем году следует ожидать дальнейшего ужесточения конкуренции. Ведь основные конкуренты “ФМ” также отметили свои юбилейные даты выдающимися успехами.

Вот, например, компания JTI тоже отметила свое десятилетие присутствия в России. И, как заявил ее финансовый директор г-н Райан Ли в интервью “Российской газете”, “компания добилась впечатляющих успехов, заняв лидирующие позиции на рынке”. Действительно, разве не стали сегодня самыми популярными сигареты “Петр I”, “Русский стиль”, “Magna”, “More” и “Monte Carlo”?

А компания ВАТ вообще недавно получала поздравления с вековым юбилеем! При этом по наблюдению “Ъ”, последнее десятилетие было ознаменовано особенно бурным ростом, что не в последнюю очередь связано с успехами BAT в России. Из небольшого представительства, открытого здесь в 1991 году, компания выросла в одну из крупнейших табачных групп, владеющую тремя фабриками (Москва, СПб, Саратов), широким спектром брендов и более чем семьюдесятью торговыми представительствами. И, наконец, самая большая ценность – “ВАТ Россия”: почти 3000 сотрудников, беззаветно посвятивших себя общему делу.

Недавно “Русский табак” сообщал, что ВАТ обнародовала результаты своей деятельности за три квартала 2002 года и рапортовала о семипроцентном росте прибыли. При этом в России увеличение объемов реализации наблюдается у таких марок, как Kent, Vogue и Pall Mall. Наибольший рост прибыли пришелся на третий квартал года, благодаря чему общий показатель девяти месяцев вырос на 4 процента, перекрыв, таким образом, некоторое снижение объемов в первой четверти года.

Так что у ВАТ, вероятно, были основания поставить под сомнение результаты исследования рынка сигарет, проведенного агентством “БА”, согласно которым в третьем квартале марка “Ява золотая” уступила первое место сигаретам L&M компании “Филип Моррис”. (Об этом писал журнал “Компания”.)

Похоже, все-таки компания ВАТ в последнее время не имеет равных и успешно конкурирует с “ФМ” если не в сфере благотворительности, то по своему присутствию в различных консультативных советах и бизнес-ассоциациях. Например, в качестве члена Консультативного совета по иностранным инвестициям при правительстве РФ. Директор ВАТ по корпоративных связям г-н Аксенов проявлял особую озабоченность в связи с проблемой возврата НДС. Он предлагает ввести упрощенную схему возврата НДС для стабильно работающих компаний, которые исправно платят налоги.

Ну а основной отечественный конкурент табачных транснационалов – ОАО “Донтабак”, помнится, также отмечал прошедшим летом свой 145- летний юбилей, с которым его и поздравлял “Ъ”, а также другая пресса. При этом отмечалось, что крупнейшему налогоплательщику Ростовской области, несмотря на реконструкцию и возросшую конкуренцию, удалось-таки сохранить в 2002 году достигнутые объемы производства. И на том спасибо. Но зато “Донтабак”, чей гендиректор г-н Саввиди, дружит с философами из Ростовского университета, стал недавно спонсором III Российского философского конгресса, проходившего в городе Ростове. О чем и сообщила газета “Версты”,

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ