Табачный "середняк" в борьбе за выживание

0:00
0

В отличие от некоторых табачных аналитиков, гендиректор Ассоциации “Табакпром” В.Н. Теревцов, получивший недавно почетный титул “Старейшина табачной индустрии”, смотрит в будущее этой самой индустрии, кажется, вполне оптимистично. В интервью “Русскому табаку” он напомнил, что именно Ассоциация с 1993 года представляет интересы табачных производителей в Госдуме, министерствах и ведомствах, помогая решать их проблемы на федеральном уровне и, стараясь при этом учитывать интересы всех своих членов. Во всяком случае, с точки зрения г-на Теревцова, одна проблема – насыщения отечественного рынка – сегодня решена полностью. И это уже не так плохо. При этом многие средние фабрики – такие, как Прокопьевская, Бийская, Омская, Астраханская, Альвис, Новость, Астра, “Елецкий табак” и др. – несмотря на мрачные прогнозы, продолжают более или менее успешно работать, хотя и переживают определенные трудности.

Вот недавно “РТ” поздравил с 60-летием Канскую табачную фабрику, на которой когда-то, в военном 42-году открылось в Красноярском крае стратегическое махорочное производство. Говорят, что на фронте самокрутка из канской махорки, приравнивалась по своей значимости к боевому патрону! А сегодня это производство представляет собой причудливый конгломерат из старых корпусов и современного компьютеризованного оборудования. Но продолжает оставаться стратегическим. Ведь три сотни сотрудников фабрики являются сегодня главными “спонсорами” городского бюджета, обеспечивая для него пятую часть налоговых поступлений. Более того, предприятие исправно выплачивает дивиденды своим акционерам, в том числе и владельцу контрольного пакета – краевому комитету госимущества. За прошедшие три квартала 2002 года фабрикой выпущено 28661 млн. сигарет и папирос, при этом объемы производства не уменьшились, а сохранились на уровне 2001 года. В бюджеты всех уровней фабрикой было уплачено всего налогов 71.7 млн. рублей, из них акцизных сборов – 44.3 млн. В настоящее время фабрика работает на 90-100 процентов загрузки от проектной мощности. По словам директора г-на Гончаренко, предприятие крайне заинтересовано в модернизации, в частности, в налаживании качественного производства овальных сигарет в твердой упаковке. Но чтобы воплотить эту идею в жизнь, необходимо порядка 60 млн. рублей инвестиционных вложений.

Другая среднестатистическая российская табачная фабрика – Бийская – существует с 1915 года. На протяжении всего прошлого века она обновлялась, реконструировалась, несколько раз переименовывалась (в зависимости от политической конъюнктуры) и, как утверждает “РТ”, к настоящему времени превратилась в современное, рентабельное и перспективно развивающееся предприятие, где трудятся 500 человек. Более того, фабрика принадлежит к узкому кругу отечественных производств, где хорошо знакомы с технологией производства взорванной жилки, благодаря чему удается экономить до 15 процентов листового табака. Продукция же Бийской табачной фабрики успешно конкурирует с изделиями российского табачного гиганта ОАО “Донтабак”, которому так и не удалось завоевать прочные позиции в Сибири.

Как пишут “Ведомости”, такие попытки были, но сегодня производство на дочерней фабрике “Донновосибтабак”, пришлось, увы, законсервировать. Конкуренты говорят, что к провалу привела неправильная стратегия: решение доставлять готовый табак из Ростова-на-Дону и фасовать его в Новосибирске сделало сигареты слишком дорогими. Впрочем, менеджеры сибирских табачных компаний также жалуются на тяжелую жизнь в конкурентной борьбе с “транснационалами”, утверждая, что в целом по Сибири на отечественных фабриках падение производства составляет 20-30 процентов. Говорят, что Прокопьевская и Омская фабрики уже почти банкроты, а Канская и Бийская держатся пока за счет своего курильщика, но его год от года все меньше.

Переместимся, однако, с востока на запад. Тем более что “Русский табак” анонсирует появление в ближайшем будущем в Москве представительства Балтийской табачной фабрики, которая находится в Калининграде. Директор фабрики г-н Казаков при этом заверил, что будет налаживать дистрибуцию в центральном регионе исключительно своими силами, не прибегая к помощи основных дистрибуторов. За последний год общий объем выпущенной продукции БТФ составил 4 млрд. сигарет, а наиболее популярной считается марка “Ростовские”, которая успешно продается в южном регионе. Конкурируя, опять же, с продукцией ОАО “Донтабак”! Всего же в портфолио фабрики насчитывается 15 марок в различных модификациях: “Волжанин”, “Сталинградские”,”Нижегородские”, “Космос”, “Bayron Classic”, “Bayron”, “Joe Black”, “Feast”,”Lifa Menthol”, “Victory”, “Modern”, “Modern Premium”, “Windser” и “E95”.

В политику компании входит выпуск только фильтровых сигарет в ценовом сегменте от 4 до 7 рублей. А секрет маркетинговой политики БТФ в том, что каждую марку фабрика поставляет в свой отдельно взятый регион.

На рынок центрального региона БТФ собирается выходить с “Modern Premium”, “Windser” и “E95”. Это новые бренды компании, и цена на них пока не установлена. Год назад, эти новинки БТФ демонстрировались на первом международном табачном форуме “Tabak Expo”. Правда, тогда всем бросилось в глаза их откровенное внешнее сходство с всемирно известными брэндами. На сегодняшний день дизайн пачек изменен и скоро они появятся на прилавках Москвы и центрального региона. (Отметим здесь здравомыслие маркетологов из БТФ, которое следовало бы принять во внимание другим отечественным производителям, частенько балующимся брендовой мимикрией.)

Вот и “Ъ” недавно сообщал, что российскому МАП пришлось вступиться за обиженную ТНК Gallaher, защищая ее брэнды от посягательств со стороны фабрики “Золотой червонец”. В результате этому табачному монстру из Краснодара было предписано прекратить выпуск и реализацию своих сигарет “Новость” и ТД на том основании, что их упаковки сходны с упаковками сигарет “Новость” и LD, производимыми “Лиггет-Дукат” – московской “дочкой” британской компании. Причем это сходство было подтверждено Роспатентом на основании заявления представителей “Лиггет-Дукат”. И это уже не первый случай на отечественном табачном рынке. Вот, помнится, осенью 1999 года другой российский табачный магнат “Инвест-траст” выпустил сигареты “Евро-стрит” и “Союз-планета”, которые как-то слишком напоминали (по внешнему виду) продукцию Philip Morris – Bond Street и “Союз-Аполлон”.

Однако модная нынче тема брэндов и их имитации требует отдельного разговора, а пока приведем главный постулат брэндинга – науки о создании торговых марок: “хороший брэнд требует хороших денег”. Ну и как тут быть отечественным табачным “середнякам”?

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ