Серьезные табачные аналитики, видимо, благополучно “переварив” свежие данные статистических и маркетинговых исследований, в последнее время активизировались, выдавая “на гора” свои выводы и прогнозы. Которые по-прежнему не слишком утешительны. Ну никак не может российский табачный рынок выйти из кризиса перепроизводства! И как же ему выйти, если, как утверждает “Русский табак” со ссылкой на рейтинг “Эксперт-200”, табачная промышленность еще раз подтвердила, что она и есть та курица, которая несет золотые яйца. В 2002 году она сохранила свою высокую рентабельность на фоне падения этого показателя в целом ряде секторов экономики, а по темпам роста производительности труда опережает даже нефтегазовую промышленность. Экстремально высоких результатов по рентабельности (23 процента и более!) добились самые крутые передовики табачного производства – “Филип Моррис Ижора” и “Балканская звезда”. Конечно, они вошли и в семерку представителей табачной отрасли, которая попала в рейтинг крупнейших компаний России по объему реализации продукции “Эксперт-200”. Ну, а первой в этом списке значится питерская фабрика “Петро” (JTI).
Кстати, очень может быть, что прочие табачные производители скромно утаивают свою истинную рентабельность и объемы выпуска продукции. Впрочем, рейтинги бывают разные, иногда спорные. Вот и “Ъ” сообщает, что компания “Бизнес-Аналитика” представила результаты мониторинга российского табачного рынка в третьем квартале. Примечательны они тем, что впервые за четыре года здесь произошла смена лидера. Вместо “Явы золотой” (BАТ), лидировавшей на рынке сигарет с фильтром с 1998 года, на первое место вышли L&M (Philip Morris). По оценкам экспертов, есть как минимум три причины нынешних изменений на рынке. Первая – огромный рекламный бюджет L&M. По некоторым данным, он составляет более $10 млн. в год, что понятно: наряду с Marlboro L&M является ключевой маркой для Philip Morris. Вторая причина – переток курильщиков в более высокие ценовые сегменты в связи с ростом доходов населения. Кроме того, специалисты указывают на слишком частые смены рекламной концепции “Явы золотой”. В общем, выкуривает L&M “Яву золотую”!
Правда, в самой ВАТ с этим не согласны. ВAT сейчас не прибегают к услугам “Бизнес-Аналитики”, используя собственные системы мониторинга рынка. Как уверяет директор по корпоративным отношениям В. Аксенов: “Мы следим за продажами в 100 крупнейших городах, и, по нашим данным, “Ява золотая” по-прежнему лидирует в объемном выражении на рынке”. При этом все участники рынка в один голос признают, что конкуренция в среднем ценовом сегменте достигла критического уровня. Например, в диапазоне 7-17 рублей сконцентрированы сразу несколько марок с очень большими рекламными бюджетами (“Ява золотая”, “Петр I”, L&M, LD, Bond Street). И табачные компании в борьбе за рынок готовы начать ценовые войны.
Эксперты “Финансовых известия” также в очередной раз констатируют, что кризис перепроизводства в табачной промышленности обостряет конкуренцию между компаниями. Емкость российского табачного рынка в денежном выражении сейчас составляет около $5 млрд. Бюджетные поступления от отрасли только в виде акциза превышают 10 млрд. рублей в год. Однако внутри отрасли далеко не все идет гладко. Третий год подряд табачная промышленность испытывает кризис перепроизводства. В прошлом году при емкости 290-295 млрд. штук табачных изделий излишки произведенной продукции составили 85-100 млрд. штук. Перенасыщенность рынка достигла 30 процентов. Эта тенденция сохранилась и в 2002 году, в котором будет произведено 380 млрд. штук табачных изделий, а емкость рынка останется на уровне прошлого года.
И в ожесточенной конкурентной борьбе на фоне перепроизводства россияне сильно проигрывают международным компаниям. По данным компании “Бизнес-Аналитика”, в пятерку самых быстрорастущих сейчас марок входят два брэнда “Лиггетт-Дуката” и по одному Philip Morris, BAT и “Реемтсма-Империала”. Большинство российских производителей не могут похвастаться такими успехами. Их обороты не позволяют заниматься рекламой, хотя продвижение марок сейчас необходимо. Они не могут удержать позиции даже у себя дома. Большинство фабрик с российским капиталом постоянно сокращают объемы производства. Необходимых им финансовых вложений не было уже более 10 лет, поэтому оборудование давно устарело. Поэтому в ближайшие 2-3 года неминуемо банкротство и ликвидация 40-50 табачных фабрик. А оставшимся на плаву средним и мелким производствам придется консолидироваться, чтобы выдержать давление западных компаний. Начнут создаваться холдинги, в состав которых войдут не только производители, но и сбытовые компании с дилерской сетью.
Сейчас большинство российских фабрик не имеют собственной дистрибуции и целиком зависят от региональных и местных оптовых компаний. Проблемы со сбытом сейчас есть у каждого, даже таких “гигантов”, как “Донтабак”. А, к примеру, успех компании ВАТ стал возможным во многом благодаря именно новой системе дистрибуции, действующей с начала года. Поэтому не исключено, что транснационалы в скором времени начнут покупать дилерские сети у своих нынешних генеральных дистрибьюторов. Среди региональных и местных оптовиков пойдет процесс слияний и поглощений. Это необходимо, поскольку иначе приход на наш рынок международных торговых компаний, неизбежный после вступления России в ВТО, может в корне изменить всю систему дистрибуции в стране.
Вот и прогнозируют аналитики, что кризис перепроизводства приведет не только к демпинговым войнам производителей, но и к более активным действиям по выходу на внешние рынки. Наиболее перспективными направлениями здесь могут стать экономически нестабильные страны арабского, южноазиатского и латиноамериканского регионов. Правда, объем российского легального экспорта минимален и в прошлом году составил всего-то 1,8 млрд. штук (около $16 млн.). За первое полугодие 2002 года российские фабрики официально вывезли за рубеж около 0,4 млрд. штук табачных изделий на сумму почти $5 млн. По данным “Грандтабака”, 70 процентов легального экспорта сейчас идет в страны ближнего зарубежья, 21 процент – в Монголию, остальное – в Израиль, Арабские Эмираты, Югославию и Турцию. Нелегальные же поставки (по экспертным оценкам их объем составляет 30-50 млрд. штук в год) отправляются в страны СНГ и Балтии. Доминирующие позиции в экспорте сейчас занимают марки LD, “Русский стиль”, “Балканская звезда”, “Золотое кольцо”, “21 век”, “Донской табак”, а также Parlament, Camel, Winston. Наибольшие объемы официальных поставок приходятся на компании “Лиггетт-Дукат”, “Филип Моррис Ижора”, “Петро” и “Донской табак”.
Ведь российский табачный рынок по-прежнему представляет собой рай для контрабандистов. Правда, у нас сигареты очень дешевы, и продавать в России контрабанду уже не имеет смысла. А вот нелегальные экспортные поставки очень выгодны производителям из-за различного уровня налогов на табачную продукцию в России и других государствах. Производители официально не нарушают закон и часто выпускают сигареты легально – просто изготавливают партию под оплаченный заказ. Зачастую они знают, что их заказчик – контрабандист, но сами способствуют “серому” экспорту. Говорят, что официальные табачные дистрибуторы стараются не связываться с нелегальным вывозом. Зато им очень просто создать дочернюю компанию-однодневку “Рога и копыта”, которая и закроется, произведя 2-3 экспортных операции.
Так что в текущем году и “белым” и “серым” экспортерам можно не волноваться – курительных изделий хватит на всех. Ведь по прогнозу “ФИ”, объемы роста производства табака в России будут стабилизированы только в 2003 году, а и лишь в 2004 году начнут немного падать. Как у цивилизованных людей.