Наконец то “Русский табак” обрадовал табачных производителей последними сообщениями из Думы! И не только их, а также дистрибуторов и оптовиков, у которых, по данным МНС, с 1999 по 2002 год складские остатки табачной продукции на 1 января выросли аж в шесть раз (в связи с кризисом перепроизводства). Табачники должны вздохнуть свободнее, узнав, что Комитет Госдумы по здравоохранению поддержал предложение председателя аграрного Комитета Кулика Г.В. о продлении срока продаж сигарет в пачках со старым образцом предупредительной надписи. Ведь согласно Закону “Об ограничении курения табака”, с 1 января 2003 года каждая пачка табачных изделий должна содержать предупредительные надписи о вреде курения и информационную надпись о содержании смолы и никотина в дыме сигареты. С момента подписания Закона прошел почти год, однако этого времени для табачных производителей оказалось мало, – только некоторые имеют возможность полностью перейти на новый вариант упаковки.
Как заявил руководитель Ассоциации “Табакпром” В. Теревцов, для российских табачных производителей это один из серьезнейших вопросов на сегодняшний день, требующий немедленного решения. “Табакпром” всерьез занялся этой проблемой и, как видим, успешно пролоббировал ее в Думе. Сейчас большинство произведенной и отгруженной продукции находится на складах, а полугодовая отсрочка даст дистрибуторам возможность избавиться от нереализованных сигарет в старой упаковке и избежать крупных денежных потерь. Окончательная же судьба сигарет в пачках старого образца будет решена на пленарном заседании ГД, которое состоится в конце года. Так что лоббирование надо продолжать.
Между тем “Труд” недавно похвалил табачников за примерное поведение. Отмечено, что в отношении выполнения требований Минздрава и федеральной санэпидемслужбы к маркировке пищевых продуктов (к которым, как ни странно, относятся и табачные изделия) именно табачники как раз и ведут себя более чем лояльно. Наиболее ответственные из них информацию о содержании никотина и смолы в своих изделиях начали размещать на упаковках еще даже до вступления в силу соответствующего закона. И конечно, оперирующие на нашем табачном рынке крупнейшие ТНК в числе первых занялись добровольной антирекламой табака. Не иначе как руководствуясь принципом социальной ответственности и заботясь об информированности своих потребителей, они досрочно начали производить свои изделия для российского рынка в новой упаковке – со всеми необходимыми, надписями, предупреждающими о вреде курения. Например, потребители “Винстона” или “Кэмела” уже с нынешнего лета могли разглядеть на пачках своих сигарет кроме основной надписи: “КУРЕНИЕ ОПАСНО ДЛЯ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ”, еще и дополнительные предостережения: “ОГРАДИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ТАБАЧНОГО ДЫМА”, “КУРЕНИЕ ТАБАКА ВЫЗЫВАЕТ НИКОТИНОВУЮ ЗАВИСИМОСТЬ” и др.
Отрадно, что сами производители проявляют ответственный подход к потребителям, поддерживая тем самым усилия государства по утверждению на рынке общепринятых цивилизованных норм.
Правда, в отличие от наивных журналистов, проницательные медики – активисты ВОЗ что-то не очень верят сказкам транснационалов о “социальной ответственности”. Именно скрытая реклама своей продукции, которая ведется табачными корпорациями под видом спонсорской деятельности и даже борьбы с курением, волнует сегодня общественные антитабачные организации всего мира. Такого рода проблемы и обсуждались прежде всего на европейской конференции в Словении, посвященной подготовке Рамочной конвенции о контроле над табаком, о которой писали “Известия”.
Кто поддерживает требования общественных организаций о запрещении курения подростками, о размещении на пачках сигарет надписей “Запрещено для продажи несовершеннолетним”, о снижении содержания в табачном дыме смол и никотина? – Корпорации типа “Филип Моррис”, “Бритиш-Америкэн тобакко”, “Реемстма” и “Ротманс”. Компании с миллиардными оборотами провели многочисленные исследования, привлекли лучших психологов и специалистов по рекламе и установили, что запрещение подросткового курения приводит к обратному эффекту – юноши и девушки стремятся стать как можно скорее “взрослыми” и начинают курить. А снижение содержания никотина и смолистых веществ, легко достигаемое на заводах крупных корпораций, не может быть проведено на местных небольших фабричках, которые в результате вытесняются с рынка.
Значительное внимание участники конференции уделили проблеме, связанной с курением “легких”, “сверхлегких” и “мягких” сигарет. В медицинских кругах считается доказанным, что никаких преимуществ в смысле сохранения здоровья эти сигареты не дают. Слова “легкие” и “сверхлегкие” вводят в заблуждение и являются фактической рекламой, поэтому в конвенции предлагается запретить их использование. Проведенные за последние 15 лет исследования показали, что указанные на пачках “легких” сигарет цифры содержания смолы и никотина не соответствуют действительности. Курильщики легко могут получать столько же никотина из “легких” сигарет, сколько и из обычных. Для этого они увеличивают объем затяжки, затягиваются чаще и сильнее, в результате получают гораздо больше никотина и смол. Таким образом, на конференции было сделано “медицинское заключение”, что, если уж писать не пачках сигарет “легкие”, то на бутылках водки, наверное, следует писать – “печень”. А также согласован предварительный текст конвенции, принятый затем на саммите ВОЗ, состоявшемся вскоре в Женеве, конечно, с участием российских представителей. Эта конвенция должна быть окончательно принята ВОЗ в 2003 году и не должна содержать положений, за которые могли бы “уцепиться” самые изощренные транснационалы с помощью своих дорогих адвокатов.
А как утверждает “Российская газета”, в предварительном тексте конвенции содержатся такие спорные требования, как “запрет явно вводящих в заблуждение названий, использующих такие слова как “легкие”, “умеренные”, “ультра малые” и т.п. Отмечается, что каждая сторона должна обязаться поднимать свои табачные налоги так, чтобы табак не становился более доступным. Это означает увеличение табачных налогов, с превышением роста инфляции.
Вот и получается, что борьба с курением, переходит теперь на новый, экономический уровень. На саммите ВОЗ правительствам 192 стран, входящим в организацию, в том числе и России, было предложено поднять цены на табачную продукцию от 5 до 10 % , введя дополнительные налоги. Представители ВОЗ утверждают, что этот шаг поможет спасти миллионы жизней, ссылаясь на данные Всемирного банка, согласно которым увеличение цен на десять процентов приведет к сокращению числа курильщиков на 40 миллионов человек, а еще несколько миллионов не начнут курить.
Поднимутся ли мировые цены на табак по приказу медиков или нет, в любом случае до окончательного принятия варианта конвенции у России есть время на размышления.
Но “Трибуна” уже выражает свое соболезнование отечественным курильщикам, которые едва успели смириться с вступившим в силу антитабачным законом. И у которых в результате призывов ВОЗ поднять цены теперь окончательно сдадут нервы. Ведь согласно последним данным, которые сообщил все тот же Миздрав РФ (и которые сильно занижены по сравнению с данными налоговиков и табачных маркетологов) россияне тратят на приобретение табачных изделий 1 млрд. долларов в год. При этом в рамках одной российской семьи в среднем “прокуривается” 15 процентов семейного бюджета. И, несмотря на последние медицинские данные об одинаковой вредности “Примы” и “Мальборо”, есть подозрение, что и возросшая цена не остановит курящего главу семейства от “спонсирования” любимых табачных фирм. Ударяя по карману, возросшая в цене пачка сигарет может легко стать причиной раздора в семьях. В то время как некурящая часть ячейки общества будет выкраивать средства на пакет молока и пачку масла, заядлые курильщики ни на какие коврижки не променяют кругленькую сумму, предназначенную для никотиновых радостей.