"Цунами" против контрабанды и табачного криминала

0:00
0

Как утверждает “Русский табак”, импорт сигарет в Россию в первом полугодии 2002 года снизился на 14%, что примерно и предсказывали аналитики табачного рынка. По данным ГТК РФ, за отчетный период в Россию было ввезено сигарет на общую сумму $56.8 млн. При этом основная часть поставок – объемом $56.7 млн. -осуществлялась из стран дальнего зарубежья. Средняя цена за тонну сигарет выросла на 24,5% и составила $13.7 тыс. за тонну. И, напротив, импорт табака, который в основном является сырьем для российских фабрик, постоянно растет и августе увеличился в 1,5 раза.

Вот только “Московская правда” предостерегает потенциальных покупателей “настоящего импорта”, заставляя нас сомневаться в официальных цифрах табачной статистики ГТК.

Пусть вас не вводит в заблуждение знакомая красочная обертка со всемирно известной маркой – скорее всего вы будете вдыхать не вообще вредный сам по себе табачный дым, а отраву, сработанную дельцами в России либо в зарубежной “экзотической” стране. А о том, чтобы зелье попало на наш рынок, денно и нощно пекутся “табачные бароны” вкупе с российскими и зарубежными криминальными структурами.

Например, в одной из таких схем, по которой осуществляется массовая контрабанда табачной продукции на российский рынок, засветилась известная транснациональная корпорация “Japan Tobacco”. Сначала “Japan Tobacco” поставляет своим дистрибьюторам партии сигарет, произведенные исключительно в странах третьего мира: в Бангладеш, Ливане, некоторых других арабских государствах. (Известно, что эта “периферийная” продукция, имеет мало общего с сигаретами, набитыми настоящими элитными табаками.)

Все это “добро” в контейнерах, загруженных на суда где-нибудь в Бангладеш или в Пуэрто-Рико, везут через океаны в средиземноморские порты. После разгрузки и переупаковки грузы переправляются на Кипр, в порт Лимасол. Здесь относительно легальный путь сигарет заканчивается и они попадают в распоряжение “диспетчера”, то бишь посреднической фирмы. В максимально быстром темпе производится важная процедура – изменение штрихкодов. Одновременно у различных частей груза появляются новые хозяева в лице дистрибьюторских компаний. С этого момента начинаются непосредственно контрабандные операции. Крупные партии сигарет, истинное происхождение которых, благодаря сложной многоступенчатой схеме распространения, крайне запутанно, начинают движение по еще более запутанному пути. Через болгарский порт Варну, где работает свободная таможенная зона, они попадают сначала на Украину – в Ильичевск. А затем путь лежит к главному пункту назначения – России.

По некоторым данным, только “Imperial Tobacco”, ежемесячно перебрасывает по этому извилистому каналу на российский рынок 50 контейнеров контрабанды, получая от 400 до 600 тысяч евро чистой прибыли с контейнера, то есть примерно 20 миллионов евро в месяц.

Еще более экзотический маршрут у другой части контрабандного груза. Он оседает, предварительно пересекая всю Украину с юга на север, в Белоруссии, Литве, но в наибольших количествах в Калининградской области. Особенно интенсивно заработал этот последний контрабандный маршрут после того, как в 1996 году был принят закон “Об особой экономической зоне в Калининградской области”. Он отменял таможенные пошлины на ввозимую из-за рубежа продукцию и делал торговлю импортными сигаретами сверхприбыльной. По самым скромным подсчетам, ежедневная прибыль от реализации табачной продукции в регионе доходила до 200 тысяч долларов США. А то, что не “переваривал” этот регион, следовало дальше – в Санкт-Петербург, Ленинградскую и некоторые примыкающие к ней области.

На фоне контрабандного сигаретного бума в Калининградской области в конце 90-х годов сформировалась настоящая табачная мафия.

Начавшийся беспредел вынудил обратить внимание на “табачные войны” руководство МВД. В обстановке строжайшей секретности готовилась операция “Цунами”, для участия в которой из Москвы в Калининград прибыла бригада из нескольких десятков сотрудников подразделений по борьбе с оргпреступностью и экономическими преступлениями. В ходе начавшихся облав были прочесаны все границы области, обнаружены контрабандистские тропы. Ведь “табачные бароны”, не довольствуясь квотами на легальный беспошлинный ввоз, куда в большем количестве поставляли сигареты контрабандным путем.

Изрядный улов был получен, когда волны “Цунами” накрыли бесчисленные табачные магазины, киоски, ларьки. Только в ходе одной операции удалось выявить партию сигарет “НВ” стоимостью около 5 миллионов долларов. Попутно не были оставлены без внимания и киллеры, исполнявшие заказы боссов табачных кланов.

Разумеется, то, что происходило в Калининграде, лишь фрагмент криминального табачного бизнеса, в котором замешано многое: массовое распространение недоброкачественной контрафактной продукции, контрабанда, кровавые разборки соперничающих табачных грандов и местных преступных группировок. Очередным эхом этих разборок стало недавнее покушение в Москве на Фрамма Майкла – директора по торговле московского представительства компании “Reemtsma”, которая является одним из лидеров мирового табачного рынка. Этой компании, владеющей 14 табачными фабриками по всему миру, принадлежит более 100 марок сигарет, среди которых “Davidoff”, “West”, “R1”. В России она владеет фабрикой в Волгограде. И вполне возможно, что часть продукции этих фирменных брэндов производится из “облагороженного” табака, выращенного где-нибудь в Краснодарском крае. Кстати, как и “Japan Tobacco”, компания “Reemtsma” задействована в различных схемах, по которым ее продукция попадает в руки международных контрабандистов.

В таком контрабандном контексте выглядит вполне закономерным и недавнее сообщение “НГ” об убийстве кандидата в депутаты горсовета Калининграда С. Кругликова, которое связывают с табачной мафией. Сотрудники Генпрокуратуры сегодня находятся в области с проверкой и держат на контроле вот уже около двух лет расследование дела хорошо организованной международной группировки. По версии следователей, Кругликов, ранее работавший в известной калининградской табачной фирме “Альфа-Центавра”, стал опасным свидетелем для табачных контрабандистов и тех, кто за ними стоит.

Одним словом, можно сказать, что с табачным бизнесом у нас дело – табак. Это – зло, кому-то приносящее золото, которое, однако, замешано на крови.

А таможенникам сейчас остается надеяться разве что на новые правила маркировки табачных изделий, о введении которых с 21 сентября и напоминает “Известия”.

С этого дня вступает в силу приказ ГТК, который обязует всех производителей табачных изделий клеить акцизные марки на свою продукцию. Раньше от этой процедуры были освобождены производители сигар, сигарилл и курительного табака. Таможенники надеются уменьшить поток контрабанды и избежать огромного количества подделок хотя бы на рынке этой элитной продукции, почти полностью состоящей из импорта. Ведь по данным компании Habanos S.A. (монопольный экспортер кубинских сигар), в 2001 году доля контрабандных сигар с Кубы составляла в России примерно 80%, в то время как на Западе эта цифра в среднем не превышает четверти рынка.

Правда, российские представители табачной отрасли полагают, что таможня своей мерой добьется как раз обратного результата. Как заявил один из руководителей ассоциации дистрибьюторов “Грандтабак”, приказ ГТК лишь дестабилизирует рынок и приведет к росту контрабанды. И кроме того, повлечет за собой подорожание сигар и курительного табака. Ведь ответственность за наличие акцизной марки несет сам производитель, который обязан приобрести дорогое оборудование для резки и наклейки марок.

Да и по сведениям Федеральной службы налоговой полиции после завершения операции”Табак-3″, акцизные марки не являются препятствием для теневого оборота табачной продукции.

Так что все равно не наклеишь марку на каждую сигарку!

Утешает в данной ситуации лишь тот факт, что, любителей курить именно такую эксклюзивную продукцию среди всех отечественных курильщиков насчитывается не больше 5%.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ