В конце августа в задымленной и угоревшей Москве журналистка “АиФ” проверяла на практике действие нового Кодекса об административных правонарушениях, демонстративно закуривая там, где курить по закону нельзя. Да и средство для проведения эксперимента было избрано отнюдь не облегченное, а “оружие массового поражения” в виде пачки папирос “Беломорканал”. Безнаказанно покурив сначала в магазине, а затем в вагоне метро, учебном корпусе МГУ, на бензоколонке и, наконец, у Мавзолея, дама-экспериментатор покинула Красную площадь с твердой уверенностью, что курить в столице можно везде, всегда и столько, сколько захочется. Не подвергаясь штрафу со стороны милиции в соответствии с Кодексом, а также осуждению некурящей общественности.
Тем более что именно устойчивая привычка к сигаретному дыму помогает многим москвичам выстоять и выжить в дыму чадящих торфяников. Как утверждает “НГ”, а за ней и “Газета”, смог легче других переносят заядлые курильщики, у которых организм приспособлен к повышенной концентрации угарного газа. Ведь в сигаретном дыму содержание СО на кубометр достигает 400 мг, а в дымовой завесе над столицей оно даже в “пиковые” дни не превышало всего-то 18 мг. Так что настоящим любителям “Примы” московский смог не страшен, наоборот, можно кайфовать, вдыхая его с удовольствием, да еще и экономить на куреве.
В итоге получается, что больше всего страдают от дыма астматики и “сердечники” вообще, а особенно из числа интеллигенции. “Образованный человек не курит”, – утверждает “Медицинская газета” вслед за Гете. Ведь последние исследования специалистов Российского онкологического научного центра РАМН отчасти подтвердили, что такое лестное мнение великого поэта, как ни странно, не устарело за два века. А также выявили другие факторы, влияющие на развитие пагубной привычки у лиц обоего пола. Вот эти факторы:
1. Образование. У мужчин с образованием ниже среднего вероятность стать заядлым курильщиком в шесть раз больше, чем у мужчин с высшим образованием.
2. Семейное положение. Разведенные мужчины – в группе риска закурить всерьез.
3. Окружение. Больше риск стать рабом табака у людей, окруженных курильщиками по жизни.
4. Знание о последствиях табакокурения. Оказывается, попадаются еще полные “незнайки”.
5. Алкоголь. Взаимосвязь вредных привычек обусловлена общностью психофизиологии.
6. Первый опыт. Вероятность пристраститься к табаку меньше у тех, кто при первой попытке испытал неприятные ощущения.
И, кажется, школьники смогут теперь приобретать свой первый курительный опыт вполне официально под присмотром педагогов. “Трибуна”, а также “Ъ” освещают на своих страницах эксперимент по легализации курения в школах Москвы и Волгограда.
В московской школе № 1017 учителя устали гонять курящих подопечных, а напротив, решили хоть как-то установить контроль над злостными курильщиками. Еще в ноябре прошлого года там “оборудовали” курительную площадку. Ведь в новом законе о борьбе с курением черным по белому записано, что отныне курить можно только “в специально отведенных местах для курения”. К сожалению, в итоге количество курильщиков – легальных или нелегальных – не уменьшилось, и в новом учебном году в московской школе от эксперимента отказались. Но столичный “опыт” семимильными шагами пошел по стране. И не только по учебным заведениям. Вот с этого учебного года детская “курилка” открылась, например, в одной и школ Волгограда.
А источник “Россия/Регионы” сообщает о появлении в одном из роддомов Свердловской области специальной комнаты для курящих рожениц. Молодые курящие мамы с энтузиазмом восприняли ноу-хау и уже начали активно им пользоваться.
Правда, говорят, что инициатива по легализации как школьного, так и внутриутробного курения пока не нашла понимания ни в Министерстве образования, ни в Минздраве.
А вот Министерство обороны, кажется, всерьез вступило, в борьбу с никотином. Правда, с опозданием на целый год. Как утверждает газета “Труд”, в июле нынешнего года министр обороны РФ подписал, наконец, директиву “О мерах по выполнению Федерального закона “О борьбе с курением”. Почти год тыловым службам Вооруженных сил понадобился для окончательного согласования необходимых вопросов с Минэкономразвития. Над альтернативой табаку в армии, видимо, ломали головы недолго. Раз сигарета – штука, в общем, горькая, то взамен ее надо предложить солдату что-то сладкое. И поманить курильщиков из рядового состава сгущенкой, а также леденцами. Только вот беда: сладостей на большинстве воинских складов просто не оказалось. Поэтому тыловики сейчас заняты тем, что в срочном порядке подсчитывают, сколько же сладкого продукта нужно припасти, чтобы уже в четвертом квартале повести широкомасштабную атаку на никотин.
Злостных же курильщиков жизнь в армии ждет отнюдь не сладкая. Категорически запрещать им употреблять табак не будут, зато на всю катушку загрузят лекциями и беседами на тему о вреде курения. И делать это будут сами отцы-командиры. А уж им-то в этом случае уж точно нужно будет завязывать с курением.
Но и для тех, кто будет упорно цепляться за табак, тоже не все потеряно. Вместо обычной дешевой “Примы” им будет предложена “Прима армейская” с пониженным содержанием в ней вредных смол. И упаковка с десятью сигаретами (больше солдату курить не положено) будет особая, влагоустойчивая. Кроме того, на ней планируется сделать специальные отметки: зона риска, зона опасности и зона наименьшей опасности. Эти пометки, по мысли организаторов антиникотиновой акции, призваны сыграть роль этакой психологической страшилки.
Конечно, отучить молодых парней в военной форме от вредной привычки – дело во всех смыслах доброе и полезное для защиты отечества.