В июле Госкомстат, как водится, подвел итоги первого полугодия, о чем и сообщил “Ъ”. У статистиков получилось, что инфляция за этот период составила 9 процентов. Что, впрочем, никак не сказалось на потреблении населением таких товаров, как пиво, водка и сигареты, производство которых росло особенно высокими темпами. Так, производство сигарет и папирос увеличилось на 5,2 процентов. При этом импорт табака в Россию, как и ожидалось, сократился за отчетный период аж на 18 процентов. Что и требовалось доказать! Мудрая акцизная политика делает свое дело.
Вот, например, Московская область – емкий рынок для табачной продукции. И для отечественных производителей ситуация в губернии сложилась вполне благоприятная, с оптимизмом отмечает “МК”. Весной нынешнего года средняя цена на сигареты – “иномарки” с фильтром, по данным Мособлкомстата, была 19 рублей 36 копеек за пачку. На аналогичную отечественную продукцию она достигала лишь 7 рублей 7 копеек. Таким образом, импортные сигареты (произведенные “транснационалами”, конечно, также в России) стоили почти в три раза дороже отечественных. Это один из наиболее крупных ценовых разрывов на нашу и импортную продукцию в регионе. Поскольку по остальным видам товаров, наоборот, произошло выравнивание цен. А то ли еще будет после реформы табачных акцизов! Так что отечественным производителям во главе с компанией ВАТ остается только праздновать свою промежуточную победу в борьбе за смешанные акцизы.
Вот и профинансировала компания ВАТ в очередной раз необычную и симпатичную рекламную акцию – конкурс молодых художников под маркой “Pall Mall – Art”в шести российских городах, о чем и поведали “Известия” и другие издания. На улицах Москвы, например, художники расписывали два десятка рекламных щитов. Рекламное место заняла свободная живопись. При этом известное предупреждение Миздрава так и осталось красоваться под живописной абстракцией.
А еще компания ВАТ стала одним из главных учредителей вновь созданной ассоциации по борьбе с подделками “Русбрэнд”, сообщили “Ведомости”. Одиннадцать крупных компаний – производителей и поставщиков потребительских товаров объединяются для борьбы с подделками и серым импортом. Создаваемое ими некоммерческое партнерство “Русбрэнд” к началу осени обещает стать самым представительным объединением игроков потребительского рынка. А вице-президент BAT Russia Владимир Аксенов сообщил “Ведомостям”, что его компания стала учредителем партнерства именно потому, что эта организация берет на себя гораздо больше функций, чем другие аналогичные объединения.
В число достойных партнеров ВАТ по “Русбрэнду” на сегодняшний день входят такие компании, как Nestle, Unilever, Procter & Gamble, Adidas, Georgian Glass & Mineral Water (“Боржоми”), Wimm-Bill-Dann, Tchibo, Gillette, “Руст” и Energizer. Учредительный съезд “Русбрэнд” состоится в сентябре. И тогда держись, рязанское “Мальборо”!
Подпольные типографии также, скорее всего, придется прикрыть. По информации “Ъ”, в Москве к осени должна открыться фабрика по производству сигаретной упаковки. Международная корпорация MeadWestvaco, входящая в тройку мировых лидеров по производству бумаги, картона и упаковки, приступила к освоению российского рынка. Компания планирует начать экспансию с производства табачной упаковки. Руководство Westvaco Eastprint утверждает, что уже до конца года доля импорта сигаретных пачек сократится минимум вдвое, а ведущие табачные холдинги BAT, Philip Morris, Liggett-Ducat, Reemtsma будут заказывать упаковку у Westvaco.
Впрочем, кажется, в представительствах табачных компаний к выходу на рынок нового производителя упаковок отнеслись пока без особого энтузиазма. Они готовы рассматривать предложения нового производителя, но все будет зависеть от качества и цены на упаковку. Сейчас основная масса западных табачных компаний заказывает упаковку у Amcor Corporation. Amcor – один из основных мировых конкурентов MeadWestvaco – год назад вышел на российский рынок и открыл собственное производство в Великом Новгороде.
Тем временем в конце июня годовое собрание акционеров саратовской табачной фабрики “ОАО БАТ-СТФ” подвело итоги 2001 года. Как сообщает “Ъ”, итоги оказались вполне успешными, но дивидендов решено не выплачивать в связи с необходимостью пополнения оборотных средств и создания резервного фонда, Очевидно, в надежде на будущие прибыли.
Вот и Самарская табачная фабрика, как утверждает местная пресса, в последние годы стала стабильно развивающимся предприятием. Отметив недавно свое шестидесятилетие, она с 1998 успешно осваивает выпуск престижных марок сигарет, постепенно ориентируясь на фильтр и твердую упаковку. Для чего и были закуплены новые высокоскоростные линии в Англии и Голландии.
И, конечно, отечественный производитель с Дона не отстает от Поволжья. Успешно проведя также в июне годовое собрание акционеров и переизбравшись на следующий срок, президент ОАО “Донтабак” Иван Саввиди стал теперь и президентом футбольного клуба “Ростсельмаш”. И, как сообщает “Парламентская газета”, спас любимую команду от окончательного развала. Кроме того, Иван Саввиди также и депутат областного Законодательного собрания. И вообще “Табачка” с ее завидными доходами уже всерьез занялась всей инфраструктурой города Ростова. Очевидно, под известным лозунгом: “Табачные акцизы – в региональные бюджеты!”.
Ну а табачный производитель из другого – “транснационального” – лагеря – компания JTI сейчас серьезно занимается маркетинговой политикой и даже меняет концепцию своего самого популярного брэнда Camel. JTI больше не зовет приверженцев этих сигарет в новые приключения, а предлагает им всего лишь минутку удовольствия. На большее, считают в JTI, у современного курильщика просто нет времени. До России кампания за смену дизайна докатилась к лету. И теперь с рекламных щитов Camel на московских улицах смотрят уже не суровые мачо – покорители прерий, а прилично одетые дамы и гладко выбритые джентльмены, сидящие не на земле, а на полу, и не у ночного костра, а среди бела дня в шикарном офисе, напоминает журнал “Компания”. “Вкусы потребителей меняются раз в 20-25 лет, – утверждает, директор по маркетингу Антуан Эрнст. – Сейчас нам больше не нужно кардинальных изменений. На смену демонстративному поведению пришла потребность в удовольствии от мирного образа жизни”
Впрочем, не исключено, что подтолкнуть JTI к смене имиджа могли иные причины. Во всяком случае, на российском рынке, четвертом по важности для международных табачных корпораций после американского, китайского и японского, Camel буксует. Доля сегмента дорогих сигарет (20-30 руб. в рознице), по данным исследовательского агентства “Бизнес Аналитика”, за 2001 год выросла с 4,13 процентов до 5 процентов, а доля Camel уменьшилась с 0,43 процентов до 0,37 процентов. Эрнст не отрицает, что экономические показатели сыграли свою роль: “Нас не удовлетворяют темпы роста Camel и мы решили обновить дизайн, чтобы ускорить его”.
А как же верблюд? Он-то и претерпел самые значительные измения. Компания вдруг застеснялась этого животного и решила его замаскировать. Верблюд – вполне достойное животное для сигаретного брэнда. Но по прошествии почти ста лет потребители воспринимают Camel уже не как верблюда, а как торговую марку, символизировавшую сначала дух приключений, а сейчас – утонченное удовольствие. И верблюд на пачке Camel стал менее заметен. Если дело так пойдет дальше, верблюд Camel, наверно, скоро покинет сцену через известное угольное ушко.