Если новые повышенные акцизные ставки на табак вступят в действие лишь с начала будущего года, то поправки к административному кодексу, которые ужесточают меры в отношении курильщиков и табачных производителей, действуют уже с 1 июля, напоминает “Парламентская газета”. Теперь сумма штрафа за нарушение закона об ограничении курения равна не десятке, а одному МРОТ. А за продажу табачной продукции несовершеннолетним в первый раз продавец будет оштрафован на сумму, равную 10 минимальным окладам, а если случай повторится, то торговец будет лишен лицензии. Основной же акцент был поставлен на переориентацию средств массовой информации, которые призваны создавать отрицательный имидж курильщика. И автоматически поднимать “рейтинг” некурящих людей. Как это принято делать в цивилизованных странах. Иные требования теперь будут предъявлены к рекламе табачной продукции. Вместо красивых молодых людей “будут изображаться желтая кожа, зубы и испорченные легкие”. Чуть позже до 20 процентов всей поверхности пачки сигарет будет изображать вред от курения. А к 2005 году планируется запретить рекламу табачной продукции совсем.
Правда, представители российского Миздрава по-прежнему считают закон слабым и удобным только табачным компаниям. “Ведь никаких эффективных механизмов противодействия курению в законе не прописано, в то время как треть населения страны является хроническими курильщиками”, – заявил главный госсанврач РФ Г. Онищенко на последней пресс-конференции с участием представителей ВОЗ и Госкомспорта, о которой и сообщила “Московская правда”. А спецпредставитель ВОЗ предложил России рассмотреть вариант повышения цен на табачные изделия, отметив, что в Европе и в Америке такие меры уже предпринимаются и приводят к сокращению числа курящих. Сегодня ВОЗ рекомендует облагать табачные изделия налогом в размере 80 процентов. Г-н Онищенко однако возразил ему, подчеркнув, что в России такие действия могут привести к обратному эффекту. И напомнил печальный опыт с сорокапроцентным повышением цен на водку и уходом производителей этой продукции в нелегальную сферу.
Статс-секретарь Госкомспорта Владимир Нелюбин был более оптимистичен и сообщил, что борьбе с табакокурением, в частности, должно способствовать возвращение к проведению спартакиад народов России, что произойдет уже в 2003 году. Активное занятие физкультурой и спортом наилучшим образом отвлекает людей, особенно молодежь, от вредных привычек.
Тем не менее, участники пресс-конференции полагают, что борьба с курением будет очень трудной. Главный санврач объясняет это “мощным лоббированием интересов табачных “фабрикантов”, которые получают огромные прибыли от реализации своей продукции. По его мнению, эффект от борьбы с курением может быть обеспечен лишь при условии осознания всем обществом опасности курения.
В жаркую летнюю пору во Всероссийский день молодежи молодежное “Единство” провело акцию “Сильная Россия – здоровая Россия”, предлагая всем желающим шоколадки в обмен на сигареты. По информации “Ъ”, например, на улицах Москвы было роздано около 12 тыс. шоколадок.
А еженедельник “АиФ-Здоровье” дает летние рекомендации желающим бросить курить, напоминая, что для отвыкания от курения лучше всего использовать как раз время отпуска. Ведь бросающему курить надо как можно больше и чаще бывать на свежем воздухе, а спортивные тренировки и прочие оздоровительные процедуры как раз отвлекут мысли от курения. А при появлении желания закурить можно воспользоваться рекомендациями АиФ пожевать корень аира или выпить настой зерен овса…
И как тут не вспомнить совсем другие рекомендации на страницах газеты “Подмосковье”. Дилемма для любителей подымить заключается в следующем: или часто курить дешевый табак, усугубляя вред для своего организма, или редко, но со вкусом выкурить трубку с хорошим табаком, сигару или, наконец, дорогую сигарету. Да, хороший табачок стоит дороговато, но сокращая периодичность курения, можно в принципе и совсем “завязать” с этой пагубной привычкой.
Как ни парадоксально, дым сигар менее вреден, чем дым сигарет. Дело в том, что в процессе обработки табачного листа применяется ферментация, в результате которой в сигарах понижается содержание никотина и других вредных смол. К тому же в сигарах отсутствует бумага, которая в сигаретах дает самый вредный для здоровья продукт. К тому же сигары курили такие известные люди как Черчилль, Кеннеди, Фрейд, Кастро и многие другие, включая, кажется, и Марлен Дитрих. И вообще, пришло время отобрать у капиталистов прерогативу курить сигары, наступила пора и россиянину затянуться ароматным дымом терпкой “гаваны”. Очень актуальная рекомендация для любителей “Примы” из Мытищ, Зарайска и Волоколамска!
Тем не менее, курение дорогих сигар действительно становится новой российской тенденцией, которую постоянно отслеживает пресса. Причем не только издания для бомонда, но и вполне демократическая “Россiя”, из которой можно узнать, что сейчас сигары производят практически на всех континентах, включая Погарскую фабрику в Брянской области, однако тон задает Куба. Лучшими по-прежнему считаются кубинские “гаваны” известных старых марок, а также сигары, производимые в Доминиканской республике. Но и подделывают “гавану”, как и всякий дорогой эксклюзив, в особо крупных размерах: 80 процентов “гаваны” в России – фальшак. Практически во всех табачных магазинах Москвы и Санкт-Петербурга открыто торгуют несертифицированным товаром с Кубы, произведенным на подпольных фабриках. Хорошо, что не из Рязанской области!
Для начинающих любителей изысканного стиля даются различные полезные советы. Например, чем темнее цвет сигары, тем она крепче. А, самое главное, не рекомендуется извлекать сигару из кармана джинсов, а для хранения следует пользоваться специальным ящичком – хьюмидором. Правильный хьюмидор всегда выстлан изнутри гигроскопическим деревом кедра и снабжен увлажняющим устройством для поддержания 70 процентов влажности и температуры 16-21 градусов. Размеры (и цены) хьюмидора бывают самые разные, включая недорогие дорожные варианты всего по $700-800. А в специализированных магазинах, где как раз только и можно приобрести настоящую “гавану”, имеются даже целые хьюмидорные комнаты для хранения сигар. Например, в “Галерее табака”. В новом бутике Davidoff, об открытии которого сообщалось в июне в приложении к “Ъ” – .”Weekend”, появилась хьюмидорная комната даже с окном, и, говорят, самая большая в Европе.
Это уже второй бутик знаменитого табачного производителя в Москве, при том, что компания Davidoff ревностно следит за эксклюзивностью своих фирменных торговых точек и разрешает открывать бутики только в самых экономически развитых городах. До настоящего момента в мире было всего шесть городов, располагающих двумя бутиками Davidoff. Теперь в этом списке появилась еще и Москва. При этом администраторы столичных “Давидофф”, кажется, останавливаться на достигнутом не намерены и Москва может в скором времени оказаться первым в мире городом, где находятся целых три “давидоффских” бутика.
Новый Davidoff открылся на Большой Якиманке, недалеко от станции метро “Октябрьская”. Бутик выдержан в том же стиле, что и магазин на Тверской. Сюда уже завезены все классические аксессуары Davidoff – коньяки, сигары, трубки. Базовая коллекция содержит сигары больших размеров, такие как Grand Cru N1 (1 шт. – 510 руб.) и короткие Short “Т” (1 шт. – 570 руб.). Так же сразу появились тонкие элегантные сигары Davidoff Ambassadrice, известные своей мягкостью и приятным ароматом.
Ну и “Галерея табака” на отстает. Туда, говорят, также недавно завезли новую партию кубинских сигар Upmann, особенно популярных у московских любителей изысканного курева, по цене от 327 до 439 руб. за штуку в зависимости от размера. Так что самое время затовариться, сменить опостылевший “Беломор” на дорожный хьюмидор с “гаваной” и отправиться на летние каникулы бросать курить по новому эксклюзивному методу.
А если полететь в дальние края, например, рейсом “Аэрофлота”, то процесс отвыкания начнется уже в самолете. По сообщению “Известий”, “Аэрофлот” в июне подвел финансовые итоги запрета на курение. И они оказались положительными. Компания получает благодарности не только от некурящих пассажиров, но и приверженцев вредной привычки. А количество пассажиров не только не снизилось. но на некоторых рейсах даже увеличилось. Так что “Аэрофлот” уже сделал деньги из дыма, а точнее, из его отсутствия.