Акцизно-табачная драма с лоббистами и эпилогом

0:00
0

Разбирательства между компаниями за акциз уже сейчас имеют все шансы войти в историю табачного бизнеса России – такого накала страстей эта отрасль еще не знала. Для российских фабрик это был вопрос жизни и смерти – “быть или не быть”, резюмировал в “Ъ” Дм. Добров.

Теперь этот драматический вопрос решен. Депутаты поддержали семидесятипроцентное увеличение акцизов на табак и приняли предложенные правительством смешанные ставки. Поправка, касающаяся индексации акцизов в рамках специфической системы, набрала лишь 157 голосов при необходимых 226. Таким образом, с 2003 года с весьма высокой долей вероятности будет действовать смешанная ставка акциза, а российские табачные фабрики, последние несколько лет находившиеся на грани разорения, получат временную передышку и смогут увеличить рентабельность производства. Ведь за счет адвалорной составляющей (тех самых 5 процентов) рост цен на сигареты будет более или менее пропорционален их стоимости. А прирост поступлений в бюджет от отрасли обеспечат производители дорогой продукции, то есть иностранные компании, и в первую очередь Philip Morris.

Иностранцы расстроены, но держатся достойно. “Наша компания неоднократно предоставляла аргументы в пользу сохранения специфической ставки, – говорит управляющий по связям со СМИ компании Philip Morris Дмитрий Хрол. – Время покажет, насколько эффективна новая система”.

В борьбе за акциз Philip Morris и BAT вели с переменным счетом, отмечает газета “Ведомости”, прослеживая тернистый путь законопроекта в Думе. Правительство, заинтересованное в сдерживании роста цен на дешевые сигареты по социально-политическим соображениям, в какой-то момент стало рассматривать введение смешанной ставки акцизов как акт “социальной справедливости” и предложило заменить действующую сейчас ставку акциза комбинированной (50 руб. за тысячу штук плюс 5 процентов). Директор по корпоративным отношениям BAT Владимир Аксенов заявил, что его компания поддерживает это предложение, считая его справедливым по отношению к российским производителям недорогих сигарет и их потребителям. А вот оппонент Минфина Алексей Мельников из “Яблока” настаивал на том, что у специфического акциза стопроцентная собираемость, к тому же он стимулирует компании производить более дорогие сигареты с низким содержанием смол. И уж совсем было убедил своих коллег из профильных комитетов оставить действующую специфическую систему акцизов с увеличением на 90 процентов вместо семидесяти.

Во всяком случае, рекомендуя депутатам принять законопроект в первом чтении, бюджетный комитет настаивал на том, чтобы ко второму ставка акциза стала специфической. Перед вторым чтением налоговый комитет поддержал это предложение, но затем бюджетный комитет неожиданно решил поддержать российского производителя, хотя все его руководство голосовало против. Для поддержки были привлечены, например, эксперты из департамента налогов ФКБ, которые убеждали депутатов, что налоги нужны государству не для того, чтобы заботиться о здоровье граждан и даже напомнили о решении Конституционного суда, по которому налогообложение не может препятствовать предпринимательской деятельности. А высокая доля акциза в цене не позволяет компаниям выпускать дешевые сигареты.

Тяжкий выбор между специфической и комбинированной ставкой акциза на сигареты основательно подкосил партийную дисциплину некоторых думских фракций. Принимая соответствующие поправки в налоговому кодексу, депутаты руководствовались не партийными взглядами, а региональными интересами. Думцы, избранные неподалеку от заводов Philip Morris, голосовали за специфический акциз, а представители регионов, где есть фабрики British American Tobacco – за комбинированный. Особенно резвились представители “Единства”. Фракция эта самая многочисленная, некоторые ее члены проживают в Петербурге (в области находится завод Philip Morris), а другие – в Саратове и Москве (фабрики BAT) или Ростове-на-Дону ( “Донской табак”). Но руководители “Единства” решили голосовать солидарно за комбинированные акцизные ставки (и социальную справедливость). При этом убежденный сторонник специфической ставки акциза, заместитель председателя бюджетного комитета Владислав Резник признался, что голосовал за комбинированную ставку, выполняя волю фракции. А восемь его коллег, включая экс-губернатора Ленинградской области Александра Белякова, партийное предписание нарушили и не подчинились решению фракции. Правда, жестких санкций против них, кажется, не последовало.

“И почему кабинет категорически отверг предложение депутатов в два раза повысить акцизы (что увеличило бы бюджетные доходы на 10 млрд рублей), сохранив действующую уже пять лет специфическую систему, при которой табачные акцизы собираются стопроцентно?” – любопытствует “Время новостей”. Ведь по сравнению с действующей, увеличение специфической ставки на 70 процентов, по расчетам того же правительства, принесет в казну лишь порядка 4,5 млрд рублей. Бескорыстие кабинета объясняется его трогательной заботой о курящих гражданах и борьбой с социальной несправедливостью. Как пояснил думцам первый замминистра финансов Сергей Шаталов, при новой системе цены на дорогие сигареты вырастут, а на дешевые – почти нет. Это значит, малообеспеченным россиянам не придется переходить на сигареты без фильтра, что, по словам г-на Шаталова, “позволит сохранить здоровье нации”.

А тем временем в думских кулуарах назывались поражающие воображение суммы, которые заинтересованные в переменах табачные компании пожертвовали на поддержку законодательной активности понимающих их нужды депутатов. Правда, возможно, уже осенью появятся поправки в налоговом кодексе, предлагающие отказаться от комбинированной системы акцизов на табачные изделия. Так что табачные бои могут продолжиться, а ставки за голоса, естественно, будут расти.

В продолжении акцизно-табачной драмы могут появиться и другие участники, которые, кстати, уже напоминали о себе, как еще в июне отметил в “Ъ” все тот же Дмитрий Добров.

Дело в том, что сейчас почти 100 процентов акцизов поступают в местные бюджеты. Однако правительство такая ситуация не устраивает. Табачные производства имеют около 20 регионов, а основные мощности сконцентрированы всего в семи субъектах федерации (см. справку). Как заявил в интервью “Ъ” первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов, “распределение производства табачных изделий в России крайне неравномерно. А курят везде. Поэтому все акцизы должны быть в федеральном бюджете”.

Однако еще в апреле руководитель Ярославской области Анатолий Лисицын инициировал подготовку письма премьер-министру Михаилу Касьянову (впоследствии письмо подписали еще несколько губернаторов), в котором категорически отвергалась возможность перевода табачных акцизов в федеральный бюджет. А на недавно прошедшем Петербургском экономическом форуме взял слово глава Ленинградской области Валерий Сердюков и пообещал “найти способ не дать фабрике “Филип Моррис Ижора” нормально работать” в случае, если правительство заберет табачные акцизы в федеральный бюджет.

Инициатива главы Ленобласти весьма любопытна. До сих пор табачникам было все равно куда платить акциз. Теперь же им придется заниматься еще и этим вопросом. Иными словами, расчет делается на то, что Philip Morris, безусловно, заинтересованная в сохранении налоговых льгот, будет использовать свои лоббистские возможности в интересах области. А если идея Валерия Сердюкова понравится еще и другим табачным губернаторам, собирающим с производителей сигарет более 8 млрд руб. в год, то в Думе против правительства будут играть лоббисты уже не одной, а нескольких табачных компаний.

По данным того же “Ъ”, в прошлом году табачная промышленность заплатила более 9,1 млрд руб. акцизов. Более 90 процентов этих денег осело в бюджетах всего нескольких регионов. Лидерами по объемам сборов табачных акцизов являются Москва (самые крупные фабрики – “БАТ-Ява”, Liggett-Ducat) и Санкт-Петербург (“Петро”, “Ротманс-Нево”, “Нево-табак”). Правда, в московском бюджете на долю табачных акцизов приходится всего около 1,2-1,5 процентов. В Санкт-Петербурге эта цифра заметно выше – около 6. Приблизительно такую же долю занимают табачные акцизы в бюджетах Ростовской (“Донтабак”) и Саратовской (БАТ-СТФ) областей. В Краснодарском крае (“Филип Моррис Кубань”) и Волгоградской области (“Реемтсма-Волга”) производители сигарет формируют 3-5 процентов местных бюджетов. Наиболее высока (около 10 процентов) доля табачных акцизов в бюджетах Ленобласти (“Филип Моррис Ижора”) и Ярославской области (“Балканская звезда”).

А пока накануне парламентских каникул заместитель председателя думского Комитета по бюджету и налогам М. Задорнов, комментируя в “Московских новостях” принятые налоговые законопроекты, успокоил своих небогатых (а также богатых) сограждан, что цены на табак в результате повышения акцизов на 70 процентов вырастут в минимальной степени. Он надеется, что повышение цены на пачку дорогих сигарет на рубль-полтора, а дешевых – на 50-60 копеек вряд ли кого-нибудь из них напряжет. И можно со спокойной совестью отправиться в отпуск.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ