К истокам табачного криминала

0:00
0

Конечно, главным событием последних дней июня стала победа отечественных производителей (во главе с примкнувшей к ним компанией “ВАТ”) в ожесточенной борьбе за акцизы. Госдума в предотпускном ажиотаже окончательно (и неожиданно) одобрила-таки правительственный законопроект, устанавливающую смешанную систему: акциз 50 рублей на 1000 сигарет плюс адвалорная составляющая – 5 процентов от отпускной цены. Сообщая об этом, Дм. Добров из “Ъ” предлагает дождаться одобрения этих поправок также и Советом Федерации. Тогда мы и вернемся к глобальной акцизной тематике со всеми подробностями, а пока вместе с “МК” продолжим актуальную тему табачного криминала.

Как уже сообщалось, если джинсы “Wrangler” и “Montana” шьют в Одессе на Малой Арнаутской, коньяк “Наполеон” делают в Польше, то сигареты “Marlboro”, “Camel” и “West” штампуют в Рязанской области. Четвертое по счету подпольное табачное производство удалось прикрыть сотрудникам Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД России. На этот раз в российской глубинке. По версии “МК” жулики оказались интернационалистами. Часть товара поступала в киоски Московской области, другая часть утекала в Англию, в страны Балтии, Польшу и Германию, туда, где эти марки сигарет лучше всего раскручены. В Америку, правда, рязанские “предприниматели” не совались. И еще. Проведенная экспертиза показала: табак “технические руководители” закупали (или воровали) не абы какой, а все-таки “вирджинию”. Однако как ни старались мошенники приблизить свои “фирменные” сигареты к оригиналу – не удалось. Рязанские “Marlboro” и “West” оказались на 2 мм длиннее стандартных. На том и “прокололись”. Одним подпольным табачным производством в России стало меньше. Но в ГУБЭПе уверены, что фальшивые сигареты будут и впредь появляться на рынке. Потому как проблем у наших табачников – выше крыши.

По оценкам независимых экспертов, оборот табачной продукции составляет 15,9 млрд. рублей. Что, например, более чем в 2 раза больше оборота водочной отрасли. Но если неучтенный выпуск водки организовать весьма затруднительно, этого не скажешь о табачной промышленности. По данным Минсельхоза России, в нашей стране за год производится 600 тонн табачного сырья, а потребности составляют 280-320 тыс. тонн. Недостающий табак поступает к нам из Азербайджана, Молдавии, Кыргызстана, США, Китая, Турции, Индии и Индонезии. У нас табачное сырье ввозится кем угодно, только не самими производителями сигарет. Нередко получается, что российские фабрики получают сырье через трех посредников, используя так называемые “фирмы-прокладки”. Таким образом, производители искусственно завышают стоимость табака. Но о лицензировании отрасли эти горе-производители и слышать не хотят, иначе придется напрямую закупать табак, показывать истинную прибыль и платить налоги.

В России до сих пор не зарегистрированы принадлежащие Советскому Союзу такие известные товарные марки, как “Прима”, “Астра”, “Союз-Аполлон”, “Столичные”, “Ява”, “Ростов”, “Казбек”, “Беломорканал”, оборот которых составляет 75 процентов. При том, что иностранные инвесторы готовы платить за каждую выпущенную пачку наших марок 15 центов, только узаконив свое право и получив соответствующий документ правительства. Но “воз и ныне там”. В результате ежегодно в бюджет не поступает порядка 1,5 миллиарда долларов.

Зато не теряются наши предприимчивые соотечественники. Вот и “АиФ” разъясняет наивным курильщикам, жалующимся на качество “американских” сигарет, произведенных в России, что, по сведениям Госторгинспекции, отечественный сигаретный рынок, оказывается, на две трети заполнен браком. Это показали проверки, например, в Новосибирской, Пензенской, Воронежской областях. А в Ивановской области вся (!) продукция на прилавках оказалась “левой”.

И вообще, вкус даже самых что ни есть фирменных изделий в разных странах отличается. К тому же отечественные ГОСТы пока гораздо мягче западных. Если в России содержание смол ограничено до 15 мг на сигарету, то в Европе оно уже давно не превышает 12 мг. Например, у нас “Кэмел” содержит 14 мг смолы, а в Европе – 12. Но даже эти “смягченные” нормы нарушаются производителями. Да и исходные материалы (табак, бумага, фильтры), из которых делаются “импортные” сигареты в России, недотягивают до требований, предъявляемых на зарубежных фабриках. Например, штатовские “Мальборо” делаются из чисто американского табака. А у нас эту же марку наполняют табаком из Бразилии и частично из стран СНГ. К сырью из бывших союзных республик специалисты относятся довольно скептически. Очень сложно изготовить смесь из нескольких сортов табака. Наши табачники делают эту смесь из 2-3 сортов табака (уверяя при этом, что технология соблюдается полностью), в то время как за рубежом – из 7-8

Говорят, что депутат Алексей Митрофанов даже подавал в суд иск на $17 млн. против иностранных табачных компаний, прикрывающих российское происхождение своих фирменных сигарет. Однако проиграл. Судья решил, что информации, указанной на пачке, вполне достаточно, а убедить суд в несоответствии качества не удалось.

Скандалы и судебные иски возникали в последние месяцы и вокруг деятельности холдинга “Булгартабак” на территории России. С тех самых пор, как начался процесс приватизации компании, за которую болгарское правительство надеется получить кругленькую сумму в $100 млн., история сложных взаимоотношений болгарского холдинга с российским партнером “Союзконтракт-Табак” и другими отечественными компаниями находила живое отражение на страницах прессы.

В мае “Ъ” сообщал о том, что болгары обвинили своего давнего партнера в производстве контрафактной продукции. Затем “Булгартабак” полностью разорвал отношения с “СК-Табак”, остановив производство сигарет на совместном предприятии в Подольске и исключив “СК-Табак” из числа своих дистрибуторов. Все права на производство болгарских сигарет в России было передано ЗАО “Булгартабак-Сочи” – совместному предприятию BHG и российской “Международной табачной корпорации”. По сообщению болгарской стороны, в результате модернизации производство сигарет за год должно вырасти с 2 до 3 тыс. штук. Дистрибуцию же будут осуществлять несколько крупных российских оптовиков.

В судьбе многострадального “Булгартабака” оказалась замешана даже компания “Аэрофлот”, заявившая о намерении оспорить в судебном порядке законность использования брэнда “ТУ-134”.

Словом, конфликт назревал и тучи сгущались. Но после визита в Россию премьер-министра Болгарии и его переговоров с М. Касьяновым в том числе и по поводу приватизации болгарского табачного холдинга окончательно определилась судьба участников тендера. В список вошли четыре претендента, два из которых – российские: консорциум Метатабак (в который входит и “Союзконтракт-Табак”), а также московский Банк регионального развития, сообщили “Ведомости”. А гендиректор госпредприятия “Булгартабак” Георгий Попов, который затеял конфликт с российским “СК-Табак” и стал героем скандалов в российской и болгарской прессе, был уволен по инициативе правительства за профнепригодность. Ведь более 90 процентов всех болгарских сигарет России продает “СК-Табак”, и без российского партнера болгарский холдинг мог лишиться половины продаж.

Теперь президент “СК-Табак” Гарик Гевондян, в свое время обвинявший Попова в желании получить взятку в полмиллиона долларов, приветствует его отставку и надеется решить проблемы в отношении производства и продажи болгарских сигарет с новым руководством BHG. От которого уже и получил приглашение на переговоры. Может быть, болгарский холдинг и российская компания договорятся о возобновлении сотрудничества на законной и лояльной основе.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ