Итак, комитет Госдумы по экономической политике наконец, принял решение о запрете наружной рекламы табака и табачных изделий с 1 января, правда… 2005 года. И, по мнению аналитиков, воплощение этого судьбоносного решения будет сопряжено с большими трудностями. Рекламщики и табачники всячески саботируют это решение, утверждает “Газета” в обширной статье, посвященной табачной и прочей наружной рекламе. И напоминает, что 2001 стал годом рекламного бума, причем пристрастия рекламодателей по разным причинам все более смещаются к наружной рекламе. А табачные изделия уверенно входят в пятерку наиболее рекламируемых товаров и услуг. Сама же наружная реклама с каждым годом все более броская и оригинальная. При этом почти половину российского рынка такой рекламы “съедает” столица: на десять тысяч москвичей приходится 25 рекламных щитов. Табачные изделия (и алкоголь) еще долго будут удерживать здесь лидирующие позиции, несмотря на неоднократные запреты законотворцев. Рекламным агентствам легче заплатить штраф, чем потерять богатого клиента. И поскольку столица уже заполнена рекламными щитами до предела, в настоящий момент наиболее выгодным для рынка наружной рекламы стало бы расширение сетей рекламных конструкций в регионах.
А в Москве тем временем при поддержке Imperial Tobacco 16-19 апреля прошла выставка визуальной рекламы “AdExpo-2002”, сообщает “Финансовая Россия”.
В московском ЦДХ – также выставка под названием “Дизайн и реклама-2002”. На которой, конечно же, выделяется некоммерческий проект компании “Филип Моррис” – вернисаж Парижского музей Клода Вейля. Здесь собраны настоящие раритеты. Экспозиция охватывает целый век, вплоть до поп-артистических 60-х и “поражает легким флиртом с потребителем”, как изящно выразился культурный обозреватель “Ъ”. Образцов же именно табачной рекламы не слишком много, хотя выглядят они весьма трогательно.
Лучшие времена табачной рекламы наступили, видимо, после 50-х годов 20-го века, а заканчиваются с началом века 21-го и глобальной антитабачной кампании во всем цивилизованной мире. Во всяком случае, правительство США уже требует, чтобы вся реклама сигарет была черно-белая, только в печатном виде и, конечно же, с предупреждением о вреде курения. И хотя “Финансовые известия” приводят впечатляющие цифры рекламных расходов табачных компаний, вообще-то, транснациональные производители табака становятся скромнее. Что и было отмечено в статье по поводу запуска новой маркетинговой кампании JTI для брэнда Camel (“Ведомости”).
Но, судя по всему, скромность стала украшением гигантов табачной отрасли пока только за пределами нашего отечества.
В Москве же в апреле с размахом проходила еще одна явно рекламная акция – первая международная выставка “Табак Экспо” Россия-2002.
Впервые в нашей стране выставка, посвященная национальному табачному рынку, состоялась на лучшей выставочной площадке в самом центре столицы, с гордостью сообщает “Русский табак”. И значительность этого мероприятия для всех участников табачного рынка трудно переоценить. Итак, в Атриуме “Гостиного Двора”, расположились стенды ведущих участников табачного рынка: российских и зарубежных табакопроизводителей и переработчиков сельхозпродукции, компаний, специализирующихся на упаковке и полиграфии, на оборудовании для табачных предприятий, а также отраслевые издания.
К моменту традиционного перерезания ленточки в зале находились первые лица и представители руководства многих известных компаний, в частности, Philip Morris, BAT, JTI, Imperial Tab., Reemstma, а также ассоциаций “Табакпром” и “Гранд Табак”. При этом было с удовлетворением отмечено, что первый день выставки, как, впрочем, и последующие, не был перегружен случайными людьми. Выставку “Табак Экспо” Россия-2002 от других, когда-либо проходивших в Москве, отличает целый ряд значительных как для участников, так и для посетителей, моментов. А экспонатами здесь интересовались по большей части действительно ради деловых отношений.
Участники порадовали оригинальными решениями оформления собственных стендов, а над всем эти действом кружил дистанционно управляемый полосатый дирижабль компании “ГросСтемс”.
Не только транснационалы, но и, например, Ассоциация “Союзконтракт Табак”, занимающая скромные 1,2% отечественно рынка, выглядела на выставке “ТабакЭкспо” вполне пристойно. А еще раньше эта ассоциация провела в Подмосковье традиционную встречу своих региональных дилеров, на которой присутствовали также и представители АО “Булгартабак Холдинг”. И об этом скромном мероприятии без летающих над головой предметов также сообщил “Русский табак.
“СК-Табак” традиционно направляет свои дистрибуторские усилия на небольшие города, где, как правило, самая благоприятная конкурентная среда – присутствует продукция транснационалов и одной из местных фабрик. Наиболее привлекательным для нее является сегмент 10-12 центов, который неинтересен транснационалам.
В планах компании на ближайший год – охватить всю территорию страны, в дальнейшем планируется укрупнение сети дилеров и создание сети складов в каждом федеральном округе. В дополнение к портфелю отечественных марок “СК-Табак” будет предлагать и новые болгарские марки.
Дилеров также интересовала рекламная поддержка продукции “СК-Табак”. А руководство ассоциации считает размещение наружной рекламы неэффективным в российской глубинке. Весь рекламный бюджет предполагается направлять на рекламу в местах продаж и стимулировать как покупателей – подарками и сувенирами, так и торговые точки.
У провинциальных дилеров в феврале-марте даже наблюдались перебои с поставками продукции “СК-Табак” из-за слишком пессимистических прогнозов руководства компании по ее сбыту и месячной остановки производства на фабриках.
И это в условиях кризиса перепроизводства всей табачной отрасли!
В прошлом году в России произведено на 100 млрд. сигарет больше, чем готовы выкурить россияне. Во всяком случае, эту цифру из отчета начальника департамента налогообложения алкогольной и табачной продукции МНС В. Шевченко приводит “Коммерсант” (и другие). По оценкам МНС, в 2001 году российские предприятия произвели 398 млрд. штук сигарет, 16 млрд. из которых оказались невостребованными и остались на фабричных складах. Если к этому прибавить еще 7 млрд. поступивших из-за рубежа, получается 405 млрд. В МНС потребность рынка оценивают в 300 млрд. штук. Таким образом, разница между предложением и спросом превысила 100 млрд. штук сигарет, что является своеобразным рекордом для России. Большая часть излишков была неофициально (челночным способом) экспортирована на рынки Украины и Белоруссии. А официальный экспорт российских табачных фабрик составил всего 3,2 млрд. штук сигарет. Ближайшие соседи пока спасают российский табачный рынок от затоваривания, т.к. акцизы на табачные изделия у них выше. Однако Белоруссия и Украина давно обещают уравнять ставки акцизов с российскими, и тогда излишки сигарет окажутся в розничной торговле. А это означает, что как раз могут сбыться самые пессимистические прогнозы и прежде всего для небольших российских фабрик. Словом, затоварились!