Акцизно-табачная тема с вариациями и индексациями

0:00
0

Правительство РФ одобрило поправки к Налоговому Кодексу, касающиеся индексации акцизов на табачные изделия. С начала 2003 года ставки должны увеличиться на 70 процентов. Конечно, только в случае, если правительство будет поддержано Думой и новые ставки акциза обретут силу закона, сообщили российские СМИ в конце марта.

При этом “Московский комсомолец” успокоил сограждан от лица премьера М. Касьянова, заявившего по поводу инициативы правительства в области акцизов (на алкогольную продукцию и табак), что речь идет не об увеличении, а о банальной индексации, которая никакого отношения к цене товара не имеет: На этот год в автоматическом режиме все акцизы были индексированы согласно прогнозу инфляции на 2001 год – 12 процентов. Однако инфляция составила более 18 процентов, поэтому и проводится индексация.

Журнал “Профиль” же, напротив, разоблачает очередные козни Минфина и МНС, предполагая, что повышение акцизов на табачную продукцию приведет к подорожанию, заметно превышающему инфляцию.

В свою очередь, Минфин предлагает не просто повышение акцизов, а изменение акцизной политики в отношении табачных изделий, отмечает в интервью “Известиям” автор этого фискального законопроекта замминистра С. Шаталов.

Если на табак трубочный, курительный, сигары и сигариллы по-прежнему сохраняются твердые акцизные ставки, увеличенные на 15 процентов, то для сигарет вводится принципиально новая система акцизного обложения. Вместо ныне специфического акциза предлагается взимать акциз комбинированный – специфически-адволорный. С 1 тысячи сигарет без фильтра и папирос будет взиматься 19 руб. и еще 5 процентов от стоимости. Для сигарет с фильтром эта ставка будет соответственно 50 руб. с тысячи плюс 5 процентов. И хотя акцизы индексируются на 70 процентов, доля акциза в цене сигарет составит всего 16 процентов, что меньше, чем несколько лет назад. Так, во всяком случае, обещает Минфин со своей высшей акцизно-налоговой математикой.

И в принципе неправильно, что табачные акцизы сегодня поступают целиком в региональные бюджеты. Ведь это производство крайне неравномерно распределено по территории страны. Минфин будет добиваться постепенного перераспределения акцизов, чтобы со временем полностью прибрать их в федеральный бюджет.

А вот в МНС, которому и предстоит применить на практике этот сложный механизм, скептически отнеслись к смешанной системе акцизов, отмечает “Время новостей”.

По мнению налоговиков, установление единой налоговой базы для комбинированной акцизной ставки невозможно, поскольку налоговая база не может определяться одновременно по натуральным и стоимостным показателям.

Действительно, как его собрать, этот самый адвалор, который начисляется в процентах от выручки? Ушлые отечественные производители всегда смогут, укрываясь от налога, указать заниженную цену при продаже продукции дистрибьютору. О чем, проявляя солидарность с МНС, предупреждают Минфин также их транснациональные конкуренты, которым совсем не нравится новая система. Вот представитель компании ФИЛИП МОРРИС, выражая позицию большинства транснационалов, так и заявил, что предложения Минфина – “эксперимент, которому нет аналогов в мире” и государство рискует своими доходами. И напомнил, что новая система вовсе не стимулирует выпуск более дорогих и качественных сигарет.

Ну, а представитель противоположного лагеря от компании ВАТ, конечно, с удовлетворением выразил совсем другую точку зрения, назвав такой вариант “разумным компромиссом” и спрогнозировал рост бюджетных поступлений от акцизов на табак в будущем году до 20 млрд. руб. против 9,2 млрд. руб. в прошлом году.

Нашумевшее “письмо четырех” заставило задуматься над табачной проблемой и в правительстве, и в Госдуме, отмечает обозреватель “Русского табака”, подводя промежуточные итоги дискуссии на акцизную тему.

Что означает для рынка и потребителей индексация акцизов? Государство в любом случае будет поднимать ставки акцизов, подтягивать их к мировому или европейскому уровню, а это не 70, и даже не 100, а тысячи процентов индексации. Для России здесь сдерживающим фактором является не столько внутренняя покупательная способность, сколько акцизное налогообложение в сопредельных странах. Особенно это важно учесть при установлении ставок на самые дешевые сигареты (без фильтра). При существенном разрыве в ставках у нас и на Украине, или Казахстане, буквально десятки небольших заводов, выпускающих “овальные” сигареты будут демонтированы в России и перебазированы в ближнее Зарубежье. Возрастет и отечественное нелегальное производство.

70 процентов – это много или мало? Поскольку предложенная МНС цифра 100 процентов снизилась в кулуарах правительства на 30 пунктов и поступать акцизы по новым ставкам начнут в бюджет только в январе 2003, можно констатировать, что нажиться на курильщиках государству по-прежнему не светит. Впрочем, прирост поступлений возможен за счет увеличения доли потребления сигарет с фильтром. Невозможно что-то прогнозировать конкретно до тех пор, пока не будет ясна позиция Правительства и ГД по ключевому вопросу акцизной реформы: будет изменена система акцизных ставок или нет?

К какому же скачку цен приведет такая индексация акциза? Удельный вес акциза в розничной цене сигарет пока не велик, и даже 70 процентов индексации не приведет к радикальному росту цен. Так в пачке сигарет Петр 1 или Ява Золотая доля акциза – менее 10 процентов, а прирост в розничной цене составит не более 1 рубля, или 10-15 процентов для сигарет названного уровня. Для сигарет более дорогих цены вырастут еще меньше, на 5-7 процентов. Не так страшно, если цены на сигареты будут расти несколько быстрее, чем на другие продукты. На переполненном предложениями рынке ни производитель, ни оптовик, ни розничный торговец не имеют возможности воспользоваться благоприятной конъектурой “на повышение” и поиметь сверхприбыль. Таким образом, никаких существенных последствий с точки зрения потребителей, индексация акцизов иметь не будет. Последствия же для профессиональных участников рынка могут быть более значительными. Крупные производители, вероятно, проведут некую игру с отпускными ценами, но в целом индексация не отразиться на их работе и положении на рынке. Небольшие фабрики, поголовно российские предприятия числом менее 100, окажутся в крайне трудном положении. Предлагаемая МНС индексация может оказаться очень многим из них непосильным финансовым упражнением. Возможно, именно поэтому Ассоциация “Табакпром” выступает против такой существенной индексации, говоря о грядущем расцвете “огородного табаководства”. В Ассоциацию наряду с крупнейшими производителями входит много относительно небольших предприятий из числа старых советских фабрик.

С другой стороны, уход с рынка одних – это больше возможностей для остающихся. Для МНС много проще контролировать небольшое число крупных налогоплательщиков и сокращение числа фабрик ими должно только приветствоваться. Но заинтересовано ли государство в уничтожении стольких производств, расположенных по всей стране и обеспечивающих работой не менее 10 000 человек?

С точки зрения оптовой торговли и дистрибьюторских компаний, радикальное повышение цен – это шанс заработать дополнительную прибыль на спекулятивных операциях. Индексация должна в целом приветствоваться оптовиками и не несет им угрозы, скорее наоборот. Хотя та часть некрупных региональных компаний, которая тесно работает с небольшими местными фабриками может в одночасье лишиться своего основного поставщика и, соответственного, всего собственного бизнеса.

А пока в Белом доме и Охотном ряду идут позиционные бои вокруг табачно-акцизной проблемы, отмечает “Время новостей”, генеральное сражение развернется в Думе, независимо от того, в каком виде закон будет внесен туда – лоббистов достаточно у обеих сторон.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ