Табачники входят с "Примой" в 21-й век

0:00
0

“Русский фокус” отследил завидную судьбу “Примы” – уникального и единственного в своем роде коллективного брэнда не только в табачной отрасли, но и вообще в российском производстве. Сигареты “Прима” сегодня – единственный пример коллективного владения товарным знаком в России, хотя есть немало бывших “советских” брэндов, которые все еще обладают значительным потенциалом.

Признанная было вышедшей из употребления и аннулированная в 1994 году “Прима” силами компании “Лиггет-Дукат” уже в 99-м была восстановлена в правах и передана в коллективное пользование членам ассоциации “Табакпром”. Создание объединения владельцев коллективного товарного знака не только спасло знак “Прима” от уничтожения, но и закрепило его за бывшими пользователями. Уже в 1999 году механизм коллективного владения знаком заработал таким образом, что только 25 компаний, входящих в “Табакпром”, могут легально использовать его для маркировки своей продукции. Между прочим, ныне в “Табакпром” входят производители (как отечественные, так и с иностранным капиталом), выпускающие 90 процентов всей продукции на российском рынке.

Примечательно, что у каждого производителя “Прима” своя, имеющая фирменные отличия в качестве, да и в названии. На прилавках попадаются “Прима Классика”, “Прима Люкс”, “Прима Металлург” или “Прима армейская”. Продукция, производимая внутри ассоциации, может быть с фильтром или без фильтра. И покупатели берут не просто “Приму”, а свою, родную, т.е. определенной фабрики. В регионах небогатые потребители курят “Приму” местного производителя и предпочитают ее всем остальным, даже более высокого качества от крупных компаний.

В обязанности “Табакпрома” не входит контроль за соблюдением определенных стандартов – это дело каждого предприятия. А сегодня нормы качества сигарет без фильтра в России такие, что их давно пора ужесточать! Производители “Примы”, как легальные, так и нелегальные, конечно, легко в них укладываются. И как отличить пачку сигарет, произведенную “Табакпромом” от подделки, выпущенной на мелкой фабрике в каком-нибудь Нижнехоперске? Это стало нынче главной проблемой для табачной ассоциации.

Несмотря на все устремления производителей на увеличение выпуска более высококлассной табачной продукции, “Прима” без фильтра по итогам прошлого года так и осталась лидером розничного рынка России по объему продаж. Покупателям нравится низкая цена, а производителям – низкие акцизные ставки. И хотя у компаний с западным капиталом наблюдается определенная тенденция к снижению производства всех безфильтровых сигарет, они продолжают “гнать Приму” с выгодой для себя и в текущем году. Правда, с начала 2000 года доля рынка “Примы” без фильтра сократилась на 10 процентов – сегодня она составляет порядка 17 процентов.

Сегодня главным производителем этих сигарет в улучшенном варианте с фильтром cтала фабрика “Петро” (JTI) – почти 50 процентов, а в безфильтровом сегменте их производство распределено более равномерно, причем лидирует “Донтабак – 15 процентов.

В отличие от JTI, например, для компании ВАТ “Прима” без фильтра является нестратегическим брэндом, производство которого постоянно снижается. И заниматься “Примой” здесь собираются лишь до тех пор, пока она будет удовлетворять небогатые запросы среднего потребителя в российской глубинке, не прилагая никаких усилий для продвижения этого товара на рынке, т.е. как бог на душу положит.

Среди различных модификаций коллективного среднерусского брэнда вряд ли также появятся, например, “Прима-Мальборо” или “Прима-Честерфильд”. Ну не желает компания ФИЛИП МОРРИС, входящая, между прочим, в “Табакпром”, заниматься выпуском сигарет “Прима”! Поскольку здесь считают, что сегодня в России наблюдается перепроизводство сигарет данного типа. Тем более что у ФМ в близком ценовом сегменте имеется своя марка – “Оптима”.

Российский табачный рынок претерпевает значительные изменения, и для ФИЛИП МОРРИС в России сегодня на первый план выходит построение сбытовых сетей. Так, во всяком случае, заявил президент PM Int. по Восточной Европе г-н А. Калантзопулос в интервью газете “Время новостей”.

В отличие от своего ближайшего конкурента ВАТ, компания ФИЛИП МОРРИС не собирается в ближайшее время радикально менять свою систему дистрибуции и переходить на эксклюзив. Сейчас компания готова работать со всеми, кто удовлетворяет ее требованиям и справляется со своим бизнесом. Сегодня у нее в России примерно 300 оптовиков различного уровня, и на одного оптовика приходится примерно тысяча розничных торговых точек (всего их 350 тысяч). Многолетний опыт работы компании, в том числе и в других странах, показывает, что это оптимально.

ФМ не планирует развивать в России систему прямой дистрибуции, т.к. с экономической точки зрения это нецелесообразно не только для производителей табачных изделий, но и любых товаров массового спроса. Важную роль здесь играет как размер страны, так и возможность доступа к торговым точкам непосредственно для производителей. Оптовики могут работать с гораздо меньшей себестоимостью, чем сама ФМ.

Руководство компании успешно контролирует ситуацию на торговых складах. И во всех контрактах с оптовиками есть стандартное положение о полной недопустимости даже минимального процента контрабанды и подделок продукции ФМ. Кроме того, низкий уровень налога в России практически исключает любую экономическую возможность проникновения нелегальной продукции на рынок. Но тем не менее ФМ сейчас занимается разработкой методов профессионального определения объема нелегальной продукции на рынке. Это мировая система, и Россия будет одним из первых рынков, где методика будет опробована.

Топ-менеджер ФМ также отметил, что Россия – традиционный рынок крепких сигарет, и требуется время, чтобы вкусовые пристрастия потребителей изменились. ФМ старается вести российского потребителя в цивилизованном направлении и производить для него именно легкие сигареты. Во всяком случае доля компании на рынке легких сигарет в России составляет 40 процентов, в то время как на мировом рынке – 19.

А обозреватель журнала “Компания” анализирует ситуацию вокруг корпорации ФИЛИПП МОРРИС как крупнейшего мирового производителя не только сигарет, но и пищевых продуктов. Имидж “торговца смертью” становится опасным для пищевого бизнеса корпорации, который с каждым годом набирает обороты. Компания больше не хочет быть табачной и в апреле меняет свое “компроматное” название на пристойное латинское слово “ALTRIA”. Сменой имени ФМ в первую очередь надеется привлечь внимание биржевых брокеров и потенциальных инвесторов.

Еще год назад корпорация ФИЛИП МОРРИС объявила о смене стратегической цели, которая теперь звучит так “Стать успешной, уважаемой и социально ответственной международной компанией по производству потребительских товаров”.

И в России у транснациональной компании ФМ России нашлись последователи в достижении этой благородной цели, в первых рядах которых явно просматривается “Донской табак” во главе с его гендиректором И. Саввиди. В интервью “Русскому табаку” этот уважаемый менеджер еще раз заявил о намерении преобразовать свою компанию в многопрофильный холдинг. Г-н Саввиди приветствует принятие антитабачного законодательства в России и намерен стать одним из первых представителей табачного сообщества, который выступит с серьезной антирекламой табакокурения и призывом его ограничить. В 21 веке курение не должно быть частью национальной культуры!

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ