Актуальная в последнее время тема табачного лоббизма на этот раз всплыла на страницах газеты “Время новостей”.
Итак, грядет акцизная реформа, и беспокойство производителей табака понятно. Кроме того, табачников страшно волнует закон о рекламе. Разные компании лоббируют разные решения, причем в деле задействованы не только думцы (а интерес к табаку в Думе едва ли не равен интересу к нефти) но и правительство, в частности, антимонопольный комитет (МАП). Табачники в отличие от нефтяников не могут создать единый лоббистский пул. Слишком противоположны интересы различных компаний в зависимости от того, какую продукцию они выпускают, каким образом ее рекламируют.
Один скандал на эту тему уже разразился в ходе обсуждения поправок к закону “О рекламе” в думском экономическом комитете. Антимонопольный комитет внес поправку, предлагающую запретить с 2003 года лишь ту рекламу, в которой используются образы физических лиц. В думских кулуарах уверяют, что МАП здесь держит сторону компании ВАТ, т.к. у ее главного пиарщика В. Аксенова хорошие связи с руководством этого ведомства. Ведь этим решением наносится страшный удар по основным конкурентам ВАТ – компании Филипп Моррис с ее курящим “Мальборо” ковбоем, JTI c “Петром Первым” или “Реемтсма” с рекламным гонщиком “Формулы-1”. При том, что бюджеты этих компаний на рекламном рынке России приближаются к телевизионным (до $10 млн.) и приходятся в основном на наружную рекламу, сообщает “Известия”.
А до этого специалисты сайта “Русский табак” в дискуссии на тему поправок к закону “О рекламе” посмотрели на проблему рекламного героя с другой стороны и отметили абсурдность запрета на использование в рекламе образов моложе 35 лет. Действительно, кто авторитетнее для юнцов? Ровесник, которому разве что лучшее в мире средство от прыщей рекламировать или выше упомянутые успешные мужчины средних лет? Похоже, в этом пункте законодатель перемудрил, констатируют табачные специалисты. Они предлагают отменить эту поправку, а другие ограничения на рекламу вводить постепенно, в течение нескольких лет, с тем чтобы двигаться в духе и темпах европейского регулирования, но не опережая его, дабы не содействовать перетоку рекламных капиталов на другие рынки. Последовательность введения ограничений предлагается следующей:
– Немедленно вводится запрет на рекламу в кинотеатрах, на остановках, в метро и вообще малую наружную рекламу для пешеходов.
-С 2003 года запрет на спонсорство спортивных соревнований и табачную рекламу в молодежной и спортивной прессе.
– С 2004 года запрет любой (т.е. крупнокалиберной) наружной рекламы табачных изделий
– С 2005 года запрет на такую рекламу в любых печатных изданиях, кроме специализированных, и на спонсорство культурных мероприятий.
– С 2006 года табачная реклама сохраняется только в специализированных табачных СМИ и местах продажи табачных изделий.
Похоже, в этих предложениях есть баланс интересов всего табачного сообщества, но суждено ли им быть услышанными?
Светлый образ дымящего героя, похоже, волнует в последнее время не только производителей сигарет, рекламы и депутатов-лоббистов, но и столичных эстетов. Во всяком случае, на выход антитабачного закона московскими галеристами был дан достойный художественный ответ. Почти одновременно в феврале прошли две экспозиции с явно табачным оттенком, о чем взахлеб со всеми подробностями и сообщили культурные обозреватели всех солидных газет. Имеются в виду выставка французского художника Б. Бернара под названием “Сигары и искусство”, а также экспозиция в галерее “Ковчег” – “100 лет с огоньком. Курение и курильщики в изобразительном искусстве ХХ века”.
Выставки готовились давно, но благодаря случайному совпадению приобрели особую злободневность и даже оппозиционность. Во всяком случае, галеристы “Ковчега” с гордостью отметили, что от поддержки их выставки отказались несколько аккредитованных в Москве табачных компаний. И хотя речь идет пока всего лишь о выставке весьма средних советских художников 20-60-х годов, но отказ табачных спонсоров от поддержки искусства вообще может стать для этого самого искусства настоящей катастрофой, с тревогой отмечает “Время новостей”.
Табачные гиганты оказывают значительную поддержку музеям и выставочным проектам, а также театрам, операм, балетам по всему миру. Малевич в Русском музее, Ларионов и Гончарова в Третьяковке, как и многие другие проекты состоялись только благодаря вредной привычке и щедрости “одной табачной компании”. А как же грядущие поправки к закону о рекламе? (См. выше). Остается только надеяться на постоянство вредных привычек и устойчивость общества к запретам, а то искусство в России просто не выживет.
В “Ковчеге” остались дымящие и смолящие герои вчерашних дней во главе с товарищем Сталиным и его трубочкой. А что же нынешние российские лидеры в Кремле и Белом доме?
Как рассказал корреспонденту МК один знакомый министр, уединившись с ним для перекура на черной лестнице, весь личный состав его ведомства уже направил в Кремль телеграмму с выражением полной поддержки “антитабачной” инициативы.
В самом же Кремле реакция на изменение законодательства была мгновенной: глава администрации Александр Волошин издал распоряжение, в котором велено подыскать для заядлых кремлевских курильщиков подходящие помещения, поскольку теперь запрещается дымить непосредственно на рабочем месте. Старая советская народная мудрость: “для курящих перекур, а кто не курит – продолжает работать” – в действии!
При этом в рядах высокопоставленных кремлевских чиновников немало курящих, а неформальное лидерство в этой “партии курильщиков”, несомненно, можно присвоить самому Александру Стальевичу. Но только где теперь будут нервно затягиваться кремлевские курильщики – непонятно. Со свободными помещениями – напряженка.
И среди членов кабинета министров курят не все, но многие во главе с премьер-министром Касьяновым. Глава правительства теперь прячется с сигаретой в специальной комнате отдыха, а остальные – по лестницам и туалетам.
Устраивает перекуры и министр по антимонопольной политике Илья Южаков. Руководитель того самого МАП, которое проверяет ныне приказ ГТК №303, устанавливающий упрощенные условия пересечения таможенной границы для участников ВЭД – крупных плательщиков, среди которых и табачные гиганты. “Ведомости” сообщают, что по поводу возможной отмены этого приказа обеспокоен, например, руководитель компании “Авалон Импорт” – таможенного брокера ВАТ, имеющего федеральную лицензию. Вот вам и лоббизм!
В случае отмены этого приказа ГКТ импортеры понесли бы огромные убытки. Но, кажется, для табачников эти опасения напрасны, т.к. сам импорт сигарет в Россию постепенно стремится к нулю. По крайней мере, такие данные привел на пресс-конференции гендиректор российского представительства все той же компании ВАТ Л. Синельников (“Московская правда”). В прошлом году к нам было импортировано 7 миллиардов штук сигарет, в то время как всего за три года до этого Россия “заглатывала” около 100 миллиардов. Нетрудно догадаться, что тенденция сохранится и на 2002 год. Объясняется же сокращение поставок не страстью к здоровому образу жизни, вдруг охватившей российских курильщиков, а налаживанием в стране собственного производства табачной продукции, вполне способной конкурировать с импортом.