По словам генерального директора ассоциации российских табачных фабрик АО “Табакпром” Василия Теревцова, в 2001 г. производство табачных изделий в стране составит 350-360 млрд. штук против 341 млрд. штук в 2000г. Мнение Теревцова подтверждается тем, что в первом квартале этого года выпуск сигарет и папирос уже увеличился на 11 млрд. штук по сравнению с аналогичным периодом 2000 г. В связи с этим значительно сократился импорт табачной продукции. Если в 1999г. он составил 21 млрд. штук сигарет, в 2000г. -12 млрд. штук, то в 2001 г., по прогнозу специалистов ассоциации, импорт снизится до 10 млрд. штук. Россия может полностью обеспечивать себя табачной продукцией.
Не будем задаваться вопросом, из чьего табака и по чьим лицензиям делаются сигареты и кто владеет табачными фабриками. Важно, в конце концов, то, что рабочие места занимают российские граждане, а производительность их труда растет.
На сегодняшний день объем потребления табака в России составляет 270 млрд. штук, то есть около 15 сигарет в день на душу населения. По данным Минздрава, курит около 40% населения. Что же касается теневого оборота табака, то он составляет 20-40% продаж. Интересно, что в России курят все больше сигар. Если в 1999 году объем (легального) российского рынка оценивался в 7 млн. штук, то прогноз на этот год – 10 млн. Впрочем, в США за 2000 год выкурили более 6 млрд. сигар и сигарилл.
В Москве прошла встреча между представителями табачных компаний и правительства. Замминистра финансов Сергей Шаталов сообщил, что в будущем году правительство намерено заняться реформой акцизной политики в табачной сфере. По мнению Шаталова, табачные акцизы слишком низкие. Что ж, низкий поклон г-ну Шаталову от нищих курящих пенсионеров.
В российском отделении табачной компании Japan Tobacco International (JTI), известной по сигаретам Camel, Winston Salem и Mild Seven, произошли серьезные изменения. Президент JTI по СНГ и Балтии Ник Рингер (Nick Ringer) покинули компанию, а его должность была упразднена. Теперь российский офис возглавляет Марк Шейвер (Marc Chaver), который 1 мая был назначен генеральным менеджером JTI по России. По словам Андрея Рогова, менеджера по связям с общественностью JTI, кадровые перестановки являются “частью продолжающегося процесса по максимизации эффективности работы компании”.
Не успел президент подписать закон о борьбе с курением, как кое-кто уже отрапортовал об исполнении, да еще и с превышением.
С 1 июля 2001 года “Аэрофлот” полностью запрещает курение на своих летних туристических рейсах длительностью до четырех часов. Ранее эти ограничения касались лишь рейсов продолжительностью до двух часов. Руководство “Аэрофлота” заявило, что намерено постепенно ограничивать возможность курения на борту всех самолетов авиакомпании. Это довольно смелое решение, так как оно может отбить потенциальных пассажиров, которые не в состоянии расстаться с сигаретой даже на час. Такие курильщики предпочтут воспользоваться услугами других перевозчиков. Вместе с тем данный запрет наверняка будет способствовать переходу из других авиакомпаний в “Аэрофлот” пассажиров, не выносящих запаха табака.
По-моему, это все-таки садизм. Ведь к четырем часам полета надо добавить еще часы допосадочной и послепосадочной процедур, когда вы находитесь в общественных местах, а следовательно, тоже не имеете права курить. Что будет с курильщиком, не курившим минимум шесть часов? Забота о некурящих – это, конечно, хорошо, но надо бы подумать и о другой половине граждан! Держу пари, что люди будут курить в туалетах самолета, и ничем их не остановишь.
В прошлом году компания “Филип Моррис” спонсировала разработку и внедрение новой учебной программы для московских школьников. Ее суть в том, что на уроках или во время классных часов учащимся 8-9 классов предлагается обсудить, как себя вести в разных ситуациях. Один из главных вопросов, на которые предстоит ответить детям, – курить или не курить. Специально обученные педагоги не будут требовать от своих питомцев правильных ответов. Как утверждают разработчики программы из межрегиональной ассоциации “За гражданское образование”, главной задачей учителя станет помочь ученикам почувствовать себя социально значимыми людьми. Похожие программы, спонсируемые производителями табачных изделий, существуют в Европе, США и Канаде. В новом учебном году ее предполагается ввести в 26 регионах России.
Как это трогательно: табачные фирмы, ведущие пропаганду против курения!