В самом деле, каждый день минувшей недели приносил известия о расширяющейся базе поддержки кандидатуры и.о.президента. Как пишет Независимая газета в статье под выразительным названием “Безальтернативный Путин”, процесс пошел с первых дней нового года: “О своей преданности премьеру заявляли и в Йошкар-Оле, и в Дагестане, и на Алтае”. Когда же дело дошло до процедуры официального выдвижения Путина кандидатом в президенты, оказалось, что в “инициативную группу граждан”, собравшуюся в “Президент-отеле”, вошли исключительно VIP-персоны: президент Татарстана Минтимер Шаймиев, президент Башкортостана Муртаза Рахимов, губернаторы Александр Руцкой, Михаил Прусак, Иван Скляров, Дмитрий Аяцков, Леонид Рокецкий, председатель правления “Газпрома” Рем Вяхирев, председатель компании “Роснефть” Сергей Богданчиков, председатель совета директоров “РАО ЕЭС России” Анатолий Чубайс.
И если представители “Единства” и СПС в составе инициативной группы были вполне ожидаемы, то примкнувшие к ним бывшие сторонники ОВР произвели некоторую сенсацию: как не без ехидства заметила Независимая газета, “из заявлений о поддержке действующего премьера, еще не вытекает необходимость оказаться в рядах инициаторов выдвижения его на пост президента”.
Впрочем, как отметила газета Ведомости, “поддерживая Путина, губернаторы не забывают о себе”. С одной стороны, вполне объяснимо стремление, как выразился Деловой вторник (еженедельное приложение к газете Трибуна), “выменять лояльность на трансферты”, списание местных долгов в федеральный бюджет и т.д.”.
Еще более определенно, впрочем, высказались на эту тему Известия: “После переговоров об условиях выделения денег из федерального центра любой региональный вождь становится шелковым и начинает судорожно искать хоть какого-нибудь продажного журналиста, чтобы через него сообщить о своей преданности и.о. главы государства”.
С другой, как свидетельствуют Ведомости, бывшие соратники Лужкова и Примакова объективно пришли к выводу, что именно премьер “является сегодня консолидирующей фигурой”. А потому они не только поддерживают его кандидатуру, но и выражают заинтересованность в том, чтобы премьер победил уже в первом туре. Как пояснил председатель Думы Ханты-Мансийского автономного округа Сергей Собянин: “Чем менее очевидна будет победа Путина, тем сложнее ему будет управлять страной”. Кроме того, в случае появления необходимости проведения второго тура “появится неуверенность как со стороны инвесторов, так и со стороны граждан”. Предположения о том, что Путин может не победить, у его региональных сторонников не возникает.
Газета Сегодня считает, что Минтимеру Шаймиеву, Ивану Склярову и Муртазе Рахимову предстоит еще оправдаться перед Путиным за “опрометчивую поддержку прежних кандидатов в президенты – сначала Лужкова, потом Примакова”. А иначе “могут возникнуть проблемы у шаймиевской “Татнефти”. Не у академика же Примакова защиты искать?”
Еще хуже, продолжает Сегодня, положение у губернатора Нижегородской области Ивана Склярова: “область на грани дефолта”. Не менее серьезны мотивы поддержки премьера и у других губернаторов. Скажем, у курского губернатора Александра Руцкого два заместителя лишь недавно выпущены из следственного изолятора. “Но ведь в любой момент их можно вернуть обратно. В более представительном составе…” Новгородец Михаил Прусак и саратовский губернатор Дмитрий Аяцков надеются использовать шанс попасть в правительство. Владимир Яковлев из Санкт-Петербурга рассчитывает на поддержку и.о.президента на предстоящих губернаторских выборах.
Сегодня всю эту разнообразную компанию “фанатов” Путина называет “командой профессиональных политических могильщиков”. Газета считает, что именно они “своей “поддержкой” похоронили президентский рейтинг Черномырдина, Лужкова и Примакова”. И если Путин всерьез на них рассчитывает, это может сыграть с ним злую шутку: стоит его рейтингу поколебаться, “как сплоченная группа товарищей, словно пчелиный рой, перенесется в другой улей – где меду побольше. Такая уж у нас партия власти – кочующая”, – заключает Сегодня.
Об опасностях, подстерегающих и.о. президента на пути к избавлению приставки и.о, пишут и другие издания. Независимая газета видит главную проблему в самой сегодняшней безальтернативности выбора: “Если победа достанется Путину слишком легко, если его отрыв от соперников будет слишком велик, то впоследствии это может серьезно отразиться на уровне доверия к законно избранному президенту”. НГ опасается возникновения фактора “психологической нелегитимности”: “выбирали не сердцем, не умом, а только потому, что еще задолго до голосования властные структуры решили все самостоятельно”.
Надо сказать, большинство аналитиков не сомневается, что именно так все и произойдет. Как пишет Общая газета: “Президент назначен. Осталось проголосовать”. Признавая, что “кандидатура Путина удачна”, а интрига с “организацией” его рейтинга, “подробности которой мы узнаем еще не скоро”, удалась как нельзя лучше, ОГ призывает тем не менее не преувеличивать их значение. “Если бы Ельцину не разонравился Степашинн, народ также или почти также полюбил бы и этого преемника. Если бы Ельцин не трогал Черномырдина, безальтернативным кандидатом стал бы Черномырдин”, и т.д. Такова, по мнению Общей газеты, национальная специфика российской демократии – даже и усилия особые не потребуются: “Народ и так совершенно добровольно, при самых разных альтернативных кандидатах и полной свободе агитации проголосует за начальство или того, на кого укажет начальство”. Это Россия: “азиатская авторитарность принятия решений” органично сочетается в ней с “европейской демократичностью их последующей легитимизации”. Такая система, утверждает Общая газета, идеально соответствует российским историческим традициям, заложенным еще Петром Первым: “внедрение западных форм для консервации и усиления вполне “азиатского” деспотизма”. И потому в новое тысячелетие “мы войдем народом, который ни разу за всю свою историю не выбирал верховную власть”.
Подобной точки зрения придерживается и Новая газета. Она также считает, что “выборы в марте будут иметь чисто ритуальное значение”, и что Ельцин своим решением создал чисто монархический прецедент: он монаршей волей, подотчетной лишь всевышнему, передал власть преемнику”. Причем, по мнению Новой газеты, решающую роль в “триумфальном шествии” Путина к власти должна сыграть именно стремительность президентской кампании. Известно, что сейчас рейтинг и.о.президента зашкаливает за 50 процентов, и теперь, по законам социальной психологии, популярность его вполне может пойти вниз: существует такое понятие, как “усталость электората”. “Бесконечно мелькающий на экране герой рано или поздно начинает надоедать”. Поэтому необходимо, насколько возможно, приблизить выборы, пока еще в головах избирателей существует “устойчивый стереотип: альтернативы Путину нет”.
Об опасности “тотального телевизионного облизывания потенциального президента России” предупреждает телеобозреватель Известий Ирина Петровская. Нарушая ранее данный обет молчания по поводу авторской программы Сергея Доренко, Петровская прогнозирует, что в новых условиях – в условиях президентской кампании – эта программа будет интересна “не как клинический случай, а как своего рода барометр настроений тех персон, которые стоят за “самым честным и независимым журналистом страны”.
По мнению Петровской, чтобы не погубить чрезмерным усердием проправительственных СМИ имидж и.о. президента, заинтересованные лица решили противопоставить им “легкую конструктивную критику, которая в исполнении Доренко должна выглядеть особенно убедительно”. Первый случай реализации этого замысла был представлен в минувшую субботу в ходе интервью Путина, когда популярный телеведущий счел необходимым предостеречь и.о. президента от опасности нерациональной растраты существующего “колоссального авторитета” – как например, в случае с поддержкой провалившегося на выборах в Подмосковье Селезнева: “Вы попадаете несколько раз в “яблочко”, и все говорят: “Он волшебник”. А волшебник не имеет права на ошибку. И вдруг Селезнева не выбрали… И вдруг кто-то скажет: “Акела промахнулся”. Статья Ирины Петровской называется “Попытка дерзости”.
К мысли о том, что угрозу избирательной кампании Путина могут представлять не в меру усердные пиарщики, пришел еженедельник Век: “Как говорят опытные картежники, налицо угроза перебора. Двадцать два… Жизнь же не раз доказывала, что крушение образа-лубка может иметь катастрофические последствия”. Опасность тем более велика, что Путин в большей степени, чем другие кандидаты в президенты, зависит от грамотной работы своей команды и своего избирательного штаба: он не может ни оставить свои посты премьера и и.о. президента, ни, “во избежание дружного протестующего вопля”, использовать их преимущества в избирательной кампании. Поэтому, считает Век, важно “избавиться напрочь от самоуспокоительных иллюзий, что победа в кармане”.
Впрочем, руководитель Фонда эффективной политики Глеб Павловский, “политтехнолог, ближайший советник Кремля, злой гений Лужкова-Примакова, кузнец побед Союза правых сил”, в интервью еженедельнику Собеседник утверждает, что настоящей борьбы со стороны противников Путина на президентских выборах не будет – “только самореклама”. Конечно, замечает Павловский, вытерпеть безальтернативного Путина трудно, так что возможности для борьбы будут найдены: “А что нет реальных конкурентов – так на пустом месте и прыщ виден издалека”.
Тут же приводится пример: “Есть такой прием: бросить перчатку, а от боя уклониться. Или сказать, что бою воспрепятствовали какие-то темные силы. Собственно, на этом держалась вся политическая карьера Явлинского”. Позиции Явлинского Павловский дает определение “Неподкупный Демократ”: “Нечто вроде “смотрящего” в России от международного сообщества, представитель интересов Запада, для которого Путин – явно не самых желательный вариант”.
О вероятности возникновения “мощной, перспективной и мотивированной” прозападной оппозиции пишет в газете Ведомости еще один “боец путинской команды” – известный журналист Михаил Леонтьев. Вопрос о динамике отношений и.о. президента с Западом – один из самых сложных. Не называя имен, Леонтьев утверждает, что новой прозападной оппозиции власть, “во всяком случае на первых порах”, не очень-то и нужна. “Эта оппозиция нацелена на совершенно конкретный ликвидный спрос – это прозападные политические, идеологические и коммерческие структуры, у которых появился мощнейший стимул и устойчивый рынок в связи с известными тенденциями в наших отношениях с Западом”. Как утверждает Леонтьев, для этих структур “любая проблема в отношениях с Западом – это подарок: Чечня, коррупция, недостаточная альтернативность выборов, лояльность СМИ к властям”, все идет в дело. Главная опасность для новой оппозиции, предостерегает Леонтьев, может заключаться в следующем: “Для того, чтобы представляться на экспорт достаточно гуманитарными, цивилизованными и вестернизированными, необходимо ясно обозначить остальную часть общества как дикарей, варваров и людоедов, на что дикари могут обидеться”. Впрочем, Леонтьев призывает власть удерживаться от резких движений: “Эту оппозицию необходимо оберегать, холить и лелеять, не давая воли естественному желанию размазать ее по стене”.
“Шесть причин, по которым Путин может не стать президентом” перечисляет еженедельник Аргументы и факты. Учтено все: от опасности провала в Чечне и опасности физического устранения до опасности экономического краха. По каждому пункту предлагаются специальные контрмеры. Например, рекомендуется форсировать штурм Грозного и горных баз боевиков, чтобы до 26 марта зачистить Чечню; подстраховаться на случай обвала рубля решением о 100-процентной продаже валютной выручки экспортеров; устранить сильного соперника на выборах в лице московского мэра Юрия Лужкова (“последний пока сидит в засаде, но может ринуться в бой”) обещанием ему поста премьер-министра и т.д.
Самые же неприятные варианты – возникновение компромата на Путина в виде порнопленки, подобной видеозаписи похождений “человека, похожего на генпрокурора Ю.Скуратова” (слухи о существовании такой съемки с участием Путина ходят давно) и вообще все возможные “происки олигархов” – рекомендуется нейтрализовать путем воздействия на СМИ. “Правда, маловероятно, что не подконтрольные Путину каналы НТВ и ТВЦ отважатся бросить вызов и.о. президента, в конце концов так недолго и потерять лицензию”.
Что же касается ОРТ, то с ним, как полагает АиФ, следует действовать решительнее: “Собрать совет директоров ОРТ и, используя госпакет акций (51 процент), сместить с руководящих постов людей Березовского – К.Эрнста, Т.Кошкареву, Р.Нарзикулова”. В конце концов, продолжает АиФ, ОРТ “более чем наполовину – государственный канал и обязан работать на власть, то есть на В.В.Путина”.
Комсомольская правда считает наиболее серьезной предвыборной опасностью для Путина возможность “войны олигархов”. И возникновение ее тем вероятнее, чем выше рейтинг Путина, и, соответственно, чем убедительнее может быть его победа. Никакому олигарху, пишет газета, не нужен сильный, не зависимый ни от кого президент, “обладающий правом вмешиваться в дела олигархий и вотчин”. А потому объективно российская политическая элита не заинтересована в безусловной победе Путина в первом туре: “Ей выгоден Путин, победивший с трудом, и потому зависимый. Не нужен Ельцин-91. Нужен Ельцин-96”.
Московский комсомолец считает, что к “атаке олигархов” на Путина, (а точнее – к проискам наиболее причастного к тайным политическим пружинам – Бориса Березовского) может присоединиться в полном составе “Семья”, напуганная излишней самостоятельностью и.о. президента. Наиболее сильное впечатление на тех, кто объединен этим термином, произвела отставка Павла Бородина. Именно после нее возродились давние слухи о существующем видеокомпромате на премьера. “Не исключено, что слухи о пленке с человеком, похожим на Путина, – только прелюдия к очередному туру бесконечной гонки за власть в России, в которой отчего-то всегда есть только два варианта победителя: Чубайс или Березовский”, – заключает МК.
Уверена в обострении отношений Путина с олигархами и Новая газета. По ее мнению, опасность снижения рейтинга Путина до выборов весьма велика: успехов в экономике на фоне усиливающейся международной изоляции России и ожидаемого падения мировых цен на нефть ожидать не приходится. Кроме того, “позитивный (в контексте госдумовской избирательной кампании) имидж чеченской войны уже начинает себя исчерпывать”. Следовательно, делает вывод Новая газета, “если в феврале-марте у команды Чубайса возникнут затруднения с обеспечением электоральной поддержки Путина, то еще до выборов может последовать популистская атака на Березовского и Абрамовича”. Более того, утверждает газета, олигархи уже сейчас почувствовали “возрастание опасности со стороны Кремля – они слишком хорошо знают, что Чубайс не расположен делиться плодами общей победы”.
Более оптимистично оценивает ситуацию в этом плане уже упоминавшийся Глеб Павловский. В своем интервью Собеседнику на прямой вопрос “Вы не думаете, что для укрепления своей популярности Путин может в ближайшие месяцы пожертвовать крупными фигурами вроде Березовского?” Павловский ответил так же прямо: “Не будет жертвоприношений на потеху толпе. Власть уже у Путина – зачем ему репрессивные зрелища? А в серьезную драку Путин не полезет на авось… Не думаю, что процесс над олигархами входит в его ближайшие планы”.
По-видимому, сам Березовский пока не видит особых поводов для беспокойства. Во всяком случае, как бы в ответ на язвительное замечание газеты Сегодня, что Березовскому, как он ни старался, не удалось “засветиться” при процедуре выдвижения Путина, Независимая газета сообщила: “То, что глава “РАО ЕЭС России” вошел в инициативную группу, а Борис Березовский остался за ее пределами, еще ничего не означает. Зная традиционные методы Бориса Березовского, можно сказать, что в какой-то мере в инициативной группе его заменил глава Национального банка Карачаево-Черкесии, присутствовавший в “Президент-отеле”.
А еженедельник Век утверждает, что, с точки зрения Березовского, задача вхождения “в нынешний правящий класс” стоит не перед ним, а наоборот – перед Владимиром Путиным. Если, конечно, последний не собирается “поломать установившийся в России за последние десять лет властный порядок, уже начавший воспроизводство самого себя”, – что означало бы ни много ни мало – революцию. Но, коль скоро Путин уже успокоил олигархов, заявив, что передела собственности ожидать не следует, Век предлагает собственную оценку хода политических событий: “Стороны пока идут навстречу друг другу. Этим и определяется сегодня главный смысл нынешней политической и экономической жизни России”.
Во всяком случае – для Березовского. Для большинства же Путин остается загадкой, “черным ящиком”, который “до мартовских выборов не раскроется” ( определение еженедельника Иностранец).
Впрочем, как заметил в собственной версии предвыборного прогноза Собеседник, “нация устала задумываться”. Рост числа избирателей, проголосовавших на парламентских выборах против всех, показывает, что люди разуверились в возможности позитивных перемен.
“Десятый год толкуют в России о “железной руке”, – пишет еженедельник Век. – Десять лет назад “железной рукой” пугали; ныне видят в ней чуть не спасение от всех российских бед – годы реформ даром не прошли”. Тем более это спасение хочется видеть в путинской “железной руке”, на которой “всегда фетровая перчатка” (образ принадлежит Российской газете).
Люди уже отвыкли жить “в нормальном историческом времени – когда в течение многих лет внешне ничего не происходит”, пишет газета Ведомости. Многие не сомневаются, что после президентских выборов в России “кончится эпоха перехода и начнется эпоха стагнации”. Итак, “страна вступает в полосу нового застоя или стабильности – кому как больше нравится”, утверждают Ведомости.
Волею судеб эти чаяния избирателей призван воплотить нынешний и.о. президента Владимир Путин, он же бывший сотрудник КГБ по кличке Штази (С.А.Ковалев в газете Иностранец), он же бывший заместитель Анатолия Собчака, человек, о котором его прежние сослуживцы в Санкт-Петербурге говорят: “У него комплекс Наполеона. В нем дремлет диктатор, страна не успеет оглянуться, как все в ней изменится” (протицировано по Общей газете).
О серьезности намерений Путина – пока в борьбе за президентский пост – сообщила, в частности, досрочно вернувшаяся с рождественских каникул газета Коммерсант-daily в публикации под заголовком “На выборы уже потрачено 9,5 млрд. рублей”. Газета всего лишь просуммировала предвыборные обещания премьера: повышение пенсий с 1 февраля не на 12, как обещал Борис Ельцин, а на 20 процентов, а также ликвидация долгов по зарплате в регионах за счет федерального бюджета. Средств на это, разумеется, нет: “Небольшой рост производства в конце прошлого года не может вечно служить оправданием дополнительных социальных расходов”. Следовательно, деньги придется напечатать: “Население в регионах на президентских выборах не будет разбираться, кто им задолжал. Зато будет помнить, что долг погасил Путин”.