19 августа ожидается официальный старт кампании по выборам в Госдуму. Оставшиеся до появления президентского указа все политические силы стремятся использовать максимально эффективно. В статьях на предвыборные темы в последние дни одним из наиболее употребимых стало слово “коалиция”. Как выразился Анатолий Чубайс в интервью газете “Коммерсант-daily”, идет “процесс блокообразования”. В зависимости от своих политических масштабов и возможностей будущие бойцы предвыборного фронта решают разнообразные задачи: одни надеются расширить сферы влияния, прорваться к новым заманчивым рубежам, для других влиятельный союзник – вопрос пятипроцентной жизни в парламенте либо политической смерти.
По этим причинам, как считает еженедельник Коммерсант-власть, скорее всего, указ Бориса Ельцина большинство российских партий встретит “не в том составе и не с теми союзниками, которых они имеют сейчас”.
Минувшая неделя уже принесла немало неожиданностей. Бурно обсуждавшаяся все последнее время возможность союза “Отечества” и “Всей России” пока так и не стала реальностью, шансы заключения подобного альянса оцениваются как минимальные. Намек на такой поворот событий содержался уже в информационных сообщениях о создании московского регионального координационного совета “Всей России”. Основное внимание в них было уделено выступлениям представителей “Отечества” Георгия Бооса и Артура Чилингарова, которые, поздравив дружественное центристское движение с созданием еще одного, столичного подразделения, выразили надежду, что на выборы обе партии пойдут вместе.
Однако ответная реакция, по замечанию газеты “Время MN”, была более чем сдержанной. Влиятельный деятель “Всей России”, лидер думской фракции “Российские регионы” Олег Морозов уклончиво ответил, что решение проблемы объединения пока не найдено.
Другой представитель “Всей России”, губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, по свидетельству “Новых известий”, счел необходимым опровергнуть слухи о том, что на встрече с премьер-министром Сергеем Степашиным Минтимер Шаймиев получил совет “осторожнее отнестись к идее сближения с “Отечеством”. Впрочем, несколько позже на этой же конференции Яковлев заявил, что “власть оказывает давление на центристские партии”.
Как всегда, достаточно безапелляционно высказалась “Независимая газета”: “Губернаторы еще подумают, нужен ли им еще один сильный лидер с амбициями, да еще и президентскими. Лужков это прекрасно понимает, и, возможно, подобная настороженность двух сторон делает неосуществимыми планы взаимодействия “Отечества” и “Всей России”.
“НГ”, что называется, как в воду глядела. В минувшую субботу Шаймиев заявил, что союз “Всей России” и “Отечества” маловероятен: по его словам, в лужковское движение входит “много различных партий и движений”, имеющих “амбициозных лидеров” (цитата по газете “Время MN”). И если с самим Лужковым Шаймиев легко находит общий язык, с его окружением достичь взаимопонимания пока не удается.
Президент Татарстана не уточнил, кого конкретно он имеет в виду. Однако в тот же день, в субботу, когда он беседовал с корреспондентом “Времени MN”, “Российская газета” напечатала обширное интервью с другим несостоявшимся союзником Лужкова, председателем Конгресса русских общин Дмитрием Рогозиным. Отвечая на вопрос о причинах разрыва с “Отечеством”, Рогозин мотивировал его как раз склонностью Лужкова к союзу с Шаймиевым, против чего КРО категорически возражает: “Всю Россию” возглавляют лидеры национальных республик, и у КРО к ним немало претензий в связи с их политикой вытеснения русских со всех руководящих должностей. На мой взгляд, фракция “Отечества” должна быть составлена из единомышленников “Отечества”, а не из звонких имен “националов”. Такую позицию Лужкова Рогозин счел беспринципной, и потому вместе с КРО покинул ряды его сторонников.
Не исключено, что лидер “Всей России”, говоря об окружении московского мэра, с которым не удается достичь взаимопонимания, имел в виду кого-то из “младолужковцев” (выражение газеты “Новые известия”). По мнению прессы, новые персонажи в “Отечестве” перехватывают политическую инициативу у функционеров “первой волны”.
Возможно, это наблюдение имеет под собой реальную основу: во всяком случае, именно от одного из “младолужковцев”, руководителя избирательного штаба движения Георгия Бооса зампред фракции “Яблоко” Сергей Иваненко узнал о том, что “Отечество” не намерено согласовывать с движением Григория Явлинского список кандидатов в одномандатных округах. В то же время, сообщает газета “Коммерсант-daily”, сам Юрий Лужков утверждает, что его движение не получало от “Яблока” никаких официальных предложений. Вполне вероятным кажется предположение, что два лидера не смогли договориться прежде всего по поводу московских одномандатников. Косвенно его подтвердил и сам Боос: “Сами подумайте, в Москве Лужков пользуется большим авторитетом, зачем нам кого-то пускать на эту поляну?” Вполне брутально руководитель лужковского избирательного штаба высказался и в интервью радиостанции “Эхо Москвы”: “Отечество” не филиал “Яблока” (эту его фразу процитировали все центральные газеты).
“Новые известия” приводят и другой пример расхождения во взглядах московского мэра и “веселого начальника мозгового штаба “Отечества”. На днях, как свидетельствует газета, в одном из своих радиоинтервью Лужков заявил, что он категорически против запрета КПРФ, считает ее “серьезной парламентской партией”, с уважением относится к лидеру коммунистов Геннадию Зюганову, встречается с ним и проводит регулярные политические консультации. На следующий день, пишут “Новые известия”, “младолужковец Боос категорически опроверг слова своего шефа, подчеркнув, что “Отечество” с КПРФ никаких консультаций и переговоров не проводили и не проводят. Таким образом, “не важно, что сделал Лужков – выдал тайну или сморозил глупость – важно, что Боос его шутя поправил”.
“Новые известия” считают, что в результате действий Бооса и политиков его поколения взаимоотношения в рядах “Отечества” приобретают “тургеневский драматизм”. Трудно сказать, имеет ли место в лужковском движении конфликт “отцов и детей” (московский мэр, как известно, имеет репутацию человека, не терпящего инакомыслия в своем окружении). Представляется более вероятным, что язвительные замечания “Новых известий” по поводу нравов окололужковской политической молодежи – очередная боевая акция по ходу бушующей “второй информационной войны” олигархов.
“Новые известия”, принадлежащие к информационной империи Березовского, о которой так много говорят и пишут в последнее время, разумеется, не упускают ни единой возможности нанесения урона главному противнику олигарха-политика – московскому мэру.
Другие примеры боевых действий долго искать не надо: большой резонанс, особенно в недружественных Лукову СМИ, вызвал скандал вокруг фирмы “Интеко”, принадлежащей его жене Елене Батуриной. “Комсомольская правда”, которая этот скандал ранее и спровоцировала, сразу же заявила, что поводов для переноса разбирательства на политическую почву, вопреки заявлениям Лужкова, нет ни малейших: “В деле Елены Батуриной нет никакой политики”. Последние слова имеют особый вес, поскольку принадлежат начальнику Следственного отделения УФСБ по Владимирской области В.Коматовского, который, собственно, и ведет расследование. Дело о деньгах, незаконно ушедших за рубеж, утверждает”КП”, – чистая уголовщина, как бы ни ссылался московский мэр на происки политических врагов.
“Коммерсант-daily”, напротив, считает, что дело носит ярко выраженную политическую окраску, во всяком случае, после того, как в дело вмешался президент, призвавший политиков воздерживаться от “провокационных заявлений”. Замечание это явно относилось к резким заявлениям Лужкова в адрес обидчиков его супруги. Уж сколько раз твердили президентской администрации, сокрушается по этому поводу газета, что если не ставить себе целью добавить Лужкову политических очков, то следует “пылинки с его кепки сдувать”. Тем не менее кремлевские недруги не смогли отказать себе в удовольствии пнуть Лужкова – если не в прямой, то в завуалированной форме.
Оппонентом по проблеме выступила опять-таки “Комсомольская правда”, пояснив, что, конечно, “Кремль действует неразумно”. Все актилужковские акции последнего времени либо проваливаются, либо играют на руку лидеру “Отечества”. И все же бессмысленными их можно было бы считать лишь в том случае, если предположить, что их цель – “сжить Лужкова со света”. В то время как цель совсем другая – “измотать мэра с тем, чтобы привести к покорности”. При таком подходе к событиям все встает на свои места.
По-прежнему персонажем, вызывающим всеобщий политический интерес остается экс-премьер Евгений Примаков, “которого мечтают видеть в своих рядах все – от коммунистов до либералов” (газета “Сегодня”). Что, конечно странно: “или перед нами безразмерный политик, или безразмерные партии”. “Сегодня” считает – и то, и другое.
По мнению газеты, говорить сегодня о политическим спектре в России, о наличии, скажем, правоцентристских или левоцентристских партий достаточно бессмысленно. Все эти партии, по выражению обозревателя “Сегодня” Леонида Радзиховского, “маленькие примаковцы” в том смысле, что фактически все стремятся к продолжению “ельцинского застоя”. “Никто не выступает против державности и полуприкрытого русского национализма, все принимают сложившиеся отношения ворованной собственности, все против ельцинского окружения, и каждый готов торжественно противопоставит ему собственное”. Это и есть мучительно искомая российская “национальная идея”.
Именно потому, что российские партии – идеологические пустышки, они так легко идут на переговоры о коалициях (“причин для идеологических расхождений нет”). И поэтому же переговоры чаще всего кончаются ничем (“причин для идеологического сближения нет”).
Примаков, пишет газета, воплощает внеидеологический миф – “миф о приличности, стабильности, державности, советскости”. Если говорить об идеологии, главная ее сегодняшняя дилемма – свободный рынок или жесткий госконтроль – не имеет к нему никакого отношения. “Консерватор по-советски” будет в любом случае принят “на ура”.
Словом, как заметил журнал “Профиль”, продолжая примаковскую тему, “и тем, кто слева нужен он, и тем, кто справа”. На этом пункте сходятся мнения всех обозревателей. Относительно же всего остального, и прежде всего – возможности возвращения экс-премьера во власть, а также технологии этой акции и ее целей, мнения сильно разнятся.
По сведениям журнала “Профиль”, над возвращением Примакова сейчас работает некая структура его бывших подчиненных – бывших работников спецслужб (кто не знает, впрочем, что люди, попавшие в “систему”, не бывают бывшими?).
“Профиль” утверждает, что Примаков, “в силу своего склада”, не может вернуться в политику по приглашению другого политика, а только “по просьбе трудящихся”. Именно этим и вызвано создание некоего “комитета возвращения”, который в настоящее время занят организацией соответствующих акций будущих избирателей. Пример – сбор подписей движения “Май” в поддержку Примакова в Свердловской области. Если этот уже действующий комитет будет к тому же юридически оформлен (против чего, по слухам, экс-премьер не возражает), Примаков, получит собственную структуру, которая позволит ему чувствовать себя уверенно в любой коалиции. “И тогда может получиться удивительная вещь: не Примаков станет членом команды Лужкова, Шаймиева и прочих, а Лужков, Шаймиев и прочие станут членами команды Примакова”. Правда, не вполне ясно, зачем нужна такая сложная технология, когда и без того Примаков в любом из предложенных ему союзов, скорее всего, займет верхнюю строчку рейтинга.
Совсем иначе оценивает ситуацию журнал “Эксперт”. Он считает существенным, что, скажем, команда Лужкова готова обсуждать с Примаковым совместные действия только до декабря, умалчивая о возможной совместной стратегии на президентских выборах. Судьба Примакова после парламентских выборов, на которых ему предлагается украсить собой предвыборный список “Отечества”, лужковцев не волнует. Как выразился один из них: “Если мы не можем помешать Примакову участвовать в выборах, нужно, по крайней мере, постараться превратить его из конкурента в соратника”. По всей вероятности, именно эта явная готовность удушения соперника в объятиях заставляет Примакова быть настороже и мешает ему легко согласиться на предложениях “Отечества”.
Возможно, более подходящей для себя структурой Примаков может счесть губернаторскую “Всю Россию”: отсутствие харизматического лидера в движении открывает перед ним широкие возможности. И хотя наиболее активные губернаторы состоят сразу в нескольких движениях (тем более, что выбор есть: “Вся Россия”, НДР, “Отечество”, “Голос России”), очевидно, что когда среди этих структур определится фаворит, все регионалы окажутся на его стороне. “А Примаков сегодня в этой игре – джокер”.
Не обошли Примакова своим вниманием, естественно, и коммунисты. От альянса с ними экс-премьера предостерегает в “Новых известиях” бывший член фракции КПРФ в Госдуме Владимир Семаго, который считает, что для коммунистов привлечение Примакова – лишь попытка “смены образа”: “Им Примаков-то не нужен по сути, они его хотят просто использовать”. Да и что, собственно, экс-премьер может получить от такого союза? Вряд ли пределом его мечтаний является место спикера Госдумы. Поддержки же на президентских выборах от коммунистов Примакову, естественно, ожидать не приходится. Поэтому Семаго считает, что у коммунистов нет шансов завоевать примаковское расположение.
Сами же коммунисты оказались увлечены “блокообразованием” не меньше всех остальных. По сообщению газеты “Время MN”, Геннадий Зюганов, побывав на Эльбрусе и вернувшись в Москву, был потрясен открывшейся ему картиной “политической грызни”, которая на свежий взгляд показалась особенно мелкой и ничтожной.
В связи с этим лидер КПРФ выдвинул идею об “объединении здоровых сил страны”. К таковым, помимо вылечившегося от радикулита Евгения Примакова, Зюганов отнес лужковское “Отечество”, шаймиевскую “Всю Россию” и собственный НПСР. При этом реальные шансы на заключение союза с кем-либо из перечисленных политических сил газета оценивает крайне низко – включая и Народно-патриотический союз, все участники которого либо уже объявили о самостоятельном участии в выборах, “либо подыскивают себе союзников вне КПРФ и помимо ее воли”.
Сенсационное заявление Зюганова о левом предвыборном марше единой патриотической колонны (а не трех колонн, как было объявлено ранее), вызвало у предполагаемых участников этой акции недоумение. В частности, лидер АПР Михаил Лапшин, прямо заявил, что “время для строительства единой колонны ушло, и об этом коммунистам надо было думать гораздо раньше”.
А лидер “Духовного наследия” Алексей Подберезкин предположил, что КПРФ просто-напросто опасается конкуренции и своими заявлениями стремится развалить уже возникшие патриотические блоки и использовать их электорат. “А все рассуждения о единстве означают лишь одно: не выставлять своих кандидатов и поддерживать выдвиженцев КПРФ”.
Поддержку с совершенно неожиданной стороны, впрочем, может получить радикальное крыло левых. По свидетельству газеты “Коммерсант-daily”, действующий в Москве Исламский комитет, координирующий деятельность радикальных исламских организаций – чеченских “Волков ислама”, дагестанских ваххабитов и других, – намерен участвовать в выборах в Госдуму и готов с этой целью заключить союз с “Движением в поддержку армии” Илюхина-Макашова. Об этом заявил лидер комитета Гейдар Джемал. По его словам, радикальных мусульман, совершенно так же, как и радикальных коммунистов, не устраивает “прозападная политика Ельцина”. Участие сторонников Гейдара Джемала в парламентских выборах имеет вполне конкретную конечную цель: “Россия должна быть готова к мировой войне на стороне мусульманского мира”.
И наконец, менее экзотический, но не менее сенсационный союз: “Коммерсант-daily” сообщил о создании блока “Правого дела”, “Новой силы” и “Голоса России”. Правда, пока это предварительная договоренность – соглашение о союзе должгы утвердить руководящие органы всех трех движений. Тем не менее, в отличие от “зальцбургского сговора” этот объявлен окончательным и бесповоротным. Анатолий Чубайс назвал это событие ключевым. Он считает, что “задний ход” вряд ли возможен: “Я привык доверять своим партнерам”.
Константин Титов был более сдержан: “Мы сделали достаточно серьезное движение по тому вектору, который определили в Зальцбурге”. Сергей Кириенко от комментариев вовсе воздержался: он прилетал в Москву совершенно с иной целью, – отправить Борису Ельцину давно обещанное письмо с планом мирной передачи власти, – и в сенсационный союз вступил между делом.
Пока так и не решились на участие в коалиции лидеры НДР. Эта их нерасторопность объясняется, как говорят, прежде всего неспособностью Виктора Черномырдина “представить себя на одном съезде с Новодворской, Боровым и Юшенковым”. Однако и сочувственного отношения НДР пока достатоно для противостояния возможным противникам, полагает газета, которая восклицает: “Чубайс, Кириенко и Титов сделали невозможное – они объединились”.
Таковы лишь некоторые из последних по времени попыток поиска политических союзников. Газета “Известия” пишет, что политическая карта России напоминает нынче картинки из детской энциклопедии, иллюстрирующие изменения конфигурации земных континентов на протяжении истории Земли. Подобно геологическим образованиям, политические партии постоянно меняют свою форму, то включая в себя новые части, то избавляясь от своих прежних составляющих. Вполне понятно, что массовое сознание не успевает отреагировать на это перманентное движение и в основном продолжает ориентироваться на давно известные фигуры: рейтинги ведущих российских политиков изменяются крайне мало, и шкала предпочтений электората остается прежней. Впрочем, нет сомнений, что еще до 19 августа – до предвыборного указа президента – нас ожидают новые политические сенсации.