Федеральные выборы в центральных СМИ

0:00
0

Внезапная болезнь президента еще повысила градус и без того накаленной предвыборной атмосферы. В субботу, еще до госпитализации Бориса Ельцина и тем более до настойчивых попыток Евгения Киселева в программе Итоги доказать, что президент обязан в случае – пусть временной – недееспособности передать свои властные полномочия премьеру, газета Сегодня задалась вопросом: “В чьих руках Россия и Чемоданчик?”.

По информации газеты, Борису Ельцину в октябре предстоит очередная кардиологическая операция. “Будто бы есть и соответствующая договоренность с германской стороной”.

Спустя два дня Московский комсомолец добавил подробностей о “конгрессе зарубежных светил-кардиологов” в Кардиоцентре, после которого профессор Дебейки категорически отрицал наличие “проблем с сердцем президента”. “Естественно, после такого в грипп никто не верит. По слухам, проблема – в шунтах”.

Однако Сегодня волнуют не тайны президентского здоровья, а совсем другое: кто во время очередной болезни Ельцина правит страной? Газета считает, что это не может быть Владимир Путин, “заложник Чечни”. В то же время в парламенте заняты “блокостроительной грызней”, министр обороны находится под постоянной угрозой отставки, в Совете безопасности нет даже секретаря. Газета не сомневается, что в результате кадровой чехарды, обезглавившей власть, управление страной полностью перешло под контроль “Семьи”, и в первую очередь – Татьяны Дьяченко. Что, разумеется, абсолютно неконституционно. Не исключено, считает Сегодня, что в такой ситуации “Семья” может сыграть ва-банк: “Досрочная отставка президента с одновременным сломом всех предвыборных планов всех нынешних реальных претендентов на Кремль – как раз та самая карта”. Если Ельцин, согласно прогнозам Сегодня, объявит о своей отставке 19 октября, все, кроме пресловутых “кремлевских преемников”, к выборам окажутся не готовы.

Любопытно, что о “кремлевских преемниках” говорится во множественном числе и без конкретных фамилий.

Как сообщает еженедельник Московские новости, противники нынешнего официального преемника – Владимира Путина – в кремлевской администрации не дремлют. По информации МН, Александр Волошин не оставляет попыток убедить Бориса Ельцина, что “у премьера нет никаких шансов на президентских выборах, а потому следует искать нового, яркого кандидата”. Недостатка в ярких личностях нет. Правда, Александр Лебедь президентом якобы окончательно отвергнут, но зато кремлевской поддержки на предстоящих президентских выборах, как утверждают Московские новости, ищут три российских губернатора: самарский – Константин Титов, новгородский – Михаил Прусак и саратовский – Дмитрий Аяцков. Однако влиятельных покровителей в президентской администрации они пока не имеют. Александр Волошин все еще отстаивает кандидатуру Никиты Михалкова, профинансировать президентскую кампанию которого якобы готовы МПС и “Транснефть”. Тем не менее, свидетельствует МН, позиции Путина пока достаточно прочны: “На его стороне – самые близкие Ельцину люди: Татьяна Дьяченко и Валентин Юмашев”.

Но еще важнее, по-видимому, то, что пока на стороне Путина общественное мнение. Как заметила Комсомольская правда, рассказывая о встрече Путина с журналистами, во время которой премьер просил поддержать усилия правительства по урегулированию чеченского кризиса, “если правительство под его руководством… расправится с бандитами и обеспечит нормальную (хотя бы без взрывов) жизнь людям – все, народ сам внесет его в Кремль”.

Вместе с тем газета не сомневается, что если операция в Чечне затянется, а количество жертв будет продолжать расти, премьер рискует потерять общественную поддержку.

По мнению газеты Сегодня, у Путина в Чечне времени – до середины ноября. Чеченская операция должна быть завершена к этому сроку – позже, в ухудшившихся погодных условиях шансы на успех будут ничтожны. Тогда возможна очередная отставка правительства. По мнению директора политических программ Совета по внешней и оборонной политике Андрея Федорова, которое приводит Сегодня, возможная отставка Путина не вызовет потрясений: “Он – премьер, который занимается военными действиями. Для экономики его уход не будет ударом”.

Вопросом о том, чем успел Путин завоевать всенародную любовь, задается и Новая газета, отмечая резкий рост рейтинга премьера. И хотя падающую экономику правительству поднять не удалось, равно как и расплатиться с чудовищными российскими долгами, создать благоприятные условия для отечественного производителя и т.д., народ пока в этом премьера не винит: “Не до экономики ему. Зато пообещал “мочить”. И ему поверили – “вона как бомбит”.

В этом секрет сегодняшней популярности Путина: “Беспомощные власти и перепуганный народ ждали появления нового политического мессии… Возник тот, кто впервые за последние годы пообещал навести порядок. И все двумя руками проголосовали “за”.

Тем не менее такого рода популярность – вещь зыбкая. Как философски замечает газета Новые известия, “военное счастье переменчиво”. Кроме того, чтобы добиться прочного политического успеха, от правительства требуется успех “не в одной, пусть даже очень важной сфере, а по всему спектру основных общественных проблем”. Газета приводит данные Агентства региональных политических исследований (АРПИ) о том, как подействовал все еще неизжитый августовский кризис 1998 года на настроения избирателей: 66 процентов опрошенных социологами признались, что не доверяют никому – ни политическим партиям, ни властям, ни армии, ни даже церкви. По мнению газеты, на выборах победит тот, кто сумеет привлечь на свою сторону хотя бы часть из этих разочаровавшихся во всем людей.

Известный политолог Игорь Бунин в своем интервью еженедельнику Интерфакс-время утверждает, что российское общество, достаточно болезненно перенесшее целую серию реформ, пока не готово двигаться дальше и нуждается в руководителе “помягче, брежневского типа, который немножко умиротворит общество”. Очевидно, что этим требованиям в максимальной степени отвечает Евгений Примаков. Бунин считает, что в реальности Примаков вполне способен продолжать реформы – например, коммунальную, земельную и т.д., но в то же время он олицетворяет собой “новую психологическую линию в обществе”, воплощая некую стабильность и тем самым успокаивая. “Для активной части населения некий возврат, остановка развития кажутся опасными, а для большинства – лучше не придумаешь”.

Что же касается Путина, он, по мнению Игоря Бунина, персонифицирует “мускулистую систему ценностей: сила, воля, дисциплина, коллектив, враг, осажденная крепость и так далее”. При всем стремлении российского избирателя к безопасности все же существует опасение, “что эта безопасность его ликвидирует как личность”.

Между тем существует и другой взгляд на роль и перспективы Евгения Примакова. Газета Новые известия напечатала так называемый “список Примакова” из 162 фамилий лиц, подозреваемых в экономических преступлениях. Газета поясняет, что этот список был предоставлен Примакову Генпрокуратурой в бытность его премьером. Новые известия не сомневаются в подлинности опубликованного документа. Список открывается фамилиями Березовского, Абрамовича и Аксененко, и включает в себя едва ли не всех заметных российских персонажей – от Бориса Ельцина и Татьяны Дьяченко до Гусинского, Кобзона и Брынцалова. Цель составления списка для Новых известий очевидна: “Будущему спасителю отечества вовсе не помешали бы несколько показательных процессов над кровопийцами-олигархами”. Помешала осуществлению этих планов внезапная отставка Примакова. Однако, по сведениям газеты, экс-премьер считает, что еще не все потеряно: пока его соратники по ОВР “вынуждены отбиваться от разнообразных обвинений”, Примаков “тихонько сидит на даче, ожидая , когда закончится борьба и на освободившееся поле политической битвы можно будет въехать на белом коне”. Именно тогда, по версии Новых известий, и пригодится “список Примакова”. Нельзя не заметить, что эта модель будущего страны при президенте Примакове плохо сочетается с надеждами на спокойный период адаптации к новым российским условиям.

Пресса продолжает анализировать причины, вызвашие к жизни предвыборный блок “Единство”, а также политические перспективы его лидера Сергея Шойгу. По мнению еженедельника Версия, достаточно благоприятная реакция в регионах на новый блок объясняется его антимосковской направленностью. “Люди, поставившие на Шойгу – провинциалы. И именно так в их понимании проходит политический водораздел: не на левых и правых, а на центр и регионы… Политика центра – это сегодня московская политика”, а “Единство”, соответственно, как считает Версия, антимосковская партия. Поэтому у него столько сторонников: губернаторы считают Москву “метрополией, грабящей колонии”.

Об “антимосковском комплексе региональных лидеров”, умело использованном создателями блока “Единство”, пишет и журнал Эксперт. Лужков, формируя “Отечество – Всю Россию”, “подтянул” к себе, как выражается Эксперт, самых сильных “националов” – Шаймиева и других, “сумевших, пользуясь националистическими лозунгами, выторговать себе у центра режим наибольшего налогового благоприятствования”. За что их и не любят в Совете Федерации “едва ли не больше, чем самого Лужкова”. Неудивительно поэтому, что в партийных документах “Единства”, пишет Эксперт, отразились все “губернаторские фобии”: подчеркнуто, что лидерами регионального блока не могут быть люди, “страдающие непомерными амбициями”, а также лидеры регионов, “живущих по исключительным правилам”. Именно здесь, по-видимому, лежит причина довольно странного состава первой тройки нового блока : спасатель – спортсмен – милиционер, и ни одного регионального лидера. На этот раз кремлевские имиджмейкеры учли печальный опыт Константина Титова, как раз и погоревшего при создании блока “Голос России” на чрезмерных политических амбициях: “Таскать каштаны из огня для себе подобных губернаторы терпеть не могут, будучи по природе весьма ревнивыми к чужому успеху”.

Как “Союз бедных против богатых” оценивает блок “Единство” и еженедельник Век. “Главы депрессивных регионов, вернувшихся к натуральному хозяйству, с болезненным недоверием относятся к более удачливым коллегам”. И хотя губернаторы дотационных субъектов федерации понимают, что даже создание влиятельной фракции в Думе не решит их проблем, мириться с существующим положением они не хотят. Как утверждает Век, “создание блока аутсайдеров свидетельствует о том, что в регионах появились ростки новой идеологии выхода из кризиса – жесткой и уравнительно-справедливой”.

Под стать этой идеологии, пишет Век, был выбран и лидер. Сергей Шойгу “из тех, кто в своей слабости не распишется никогда”.

Еще более восторженно отзывается о Шойгу Версия: “Пожалуй, в нашем правительстве это единственный честный и компетентный человек, переживший смену всех кабинетов: от Гайдара до Черномырдина, от Кириенко до Путина… В общем, если бы Шойгу не было, его надо было бы придумать”. Версия даже ссылается на принципы работы американских имиджмейкеров: “Надо сначала понять, какой человек нужен в этот момент стране, а потом его найти. Именно поэтому так обаятельны американские президенты”. Если следовать этому принципу, естественно, “первое, что приходит в голову сейчас: Россию надо спасать, положение чрезвычайное. Второе, что не может не прийти в голову – Шойгу”.

Впрочем, с этой почти молитвенной интонацией резко контрастируют значительно более скептические оценки издания, по традиции оппозиционно настроенного ко всем начинаниям Бориса Березовского, инициатора “Единства”, – журнала Профиль. Профиль приводит высказывание председателя думского комитета по геополитике Алексея Митрофанова, который называет Шойгу “руководителем братанского типа”. Это не оскорбление, поясняет Митрофанов: “Просто в российской политике за последние десять лет появился определенный тип “новых политических русских”. Шойгу, считает Митрофанов, – убедительное воплощение этого типа: “Он свойский парень, конкретный пацан. Это тот тип, который может нравиться в России”.

А руководитель депутатской группы “Российские регионы Олег Морозов, как свидетельствует Профиль, полагает, что главная проблема Шойгу заключается в том, что его планы могут не совпасть с планами кремлевских режиссеров, поставивших его в центре нового политического спектакля: “Те, кто придумал проект с Шойгу, естественно, собираются им манипулировать, но сам Шойгу, идя в политику, явно полагает, что им манипулировать не смогут”. Впрочем, пока для всех очевидно, что Шойгу в большой политике еще “не рубит”.

Еще более резко высказалась по поводу перехода Шойгу на политическую сцену Новая газета: “Еще один блестящий профессионал рухнул в политическую трясину”. Самое печальное, с точки зрения Новой газеты даже не то, что Шойгу собрался в политику – “с кем не бывает”, а то, что он вознамерился попасть на политические вершины “по бесплатному проездному, выписанному Кремлем”. Но оказавшись “в не слишком знакомом ему виртуальном мире” высшей политики, Шойгу, как в компьютерной игре, добравшись до верха, может от одного неосторожного движения упасть в самый низ. “А спасать будет некому, МЧС-то останется без головы. Обидно”.

Кроме того, история с Шойгу доказывает, по мнению Новой газеты, что “подзабытая из-за навалившихся на страну бед и войн “Семья” по-прежнему свято верит, что можно избрать на любой пост любого, были бы деньги”.

В этой связи небезынтересной кажется информация газеты Московский комсомолец о том, что известный французский специалист по предвыборным кампаниям, автор победы Миттерана во Франции и Квасьневского в Польше, Жак Сегела “нацелился на президентские выборы в России”. Московский комсомолец сообщает, что в Москву Сегела прибыл по приглашению Сергея Лисовского для участия в президентской кампании Юрия Лужкова. Однако Лужков на помощь знаменитого имиджмейкера не согласился: “Да что Сегела понимает в наших делах? Мы – это не Запад. У нас все так закручено…” Кроме того, оказалось, что профессионал такого уровня, как Сегела, берет не менее тысячи долларов в час. Лужков решил, что он не может позволить себе такие траты. Однако Сегела без работы не остался: с ним встретился его старый знаковый, бывший собкор АПН в Париже, а ныне пресс-секретарь президента Дмитрий Якушкин. “На встрече речь якобы шла о помощи в продвижении на российский властный Олимп преемника, но не официального – Путина, а “теневого” – Шойгу”. Станет ли Сегела работать с Шойгу, утверждает МК, узнать будет легко: говорят, что опекаемый Сегелой кандидат начинает позволять себе такие выходки, на которые никогда не решился бы самостоятельно. Говорят, что сам Сергей Лисовский, работая в 1996 году “в обойме Бориса Николаевича” применял именно сегеловские ходы… Так что следите за Шойгу, рекомендует Московский комсомолец.

О Сегеле пишет и еженедельник Коммерсант-власть. По его сведениям, знаменитый француз побывал в России на презентации своей книги “Национальные особенности охоты за голосами”. Как утверждает Коммерсант-власть, фамилии Путина Сегела пока не выучил. Что же касается Лужкова и Примакова, виртуоз избирательных технологий утверждает, что их союз – идеальный вариант для России, хотя ни одного из них по отдельности нельзя назвать идеальным кандидатом: “У Лужкова на Западе репутация коррупционера, у Примакова – советского аппаратчика, но из сложение приводит к сложению только плюсов, а не минусов”. По поводу же информационных войн, неистовствующих сейчас в России, от которых страдают пока по большей части именно лидеры “Отечества-Всей России”, то их результативность Жак Сегела оценивает невысоко: “Когда компромата много, а сейчас именно так обстоят дела в России, он просто развлекает публику и никак не влияет на имидж состязающихся политиков”.

Такого же мнения придерживается и российский политический технолог Владимир Римский, советник фонда “Информатика для демократии”. Его мнение еженедельник Коммерсант-власть приводит в статье, посвященной состоявшейся в Москве конференции “Современные избирательные технологии”. По словам Римского, компромат, как правило, производит впечатление только на политическую элиту, “которая легко представляет себя на месте жертвы”. В массе же своей российский избиратель, как правило, сочувствует гонимым и потому нередко все разоблачения приводят к результату, прямо противоположному ожидаемому. Не говоря уж о том, что электорат по привычке “голосует сердцем” и никакой логикой не руководствуется. Коммерсант-власть сообщает, что, по данным одного из опросов, избиратели заявили о своем желании видеть будущего президента “молодым и динамичным”. На вопрос же, кого конкретно они готовы избрать, ответили: Примакова или Лужкова.

Впрочем, как утверждает известный писатель Виктор Пелевин (его слова приводит тот же еженедельник Коммерсант-власть), “по своей природе любой политик – это просто телепередача”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ