Федеральные выборы в центральных СМИ

0:00
0

Формирование внезапно появившегося на предвыборной политической сцене блока “Единство” остается одной из приоритетных тем прессы. Забавно, что на появление в первой тройке блока, наряду с главой МЧС Сергеем Шойгу и борцом Александром Карелиным, милиционера Александра Гурова (“известного обличителя оргпреступности”, как отрекомендовала его газета Ведомости), сразу два издания, принадлежащие конкурирующим политическим группировкам, – газеты Время MN и Сегодня – откликнулись статьями под одним и тем же заголовком, “Медведь” прыгнул”. Ассоциации понятны: в свое время Гуров прославился серией интервью в Литературной газете, в которых речь шла о том, что организованная преступность вступает в борьбу за власть. Самые известные из этих публикаций назывались “Лев готовится к прыжку” и “Лев прыгнул”.

Что же касается субботнего учредительного съезда “Единства”, где и были представлены три лидера движения (их именами, впрочем, пока исчерпывается федеральный список “Единства”), то СМИ в его оценке разошлись так же радикально, как и в оценке самого блока. Даже в вопросе о числе участников съезда мнения разных газет оказались диаметрально противоположны: в частности, Московский комсомолец сообщил, что съезд “прошел в полупустом зале”. Места, пояснил МК, были зарезервированы для НДР, а НДР на союз с “Единством” так и не решилось.

Время MN, напротив, отметило, что “зал Академии народного хозяйства, где проходил съезд, был заполнен до отказа”. При этом газета сообщает, что на съезде присутствовали депутаты от НДР, с которыми “Единству” пока так и не удалось объединиться “из-за слишком затянувшихся переговоров”.

Ситуацию со съездом еще более запутывает газета Ведомости, которая сообщает, что съезд “Единства” проходил в обстановке беспрецедентной закрытости и секретности. Ни один из журналистов на его заседания допущен не был, а организаторы приложили массу усилий, чтобы исключить несанкционированные кулуарные контакты с делегатами. Журналистов содержали в специальном накопителе, откуда под надзором охранников препроводили на пресс-конференцию”. Таким образом, присутствовать в зале и, соответственно, оценить степень его заполненности, журналисты, согласно этой версии, просто не имели возможности.

По всей вероятности, авторы разных изданий рассчитывают на доверие своих читателей или на то, что их аудитория игнорирует прессу их политических противников.

Кстати, Ведомости сообщают и собственную версию причин несостоявшегося объединения “Единства” с НДР: все дело в том, что блок Черномырдина выдвинул “слишком много условий – тринадцать”, как заявил газете “источник в окружении Бориса Березовского, участвующий в создании блока”.

Эта информация – об участии Березовского в создании блока – конечно, секрет полишинеля. С самого начала пресса рассказывает о грандиозной организаторской работе знаменитого “политического интригана” с теми губернаторами, которые впоследствии и вошли в новый блок. Однако лидер “Единства” Сергей Шойгу в интервью Коммерсант-daily счел нужным весьма эмоционально отстаивать свои авторские права на новое объединение и идею непричастности к нему Бориса Березовского: “Да я езжу по регионам в десять раз больше, чем Борис Абрамович! Ну почему вы не назовете “Единство” блоком Шойгу?!.. А завтра скажут, что Моника Левински поддерживает создание этого блока… Все очень хотят, чтобы я начал оправдываться. А я не буду оправдываться. Я вам просто говорю, что это не так”.

Эти несколько сбивчивые, но бурные объяснения, вне всякого сомнения, демонстрируют желание политического неофита Шойгу полностью откреститься от каких бы то ни было ассоциаций с вездесущим Борисом Абрамовичем. По свидетельству Московского комсомольца, именно это стремление дистанцироваться от БАБа вызвало, например, отказ Шойгу принять в “Единство” экологическое движение “Кедр”. Как отмечает МК, решение тем более странное, что пока “для вхождения в “Единство” политические движения в очередь не выстраиваются”. Выяснилось, что “Кедр”, до недавнего времени, страдавший от финансовых проблем, сумел найти щедрого спонсора – владельца “Транс Уорлд Групп” Льва Черного, который начал “с помощью Березовского раскрутку “Кедра” еще до объявления официального старта предвыборной кампании”. Что сделало его неприемлемым для “Единства”. Такая тактика, с точки зрения МК, вполне оправдана: “Фигура Березовского за последнее время приобрела настолько яркие демонические очертания, что малейшая связь с ним влечет за собой смерть любого политического начинания”.

Впрочем, тот же Московский комсомолец в другом номере сообщает, что именно Березовский, общаясь с губернаторами, нашел неотразимые аргументы, заставившие их принять активное участие в новом движении: “Говорят, основной тезис, который провозглашал БАБ,… сводился к тому, что если допустить победу Примакова, то места для некоторых из них будут освобождены в тюрьмах и колониях”. Далее МК поясняет этот тезис: “Во Владивостоке сотрудники ФСБ говорили корреспонденту МК, что как только Наздратенко перестанет быть губернатором, ему светит арест… Несложно давить и на Руцкого. Дело по контрабанде валюты, на котором попался его сын, можно возобновить в любой момент. Губернатор Ульяновской области Юрий Горячев… тоже имеет сына, который возглавляет областную продовольственную ассоциацию. Согласно некоторым данным, силовые службы могут быстро открыть дело по нецелевому использованию государственных средств… и подозрительных операций с нижегородскими банками, в которых эта ассоциация играет главную роль”. Список можно продолжить. По данным МК, пытались подобрать ключ и к губернатору Константину Титову через его сына, возглавляющего один из областных банков, однако, несмотря на давление, Титов в “Единство” не вошел. “А наиболее приличные губернаторы типа Михаила Прусака… уже объявили о том, что активно поддерживать никого не будут, а займут позицию вооруженного нейтралитета”.

Есть сведения и о том, что давление оказывалось на самого лидера “Единства”. Как сообщает еженедельник Аргументы и факты, Шойгу “поставили перед выбором: или идешь в политику прикрывать “семью”, или получишь отставку с последующим возбуждением уголовного дела”. По мнению АиФ, угроза более чем реальна: о деятельности МЧС давно ходят разнообразные слухи. “Говорят, например, о непомерно больших расходах по ликвидации ужасного землетрясения на Сахалине. О темной истории с завозом непригодных сборных домиков на Курилы после стихийного бедствия. О финансировании спецопераций на Северном Кавказе, где тоже будто бы пропали немалые деньги”. По прогнозам АиФ, скоро о лидере “Единства” “станет известно такое, что он будет кусать локти и проклинать тот день, когда согласился пойти в публичную политику”.

СМИ дают разные ответы на вопрос о том, ради каких целей в столь нервозной обстановке создавался новый блок и каковы могут быть действительные последствия его появления. Комсомольская правда считает рождение “Единства” “стартовым выстрелом к началу не думской, а президентской кампании”. Главная задача нового блока – “нанесение максимального политического ущерба Евгению Примакову”, главному конкуренту кремлевского ставленника Владимира Путина.

С точки зрения Литературной газеты, потенциал у нового блока есть – “там много губернаторов”. В то же время в идеологическом смысле “Единство” – “мощный политический ноль”. Это движение не имеет собственной идеологии, а Шойгу, считает ЛГ, не способен стать серьезным политиком. “Ему просто сказали “надо” – он ответил “есть”… Спокойный человек не может быть харизматиком”. Кроме того, замечает ЛГ, “политики с такими фамилиями, как Бурбулис, Чубайс, Шойгу в нашей стране не будут очень популярными, такова реальность”.

Впрочем, нельзя не сказать, что самого Шойгу отсутствие идеологии у нового блока нисколько не беспокоит, более того, он считает это обстоятельство весьма выигрышным для привлечения симпатий избирателей, о чем и заявил в одном из своих интервью – на этот раз газете Комсомольская правда: “Жизнь людей зависит сегодня не от идеологических изысков, а от того, насколько вменяема власть и какова степень стабильности в государстве”. По словам Шойгу, такой же точки зрения придерживается “большинство моих друзей и коллег – руководителей республик, краев и областей”. Потребности регионов – весьма серьезный аргумент, которому довольно сложно что-либо противопоставить.

Но есть и оборотная сторона медали. Как пишет Новая газета, в блок вошли главы в основном депрессивных и дотационных регионов, “губернаторы слабые, и зависимые от Кремля, нуждающиеся в политической и финансовой поддержке Центра”. Эти губернаторы “не пользуются достаточным политическим авторитетом у себя в регионах и их политическое влияние ограничено”. Тем самым ставится под сомнение и их возможность оказать влияние на результаты выборов.

Еженедельник Россия, принадлежащий к группе изданий, находящихся под патронажем московского правительства, назвал создание блока “Единство” операцией “Трептов-парк”, по аналогии с парком в Берлине, где стоит памятник советскому солдату со спасенной девочкой на руках: “Очень удобно разыграть в случае необходимости слоган – “спасатель людей – спаситель России”.

В той же России известный публицист Александр Ципко задается вопросом: каким образом Кремлю “в нынешних условиях распада режима Ельцина, когда популярность президента приближается к нулю”, удалось привлечь на свою сторону почти треть губернаторского корпуса? При том, что обычно лояльные Центру лидеры мусульманских республик – Татарстана, Башкирии, Кабардино-Балкарии – на этот раз “взбунтовались против Ельцина и отдали свою судьбу в руки Примакова и Лужкова?” Что раскололо губернаторский корпус? – спрашивает Ципко. Он не дает на этот вопрос однозначного ответа, но высказывает некоторые предположения. По его мнению, поддержка губернаторами Кремля отчасти связана с жесткими действиями нынешнего правительства в отношении “чеченских террористов”. Кроме того, губернаторы опасаются, что в случае прихода к власти центристской оппозиции во главе с Примаковым и Лужковым, “просто не останется места для существования красной несистемной оппозиции”. И наконец – природа “государственничества” Евгения Примакова, по-видимому, не устраивает многих губернаторов. “Надо считаться с тем, что государственничество сегодня в России имеет различные оттенки и окраски, что может победить только тот патриотизм, который больше соответствует и настроениям региональной политической элиты, и настроениям избирвтелей, прежде всего, в провинции”.

А еженедельник Интерфакс-время считает, что борьба двух “партий власти” – “Отечества-Всей России” и “Единства” сильно облегчает предвыборные задачи коммунистов: “Если “Единство” усилится – то только за счет электората ОВР, тем самым, хоть на несколько процентов, но все же ослабив его. И это позволит коммунистам увеличить свое представительство в Госдуме”. И сейчас, по мнению еженедельника, коммунисты должны “всячески подбадривать Шойгу, готовясь в недалеком будущем занять позицию “третьего радующегося”.

О том, что коммунистов могут в ближайшем будущем ждать хорошие новости, пишет и Московский комсомолец. По его данным, наметилось “формирование весьма скандального политического альянса” – между Кремлем и коммунистами. В Кремле осознали, что у президентского окружения с коммунистами общий враг – ОВР, “и неважно, что одни считают предателем Лужкова, а другие – Примакова, общая ненависть тоже сплачивает”. Как сообщает МК, главное открытие последнего времени – “Ельцин понял, что в Вашингтоне могильщикам коммунизма уже не подают”, а потому главный раздражавший соратников Зюганова вопрос – о захоронении тела Ленина – вполне можно урегулировать. Посредник для переговоров якобы уже найден – это Николай Аксененко. “Железные дороги всегда были близки по духу коммунистам”, – замечает МК. Таким образом, может быть решен “фундаментальный для Кремля вопрос – о партии власти, а для коммунистов не менее фундаментальный – о деньгах”. Информация напечатана под рубрикой “Панические слухи”.

Бросается в глаза, что тема досрочной отставки президента и проведения досрочных выборов уже не пользуется у СМИ прежним вниманием. Как заметил еженедельник Коммерсант-власть, “наибольший интерес представляют не объяснения, почему досрочный уход выгоден президенту, а ответ на вопрос, кому было выгодно этот слух распустить”. С точки зрения еженедельника, такой слух – идеальная возможность “прозондировать предвыборную ситуацию в стране”. Окружение президента, естественно, больше всего интересовали главные противники – Примаков и Лужков. И если первый на провокационные слухи о возможности отставки президента и проведения президентских выборов одновременно с выборами в Госдуму никак не отреагировал, что второй полностью раскрыл карты. Как пишет Коммерсант-власть, призыв Лужкова ни в коем случае не совмещать президентские и парламентские выборы “не мог не порадовать окружение главы государства”. Как заметили в президентской администрации, “страхи Лужкова нам понятны, теперь главное – грамотно их использовать”.

А журнал Эксперт считает, что слухи об отставке президента и переносе выборов раскручивают как раз пролужковские СМИ, принадлежащие к холдингу “Медиа-Мост”. И делают они это из превентивных соображений – “чтобы предотвратить возможность такого развития событий, категорически не устраивающего Лужкова с Примаковым”. Как считает Эксперт, “оппоненты Кремля действуют по принципу “встречного пожара”, призванного остановить распространение пожара настоящего”.

Оба журнала – и Коммерсант-власть, и Эксперт – отмечают, что от распространения слухов о президентской отставке выиграл только один человек – премьер-министр Владимир Путин, который стал “набирать политические очки за счет того, что выступил хоть каким-то гарантом стабильности в критическое для страны время”(Коммерсант-власть). Вместе с тем в досрочных выборах Путин должен быть заинтересован менее всего: и Лужков, и Примаков сейчас находятся в зените популярности, и в случае выборов их несомненно ожидает успех. Однако, как считает Эксперт, рано или поздно по логике вещей любовь электората должна иссякнуть, неизбежно должно наступить охлаждение, “вопрос – когда? Есть опасение не дотянуть до лета 2000 года”. Для Путина же напротив, все еще впереди: “его миф только народился, и нужно время, чтобы он окреп”.

В целом интерес прессы к Путину растет. Как пишет Виктор Лошак в Московских новостях, “еще совсем недавно Путин вошел в Белый дом как аварийный дублер Степашина. Мало кто верил в возможности его премьерства”. Однако внезапно оказалось, что жанр Путина – “антикризисный управляющий” компании под названием “Российская Федерация” – как нельзя лучше отвечает требованиям момента. “В кратких и жестких ответах террористам на фоне фронтовых сводок из Дагестана и докладов о тысячах милицейских патрулей Владимир Владимирович очень хорош. Представьте в этой роли Черномырдина, Кириенко или Гайдара – и вы увидите, как они ему проигрывают”.

А журнал Профиль считает, что “чеченский план” – главный политический проект Владимира Путина на пути к реальному президентству”. Экономика вряд ли станет сильной стороной деятельности нынешнего правительства. Впрочем, как заметил в Московских новостях Виктор Лошак, “Находись страна лишь в сложных перипетиях переходной экономики, боюсь, сейчас подыскивали бы другого премьера”.

Между тем на прошлой неделе впервые появились слухи о возможной отставке Путина. Однако наученная опытом слухов об отставке президента пресса больше ничему не верит. Коммерсант-власть считает, что слухи о замене премьера выгодны в первую очередь самому Путину. “Кремль ведь понимает, что лишиться лавров усмирителя чеченцев преемник президента может в одночасье” – для войны нужны “деньги и боеспособные части”. Ни того, ни другого нет. Организаторы террористических актов в Москве и других городах все еще не найдены. Таким образом, авторитет премьера легко может сойти на нет. “А преемника надо рекламировать. Слухи о том, что у Путина не все ладно с Кремлем – один из способов рекламы, не хуже многих прочих”.

Впрочем, президентское окружение не пренебрегает и другими возможностями. Обширная статья признанного кремлевского идеолога Глеба Павловского в Независимой газете, посвященная проискам противников Кремля, которые представляют действующего президента в виде “злобного маньяка сохранения власти”, “кремлевского Милошевича”, способного на все для сокрытия личного политического краха в общегосударственном, заканчивается словами о спасителе страны от “политических мародеров”, подыскивающих “управляемого политика для лохов”. Чтобы противостоять им, пишет Павловский, “остро нужен человек на своем месте, каким сегодня является Путин Владимир Владимирович”. Павловский подчеркивает: “Перемены во власти к лучшему обнадеживают избирателя и возвращают ему интерес к тому, кого он выбирает во власть”. Подзаголовок статьи – “Какой хозяин Кремля нужен России” – напечатан над огромным, на треть газетной полосы, портретом премьера.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ