Федеральные выборы в центральных СМИ

0:00
0

Одной из политических сенсаций минувшей недели стало заключение Сергеем Степашиным предвыборного союза с движением “Яблоко”. Недостатка в комментариях по поводу этого “политического брака по расчету” (определение газеты Сегодня) не было.

Независимая газета немедленно отметила, что отныне экс-премьер получил возможность играть свою собственную роль, “а не плясать под чужую дудку”. Комплимент с некоторым оттенком провокации. Это становится совершенно очевидно, когда НГ в той же публикации, снисходительно похвалив “яблочников” за то, что они “умеют доверять” человеку, который ранее предупреждал их, что может не выдержать давления сверху”, поясняет: “В соглашении, которое они /яблочники/ подписали со Степашиным, оговариваются не столько условия сотрудничества, сколько принципы, исходя из которых политики решили скрепить свой союз… Главной гарантией того, что экс-премьер не покинет список “Яблока” в самый ответственный момент, по словам Игрунова /руководителя избирательного штаба “Яблока”/, является честь человека…”

Гораздо более недвусмысленно высказалась на эту же тему газета Коммерсант-daily: “Поскольку ничто, кроме совместного заявления, не мешает Степашину разочароваться в “Яблоке”, то выйти из первой тройки партсписка он может прямо накануне выборов. Оставив политической вдовой яблочного лидера”.

А Московский комсомолец поразился политической наивности Явлинского, который думает, что “прилюдной клятвы Степашина достаточно, чтоб не беспокоиться за его верность…Плохо же он знает наших генералов, если надеется, что их можно заставить быть порядочными людьми таким вот пионерским способом”.

Впрочем, газета Время MN спокойна за обе договорившиеся стороны: “Не исключено, что готовность “Яблока” внести Сергея Степашина в первую тройку без опасения потерять его через несколько недель и в итоге сойти с дистанции, вызвана тем, что лидеру “Яблока” предоставили гарантии. И – не г-н Степашин”.

Эту же мысль далее развил в своей статье в том же номере газеты Время MN такой знаток российских политических нравов как Юрий Афанасьев: “Увольнение Сергея Степашина можно назвать отставкой лишь формально. На самом деле президент просто откомандировал одного из своих подчиненных с государственной службы в сферу партийного строительства”.

С точки зрения Афанасьева, поскольку Степашину на посту премьера инкриминировалась недостаточная активность в борьбе против Лужкова и его “Отечества”, в новом качестве он был обязан исправить свою оплошность. Что и сделал. Пусть с некоторой задержкой – с правыми договориться так и не удалось, – задача “изменения политической конфигурации” была решена.

Как отметил Ю.Афанасьев, сегодня задача правящей элиты – “насытить предвыборное поле пусть невнятными и бессодержательными, но “своими” субъектами, механически вытеснив из него “чужих”. Другими словами, для лучшей управляемости предвыборного процесса задействовать в нем как можно больше “своих людей”. “Такой “дополитический” уровень решения политических проблем характерен для клановых обществ, в частности, для многих азиатских режимов”, – замечает ректор РГГУ.

Независимая газета и Коммерсант-daily уверены, что выгоды от союза пока получает в основном Явлинский. Развеян “миф о блоконесостоятельности” “Яблока”(НГ), получен дополнительный шанс на президентских выборах “наконец прийти в исполнительную власть – пусть и в качестве премьера, а не президента” (Коммерсант-daily).

Газета же Сегодня считает союз равноправным и разделяет надежду на то, что “Яблоко” и Степашин создадут к 2000 году “партию умной и честной власти”. Последние слова – цитата из выступления Григория Явлинского на седьмом съезде движения, где Степашин окончательно был утвержден в федеральном яблочном списке под номером два. Третьим в этом списке стоит Владимир Лукин, прокомментировавший новую аббревиатуру партии “Яблоко”, складывающуюся из первых букв фамилий трех главных персонажей: “ЯСЛи”. Лукин напомнил, что именно в яслях появился на свет “самый мощный оплот современной цивилизации – Иисус Христос”. Эта неожиданная параллель, по свидетельству Сегодня, вызвала бурную реакцию участников съезда: “Видеть в своем союзе со Степашиным нового Спасителя России явлинцы были явно не прочь. Впрочем, как и прийти во власть и исправить чужие ошибки в реформах вместе со следующим президентом. Даже если это будет не Григорий Явлинский”.

Не меньший интерес вызвала у прессы и судьба покинутых Степашиным либералов.

Еженедельник Век расценил неудачу попытки экс-премьера объединиться с правыми как свидетельство “глубокого кризиса правой идеи”. Век считает, что только благодаря “стойкости невозмутимого Чубайса”, а также его “финансам и изобретательности” правый дух не успел еще “окончательно сникнуть и испариться”. По мнению Века, спасая носителей этого духа, Чубайс действует тактически обреченно, но стратегически дальновидно.

Газета Сегодня также считает, что “Союз правых сил” – исключительно заслуга Чубайса, точнее, “его победа и его поражение”. Победу Сегодня видит в том, что в блок после долгих переговоров все же вошли Сергей Кириенко и Константин Титов. “Есть основания полагать, что здесь не обошлось без экономических рычагов: якобы Чубайс приложил руку к сохранению на посту главы “Танснефти” друга и соратника Кириенко Дмитрия Савельева, отставки которого требовал министр топлива и энергетики Виктор Калюжный”. Кроме того, ходят слухи о “деловом взаимодействии” между РАО “ЕЭС России” и группой “Сибирский алюминий” Олега Дерипаски, “который, в свою очередь известен своими связями с “Голосом России” и лично с Константином Титовым”. Тем не менее, полноценной победой создание блока правых назвать трудно: без поддержки Степашина достижение пятипроцентного рубежа на выборах в Госдуму остается для них проблематичным.

Единственное, что должно “утешить” правых, – что экс-премьер не достался и НДР. В специальном комментарии в газете Демократический выбор А.Чубайс заявил, что “Степашин поступил абсолютно правильно… С ним или без него шансов у НДР нет”. Чубайс даже сравнивает НДР с Бурбонами, которые, как известно, ничего не забыли и ничему не научились: “Партия власти, отлученная от власти, не имеет шанса на успех… Для НДР, не имеющей внятной идеологии, без административного ресурса, которого НДР лишилась с отставкой Черномырдина ни о каких пяти процентах не может быть и речи”.

Газета Сегодня утверждает, что именно Чубайс убедил Степашина не баллотироваться во главе списка НДР, исполнив в отношении экс-премьера роль Карандышева из “Бесприданницы” (“Так не доставайся же никому!”) Сегодня высказывает мнение, что без Степашина оба конкурирующих движения – и правые, и НДР – могут дружно пойти ко дну, “тем более, что предстоящая избирательная кампания, как предполагается, будет ознаменована жесткой полемикой между этими организациями по извечному русскому вопросу “кто виноват?” (в данном случае – в прошлогодних событиях 17 августа”).

Сами же правые оценивают свои возможности вполне оптимистично, особенно после объединения с “Голосом России” Константина Титова, который заявил, впрочем, что сам он в Думу идти не собирается, однако “новую коалицию поддержит, потому что в нее верит” (газетаВремя MN). Борис Немцов, один из лидеров новоявленного Союза правых сил, уже продемонстрировал избирателям, что основой предвыборной риторики правых будет критика “номенклатурного капитализма”. Время MN замечает: “Прежде правые предпочитали говорить о недопустимости номенклатурного реванша. О недовольстве отечественной капиталистической системой они заговорили лишь сейчас, когда в их блок отказался войти НДР”. Удастся ли либералам доказать, что номенклатурный капитализм в стране построен без их участия – докажет голосование 19 декабря, – заключает Время MN.

Между тем в блоке Примакова-Лужкова “Отечество-Вся Россия” выпады правых против “номенклатурных капиталистов и конъюктурщиков” приняли на свой счет. Судя по всему, именно эти демарши вызвали резкую отповедь в адрес либералов со стороны одного из идеологов лужковского движения – Александра Ципко.

В еженедельнике Россiя, относящемся к группе СМИ, патронируемых московским правительством, Ципко пишет о правых: “Ничего серьезного доверить этим людям нельзя. Они не в состоянии отдать себе отчет, что Россия давно отвернулась от либералов-насильников… Как личности они, в сущности, ничего не представляют, более того, вызывают раздражение”. По мнению Ципко, само понятие “правые” в нашей стране не имеет смысла: “В России правыми являются все те, кто не хочет возвращения назад к советскому социализму”. А, следовательно, ослабление позиций правого движения, по мнению идеолога “Отечества”, выгодно прежде всего Юрию Лужкову и его союзникам: “С самого начала с Лужковым связывали свои надежды те, кому есть что терять, кто ищет защиты и гарантии своей собственности и своей безопасности. Речь идет о той части населения, которая адаптировалась не просто к рыночным условиям, но и к нынешней кризисной посткоммунистической России…” Эти люди, разочаровавшиеся в возможностях либералов, и должны, по мысли А.Ципко, поддержать блок “Отечество-Вся Россия”. Правда, для этого, нуждается в некоторой корректировке “патриотическая программа ” Лужкова: “Лидеру “Отечества” есть смысл отстаивать свою позицию реставрации традиционной некоммунистической России, развивать и углублять ценности того, что принято называть “национал-капитализмом”.

В другой статье, опубликованной в Общей газете, тот же Александр Ципко, исследуя плюсы и минусы объединения “Отечества” со “Всей Россией”, указывает на опасность утраты движением Лужкова своего “идеологического лица”. Эта опасность тем более реальна, что электорат Примакова, возглавившего коалицию, “расположен левее центра, он находится среди тех, кто по-прежнему много ждет от государства” – в отличие от лужковцев, которые, как постоянно подчеркивает А.Ципко, способны позаботиться о себе сами. В итоге, позиция “конструктивного антикоммунизма”, считают в “Отечестве”, может быть упущена и даже перехвачена Кремлем. Но самое страшное, по мысли идеологов лужковского блока, если в обществе “борьба центристской коалиции с Кремлем будет восприниматься как борьба бывших “ельцинистов” с нынешними “ельцинистами”, как борьба различных отрядов одной и той же кремлевской команды”.

Судя по всему, эти опасения небезосновательны. Публикуя отчет об объединительной конференции блока “Отечество-Вся Россия”, газета Сегодня предпослала ему подзаголовок: “Гостям конференции… показали партию власти образца 1999 года”. Организация конференции, обнародованная структура блока после внесения необходимых корректив (прежде всего, после ликвидации “засилья москвичей”), единодушие, с которым был утвержден окончательный список из 270 кандидатов, – все это стало “фирменным знаком” новой партии власти. Впрочем, как подчеркивает газета, “если бы не могучая фигура экс-премьера, то центристам-лужковцам, федералистам-шаймиевцам, примкнувшим к ним аграриям и осколкам титовского “Голоса России” было бы совсем не просто достичь единства – Примаков сгладил все противоречия”. Одновременно экс-премьер исправил некоторые “имиджевые ошибки строителей блока”, заявив журналистам о своей готовности войти в Думу, “а дальше – посмотрим”. Надо сказать, что с тех пор, как Примаков прервал свое долгое и загадочное молчание, СМИ стали проявлять к нему значительно меньше интереса. Лишь Независимая газета осталась до некоторой степени верна своим прежним пристрастиям, проанализировав причины расположения к Примакову региональной элиты, и сделав обескураживающий вывод, что для губернаторов экс-премьер – всего лишь меньшее из зол, под которыми понимаются тройка наиболее перспективных на сегодня кандидатов в президенты: Примков, Лужков, Зюганов. “К пугающему сенаторов восстановлением вертикали исполнительной власти Примакову региональная элита льнет, инстинктивно чувствуя, что только этот человек может остановить наступление послеельцинской анархии или приход коммунистов… В отличие от невразумительного Зюганова и слишком жадного до власти Лужкова Примакова региональная элита не подозревает в коварстве”. К тому же Примаков не имеет собственной команды и потому неопасен. НГ позволяет себе насмешливо заметить: “Это ведь только пропагандистам Лужкова кажется, что мэр поймал двух медведей сразу – Примакова и сенат. На практике 90 процентов региональных вождей, примкнувших и еще только собирающихся присоединиться к коалиции “Отечество – Вся Россия” готовы быть с Лужковым только в одном случае – если главное слово всегда будет за Примаковым”. В целом же, как уже было сказано, жгучий интерес прессы к Примакову несколько остыл.

Как и следовало ожидать, с гораздо большим азартом СМИ обсуждают деловые и человеческие качества, а также и политические перспективы нынешнего премьера Владимира Путина. Правда, по результатам опроса ВЦИОМ, приведенным газетой Известия, половина российских граждан пока не слишком отличают нынешнего премьера от предыдущего. Статья так и называется: “Путин и Степашин: найдите десять отличий”. Известия нашли пока два. Во-первых, Путин – “кагэбэшник”. “В России по-разному относятся к нашему советскому прошлому, но отношение к ТОМУ КГБ в массах все же негативно-настороженное”. Второе отличие – “колючий проницательный взгляд и облик разведчика” (собственно, второе отличие есть продолжение первого).

Вместе с тем, как заявила содиректор Центра политического консультирования “Никколо М” Екатерина Егорова Литературной газете, “такой вот персонаж с холодными глазами, хотя и не по всем параметрам, но вписывается в тот архетип, который привлекателен для женского электората”. Имиджмейкеры “Никколо М” считают Путина далеко не безнадежным: “Сегодня среди прочего существует запрос и на таких вот сдержанных, не эпатажных деятелей, как Путин. Сейчас не нужны люди, постоянно выступающие с какими резкими заявлениями, совершающие какие-то экстравагантные поступки”. Шансы Путина на симпатии избирателей достаточно велики – при условии, конечно, что он будет “очень много работать над собой”.

И, судя по всему, работа началась. По свидетельству Известий, на прошлой неделе, отправившись вместо Астрахани, где он должен был участвовать в заседании Совета глав правительств стран – членов СНГ, в Дагестан – по местам боевых действий, Путин сделал “ощутимый шаг по созданию нового имиджа”. “Если все операции по “зачистке боевиков пройдут успешно, это станет существенной прибавкой к премьерскому весу. Тогда про него будут говорить так: Путин победил ваххабитов. Это будут помнить все и долго”.

Другой PR-шаг был сделан премьером за день до броска в Дагестан: Путин встретился с руководителями центральных СМИ и в результате его вмешательства был исчерпан ряд “пожарных” скандалов с закрытием нескольких газет. Репутация спасителя свободы печати также дорогого стоит перед выборами, замечают Известия. “Последние действия Путина можно трактовать как первые шаги по созданию премьерского (а может, президентского) имиджа”. Газета признает эти шаги вполне грамотными и очень полезными для повышения рейтинга.

А Независимая газета, ссылаясь на информацию, полученную от человека из “самого ближайшего окружения” Бориса Ельцина – министра печати Михаила Лесина, – сообщает, что предвыборная “раскрутка” Путина пройдет под лозунгом: “Вы от них не устали?” (имеются в виду “политики пожилого возраста с большим стажем работы на высоких государственных должностях, не отличающиеся идеальных здоровьем, – Черномырдин, Примаков”). По словам Лесина, “знаменитая путинская “жесткость” и “решительность”, о которой “практически все сотрудники администрации президента говорят с восхищенным придыханием”, должна стать “именно тем главным политическим щитом, за которым Борис Ельцин сможет безбоязненно руководить страной оставшееся до новых президентских выборов время”.

Одновременно, по свидетельству НГ, в администрации президента, несмотря на все достоинства Путина, вновь занялись составлением списка возможных “преемников” – вероятно, пока для страховки. Как утверждают, в список внесен Георгий Боос – как известно, в настоящее время – руководитель лужковского избирательного штаба. “По мнению Лесина, Боос довольно сильная фигура, которая при определенных обстоятельствах могла бы стать объединяющей”.

О том, что время неожиданностей только начинается, свидетельствуют и обрывки слухов об активной блокостроительной деятельности знаменитого специалиста по закулисным технологиям Бориса Березовского. СМИ достаточно невнятно пишут о его попытках создать новый региональный блок под неожиданным названием “Мужики”.

По сообщению Сегодня, в блок должны были войти Александр Лебедь, Виктор Черномырдин, Аман Тулеев, Евгений Наздратенко, Эдуард Россель и Александр Руцкой. Организационной опорой блока должна стать региональная сеть НДР, а также структуры Российской народно-республиканской партии Лебедя и движения “Честь и Родина”. Сегодня утверждает, что попытка создать блок оказалась неудачной: Тулеев входит в блок левых “За победу”, Россель занят региональными выборами, Лебедь считает проблемы края приоритетными. Впрочем, вряд ли Березовский согласится считать негативный результат окончательным: Эдуард Россель вполне может вернуться к предложенной ему идее после выборов. Что касается Лебедя, то “генералу-харизматику” не нужна партия власти “с чужого плеча, к тому же еще и бывшая, но заварить что-нибудь новенькое под своим началом, да еще на деньги проверенного спонсора – об этом можно подумать”.

Известия также считают дело небезнадежным. В частности, по мнению газеты, для кузбасского губернатора Амана Тулеева важна “не политическая сторона дела, а гарантии финансовых вливаний в его регион. Если он поверит в то, что обещает Березовский, дело будет сделано”. Именно по этой причине, почувствовав возможность отступничества, Геннадий Зюганов и не внес Тулеева в первую тройку своего избирательного списка.

По сведениям еженедельника Московские новости, различные концепции создания собственной партии существовали у Березовского довольно давно. Реанимация одной из них, по мнению еженедельника, объясняется “слишком пристальным интересом к деятельности предпринимателя со стороны правоохранительных органов как России, так и Швейцарии. Чтобы уверенно смотреть в будущее, ему необходим не только депутатский иммунитет, но и достаточное количество единомышленников в новой Думе, которые не допустят выдачи “своего” олигарха на растерзание прокуратуре”. Московские новости сообщают, что Виктор Черномырдин, лидер движения НДР, которое должно было стать основой блока Березовского, пытался даже при создании коалиции с правыми убедить Кириенко заменить Анатолия Чубайса и его “Правое дело” на губернаторов, с которыми провел переговоры Березовский. Когда же из этого ничего не получилось, по данным МН, именно Березовский убедил Степашина не связываться с либералами.

А Новая газета рассказывает еще об одной интриге, связанной с созданием блока “Мужики”. Речь идет о привлечении в блок ярославского губернатора Анатолия Лисицына, который в обмен на свое согласие якобы добился с помощью Бориса Абрамовича решения правительства о финансировании спортивных сооружений в Ярославле для проведения в 2000 году чемпионата мира по хоккею.

Все эти невероятные истории, достоверность которых труднодоказуема, свидетельствуют главным образом о том, что для прессы рейтинг Березовского как ньюсмейкера и политического манипулятора остается на прежнем уровне, а следовательно, по случаю будущих выборов можно ожидать от СМИ продолжения бесконечной “саги о Березовском”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ