Федеральные выборы в центральных СМИ

0:00
0

В конце прошлой недели пресса возвестила о событии, вероятность которого горячо обсуждается уже довольно давно: избирательные блоки “Отечество” и “Вся Россия” практически договорились о заключении предвыборной коалиции. Как сказал один из руководителей “Отечества” Артур Чилингаров, “союз таких влиятельных политических сил в принципе неизбежен, хотя это и не является простым делом” (цитируется по Независимой газете).

Между тем совсем недавно недружественная Лужкову пресса уверенно предсказывала провал переговоров: слишком велик был нажим Кремля на Минтимера Шаймиева и его союзников по “Всей России”. Газета Время MN, относящаяся к группе изданий, контролируемых Борисом Березовским, в середине прошлой недели писала: “Расчет на то, что “под Лужкова” пойдут региональные лидеры, не оправдался… Российские политики, по большей части люди обидчивые и злопамятные, особое удовольствие получают, ставя на место выскочек”. Газета злорадно замечала, что пределом мечтаний для Лужкова должно быть преодоление пятипроцентного барьера на парламентских выборах, а вовсе не “смена власти” (что неоднократно декларировал в своих выступления московский мэр).

Газета же Сегодня, принадлежащая к СМИ холдинга “Медиа-Мост”, напротив, выражала свое сочувствие Минтимеру Шаймиеву: “Недоговороспособность” “Всей России”, культивируемая сегодняшней федеральной властью как залог политической стабильности, вполне может обернуться для партии губернаторов ее “неблокопригодностью”, чреватой перспективой оказаться за бортом новой Думы”.

Впрочем, и после того, как принципиальное соглашение о создании блока было достигнуто, газеты отметили некоторые нюансы: Коммерсант-daily, например, сообщил, что ядром коалиции будет не “Отечество”, а губернаторы: “При всем нынешнем единстве региональных лидеров спектр их политических симпатий остается весьма широким, им легче вербовать кандидатов в коалицию, которые не могут напрямую обратиться к Лужкову”.

А Независимая газета предсказала, что наибольшие трудности при создании нового блока возникнут при формировании предвыборного списка: “У “Всей России” много лидеров, и они обязательно захотят иметь в объединенном списке как можно больше своих людей, но и Лужкова есть обязательства перед значительным количеством своих приближенных”.

Более того, НГ утверждает, что пока между Лужковым и Шаймиевым нет согласия даже по поводу первой тройки списка: Евгений Примаков, которого, несомненно, оба лидера хотели бы видеть на первой позиции, своего согласия на сотрудничество все еще не дал. Да и сам Юрий Лужков пока “продолжает размышлять над тем, что ему выгоднее с точки зрения участия в будущей президентской кампании” – быть лидером влиятельной думской фракции или мэром российской столицы”. (Шансов на последнее, с точки зрения НГ, у Лужкова значительно больше.) Что же касается Минтимера Шаймиева, он никогда и не заявлял о собственных федеральных амбициях. Таким образом, подводит итог газета, не исключено, что избирателям, которым предстоит голосовать за объединенный список блока “Отечество-Вся Россия” “будет предложено поддержать сборище разнообразных лоббистов, статистов и клевретов”.

Напряженность этой дискуссии, и даже тон и лексика статей на такую вполне конкретную тему, как создание нового предвыборного блока, доказывают со всей очевидностью: утверждения официальных лиц, о том, что никакой информационной войны в российских СМИ не ведется, к сожалению, не соответствуют действительности. А такие заявления делаются постоянно – параллельно с боевыми действиями.

О том, что все жалобы Юрия Лужкова на преследования со стороны кремлевской администрации – “отчасти мания величия, отчасти технологический прием”, призванный создать московскому мэру ореол жертвы для привлечения симпатий избирателей, заявил, например, в интервью Комсомольской правде глава Фонда эффективной политики и “главный политконсультант Кремля” Глеб Павловский.

Между тем, разъясняя в том же интервью, что именно в программе действий московского мэра вызывает в Кремле наибольшее неприятие, Г.Павловский высказывает полную уверенность в том, что гипертрофированные властные полномочия, которыми обладает нынешний президент, окажутся не по плечу любому другому претенденту на президентский пост. Времена этого “другого” описываются так: “Без Ельцина на него управы не будет… На четыре года у него развязаны руки… Есть время подумать, как справиться с досадной мелочью – Конституцией. Вы знаете, это у нас несложно – раз прописку можно перекрестить в “регистрацию”, то и единоличную власть легко переименовать в “тяжкий исторический долг”. Совершенно очевидно, что речь опять-таки идет о Лужкове: “Из “Яблока” новые хозяева сделают грандиозный демонстрационный муляж вроде храма Христа Спасителя – вот вам отечественное православие, а вот вам наш отечественный либерализм!.. Ужо будет нам президент!”

Но еще страшнее – с точки зрения главного кремлевского политтехнолога – выглядит перспектива получить в качестве президента Примакова: “Им движет только привкус власти на губах. Он все уже за нас решил… Первым будет “дело олигархов”. Затем – “дело губернаторов, под шумок которого прихлопнут и КПРФ… Еще через полгодика – “московское дело”. Потому что Примаков не потерпит зависимости в Москве от Лужкова. Анатолий Чубайс называет Примакова центристом – хорошая мысль, центрист Примаков, я думаю, подкрепит ее делом. Скажем, “делом энергетиков”. А потом отправится в Пекин за стратегией”.

Надо сказать, что эти зловещие пророчества в жанре антиутопии, рожденные в ближайшем окружении Бориса Ельцина, составляют резкий контраст со всеми остальными публикациями, посвященными экс-премьеру. А их количество дни заметно выросло после возвращения Примакова из Швейцарии. На все лады СМИ обсуждают возможные варианты будущей политической карьеры экс-премьера: коалиция с Лужковым, коалиция с Шаймиевым, блок Примаков-Степашин-Лужков (или наоборот – Степашин-Примаков-Лужков) и т.д. И надо сказать, обсуждение это выглядит, может быть, не всегда стопроцентно доброжелательно, но, как правило, весьма корректно по отношению к герою публикаций – еще один “феномен Примакова”, как выразился в Московских новостях другой политик, также некогда принадлежавший к ближнему кругу Ельцина – Вячеслав Костиков. Новая волна интереса к Примакову пока не спадает, несмотря на то (а может быть, и благодаря тому), что сам Евгений Максимович избегает обнародования своих планов. “Самая модная политическая игра сегодня – “Угадай мелодию Примакова”. Впрочем, считает Костиков, экс-премьер “силен как солист, и кордебалет ему едва ли нужен. За Примакова будут голосовать миллионы россиян без всяких “новых доктрин” и псевдоинтеллектуальных приправ”. Евгению Максимовичу едва ли следует спешить связывать себя с какой-либо коалицией”.

Самое любопытное, что совершенно такое же мнение высказывает и Независимая газета, прежде незамеченная в пропримаковских настроениях. Теперь же НГ констатирует: “Примаков самодостаточен… Вхождение его в любой из возможных избирательных блоков не повысит, а вероятнее всего, снизит его шансы быть выбранным президентом России”. Далее газета подробно объясняет, почему Примакову невыгодно объединяться с “Отечеством” (слишком велик “накат компромата” на московского мэра), почему ему не следует вступать в союз с губернаторскими блоками (в глазах избирателей это объединения сепаратистов) и т.д. В конце концов НГ сбивается почти на проповедь: “Единственно святой поддержкой является поддержка народа… Эта поддержка, за которую многие готовы платить сотни миллионов долларов, пришла к Примакову бесплатно – это основной его капитал, и он должен оправдать доверие народа и выступить независимым кандидатом в президенты России”. Трудно определить – искренний ли это призыв или, как говорит Павловский, “простой, тупой, но действенный технологический прием” – но сам по себе факт уникальный: проберезовская газета советует ранее не раз обличаемому ею же Примакову не упустить свой шанс на президентских выборах.

По-видимому, временно миновал нижнюю точку на колесе Фортуны и московский мэр Юрий Лужков. Помимо информации о соглашении со “Всей Россией”, пресса сообщила также и другую приятную для московского мэра новость: Генпрокуратура признала, что у нее нет претензий к Елене Батуриной, супруге московского мэра и владелице фирмы “Интеко”, деятельностью которой заинтересовались не так давно следственные органы. В связи с этим первый вице-президент “Интеко” Виктор Батурин уже заявил газете Коммерсант-daily, что следователи должны извиниться перед Батуриной за необоснованные подозрения в незаконном вывозе валюты за рубеж.

Кроме того, не вполне удачный контакт начальника предвыборного штаба “Отечества” Георгия Бооса с вице-лидером думской фракции “Яблоко” Сергеем Иваненко, тем не менее, не завершился разрывом отношений двух партий. Переговоры будут продолжены “по каждому конкретному округу” – с целью формирования в будущей Думе “некоммунистического большинства”, как сообщил Иваненко газете Сегодня.

В целом же, по мнению большинства СМИ, Лужков на сегодняшний день по-прежнему остается наиболее значительным игроком на предвыборном поле, “признанным лидером проправительственной, системной, правоцентристской и центристской оппозиции”, и таковым его сделал Кремль, пишет еженедельник Век. “Лужков выдвинут на роль главного оппонента, но не противника Кремля самим ходом событий. Можно и дальше пытаться дискредитировать его, тем лишь укрепляя в народном сознании образ неправедно гонимого героя. Разумнее договориться”. Век – сторонник создания коалиции “Кремль – Примаков – Лужков”, которая, может быть, “вряд ли станет образцом политической гармонии”, но зато сможет оказаться “реальным гарантом необратимости вектора поступательного развития”.

Однако пока Кремль явно не рассматривает Лужкова как возможного союзника в борьбе за преемственность власти. Во всяком случае, газета Московский комсомолец, рассказывая о продолжающихся информационных сражениях, назвала в качестве одного из условий их прекращения отказ НТВ от “поддержки и раскручивания” московского мэра и готовность всех руководителей “Мост-Медиа” по первому требованию поддержать того кандидата в президенты, которого назовет президентская администрация. “Конечно, в НТВ сидят не Александры Матросовы, – замечает МК, и они готовы были бы поддержать, например, кандиадтуру Сергея Степашина, на данный момент устраивающую практически всю элиту страны. Но в администрации вовсе не уверено, что Степашин – то, что нужно именно им”. Как сообщает газета, окончательное решение “по преемнику” все еще не принято: Борис Березовский активно лоббирует кандидатуру своего давнего протеже Александра Лебедя, а кроме того – постоянно рекламирует министра иностранных дел Игоря Иванова. “К предложению встать по первому требованию в нужную позу не только Гусинский, но и другие “кроты-олигархи” не могут отнестись с восторгом. В конечном счете, чем Березовский лучше их?” МК считает, что информационным войнам не суждено прекратиться в ближайшее время – вплоть до заявления кремлевского руководства, что оно “готово считать Степашина или другую общеприемлемую для элиты кандидатуру преемником Ельцина”.

Имя Серея Степашина активно замелькало в предвыборном контексте. О том, что нынешний премьер сделал заявку на президентский пост, пишет Коммерсант-daily в статье, посвященной визиту правительственной делегации РФ в США. Статья озаглавлена “За океаном Степашин увидел свое президентское будущее”, и в ней газета даже утверждает, что “в узком кругу” премьер позволил себе весьма рискованное высказывание по поводу своих встреч с американцами: “Теперь они тут поняли, что у нас есть не только идиоты, которых на инвалидных колясках возят”. Такое заявление более чем странно для Степашина, главным достоинством которого до сих пор СМИ единодушно считали его абсолютную лояльность президенту, безропотность и “отсутствие явной политической окраски” (еженедельник Век). А Интерфакс-время утверждает, что премьер “с момента своего назначения не переставал думать о том, как уменьшить риски возможной отставки”. Однако, основываясь на информации о достаточно раскованном поведении Степашина во время его визита за океан, Коммерсант-daily объявляет, что глава правительства “фактически взял старт в президентской гонке”. Газета называет даже “ключевого игрока его команды” – это министр внутренних дел Владимир Рушайло. Впрочем, главный политический ресурс Степашина – разумеется, его пост во главе кабинета. Удастся ли ему стать фаворитом президентской кампании – пока сказать трудно. Как отмечает Век, “по опыту последних полутора лет, каждое назначение нового премьера изначально преследовало одну цель – обеспечить преемственность власти. Однако до сих пор справиться с этой задачей никому так и не удалось”.

И сама кремлевская администрация также не нашла пока решения этой жизненно важной для себя проблемы, однако в полной мере использует все имеющиеся у нее возможности. На минувшей неделе СМИ продолжали тему “честных выборов”, заданную некоторое время тому назад президентом. Газета Время MN информирует о создании “во имя честных и чистых выборов-99” специальных рабочих групп из представителей прокуратуры, МВД и ФСБ. Группы будут заняты “оперативным выявлением и пресечением случаев норм избирательного законодательства”.

Многие обозреватели негативно оценивают это нововведение. Общая газета, например, считает, что забота о чистоте выборов – прерогатива собственно гражданского общества. ОГ видит в сосредоточенности властей на этой теме очередной подвох: “Официозная кампания “за честность” – просто-напросто важнейший элемент политической стратегии режима… Цель ее проста и понятна – преемственность власти, сохранение политических позиций клана Ельцина на период “после Ельцина”.

По мнению газеты, идея провести выборы строго по установленным правилам – прекрасный метод устранения с политической арены всех неугодных. Для этого власть получает массу возможностей. Начать можно будет со статьи закона о порядке финансирования предвыборных блоков и кандидатов: “В официально разрешенные суммы уложатся лишь “бедные, но честные” вроде кандидатов от КПРФ, а значит, остальных можно вполне законно прищучить, сняв с дистанции или аннулировав результаты голосования”.

Так же легко обнаружить злоупотребления служебным положением – использование помещений, инфраструктуры и технических возможностей госучреждений: “В России этим злоупотребляют все, кто имеет такую возможность, но пока что никому эту “шалость” не вменяли в вину. А если попробовать?”

Использование правовых методов для борьбы с конкурентами очень привлекательно, замечает газета, еще и потому, что пользоваться ими (и злоупотреблять) можно безнаказанно. “Допустим, загубила милиция избирательную кампанию кандидату N-ну, и что он с милицией за это сделает? Да ничего”.

Таким образом, подводит итог Общая газета, в условиях “выборочной законности” хозяином положения всегда будет тот, кому подчиняются ФСБ, МВД, Госналогслужба, органы прокуратуры и т.д. Предсказать же последствия “управляемых выборов” вряд ли сможет и тот, кто ими управляет.

Общей газете вторит и еженедельник Век: “Новая редакция Закона о выборах депутатов Госдумы позволит избавляться от “неугодных” законными средствами.

Политический обозреватель Известий Максим Соколов не сомневается в том, что результаты предстоящих выборов в любом случае будут печальными для избирателей: “Официальный старт кампании намечен лишь на 19 августа, но уже сейчас, за три недели до этой даты, очевидно тупиковой состояние, в котором находятся предполагаемые фавориты избирательной гонки”.

Левые, которым генерал Варенников на минувшей неделе предложил объединиться в блоке “За Победу”, отнеслись к этой идее довольно вяло. Давние союзники коммунистов, аграрии, заявили, что о блоке говорить уже поздно и даже (по свидетельству газеты Коммерсант-daily) заподозрили КПРФ, что та преследует своими призывами к объединению цели укрепления собственной партии, полностью игнорируя интересы предполагаемых союзников. А Время MN, комментируя почти полное отсутствие реакции на пламенные призывы коммунистов, заметила, что, по-видимому, Геннадий Зюганов потерял влияние как на патриотические партии, так и на региональных лидеров, многие из которых традиционно были опорой коммунистов.

Максим Соколов считает, что положение “Отечества” немногим лучше, чем положение КПРФ: “Никакими московскими деньгами нельзя замазать вопиющие идеологические противоречия, заложенные в самой основе “Отечества”… Революционная партия власти есть нонсенс… Партия нуворишей во главе протестного электората есть нонсенс не меньший”. В результате попыток заключить союз с “Отечеством” по мнению обозревателя Известий, теряет свои позиции и “Яблоко”: “Если есть партия власти, вполне свободная от ужасных федеральных пороков, то зачем еще нужно “Яблоко”, когда уже есть “Отечество”?

Но главным доказательством предвыборного “идейного вакуума”, считают Известия, служит всеобщее “сватовство к Примакову: “Это до стыдности внятное признание в том, что никаких идей и принципов, кроме желания стать депутатом у будущих народных представителей нет”.

И в этой ситуации, предсказывают Известия, скорее всего, Дума обретет “непривычно гармонический вид: совсем немного уж особо прытких политических интриганов, теряющихся на необъятном фоне местных братков, – они же местные начальники. Редко, когда многопартийная система упраздняла себя со столь безоглядной решимостью”.

Впрочем, по мере приближения официального старта избирательной кампании вопрос об идейном вакууме нынешних избирательных блоков все больше переходит в разряд академических: все актуальнее становятся проблемы решения тактических задач и создания стратегических союзов.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ