Увлеченно следившие за бурными политическими событиями последних недель центральные СМИ внезапно оказались перед фактом начавшихся парламентских каникул. Как с изумлением написала Независимая газета, “на этот раз отпускная пауза, кажется, действительно будет взята всеми участниками российской политической жизни”. По мнению НГ, общий отпускной настрой подтверждается относительно мирным поведением всех участников российского политического процесса – начиная с президента, который недавно демонстративно подчеркнул свое нежелание ссориться с нижней палатой, заставив тем самым и правительство быть более доброжелательным по отношению в Думе. В результате никаких неприятностей после отказа депутатов принять закон о налоге на АЗС, вопреки предыдущим грозным заявлениям премьера, не последовало. В свою очередь и думцы, похоронив этот закон, все остальные из пакета, предложенного правительством, поддержали, дав кабинету министров дополнительные козыри на переговорах с МВФ. Такая благостная атмосфера всеобщего дружелюбия, по мнению газеты, не в последнюю очередь объясняется тем, что накануне официального старта предвыборной кампании все ее участники нуждаются в тайм-ауте – “чтобы либо искать союзников и спонсоров, либо предлагать себя в качестве таковых”. Такая работа, замечает НГ, “как известно, гораздо лучше проводится в тишине”.
Значительно более настороженно оценивает ситуацию газета Сегодня. Вначале ссылаясь на мнение представителей думской фракции КПРФ, она предполагает, что спокойствие президента – лишь отвлекающий маневр: коммунисты опасаются, что “как только депутаты разъедутся по югам, Борис Ельцин подпишет указ о ликвидации Мавзолея В.И.Ленина и захоронении вождя пролетариата на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге”. По мнению левых, это взорвет ситуацию в обществе, подтолкнет население к стихийным протестам и столкновению с правоохранительными органами, что даст Ельцину повод для установления “режима личной диктатуры”. Больше всего коммунистов пугают даже не слухи о перезахоронении Ленина – эти слухи ходят уже давно, – а то, что власти не торопятся их опровергать. Думский представитель президента Александр Котенков лишь философски заметил по поводу возможности появления такого указа: “Когда выйдет указ, будем читать…” Вполне вероятно, впрочем, пишет газета, что не только никакого всенародного протеста не получится, но даже и собрать отпускников в случае необходимости на внеочередное заседание не удастся: “И в этом смысле расчет Кремля (если таковой вообще имеется) на то, что похороны Ильича станут одновременно и похоронами КПРФ (путем введения ЧП и ее запрета) небезнадежен”. С другой стороны, рассуждает газета, если говорить о продлении президентских полномочий, – а именно это и может быть главным кремлевским замыслом, – “у Ельцина могут найтись средства и посильнее”. Например, создать, а затем возглавить конфедерацию России и Белоруссией – соответствующий проект договора должен обсуждаться на предстоящей сессии Союза двух стран. Это так называемый “вариант Милошевича” (после того, как полномочия президента Сербии истекли, он возглавил новое государство – СРЮ).
Как бы опровергая подобные предположения, сам Борис Ельцин в интервью германскому еженедельнику “Шпигель”, перепечатанном Российском газетой, в очередной раз объявил о своих намерениях: “Мои полномочия истекают летом будущего года. Я уже много раз заявлял, что не собираюсь выдвигать свою кандидатуру на следующий срок. И убежден, что следующий президент России сохранит верность идеалам демократии и свободы”.
И все же многие обозреватели остаются в убеждении, что истинные планы Бориса Ельцина никому не известны. Кремль явно готовится к выборам и, как пишет еженедельник Московские новости, мечтает о “суперблоке” (проект “Россия”), хотя и понимает, что создание его – “дело почти безнадежное”. Слишком велики разногласия у таких партий и движений, как “Вся Россия” и “Голос России” с одной стороны и “Правое дело” и “Новая сила” – с другой. Есть опасность не только не расширить свое влияние в результате такого объединения, но и растерять имеющиеся голоса.
Другое дело, замечают Московские новости, попытаться соединить только регионалов – “Голос России” и “Всю Россию”. “Эта задача менее масштабна, а потому более выполнима”. Этот проект получил название “Федерация”.
Как утверждает Независимая газета, блок “Федерация призван объединить прежде всего “противников лужковского унитаризма”, создать противовес всем сторонникам московского мэра. Очевидное преимущество “Федерации” как чисто регионального блока перед таким универсальным объединением, каким была задумана “Россия”, с точки зрения НГ, заключается еще и в том, что “Борис Ельцин и его команда серьезно поистрепались за последние годы” и не в состоянии кардинально влиять на решения региональных лидеров.
Впрочем, откровенный альянс с кремлевской администрацией – скорее минус для любой партии в глазах избирателей. С этим согласны все. Как пишет газета Сегодня, ныне “нелюбовь Кремля – лучший подарок любому политическому деятелю, прицеливающемуся на высокое кресло”. С этой точки зрения известное противостояние кремлевской администрации и московского мэра может рассматриваться как хитроумный предвыборный ход: “Действительно, будь у администрации план по дискредитации Лужкова, она действовала бы иначе: к примеру, засыпала бы его орденами и медалями, приглашала бы на охоту в Завидово и Шуйскую Чупу на рыбалку…”
По мнению газеты Время MN, смысл всех объединительных усилий кремлевской администрации – в создании новой партии власти. “Рецепт успеха известен: губернаторы, генералы промышленности и просто генералы, немного мелких партий, немного творческой интеллигенции, много денег и много эфирного времени”. Проблема же, с точки зрения газеты, заключается в том, что впервые подобная коалиция создается “не при помощи приказа, а на основе компромисса” между ее участниками. Удастся ли им достичь нужной степени согласованности – покажет время. Кроме того, Время MN утверждает, что влияние губернаторов на электоральные предпочтения сильно преувеличены: из сегодняшних региональных лидеров в этом смысле можно надеяться только на президентов Татарстана и Башкортостана. Газета цитирует неназванного сотрудника штаба “Всей России”: “Рядовой губернатор в состоянии обеспечить не более 20-ти процентов голосов”. С точки зрения газеты, для того, чтобы сформировать по-настоящему единый блок, нужна идея, а с этим особенно плохо: “Коммунистическая опасность, как в 1996 году, уже не сработает. Новых идей пока нет”.
Впрочем, по мнению Общей газеты, сосредоточенность президента и его окружения на проблемах предстоящих выборов неправомерна и, более того, абсурдна. Главный редактор ОГ Егор Яковлев в беседе с московским мэром Юрием Лужковым так оценивает эту ситуацию: “Уходящий президент, его ближайшее окружение и уходящая вместе с ним администрация заняты решением того, что их уже не касается: кто станет следующим президентом. Полагаю, что в демократическом обществе такого быть не должно”. Лужков с Яковлевым согласен: “Общество желает самостоятельно решать вопрос о будущем президенте и, скорее всего, не потерпит каких-либо навязываний”. В то же время московский мэр, как руководитель-хозяйственник рассматривает проблему с практической стороны: “Важно, чтобы уходящий президент не боялся расстаться с властью, не думал, что, оставляя должность, он лишается всего и вся: конец карьере, политическому влиянию, а к тому же и условиям, в которых он находился”. По мнению Лужкова, если создать экс-президенту “достойные условия жизни” – пенсию соответствующего размера, обеспечить его охраной, автомобилем, и к тому же защитить его от политических преследований, – это значительно смягчит ситуацию. В то же время Лужков и его команда не раз высказывали мнение, что о подобных гарантиях президентскому окружению не может быть и речи.
Возможно, именно здесь заключен ответ на вопрос, которым задается еженедельник Век: за что, собственно, президентская администрация так не любит Лужкова? Перечислив все линии антилужковского фронта (финансово-экономическое наступление на московское правительство, “вертолетный скандал” как проверка реакции силовых структур на попытку ущемить интересы московского мэра, развенчание мифа о московском процветании с помощью Сергея Кириенко), Век спрашивает: принесет ли эта политика нужные результаты? По данным социологов, рейтинг Лужкова в Москве и области с момента начала атаки на него существенно вырос. Стоит ли превращать Лужкова “из пусть нелюбимого, но все же партнера в озлобленного, обиженного и потому опасного противника?”
Журнал Коммерсант-власть информирует своих читателей об источниках финансирования “Отечества”. СМИ давно уже сообщали, что мэр Москвы недоволен деятельностью АФК “Система”, бывшей главным спонсором его программ. Теперь у Лужкова появились альтернативные источники финансирования его движения. Один из них, как утверждает Коммерсант-власть, связан с программой жилищной ипотеки, под которую западные банки выделяют правительству Москвы кредит в 75 миллионов долларов. Ведущая роль в работе с этими средствами отведена первому вице-премьеру московского правительства Владимиру Ресину. “Обслуживать программу будут несколько уполномоченных банков правительства Москвы. И Ресин якобы будет взимать с них по 10-15 процентов отступных в избирательный фонд “Отечества”.
Есть и другие возможности. На днях вышло распоряжение московского мэра о передаче ста процентов акций Центральной топливной компании в уставный капитал только что созданной Московской нефтяной компании, где Юрий Лужков занимает пост председателя совета директоров. Таким образом, пишет Коммерсант-власть, под контролем московского мэра оказывается “значительная часть весьма доходного в Москве бензинового бизнеса”. О создании новой крупной компании, возможности которой охватывают весь цикл работ, от добычи сырья (нефтяные месторождения в Западной Сибири, принадлежащие компаниям, контролируемым МНК) до реализации продуктов переработки через современную нефтебазу в Подмосковье, написала и газета Время MN. Она подчеркивает, что МНК на три четверти – частная кампания, и потому проблем с финансовой подпиткой “Отечества” не предвидится.
Вопрос о финансировании предвыборной кампании для ее участников остается одним из самых насущных. Еженедельник Аргументы и факты дает сегодняшний расклад политических сил и стоящих за ними экономических структур. Помимо Юрия Лужкова и его финансовой “группы поддержки” названы: “Лукойл”, поддерживающий “Всю Россию”; структуры, связанные с МПС, которые якобы готовы работать на блок “Россия”. Этому же блоку обещали свою помощь и “близкие к Кремлю олигархи” – Борис Березовский и Роман Абрамович. Финансово-информационная империя Владимира Гусинского традиционно готова помочь “Яблоку”. “Правое дело” рассчитывает на главу РАО “ЕЭС России” Анатолия Чубайса, а также на помощь “дружественных демократам структур” – группы “Альфа” (П.Авен), “Монтес Аури” (А.Кох), “Видео Интернэшнл” (М.Бойко). Очевидно, что Амана Тулеева поддержат “угольные капиталы Кузбасса”, коммунистов – “красные губернаторы” и ВПК и т.д. Впрочем, коммунистов нередко поддерживают и предприниматели, опасающиеся “красного реванша”. По принципу “не класть яйца в одну корзину” действуют многие: так, например, Борис Березовский, как известно, помимо нового проекта президентской администрации – блока “Россия” – готов оказать поддержку и своей прежней креатуре – генералу Лебедю.
С необходимостью финансирования предстоящих выборов связывают СМИ и возможное возвращение в “Газпром” завершившего свою балканскую миссию Виктора Черномырдина. Газета Новые известия считает, что только Черномырдин, многократно доказавший президентскому окружению свою преданность и предсказуемость, способен гарантировать газпромовскую поддержку именно тем, кому она предназначена “семьей”. Глава “Газпрома” Рем Вяхирев, по сведениям “Новых известий”, хотя и расположен в пользу губернаторских блоков, способных, с точки зрения Кремля, успешно противостоять Лужкову, окончательного решения пока не принял. “Более того, в Кремле выражают опасение, что в последний момент Вяхирев может уйти на чужие “баррикады”. Появление в “Газпроме” Черномырдина, который всегда прислушивался к кремлевским советам, способно предотвратить такое развитие событий”.
Впрочем, понятно, что предусмотреть все неожиданности вряд ли возможно. На прошлой неделе очередную сенсацию преподнес экс-премьер Сергей Кириенко, который на протяжении уже довольно длительного времени остается одним из главных политических ньюсмейкеров. В тот момент, когда СМИ окончательно пришли к выводу, что, критикуя московское правительство, “Кириенко играет на стороне Кремля”, лидер “Новой силы” сделал, как выразилась газета Коммерсант, “оригинальный ход”: он заявил на Конгрессе русской прессы, что президенту следует уйти в отставку. Затем этот же призыв Кириенко повторил в Кузбассе, на встрече с Аманом Тулеевым. Более того, вернувшись из Кемерово, экс-премьер собрал пресс-конференцию, на которой предложил президенту “возглавить процесс собственного ухода”. Как сообщил Коммерсант, Кириенко намерен направить Борису Ельцину план “мирной передачи власти”, а затем – начать действовать “по одному из двух вариантов этого плана: при участии Ельцина или без него”. Газета считает, что это очередной рекламный ход, сочиненный для Кириенко руководителями его избирательной кампании. Причем ход беспроигрышный: “И об отставке президента никто всерьез не подумает, и упреков в тесных связях с президентским окружением удастся избежать”. Как заметила по этому поводу Независимая газета, “Кириенко оказался не так-то прост”.
По сложившейся российской традиции немало неожиданностей готовит судьба и главе правительства, который не так давно был объявлен Кремлем возможным преемником президента (от чего, по свидетельству СМИ, сам Сергей Степашин был просто в шоке). После почти триумфальной поездки в Кельн (все без исключения СМИ отметили его успех на встрече с лидерами западных стран), Степашин был удостоен всего лишь полупохвалы президента, который, как оказалось, его работой всего лишь “полудоволен”. Немного спустя, в течение одного дня – 24 июня – премьер дважды намекнул на возможность своей отставки. В первый раз это произошло, когда он сообщил журналистам, что на его встрече с президентом обсуждалась работа комиссии Гора: “Не буду называть ее Гора-Степашина… Вы знаете, как у нас все быстро меняется…” (цитата из газеты Сегодня). Вечером того же дня, выступая перед выпускниками МГУ, Степашин заявил о возможности своего возвращения к преподавательской работе.
Газета Коммерсант еще ранее сообщала в статье под заголовком “Шесть кризисов Степашина” о том, что “Абрамович и Березовский уже активно ищут Степашину замену”. Коммерсант даже поддержал высказанное ранее еженедельником Версия предположение, что преемником Степашина может стать министр иностранных дел Игорь Иванов, как человек, не имеющий “какого-либо политического лица” и потому абсолютно управляемый. Что же касается судьбы нынешнего премьера, она определяется тем, что “кроме внутренних войск другого собственного аргумента у Степашина просто нет”. И если он попытается поискать себе поддержку где-то помимо кремлевской администрации, его дни в Белом доме будут сочтены. Как заметил Коммерсант, “даже ближайшие помощники Степашина уже уверены в том, что их шеф не досидит в Белом доме и до середины осени”.
Такого же мнения придерживается и газета Сегодня, однако она считает, что отставки премьера и связанных с этим новых политических бурь следует ожидать гораздо раньше – сразу после отпуска президента. Причем мнение это основано на явной нехарактерности наступившего политического затишья для российской общественной жизни и на всеобщем напряженном ожидании новой грозы: “Нехорошие предчувствия усиливаются еще и тем, что политические бури в последнее время возникают как бы из ничего. Работают себе правительства, и вдруг – “сильная рокировочка”. Причем не то, чтобы ради “углубления и совершенствования реформ”, а ради процесса: “Президенту нужен сильный ход”. И понадобится, надо полагать, еще не один”.