Федеральные выборы в центральных СМИ

0:00
0

Всю неделю центральная российская пресса с увлечением обсуждала вопрос о том, кто из претендентов на президентский пост в новой ситуации может рассматриваться как главная опора Кремля, есть ли вообще такая фигура и каковы шансы остальных участников предвыборной кампании.

Газета Известия в одном и том же номере от 8 июня на первой странице устами главы президентской администрации Александра Волошина объявляет, что в качестве “наследника трона” вполне реальна кандидатура премьер-министра Сергея Степашина, а на второй, в статье Вячеслава Никонова, которая так и называется “Наследники”, замечает, что симпатии “семьи”, которая, по утверждению СМИ, и решает эту главную стратегическую проблему, принадлежат скорее Николаю Аксененко, обладающему такими достоинствами, как “железный характер, отсутствие комплексов, готовность идти вперед как паровоз”.

О том, что в результате “семейных” primaries первое место занял Аксененко, сообщает и газета Коммерсант-daily, которая в связи с этим высказывает мнение, что упоминание Волошиным о возможных президентских амбициях премьера, вполне вероятно, удачный способ расчистить путь для ставленника “семьи”: известно, что премьеры с “президентскими амбициями” в России обречены на немедленную отставку.

Тот же вопрос – Степашин или Аксененко – занимает и еженедельник “Коммерсант-власть”, который дает на него решительный ответ: оба. Конечно, сейчас Степашин, как премьер, имеет больше шансов, и, сумеет продержаться в своем нынешнем качестве до выборов, возможно, и победит. Однако надежды на такой ход событий немного: против премьера в любой момент может сработать “ельцинский инстинкт сохранения власти”, а кроме того, как утверждает еженедельник, любимая дочь президента Татьяна Дьяченко предпочитает Степашину Аксененко. Поэтому конфронтация двух претендентов на покровительство Ельцина неизбежна, и кто победит – сейчас предсказать невозможно. Если же оба по каким-то причинам не оправдают президентского доверия, в декабре вполне возможно появление “новой переменной” в формуле “сегодня – премьер, завтра – президент”. И это, пишет еженедельник, главный урок, который извлекло для себя окружение президента из истории с отставкой Евгения Примакова: “Ни один избранник не должен думать, что он незаменим”.

Между тем специалисты по избирательным технологиям в том же номере Коммерсанта-власти уже прикидывают, во что может обойтись “раскрутка” обоих персонажей. Цифры называются разные, однако все участники заочной дискуссии оказались единодушны в главном: избирательная кампания Аксененко обойдется намного дороже. Ликвидация имиджа “злого гения”, созданного первому вице-премьеру СМИ, будет стоить примерно вдвое больше, чем эксплуатация “стратегического образа” его обаятельного начальника. Шансы Аксененко на успех оцениваются пока как минимальные, и “цена его необаятельности – от 10 до 50 миллионов долларов” (это мнение Игоря Минтусова, главы центра политического консалтинга “Никколо-М”). Между тем “Степашин – желанный клиент для любой PR-компании”, – как заявил Владимир Пилия, креативный директор агентства “Тайный советник”.

Еженедельник Новое время также рассматривает новое, предвыборное воплощение знаменитой ельцинской системы “сдержек и противовесов” в лице двух руководителей правительства, но приходит к совершенно иным выводам. Сергей Степашин, “незаметный человек в темных очках”, обладающий двумя традиционными достоинствами – умеренностью и аккуратностью – должен, как, впрочем, и все его предшественники на посту премьера, попытаться справиться с застарелями болячками российской экономики. Шансов на это у него немного, а следовательно, считать его реальным претендентом на российский престол – “пустое дело”. По мнению Нового времени, не больше этих шансов и у Аксененко – “типичного железнодорожника эпохи смут и гражданских волнений”. Его умение решать экономические проблемы ограничено весьма узкими рамками. “Кто из нынешних слуг народных не пекся о собственных детях, не продавал чего-нибудь в Чечню и не организовывал коммерческих структур, добывавших деньги из воздуха?”, – спрашивает еженедельник, изложив некоторые моменты биографии первого вице-премьера. Большего от “типичного железнодорожника” ожидать не приходится, а потому – сегодня он востребован президентом, а завтра вполне может кануть в политическое небытие, как это бывало с ему подобными уже не раз. И оказывается, что на самом деле надежных и одновременно “проходных” кандидатур у Кремля перед выборами как не было так и нет: “Пустыня. И знакомый мираж колеблется вдалеке – Зюганов…”

Кстати, лидер КПРФ в обширнейшем интервью главному редактору газеты Советская Россия Валентину Чикину заявил, что в связи с обострившейся политической ситуацией ближайшей заботой коммунистов становится прежде всего срыв планов переворота, который готовят олигархи (первый этап – отставка правительства Примакова, затем – запрет компартии и роспуск Госдумы, “которая в большинстве своем не желает служить интересам банкиров”). Если же сорвать переворот не удастся – встретить его во всеоружии и быть готовыми ко всему, вплоть до ухода в подполье. Зюганов взывает “к офицерской чести и этике” Сергея Степашина, к военным всех уровней, к чиновникам и даже, как это ни удивительно, к Русской православной церкви: “Может быть, угроза церковной анафемы “переворотчику”, кем бы он ни был, стала бы охраняющей Россию мерой”.

В то же время тем шансы собственной партии в новой ситуации лидер коммунистов оценивает значительно более оптимистично, чем раньше. Ни о расколе в партии, ни даже о знаменитых “трех предвыборных колоннах” левых речь больше не идет: “Антиельцинский нигилизм объединил широкий спектр сил. В этих условиях, когда… Ельцин стал общепризнанным символом катастрофы, может быть, следует пересмотреть и наши о разветвленном движении на выборы”. Зюганов считает, что появилась возможность объединить усилия оппозиционных сил и “двинуться на выборы национально-патриотическим монолитом”.

Не исключено, что эта фантастическая картина “движущегося монолита” произвела впечатление на многие СМИ либеральной части спектра. Во всяком случае, Независимая газета выражает беспокойство по поводу сегодняшней полной разобщенности “власть и деньги имущих”. Администрация президента и правительство ослаблены недавними кадровыми перетрясками, Госдума “до сих пор не может оправиться от пощечины, полученной при попытке импичмента”, сенаторы заняты строительством собственных региональных блоков или выжидают – когда определится партия-фаворит, чтобы немедленно к ней примкнуть. Что же касается олигархов, они “встревожены попытками исполнительной власти в очередной раз подмять их под себя”, а потому рассчитывать на консолидацию представителей крупного капитала, на что-то, подобное знаменитому Давосскому соглашению 1966 года, не приходится – даже если олигархов “будут принуждать к этому администрация президента и правительство”, – не без злорадства добавляет “газета Березовского”.

Еженедельник Россия, принадлежащий к группе СМИ, находящихся в сфере влияния московского мэра Юрия Лужкова, считает, что возможность консолидации политической элиты все же существует – исключительно в случае “внезапного ухода Бориса Николаевича с политической сцены”. Тогда необходимость сохранить политическую стабильность, предотвратить панику на рынке ценных бумаг и т.д. заставит всех “вершителей судеб” сесть за стол переговоров и решить вопрос о политическом преемнике. Характерно, что среди тех, кто будет в этом случае решать вопрос о власти, Россия называет Строева, Селезнева, Лужкова, Гусинского, Степашина (впрочем, оговариваясь: “если он к этому моменту еще будет премьер-министром”), а также Черномырдина. Что же касается “домашнего политбюро”, которое “сейчас приватизировало и президентскую власть, и правительство”, то ему в такой ситуации предстоит компромисс “с подавляющим большинством политической и финансовой элиты”.

Однако если Ельцин останется на своем посту, пишет Россия, актуальным остается вопрос, вынесенный в заголовок статьи: “Разрешит ли команда Березовского избрать нового президента?” Если исходить из логики России, вопрос скорее риторический: Березовский, который не раз “упускал свой политический выигрыш из рук”, сегодня не имеет ни одного серьезного политического противника, способного оттеснить его от вершин власти (миф о “сером кардинале” Романе Абрамовиче еженедельник считает несостоятельным и утверждает, что только Березовский, как и прежде, “управляет и “семьей”, и Россией”). В такой супервыгодной позиции “только сумасшедший… будет играть в демократические игры, в президентские выборы… Ни о какой преемственности власти, о смене президента не может даже речь идти”. Газета уверена, что при сохранении власти в руках нынешнего “семейного политбюро” обсуждать проблемы демократических выборов 2000 года не имеет смысла.

Эта тема – варианты продления срока правления Бориса Ельцина – продолжает интенсивно обсуждаться в прессе. Известия, например, считают, что идея объединения с Белоруссией в этом смысле неперспективна: ведь тогда пришлось бы “пустить по властную элиту (причем скорее всего – на пост вице-президента) Александра Лукашенко”. Сама мысль об этом “леденит сердца кремлевских небожителей”.

Не случайно, как сообщают Новые известия, новый министр по делам СНГ Леонид Драчевский заявил, что проект союзного договора между Россией и Белоруссией не предусматривает таких должностей, как президент и вице-президент союзного государства. Сессия Парламентского собрания союза Белоруссии и России, назначенная первоначально на 11 мая, перенесена на июнь, и с тех пор о ней не вспоминают: согласованного проекта договора все еще нет. “Впрочем, – замечают Новые известия, – это не значит, что о проекте создания союзного государства можно забыть. При определенном стечении обстоятельств его могут вытащить из стола снова”.

Весьма любопытную точку зрения на перспективы выборов высказывает газета Сегодня. Упоминая о сложностях с кандидатурой надежного преемника и о беспокойстве “семьи” в виду перспективы после выборов “разделить участь Горбачева”, газета, тем не менее, утверждает, что представление о пресловутой “семье”, как о некоем монолите, ошибочно. На самом деле “семья” – это две совершенно разные группы людей, имеющие разные песрпективы после июня 2000 года. Безусловная политическая смерть после президентских выборов, по мнению газеты, ожидает только дочь президента Татьяну Дьяченко. (“Газета Гусинского”, вопреки опасениям многих центральных изданий, уверена, что Борис Ельцин не сможет остаться президентом после 2000 года – “юридически, политически, физиологически”.) Все остальные – Березовский, Юмашев, Абрамович, Волошин – имеют шансы удержаться на политической сцене, “как-то природнившись к новому президенту”. Если, конечно, его правильно выбрать – чем они теперь со всей энергией и занимаются.

В другой публикации та же газета Сегодня замечает, что, возможно, семья – настоящая семья президента – не понимает безнадежности своего положения, и именно с этим связана вся суета вокруг кадровых назначений, распределения предвыборных финансовых потоков и т.д.: “Даже довольно умным людям, пребывающим на вершине власти. свойственно ослепляться прочностью своего положения”. Газета замечает, что рассчитывать на благодарность и лояльность пусть даже самым тщательным образом отобранного преемника президентской семье не следует: “Российские политики превосходно усвоили слова Сталина о том, что благодарность – это такая собачья болезнь”. А потому теперешняя схватка за влияние на правительство, а следовательно, за контроль над предполагаемыми источниками финансирования будущих выборов имеет смысл только для тех, кто выразил готовность быть “спасителями семьи”, тех, кто “искусно играя на реальных опасениях и страхах, использует эти страхи просто как выгодное вложение, справедливо полагая “После нас – хоть дефолт”.

Кремлевский враг номер один, получивший этот титул после отставки Евгения Примакова, мэр Москвы Юрий Лужков продолжает с переменным успехом отражать нападки лидера “Правого дела” Сергея Кириенко, который, к раздражению Лужкова, поставил под сомнение то, чем московский мэр привык безусловно гордиться и что он считает своим наибольшим успехом, – экономическую политику московского правительства. В интервью сочувствующему Московскому комсомольцу Лужков высказал уверенность, что за Кириенко стоят его главные политические недруги. “Но то, что моим противником стал именно Кириенко, доказывает: у них нет больше серьезных кадров. Хаос там. И очень близка агония”.

В целом СМИ согласны с тем, что Кириенко, полемизируя с Лужковым, по-видимому, выполняет заказ Кремля. Однако газета Коммерсант-daily считает, что самому Кириенко эта акция гораздо выгоднее, чем тем, кто за ним стоит: “Большинство политологов и имиджмейкеров, не сговариваясь, назвали это беспроигрышной рекламной акцией”.

В то же время “проберезовские” Новые известия утверждают, что в результате атаки Кириенко “монолитный образ Лужкова уже дал неприятную трещину”, потому что, как выяснилось, московский мэр “не умеет держать не то что удар, но даже легкий булавочный укол”. Заявление Лужкова о том, что Кириенко еще предстоит дорасти до московских проблем, по мнению газеты, заставляет задуматься о “феномене российской подростковой политики”: “Если Кириенко не дорос до Москвы, то с какой стати Лужков дорос до России?”

Весьма нелицеприятно высказался в адрес Лужкова и его традиционный оппонент – Антолий Чубайс, ныне один из лидеров “Правого дела”. Отвечая на вопрос о причинах финансовой поддержки представителями московского бизнеса лужковского движения “Отечество”, Чубайс сказал: “Поддержка Лужкова со стороны бизнеса действительно почти массовая… Они рассуждают так: “Конечно, Лужков – это ужасно, но, скорее всего, он победит, поэтому лучше отвязаться и дать денег”. В то же время, по мнению Чубайса, мотивация финансовой поддержки “Правого дела” у бизнесменов совсем иная: они понимают, что “все равно в конце концов все будет по-нашему”. Более того, Чубайс утверждает, что блок правых партий пользуется поддержкой и региональных лидеров: “Многие губернаторы даже видимой коммунистической направленности в разговоре один на один говорят прямо и определенно: сделаем все для поддержки – говори, кого, как и чем”. Такую позицию регионалов Чубайс объясняет тем, что их главная цель – помешать созданию еще одной коммунистической Думы: “Губернаторы изменились. Главный их интерес – это политическая стабильность”.

В целом же бывший глава президентской администрации, бывший первый вице-премьер, а ныне глава РАО “ЕЭС России считает, что одна из сильных сторон “Правого дела” – это то, что его лидеры – “наиболее опытные в политическом отношении и одновременно самые молодые”. Вообще в атмосфере разнообразных страхов, всеобщего недоверия и самых мрачных предчувствий лидер “Правого дела” демонстрирует завидный оптимизм: “Мы еще много чего сделаем. В отличие от наших оппонентов. Посмотрите на всеми уважаемого Юрия Михайловича Лужкова, посмотрите на всеми уважаемого Геннадия Андреевича Зюганова – хорошие ребята, но совершенно очевидно, что это их последний шанс. Кому они будут нужны в 2004 году? А теперь… представьте себе в 2004 году Немцова, Федорова, Хакамаду, Кириенко, Гайдара”. Интервью Чубайса напечатано под заголовком: “Все равно в конце концов будет по-нашему”.

Почти такой же оптимизм высказывает еще один молодой политик – лидер фракции НДР Владимир Рыжков в интервью газете Дом и Отечество (приложение к Российской газете). Рыжков считает, что даже если на ближайших выборах в Думу вновь победят левые (что не исключено ввиду не улучшающейся социально-экономической ситуации), которые затем сформируют коммунистическое правительство (любимая идея Владимира Рыжкова о создании правительства парламентского болтьшинства, пользующегося поддержкой законодательной власти), это не лишит страну перспективы. “Время покажет, оправдает себя такой выбор или нет. У правых же тогда будет возможность находиться в оппозиции и отстаивать свою точку зрения. А народу нужно доверять, если мы решили жить в демократическом государстве”.

Однако, судя по последним событиям, главный игрок на российской политической сцене – президент Борис Ельцин – далек от подобного благодушия. В статье, посвященной последним событиям в Югославии – нашумевшему марш-броску российских десантников из Боснии в Приштину – газета Сегодня выражает уверенность, что эта акция, международные последствия которой вряд ли были в Кремле скрупулезно просчитаны, была в значительной степени рассчитана на внутриполитических противников: “Затишье, наступившее после провалившегося импичмента и бескровного утверждения правительства, начало тяготить президента. Ельцин нуждался в громком деле, дабы полностью выбить почву из-под ног оппозиции, сыграть ва-банк на ее поле. И он сыграл. Оппозиция посрамлена”. А кроме того, по мнению газеты, косовскую акцию следует считать финалом долгой и бурной дискуссии на тему “на кого опирается Кремль”. Стало очевидно: “Кремль опирается на генералов”. Все общественные фобии в результате очередной демонстрации легендарной ельцинской непредсказуемости получили новую подпитку.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ