Банк России объявил о снижении с 24 апреля ставок по своим кредитам коммерческим банкам. В том числе снижается основная из них – ставка рефинансирования – с 13% до 12,5%. Сделано это было на следующий день после прозрачного намека Владимира Путина председателю Центробанка Сергею Игнатьеву: на совещании в правительстве премьер отметил, что замедление инфляции позволяет рассчитывать на снижение ставки рефинансирования Банка России.
Столь быстрая реализация запроса главы правительства вызвала недоумение у участников рынка, замечает “КоммерсантЪ”. “Неудачный эпизод, рассеивающий любую видимость независимости ЦБ”, – оценил ситуацию агентству Reuters аналитик Goldman Sachs Рори Макфаркуар.
Впрочем, участники рынка рассматривают создавшуюся ситуацию и под другим углом. “Возможно, премьер-министр знал о процессе подготовки решения по изменению ставки рефинансирования”, – считает заместитель председателя правления ОТП Банка Евгений Егоров.
Тем не менее, ЦБ даже не стал дожидаться статистики за весь текущий месяц. “Мы получили данные об инфляции за две декады апреля в среду (22 апреля), рост – 0,6%, почти вдвое меньше, чем в апреле 2008 года. Накопленная с начала года инфляция по 20 апреля составила 6% – ровно столько же, сколько за соответствующий период прошлого года. Мы сочли это важным, знаковым событием, поскольку с этой даты мы выходим на уровень инфляции ниже, чем год назад”, – цитирует “РБК daily” слова зампреда ЦБ Алексея Улюкаева, сказанные в четверг Reuters.
До уровня 12,5% были снижены также ставки по кредитам овернайт, по сделкам валютный своп. До 11,5% были снижены ставки по ломбардным кредитам и операциям репо.
Это первое понижение ставки рефинансирования с июня 2007 года, отмечает “КоммерсантЪ”. Тогда она находилась на минимальном уровне – 10%. Однако с тех пор она пересматривалась шесть раз, причем три последних раза пришлись на период ноябрь-декабрь 2008 года, когда она выросла с 10,75% до 13%.
По мнению Алексея Улюкаева, пишет газета “Время новостей”, банки, в пассивах которых средства ЦБ занимают значительную долю, смогут практически сразу ретранслировать снижение ставок рефинансирования. Он отметил, что во время дискуссии о снижении ставки рефинансирования банкиры “уверяли, что сразу же снизят свои ставки после того, как ЦБ снизит ставку рефинансирования”.
“Это сигнал, который повлияет и на дальнейшее снижение инфляционных ожиданий, и на общую уверенность в макроэкономической стабильности. Кроме того, это будет иметь достаточно практическое значение с точки зрения удешевления кредита нефинансовому сектору”, – указал он в интервью Reuters.
Однако дешевизна кредитов будет зависеть от дальнейших действий Центробанка, считают банкиры. Председатель правления ВТБ Андрей Костин говорит об этом осторожно: любое снижение ставки рефинансирования отражается на экономике – если тенденция снижения ставки продолжится, то, возможно, это отразится на стоимости кредитов банка. “У нас в портфеле одна треть средств – это средства Банка России. Отсюда роль ставки рефинансирования”, – объяснил он “РБК daily”.
Быстрого снижения ставок банками ЦБ добился бы снижением ставки сразу пункта на три, рассказал председатель правления Национального резервного банка Аркадий Колодкин “Ведомостям”. Член правления “Уралсиба” Константин Вайсман тоже считает, что действенным стало бы снижение на “несколько пунктов”. Но, как считают аналитики банка “Траст”, такое вряд ли возможно – ЦБ и дальше будет осторожным и к концу года ставка не опустится ниже 11%.
“Ситуация на рынке в части рисков и стабильности реального сектора, стоимости фондирования и реализации долгосрочных проектов пока непредсказуема, – поясняет “РБК daily” зампред правления Городского ипотечного банка Игорь Жигунов. – Ожидать сейчас снижения ставок по банковским кредитам и либерализации условий кредитования не стоит – для этого пока нет ни экономических, ни рисковых мотивов”.
Эксперты согласны с банкирами, что ставку рефинансирования надо снижать и дальше. Массовое уменьшение ставок по вкладам произойдет, когда ставка ЦБ будет снижаться до 11-12% годовых, полагает начальник отдела анализа рынка акций банка “КИТ финанс” Мария Кальварская (“Ведомости”). А гендиректор “Интерфакс-ЦЭА” Михаил Матовников и замруководителя аналитического департамента “Совлинка” Ольга Беленькая уверены, что ориентиром для рынка по традиции станут госбанки – Сбербанк и “ВТБ 24”. При этом опрошенные “Ведомостями” банкиры также намерены равняться на конкурентов. Об этом сообщили газете “Ведомости” директор дирекции развития продуктов “ОТП банка” Игорь Антонов и сотрудники пресс-службы банка “Петрокоммерц”. А член правления банка “Юникредит банк” Эдуард Иссопов отметил: если будет видно, что стоимость заимствований на рынке снижается, и другие банки начали снижать ставки, то, возможно, и “Юникредит банк” это сделает.
“Ведомости” опросили представителей промышленных предприятий. “Сейчас мы вынуждены кредитоваться по ставке от 20%, что не позволяет обеспечить запланированные темпы развития”, – говорит гендиректор “Группы Е4” Петр Безукладников. Он считает адекватной ставку в 10-12% годовых. Для “КЭС холдинга” приемлема ставка 11-14% годовых в зависимости от срока, для “РАО ЭС Востока” – 18%, сообщают представители этих компаний. Но проблема не только в цене денег. Банки готовы давать их максимум на год, при таких условиях инвестировать в крупные проекты очень сложно, сетует заместитель гендиректора “Сибур – русские шины” Игорь Караваев.
В среду Путин назвал ориентир по стоимости денег у банков – получателей субординированных кредитов ВЭБа: ставка рефинансирования плюс 3 п. п. Первоклассные заемщики могут сейчас получить и под 14% годовых в рублях, уверяет Андрей Костин, но заемщикам с повышенным риском кредит все равно не дадут меньше чем под 20-22%.
Вместе со снижением ставки рефинансирования Банк России намерен начать поэтапное повышение отчислений в фонд обязательных резервов (ФОР) на 0,5% в месяц. В четыре этапа – с 1 мая по 1 августа – отчисления вырастут на 2%. Две эти инициативы могут привести к прямо противоположным результатам, считает “Газета”.
“Повышение отчислений в ФОР снизит уровень ликвидности в банках, снижение же ставки рефинансирования сделает средства ЦБ более доступными. Одновременно эти меры могут привести к тому, что ставки по кредитам не снизятся, а просто не вырастут”, – говорит “Газете” главный экономист ФК “Уралсиб” Владимир Тихомиров.
“Не думаю, что данные меры противоречат друг другу. Во-первых, одновременно со ставкой рефинансирования ЦБ снизил и ставки репо, следовательно, это положительно отразится на снижении стоимости фондирования для банковского сектора. Во-вторых, принятие решения о продлении установленных сроков поэтапного изменения нормативов обязательных резервов до 1 августа отложит отток средств у банков на резервирование. Следовательно, оба действия направлены на улучшение ситуации с фондированием у банковского сектора”, – говорит аналитик Номос-банка Елена Федоткова.