Кризис в России еще не достиг своего дна, спад экономики в 2009 году будет в два-три раза сильнее, чем ожидает правительство, а восстановление начнется не раньше 2010 года, – считают российские и международные эксперты.
Заявление первого вице-премьера Игоря Шувалова о том, что российская экономика либо уже достигла дна падения, либо близка к нему, было публично опровергнуто сразу несколькими высокопоставленными чиновниками.
О достижении дна кризиса можно будет говорить только после завершения реструктуризации долгов российских банков и компаний. Произойти это может к середине лета или даже осенью, заявил в прошедшую субботу помощник президента Аркадий Дворкович.
Днем ранее первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев сообщил, что достижение дна не гарантирует роста, так как экономика может находиться в нижней точке, в “зоне вязкости”, год-два.
В этом году спад ВВП может превысить официальный прогноз в 2,2% из-за роста плохих долгов и ухудшения мировой экономики. Зато в настоящее время в России, по словам Улюкаева, удалось преодолеть девальвационные ожидания рынка, что ведет к укреплению рубля. В течение года за доллар будут давать 32-33 руб., уверен зампред Центробанка, хотя он не считает нужным пересматривать правительственный прогноз в 35,1 руб./$.
Среди оппонентов Игоря Шувалова и министр финансов Алексей Кудрин. Он предрек в ближайшие месяцы вторую волну финансового кризиса, которая будет связана с невозвратом кредитов реальным сектором экономики. Впрочем, во вторник Алексей Кудрин был настроен более оптимистично, заявив, что экономический рост в России может возобновиться в четвертом квартале.
Газета Wall Street Journal опубликовала интервью вице-премьера Игоря Сечина, в котором он сообщил, что РФ не готова вступать в Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Вице-премьер представил свое видение развития экономики страны. Оно также радикально отличается от взглядов Игоря Шувалова.
“Это было бы безответственно для России – стать членом ОПЕК, – так как мы напрямую не можем регулировать деятельность наших нефтяных компаний, находящихся в основном в частных руках”, – пояснил Сечин. Из-за этого, по его словам, Москва не может обязать производителей ограничить добычу. Однако нефтяные компании все равно уменьшат ее в этом году, так как снижение цен ограничивает их производственные возможности.
В интервью WSJ Сечин ответил и критикам российской экономики, недовольным ее сильной зависимостью от нефти и газа: “Легко упрекать Россию тем странам, где всегда светит солнце, а в нашей стране суровый климат”. И добавил, что “природные ресурсы даны России Богом и должны быть эффективно использованы”, так что в нефтяной зависимости нет ничего страшного, а те, кто считает иначе, “просто завидуют”.
Это утверждение противоречит точке зрения Игоря Шувалова, который заявлял, что высокие нефтяные цены только вредят отечественной экономике. “Чем дольше у нас будут низкие цены на ресурсы, тем скорее будет создана новая модель экономики, – пояснил свою позицию первый вице-премьер. – Даже сейчас некоторые говорят: “Не волнуйтесь, через год все цены опять вырастут, в бюджете опять будет полно денег, и можно будет действовать в том же духе. Но это нехорошо. Лучше, если у нас будет трудный период в два, три года или даже пять лет”.
Пессимистичный прогноз динамики ВВП РФ опубликовал в понедельник Всемирный банк: 4,5% сокращения ВВП в 2009 году в сравнении с официальным прогнозом в 2,2%. Во вторник Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала свой – еще менее утешительный – прогноз: по ее мнению, ВВП РФ в 2009 году сократится на 5,6%, обвал будет сильнее, чем в других странах БРИК, ЕС и США. “Крупные развивающиеся страны могут продемонстрировать мощное восстановление в 2010 году, но Россия, вероятно, отстанет от Бразилии и Китая, так как доверие к ее банкам остается непрочным”, – предполагается в докладе ОЭСР.
Восстановление России “в 2010 году будет слабым из-за резкого снижения цен на нефть и влияния растущей безработицы на потребительские расходы. Если мировые условия ухудшатся сильнее, чем ожидалось, восстановление в России может задержаться до середины или конца 2010 года или дольше”, – отмечают экономисты ОЭСР, надеясь на то, что в 2010 году ВВП РФ вырастет на 0,7%. ВБ ждет нулевого роста ВВП по итогам 2010 года.
Спад экономики в 2009 году будет в два-три раза сильнее, чем ожидает правительство, полагают авторы совместного доклада “Наш экономический прогноз” Центра развития и Центра анализа экономической политики ГУ ВШЭ. По их мнению, экономика приспосабливается к новым условиям, началась относительная стабилизация. Тем не менее ВВП упадет на 5-8%: не за счет внешней конъюнктуры, практически исчерпавшей негативное влияние на Россию, а за счет качества решения внутренних проблем, динамики импортозамещения и роста внутреннего спроса.
Говоря о внутренних вызовах, авторы доклада отмечают риски недооценки инфляции: активное финансирование расходов бюджета за счет Резервного фонда с марта месяца неизбежно разгонит годовую инфляцию до 15-17% против 13%, прогнозируемых Минэкономразвития.
По предварительным оценкам Минэкономразвития, в первом квартале цены выросли на 5,3%, во втором – на 3,9%, в третьем – на 0,7%, в четвертом – на 1,9%.
Даже если в 2010 году удастся уложиться в 5-процентный дефицит бюджета, стабилизация темпов инфляции произойдет весной 2010 года на уровнях 15-20%, отмечается в докладе.
Часть внутренних рисков связана с банковским сектором. Экономисты считают риск кризиса “плохих долгов” достаточно высоким и допускают, “что на рекапитализацию российских банков потребуется до 25% их совокупного капитала”.
Прогнозируя темпы падения ВВП, эксперты исходят из двух сценариев. При “хорошем” сценарии (снижение на 5%) сильное сокращение внутреннего спроса (-8,6%) не окажет существенного влияния на производство товаров и услуг, но приведет к сокращению импорта более чем на треть. “Плохой” сценарий (падение ВВП глубже 7-8%) предполагает банковский кризис, риски девальвации и роста инфляции. При этом производители не смогут заместить падающий импорт, а банки – облегчить им доступ к кредитам. Импорт инфляции в экономику России может при этом довести ее до 20% в начале 2010 года. “Что выходит за пределы управляемой инфляции”, – отмечается в докладе.