Война разведок, тайное оружие спецслужб. Заигравшиеся вездесущие хакеры. СМИ наперегонки друг с другом изо дня в день рисуют картинки хаоса, одни страшнее других. Представляю, как все это слушают и воспринимают те, кто к интернету, скажем мягко, относится с прохладцей или вообще не дружит. Для них эта паника и крики об угрозе третьей мировой войны – как сказка-ужастик. Для них-то мы и делали этот сюжет. Повод – последняя кибератака, которая девятым валом прокатилась по всему миру. Что это было, что могло бы быть и чего нам стоит опасаться на самом деле?
– Кибератака поразила компьютеры больниц по всей Великобритании.
– Люди увидели это сообщение по всему миру.
– Этот вирус повлиял на работу железной дороги в Германии, так же как и на почтовую службу FedEx в США.
Новое оружие массового поражения: в сто пятьдесят стран, сотни тысяч компьютеров. Мир завис. Хакеры атаковали. Под ударом оказались в основном государственные учреждения и корпорации. Вирус WannaCry – “Хочу плакать” или “Плакса” – блокировал экраны и все данные на компьютерах и требовал выкуп для возвращения их к нормальной работе от 300 до 600 долларах в биткоинах – кибервалюта, которую невозможно отследить. В итоге в Великобритании было парализовано здравоохранение. Около сорока клиник в Англии и Шотландии столкнулись с проблемами. Персонал отправлял пациентов домой, поскольку не мог получить доступ к базе данных.
Тереза МЭЙ, премьер-министр Великобритании: Национальная организация по кибербезопасности доложила, что они отразили большое количество хакерских атак.
В Индонезии вирус зашифровал истории болезни онкобольных. Пациенты ждали несколько часов, пока персонал больницы найдет бумажные копии их историй болезни. В Индии были поражены компьютеры полиции штата Андхра-Прадеш. В Испании обрушены крупнейшая телекоммуникационная сеть и некоторые энергетические компании. А Германии – система управления железными дорогами. В Китае вирус поразил платежной системы нефтяной компании. На автозаправках принимали только наличные. Досталось и России. Хакеры атаковали компьютерные сети Минздрава, РЖД, “Мегафона”, Сбербанка, МЧС, МВД, ГИБДД. Удар вроде бы выдержали, во всяком случае сайты работали как обычно. Мы обратились за подробностями. В РЖД от интервью отказались сразу. Московские аэропорты, Метрополитен, Министерство здравоохранение тоже ситуацию не комментируют. Есть предположения, что министерства и ведомства пострадали из-за того, что не обновляли свои операционные системы. Ведь достаточно пропустить месяц-два – и вирус без труда найдет брешь и поселится в компьютере.
Герман КЛИМЕНКО, советник президента РФ по интернету: Собственно говоря, уведомление по поводу этого вируса было еще в марте. Только там, где системные администраторы ленивые… и даже не то что ленивые, просто они остались без внимания.
В “Росатоме” сразу заявили: промышленные объекты автономны, к интернету не подключены и защищены от внешних угроз.
Телефонный разговор с представителем Департамента коммуникаций Госкорпорации “Росатом”: Что касается корпоративных систем, там многоуровневая система защиты. И после сообщения о любых подобных случаях все подразделения, которые отвечают за информационную безопасность, они переводятся в усиленный режим работы.
В Министерстве внутренних дел говорят: атаку отразили, все в порядке. Хотя прошла информация, что в отдельных регионах были проблемы с выдачей водительских прав, госномеров.
– Например, база до сих пор не работает. Сегодня другу звоню – не работает.
– А база где?
– В ГАИ.
– В ГИБДД?
– Да, в Химках. И когда будет работать, никто не знает. Все с области, Москва.
В Министерстве по чрезвычайным ситуациям нам ответили: да, вирусные атаки зафиксировали, но заражению не подвергся ни один компьютер ведомства. Специалисты информационной безопасности работают в круглосуточном режиме.
Александр КАЛЯКИН, начальник отдела Управления информационных технологий и связи МЧС России: Были приняты своевременные меры по недопущению распространения вируса в сетях МЧС России, а также все необходимые организационно-технические мероприятия с целью блокировки так называемых последствий хакерской атаки.
Сразу после атаки хакеров специалисты все как один заговорили о цифровой гигиене. Ну и, конечно, не стоит открывать странные письма, заходить на непроверенные сайты. Вирус не пробьет оборону программы, но ведь человек сам может его загрузить.
Герман КЛИМЕНКО: Можно в современном мире и перенаправить самолеты и, наверное, атомным станциям нагадить – надо попасть только. И весь мир занимается тем, чтобы не допустить вирус в защищенные области.
О том, что было бы, если – даже думать не хочется. В этот раз американские и британские СМИ говорят всего лишь о сбое в работе различных организаций. Но никто не умер, слава богу.
Герман КЛИМЕНКО: Мы можем оценивать последствия от вируса в каком-то физическом смысле этого слова. Массовых смертей англичан не было, массового выхода преступников в системе МВД, преступности не было.
Кстати, вирус остановил 22-лений британский программист Маркус Хадченс.
Сергей ЗОЛОТУХИН, эксперт по кибербезопасности: Вирус при заражении обращался к домену с непроизносимым, неповторимым, ничего не значащим именем – много цифр и букв.
Так вот, Маркус зарегистрировал домен с именем абракадабры из цифр и букв. Оказалось, это был способ деактивации. Вирус искал свой домен – и нашел. Цель достигнута. Сегодня в Британии Маркуса называют настоящим героем.