Август: успехи борьбы с фашизмом

0:00
0

Август в России взял свое.

Взрыв на Черкизовском рынке – 10 погибших. Катастрофа самолета Анапа – Санкт-Петербург – 171 жертва. Власти ведут расследование.

В случае с авиакатастрофой до окончательных выводов еще далеко, все же в основном речь идет об экстремальных погодных условиях – хотя, помимо грозы, по мнению квалифицированных экспертов, прямой причиной могла стать, например, техническая запущенность отечественного авиапарка, в чем “ответственным лицам” сознаваться, естественно, нежелательно.

Что же касается взрыва на рынке, все акценты практически уже расставлены. Студент Российского химико-технологического университета имени Менделеева Олег Костырев, “свихнувшийся на почве национализма”, как сказал его однокурсник газете Известия, скачал из Интернета рецепт изготовления примитивного взрывного устройства. А затем в компании единомышленников – также московских студентов Ильи Тихомирова и Валерия Жуковцева – решил заняться “очищением страны и столицы от криминальных этнических элементов”.

Из десяти погибших, сообщает издание газета, идентифицировать удалось пока девять человек. Среди них – двое россиян, четверо таджиков, двое узбеков и одна гражданка Белоруссии.

“Но кого волнует это обстоятельство? – спрашивает журналист Газеты Надежда Петрова. – Явно не того читателя, который на форуме Газеты призвал “выходцев из дальнего и ближнего зарубежья “поднимать экономику в своих странах”: “Нужно ехать домой, и тогда со здоровьем все будет в порядке”.

“Оказывается, даже смерть не способна уравнять погибших”, – пишет в Независимой газете заместитель главного редактора Антон Трофимов, комментируя решение столичных властей выплатить компенсации лишь родственникам погибших и пострадавшим, зарегистрированным в Москве.

“Трудно сказать, какая логика заставляет отказывать в компенсациях тем, кто, по сути, кормит городской бюджет, – продолжает автор. – Но еще труднее понять логику, по которой гибель москвича – событие, а гибель приезжего – уже не очень”.

В самом деле, напоминает НГ, фразу о том, что “москвичей среди погибших нет”, мы уже слышали в феврале, когда обрушился Бауманский рынок. В августе эту фразу лишь повторили. Причем “эти удивительные слова” прозвучали на фоне официальных заявлений правоохранительных органов о том, что главная версия трагедии – националистическая.

“Большего внимания к пресловутому национальному вопросу, чем делить людей даже не по национальному признаку, а по признаку места жительства, и придумать тяжело”, – подчеркивает Антон Трофимов.

Как заметила по этому поводу Новая газета, в многочисленных комментариях представителей правоохранительных органов почему-то явно отсутствует желание называть вещи своими именами: слово “теракт” не употребляется – подбирают синонимы. “Выходит, – замечает Новая, – если в России взрывают россиян – это теракт, а если китайцев и вьетнамцев – “убийство двух и более лиц”.

Сегодня “не только в низах, но и в иных верхах видны сильные стремления представить Россию как простое целое, как единую общину с одной верой, одной культурой, а в идеале одной нацией, – комментирует ситуацию в газете Коммерсант руководитель отдела социокультурных исследований “Левада-центра” Андрей Левинсон. – Разговоры о многонациональности и многоконфессиональности России остаются разговорами официальных лиц для официальных ситуаций”.

По мнению социолога, нынешний рост ксенофобии – во многом результат “демонстративного поведения властей, которые попустительством или иными знаками дают понять: мол, и мы сами так чувствуем, даже если и говорим иное”.

Именно эти “намеки сверху” сегодня позволяют “простым постсоветским людям” разгрузиться не только от надоевшего им “пролетарского интернационализма”, но и от “слышанного где-то, что все люди якобы рождены равными и нарушать их права и стыдно, и беззаконно”.

Но, несмотря на то, что “отношение к приезжим становится хуже день ото дня”, Россия нуждается в иммигрантах, “а впредь будет нуждаться еще более”.

Вскоре “труд станет, видимо, главным дефицитом в экономике страны, – пишет Виктор Переведенцев в журнале Новое время. – Смягчить его можно только притоком в Россию населения из-за ее рубежей”.

Между тем, подчеркивает Переведенцев, “если за время путинского правления практически ничего не было сделано для повышения рождаемости, ни для снижения смертности, что, кстати, признает и сам президент в своем послании, то в области миграции сделано было много”. В результате легальный приток населения в Россию, который был высоким в первой половине 90-х годов, практически прекратился.

Тем самым, по мнению Переведенцева, Россия упустила возможность избежать пресловутого демографического кризиса, о котором теперь так много говорится.

В самом деле, напоминает Новое время, Федеральная миграционная служба, созданная в 1992 году для приема беженцев и вынужденных переселенцев, в итоге была включена в состав МВД и стала, по сути, “полицейским органом, занятым, главным образом, войной с нелегалами”.

Эту метаморфозу ФМС Виктор Переведенцев называет “тяжелой принципиальной ошибкой” властей: “В нынешней демографической ситуации этот орган должен бы был приглашать потенциальных переселенцев в Россию, помогать им в первоначальном устройстве, последующей экономической и социально-психологической адаптации к новым для них условиям, содействовать из всесторонней интеграции в российский социум”. Задача для официальных инстанций непомерной сложности: во всяком случае, нынешняя ФМС “ни к чему этому не способна в принципе”.

К тому же и милиция принялась “нагло паразитировать на несчастных нелегалах, главным образом – гастарбайтерах”. Известно, что сегодня через “околомилицейские фирмы” за деньги можно получить практически любой необходимый документ – от миграционной карты до загранпаспорта.

По мнению автора Нового времени, “усовершенствовать нынешнюю миграционную политику в части международной миграции и сложившуюся систему органов, реализующих эту политику, едва ли возможно. Разве что – радикально видоизменить ради создания “режима наибольшего благоприятствования мигрантам”, приезжающим в Россию не только на заработки, но и на постоянное место жительства.

Между тем в самой ФМС не сомневаются в том, что недавно принятые поправки в законодательство должны повысить миграционную привлекательность России, сообщает газета Новые известия.

В управлении организации визовой и регистрационной работы ФМС газете сообщили, что, в соответствии с новыми правилами, иностранные граждане будут “автоматически освобождаться от необходимости ежегодной перерегистрации”. Кроме того, те, кто прибыл из стран, с которыми у России установлен безвизовый режим, будет предоставлена возможность “получить разрешение на временное проживание без учета квот и на основании заявления”. Причем необходимые документы можно будет собирать в течение месяца, а в течение десяти дней – “самостоятельно получать разрешение на работу”.

Тем не менее, сообщают Новые известия, надежд на то, что новые порядки приведут к увеличению числа легальных трудовых мигрантов, немного, поскольку “основной миграционный поток уже сформировался”, и страны, на который эти законы распространяются, как выразился глава профильного комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин, “уже исчерпали свой миграционный ресурс”. Попросту говоря, почти все, кто хотел уехать в Россию из стран СНГ, уже уехали.

Поэтому, продолжил свои разъяснения Плигин, “Сейчас же, прежде всего, речь идет о тех лицах, которые находятся на территории России и не прошли соответствующую процедуру регистрации”.

Таких людей довольно много, хотя сколько именно – в точности неизвестно.

По официальным данным ФМС, уточняют Новые известия, в прошлом году разрешение на работу в России получили более 750 тысяч иностранных граждан. В то же время по оценкам независимых экспертов, реальная численность трудовых мигрантов в стране колеблется в пределах от пяти до пятнадцати миллионов человек. Из них от 2 до 5 миллионов трудятся в Москве и Московской области. Впрочем, в ФМС также признают, что наиболее реалистичная оценка численности мигрантов – около десяти миллионов человек, при этом свыше 80% – выходцы из стран СНГ. Почти такая же цифра приведена в данных комиссии ООН по народонаселению и развитию – 12 миллионов мигрантов.

Есть и прогноз: Росстат утверждает, что к 2010 году в России будет находиться не менее 19 миллионов нелегальных мигрантов. Это значит, что нелегалом будет каждый восьмой житель нашей страны.

Критики последних поправок в миграционное законодательство не сомневаются, что приток мигрантов усилит социальную напряженность. В частности, депутат Госдумы Сергей Митрохин считает существенным недостатком принятых законодательных поправок то, что в них отсутствует “региональная дифференциация”.

Как считает Митрохин, “есть регионы, где мигранты очень нужны и куда следует стимулировать приток”. Но есть и такие – и Москва с областью, а также Санкт-Петербург занимают в этом списке первые строчки – где “увеличение количества переселенцев может привести просто к катастрофической ситуации”. И даже, утверждает депутат, способно спровоцировать “многократное увеличение числа убийств на национальной почве”.

Между тем социологи Левада-центра не видят гарантий беспроблемного существования мигрантов в их расселении по малолюдным регионам с преобладанием сельского населения.

Напротив, Андрей Левинсон подчеркивает в Коммерсанте, что ксенофобия – “это деревенское, не городское сознание”. Поскольку именно городское сообщество “сознает сложность и многомерность собственного устройства, и знает, что эта сложность от добавления нового элемента станет только богаче”.

Такая современная версия “пролетарского интернационализма” – в отличие от сознания “деревенского”, которое любых пришельцев априори считает враждебными чужаками.

Тем не менее, руководитель отдела социокультурных исследований “Левада-центра” признает, что именно “деревенское сознание” у нас сегодня оказывается доминирующим – независимо от фактического местонахождения его носителей. Именно “оно выступает в качестве нормы, само собой разумеющейся системы взглядов, которые “нормальные” или “простые” люди предъявляют друг другу при общении” на соответствующие темы: “Если человек говорит, что мы местные, а они приезжие, и потому у нас права, а у них обязанности, возражать “нормальным” людям не придет в голову”.

Подобные настроения – тем более массовые – не могут не найти себе политического воплощения. Новые известия сообщают, что недавний лидер партии “Родина” Дмитрий Рогозин вновь намерен посвятить свои усилия решению национального вопроса.

Правда, если раньше Рогозин практически напрямую ратовал за изгнание нерусских из России, то теперь он готов заняться защитой прав русского населения – как в России, так и в СНГ.

В прессе появилась информация о том, что Рогозин и его бывший партнер по партии “Родина” Сергей Глазьев собираются возобновить работу Конгресса русских общин и в качестве первого шага – учредить “Русский исследовательский центр”, основными целями которого будут “оказание правозащитной помощи и антидиффамационная деятельность”. Последняя будет заключаться в “противостоянии любым попыткам попрания достоинства русского человека и дискредитации русской нации, русского языка, русской культуры и истории России”.

В качестве “наиболее проблемных регионов” с точки зрения прав русских уже определены Калмыкия, Адыгея, Башкирия и Татарстан. Работу центра, сообщают Новые известия, планируется развернуть уже в середине сентября. Кроме того, осенью будет проведен новый съезд КРО.

По мнению экспертов, сегодня, когда и Рогозин, и Глазьев оказались вне партии “Родина”, им просто необходимо новое политическое позиционирование. Как заметил директор Агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков, Дмитрию Рогозину просто необходимо “быть кем-то, а не просто депутатом”.

Впрочем, по мнению Хомякова, вернуться к ситуации 10-летней давности, когда создавался КРО, вряд ли удастся, поскольку ситуация изменилась и прежней остроты проблемы в странах СНГ уже не существует: “нынешняя власть демонстрирует, что она защищает русских – сейчас об этом говорит Путин, и русские за рубежом надеются на него, а не на Рогозина с Глазьевым”.

Есть на политической сцене и более решительные сторонники защиты прав русских. Причем исключительно в России.

Как сообщают те же Новые известия, на днях в Москве прошел учредительный съезд достаточно экзотического общественного образования – общероссийской политической партии защиты Конституции “Русь”. Сокращенно – ПЗРК.

Несмотря на устрашающую аббревиатуру, учредители публично заявили, что партия придерживается всего лишь правоцентристских взглядов. А также полностью поддерживает курс президента.

Тем не менее, в состав ее руководства вошли бывшие члены партии “Народная воля”, а также бывший пресс-секретарь лидера РНЕ Александра Баркашова Алекасандр Рашицкий. Последний, завершил свое, как пишут Новые известия, весьма витиеватое и прочувствованное выступление лозунгом: “Слава суверенной России!” Зал эхом отозвался баркашовским лозунгом: “Слава России!”

И все же приверженность националистическим взглядам руководство ПЗРК категорически отрицает. Кроме того, лидеры партии утверждают, что за новой партией (правда, пока не прошедшей регистрации) “не стоит никто, кроме общественных организаций”. В поддержке же Кремля партия нисколько не нуждается: “Главное, чтобы Кремль не мешал”. Для того, пишет газета, и заявления о правоцентристском курсе, и клятвы верности президенту.

Как пояснил газете заведующий отделом новой социологии и изучения современной политики центра “Феникс” Александр Тарасов, радикалы стремятся легализоваться под видом защитников Конституции, чтобы получить официальную возможность для пропаганды своих идей.

Неудивительно, что на подобном фоне нынешние заявления тех, кто расследует обстоятельства взрыва на Черкизовском рынке, кажутся убедительными далеко не всем.

В частности, весьма скептически были восприняты прессой слова прокурора Москвы Юрия Семина о том, что “следствие не располагает данными и принадлежности подозреваемых к каким-либо формальным организациям и группировкам”. Во всяком случае, “никаких партбилетов у задержанных нет” (цитируется по Независимой газете).

Но как же нашли друг друга студенты разных ВУЗов, к тому же – уроженцы разных российских городов, спрашивает в своей статье военный обозреватель Новой газеты Вячеслав Измайлов. По его мнению, вряд ли есть основания “категорично заявлять, что за этой тройкой нет какой-либо националистической организации”.

“Мы боремся с фашизмом, и все как бы в порядке, – пишет в Известиях Дмитрий Быков. – Только очень уж странный получается фашизм – студенческий, неорганизованный, основанный на интернете…”

Между тем речь идет об обществе, где “на всех этажах хватает реальных примет нацизма”, подчеркивает Быков.

Не хотят ли власти ускоренным расследованием “частного преступления” отвлечь общественное внимание от “куда более масштабных примет и куда более опасных тенденций?”

Трудно сказать. Но все же более вероятно, что стране и миру (последнему особенно) попросту изо всех сил демонстрируют успехи борьбы с “отдельными нацистами”. Параллельно внушая: не стоит волноваться, ситуация под контролем, случайные инциденты оперативно расследуются, виновные несут наказание.

Не бойтесь фашизма, граждане – ведь власть его не боится…

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ