Демократическое движение в России: «Размежеваться, прежде чем объединиться»

0:00
0

5 и 6 апреля в Санкт-Петербурге и Москве прошли съезды оппозиции.

В субботу на конференцию “Новая повестка дня демократического движения” демократы собрались в расположенной возле Исаакиевского собора гостинице “Англетер”. По информации газеты Время новостей, в мероприятии участвовали главным образом представители партий “Союз правых сил”, “Яблоко”, ликвидированной Республиканской партии России, движений “Объединенный гражданский фронт” и “Народно-демократический союз”. Конференция стала еще одной попыткой демократических сил объединиться в новое движение.

Однако, как пишет Независимая газета, единого мнения по вопросам не только тактики, но и стратегии борьбы не наблюдалось. Так, Владимир Буковский призвал демократов отказаться от деления на партии, от “любой формы политического объединения, требующего официальной регистрации” и, следовательно, от участия в современных выборах по правилам властей.

Лидер Союза правых сил Никита Белых, напротив, высказался за “перезагрузку демократов” и создание объединенной демпартии, сообщает КоммерсантЪ. Правда, он признался, что даже если демократы смогут договориться, они вряд ли заставят власть с собой считаться. Поэтому он предложил участникам форума подумать о союзе с левыми силами.

Приостановивший свое членство в СПС Борис Немцов предложил демократам переквалифицироваться из политических “спринтеров в стайеров” с перспективой на 2020 год, а пока заняться “просветительством, борьбой за свободные профсоюзы и разоблачениями путинских преступлений”, цитирует политика Ъ.

В завершение конференции были приняты “Политическая декларация объединенного демократического движения России” и резолюция, призывающие к союзу всех демократов в борьбе за широкую политическую реформу по европейскому образцу. В документе подчеркивается, что движение создается не для разрушения и поглощения отдельных демократических сил, а как площадка для их “максимально широкой консолидации”. Также было решено провести серию региональных демократических конференций, а в сентябре – Съезд демократических сил России. Для этого избрали координационную группу из 12 человек, которых сайт Фонтанка.ру уже окрестил «апостолами». 11 апреля она соберется на свое первое заседание, чтобы определиться с планом по подготовке съезда.

Конференция леворадикальных движений, состоявшаяся на следующий день после слета демократов в Северной столице, свелась к внутренним разборкам, пишет Независимая газета. Об отношении к правому лагерю было объявлено сразу и недвусмысленно. “Коалиция с буржуазными партиями будет являться союзом тактическим, а не идеологическим”, – отметил глава национал-большевиков Эдуард Лимонов.

При этом левые демонстрировали удивительную всеядность, отмечает НГ. “Я готов идти хоть с Новодворской, если от этого будет польза”, – сообщил лидер Авангарда красной молодежи (АКМ) Сергей Удальцов.

Жаркая дискуссия разгорелась по поводу необходимости создания Левого фронта на базе запрещенной НБП, АКМ, Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ) и других структур.

В связи с этим глава запрещенной Национал-большевистской партии Эдуар Лимонов написал на сайте Грани.ру: «Удальцов предложил чуть ли не на месте создавать “Левый фронт”. Дарья Митина (секретарь РКСМ) не согласилась сразу и еще добавила укоризненно, что без участия нацболов никакой “Левый фронт” невозможен. Удальцов отмолчался, поскольку строить “Левый фронт” с нацболами ему явно не хочется. А нацболы тоже ни в какой “Левый фронт”, где им придется не только работать за всех, но еще и участвовать в изнурительной полемике с левыми, не собираются».

Что касается КПРФ, организаторы и участники сошлись во мнении, что эта партия “тотально неэффективна” и “лишь играет роль оппозиции”, на деле сотрудничая с властью, отмечает Новая газета.

По результатам конференции были выбраны сто делегатов в Национальную ассамблею. “Грызлов сказал, что у нас в стране парламент – не место для дискуссий. А мы хотим, чтобы такое место для дискуссий образовалось. Такова цель Национальной ассамблеи. Чем она будет заниматься далее – посмотрим, это зависит от климата”, сказал Новой газете Эдуард Лимонов.

Кроме того, как сообщает РИА «Новости», глава НБП предложил оппозиционерам заключить “пакт о ненападении” «среди левых оппозиционеров и среди всей оппозиции, в том числе либеральной».

Новое демократическое движение столкнется с рядом проблем, считают эксперты. Первая проблема заключается в давнем споре – возможно или нет сотрудничество с левосоциалистической оппозицией в борьбе за общедемократические требования. Правозащитник Александр Скобов на сайте Грани.ру отмечает, что многие выступавшие на конференции говорили о необходимости и возможности такого сотрудничества. Однако в резолюции, принятой по результатам конференции, об этом нет ни слова. Это значит, что «никакие нелиберальные союзники либералам не нужны», – делает вывод г-н Скобов.

«Хуже всего, что проект декларации в духе укоренившихся в либеральной среде старых предрассудков полностью отождествляет понятия “демократический” и “либеральный”, – отмечает правозащитник. – Демократической силой авторы проекта признают только либеральную оппозицию, то есть самих себя. Всем нелибералам в праве считаться демократами отказано».

Г-н Скобов уверен, что, если вернуть слову «демократ» его первоначальный смысл, демократом может быть и коммунист, и националист, если он не стремится, придя к власти, ради “высших интересов” класса или нации подавить оппозицию.

С ним категорически не согласен заместитель главного редактора The New Times Андрей Колесников (сайт РИА «Новости»): «Левые могут быть демократами только в очень узком, улично-хулиганском смысле слова. Их идеология тоталитарна, а приход к власти заканчивается завинчиванием гаек, которое и не снилось нынешним госкапиталистам».

Андрей Колесников солидарен с Александром Скобовым в том, что недостаточно быть экономическим либералом, чтобы считаться демократом. Однако, утверждает заместитель главреда The New Times, «нельзя быть настоящим демократом, не будучи экономическим либералом, две свободы – экономическая и политическая – с трудом существуют порознь».

«Рано или поздно «новоповесточники» будут вынуждены размежеваться, прежде чем объединиться», – делает вывод Андрей Колесников.

Второй проблемой, по мнению журналиста, станет отношение левых либералов и правых либералов к 1990-м годам. Первые считают их годами криминализации, распродажи Родины и формирования олигархического капитализма, вторые видят в них годы реформ, заложивших основы нынешнего относительного экономического благополучия. Журналист считает, что этот водораздел непреодолим.

По мнению Александра Скобова, Россия идет сейчас той же дорогой, которой в последней четверти прошлого столетия прошли две крупнейшие страны Латинской Америки – Аргентина и Бразилия: «На рубеже 1970–80-х их политическая жизнь весьма напоминала нашу сегодняшнюю: диктат исполнительной власти, ручные парламенты, выборы, напоминающие плебисциты и проводимые в условиях административного и полицейского произвола, давление на оппозицию и независимую прессу, попытки искусственно создать «компактную» партийную систему и т. п.».

Правозащитник напоминает, что не последнюю роль в победе демократии в этих странах сыграл окрепший средний класс. Будучи в годы военной диктатуры оттеснённым от политики, он занялся борьбой за свои права на микроуровне, т. е. на уровне мелких территориальных единиц и частных, едва ли не бытовых проблем. Свержению власти военных предшествовало бурное развитие клубов, союзов, ассоциаций, образующих то, что принято называть гражданским обществом, и объединяющих в основном представителей средних слоёв. В какой-то момент деятельность этих организаций резко политизировалась, они потребовали голоса в решении государственных вопросов, и военным не осталось ничего другого, кроме как сдать власть в гражданские руки.

Похожая ситуация со средним классом складывается сейчас и в России. The New Times отмечает, что растет число “неформалов”, тех, кто самостоятельно, без помощи государства или “ручных” неправительственных организаций отстаивает свои права. Этот вывод следует из доклада “Общественные объединения нового типа”, который был представлен на круглом столе Фонда “Либеральная миссия”.

Было исследовано 228 объединений, функционирующих в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в крупных городах Поволжья и Дальнего Востока.

Какие проблемы скорее объединяют людей? Экология, жилье и все с ним связанное, помощь социально неблагополучным группам населения, защита социально-экономических прав граждан и собственного бизнеса, отстаивание нарушенных прав в сфере образования и здравоохранения, борьба за сохранение национальной культуры и памятников культуры, восстановление прав автомобилистов. Другими словами, борьба за соблюдение властями вполне элементарных прав людей.

Потенциальная база подобных движений – половина трудоспособного населения страны, считает The New Times.

Особенно актуален для российских демократов в этой связи совет по ораторскому искусству, данный на конференции “младояблочником” Ильей Яшиным (Московский корреспондент): «Каленым железом выжигать гламурный снобизм». Действительно, в последние месяцы либеральные публицисты частенько делают заявления в стиле “народишко дрянь попался”. А с такой позицией о влиянии на массы нечего и мечтать, делает вывод Московский корреспондент.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ