Президент России стал “Человеком 2007 года” по версии американского журнала Time.
Газета Время новостей рассказала, что Time предпочел Путина бывшему вице-президенту США Альберту Гору, автору саги о Гарри Поттере Джоан Роулинг, председателю КНР Ху Цзиньтао и командующему многонациональными силами в Ираке генералу Дэвиду Петрэусу.
“Человека года” единолично выбирает исполнительный редактор журнала, отмечает РБК daily. Номинанты отбираются из числа людей, больше других воздействовавших на новости и на жизни людей в хорошем или плохом смысле.
Газета Время новостей уверена, что Владимир Путин действительно больше всех “воздействовал на новости”, причем “в хорошем смысле”. К безусловным победам Путина, одержанным в этом году, по мнению издания, следует отнести два события. Это победа Сочи в конкурсе на проведение зимней Олимпиады-2014, а также развязка интриги в операции “преемник”: как ни убеждал Путин прежде, что не станет менять Конституцию под третий срок, лишь выдвижение Дмитрия Медведева заставило многих окончательно поверить в это.
Иначе обосновывает свой выбор исполнительный редактор Time Ричард Стенгел (сайт inoСМИ.ру). “В этом году оказалось, что одна нация, которая выпала из нашего поля зрения, ведомая суровым и решительным человеком, является критически важной опорой 21 века”, – отмечает он. По мнению г-на Стенгела, важная роль России обусловлена протяженностью ее границ, “многочисленным и строптивым исламским населением”, самым крупным в мире арсеналом оружия массового уничтожения, огромными запасами нефти и важной ролью на Ближнем Востоке. “По всем этим причинам, если Россия окажется несостоятельной, неизвестно, что может произойти в 21 веке. А если Россия станет процветающим суверенным государством, уважаемым членом семьи наций, этим она будет обязана одному человеку – Владимиру Владимировичу Путину”, – делает реверанс в будущее редактор журнала.
А пока, “он новый царь России и опасен тем, что не заботится о гражданских свободах, его не волнует свобода слова”, “он не хороший парень, но он сделал невероятные вещи”, цитирует Газета.ру интервью Ричарда Стенгела телеканалу NBC.
“Звание “Человек года”, присуждаемое Time, не является почестью, – уточняет Ричард Стенгел в редакционной статье журнала. – Это – не знак одобрения. И не признание популярности. В лучшем случае это трезвая оценка мира, каков он есть, и самых могущественных людей и сил, формирующих этот мир – к худу или к добру”.
По сведениям РИА “Новости”, из наших соотечественников Time назначал “Человеком года” Сталина (причем дважды – в 1939 и 1942 годах), Хрущева (1957) и Горбачева (в 1987, а затем в 1989 даже выбрал его “Человеком десятилетия”).
Традиция выбирать “Человека года” зародилась в 1927 году в связи с трудностью заполнить страницы журнала в бедные событиями предновогодние недели, отмечает Би-би-си.
Звания “Человек года” журнала Time в разное время удостаивались Франклин Рузвельт (трижды), Адольф Гитлер, Лех Валенса, Билл Клинтон и многие другие знаменитости.
Отмечались и такие абстрактные понятия, как поколение моложе 25-ти, компьютер и планета Земля.
После событий 11 сентября 2001 года на обложке Time появился портрет мэра Нью-Йорка того времени Рудольфа Джулиани, хотя, как говорят, в редакции журнала многие склонялись к кандидатуре лидера “Аль-Каиды” Усамы бен Ладена.
Духовный лидер Ирана аятолла Хомейни выиграл номинацию в 1979 году, когда возглавил исламскую революцию в своей стране. Это редакционное решение привело к резкому сокращению числа подписчиков журнала.
В мае 2007 года Time составил список 100 самых влиятельных людей мира, включив в него двух россиян – оперную певицу Анну Нетребко и бывшего чемпиона мира по шахматам политика Гарри Каспарова. Time назвал свой проект списком 100 мужчин и женщин, чьи власть, талант или моральный пример изменяют мир.
Time, похоже, очень старался избежать обвинений в комплиментарности по отношению к Путину, предполагает газета Время новостей. Обложку и материал в номере “украшают” довольно зловещие фотопортреты президента России. Статья о том, как журналисты брали у него интервью, называется “Царь родился”. А свои впечатления они описывают так: “Ни у кого нет такого взгляда, как у Владимира Путина. Взгляд светло-голубых глаз российского лидера настолько холоден, настолько лишен эмоций, что свидетельствует о его обладателе как о человеке, понимающем, что власть можно получить, лишь подавляя такие обычные потребности, как, например, моргание. И это действие взгляда непрерывно, что делает беседу с президентом России не только утомительной, но и порой затруднительной. Это взгляд, говорящий: “Вопросы здесь задаю я”.
Встреча американских журналистов и Владимира Путина состоялась 12 декабря в президентской резиденции в Ново-Огарево, пишет Газета.ру. За время беседы американские гости узнали не только позицию президента по основным политическим вопросам, но и некоторые факты его жизни. Например, что Путин в своей жизни не отправил ни одного электронного письма, держит у себя на столе Библию, а по утрам два часа занимается спортом. Его любимая песня группы The Beatles – Yesterday, но он предпочитает расслабляться под музыку Брамса, Моцарта и Чайковского.
Журнал даже привел популярный в России анекдот про “овощи”, отмечает Газета.ру, появившийся еще в начале 2000-х, правда, с поправкой уже на новые лица в политике. “Путин приходит в ресторан с Медведевым и заказывает стейк. Официант спрашивает: “А как насчет овоща?” Путин отвечает: “Овощ тоже будет стейк”. “Путин не овощ”, – заключает Time.
И вспоминает историю, как после того, как Ельцин ушел в отставку, в новогоднюю ночь Путин отправился в Чечню, где тогда шли военные действия.
Пожалуй, самыми интересными высказываниями президента стали его слова об оппозиции, отмечает Газета.ру. Лидер “Объединенного гражданского фронта” Гарри Каспаров, который дал в рамках статьи свое интервью журналу, заметил, что Путин “хочет руководить, как Сталин, а жить, как Абрамович”. “Путинская система больше похожа на мафию, чем демократию”, – настаивает оппозиционер.
В свою очередь у Путина есть своя версия политической активности Гарри Каспарова. Официальный сайт главы государства Кремлин.ру приводит перевод на русский язык полного текста интервью Путина журналу Time: “Как вы думаете, почему господин Каспаров при задержании говорил на английском языке, а не на русском, вам в голову это не приходило? Я думаю, прежде всего, потому, что весь его запал был обращен не к собственному народу, а к западной аудитории”. И пояснил, что смотрит “на это, как на инструмент иностранных государств для вмешательства во внутриполитические дела России”.
Когда американские журналисты коснулись расследования убийства Анны Политковской, Путин в очередной раз заговорил о незначительной роли журналистки в политической жизни России, назвав ее “сакральной жертвой”. “Я считаю, что её убийство – это просто провокация против власти”, – сказал он, отметив, что “расследование проведено”, но “есть проблемы с доказательствами”.
Слова Путина возмутили политолога Андрея Пионтковского. В интервью Радио Свобода он говорит, что заявление российского президента о том, что Политковская убита врагами России, опровергаются материалами следствия. “За Политковской следили две группы наблюдения, помогавшие убийцам: одна – сотрудников МВД, другая – сотрудников ФСБ, то есть офицеров, подчиненных верховному главнокомандующему – Путину. Если принять версию Путина, о которой он молчал последние месяцы, и вдруг заговорил вновь, объявленный “Человеком года”, то, оказывается, что сакральную жертву принесли сотрудники его спецслужб”, – делает вывод политолог.
Отвечая на вопрос Time о своем будущем, Путин рассказал, что, если он займет пост премьера, то будет действовать строго в рамках премьерских полномочий и заниматься текущими экономическими и социальными проблемами: дорогами, жильем, образованием. Он против отмены ограничений по количеству сроков на посту президента и перераспределения полномочий между ним и премьером.
(Конспирологи из “Ведомостей” и “Коммерсанта” сделали неожиданное открытие на заседании Госсовета в среду. “Справа кудри токаря, слева – кузнеца”, – пошутил президент, садясь между Дмитрием Медведевым и Виктором Зубков. Как оказалось, цитата – из песни “Уральская рябинушка”. В ней говорится о девушке, которая не может выбрать из двух поклонников: “Но все той же узкою тропкой между гор мы втроем к рябинушке ходим до сих пор. Оба парня смелые, оба хороши”. Что навело журналистов на мысль, что, возможно, президент еще не сделал окончательный выбор своего преемника.)
Политолог Алексей Макаркин (газета Ведомости) отмечает, что в интервью Time Путин органично развивает позиции, неоднократно высказанные ранее, – он подтверждает, что таковы его искренние убеждения и они неизменны.
Ключевой момент в интервью – описание того, кем президент себя ощущает, и апелляция к морально-нравственной основе власти, уверен политолог Дмитрий Бадовский. Это декларация своей миссии как служения России, чем и объясняется готовность возглавить правительство, заключает эксперт.
Присуждение титула “Человек года” вряд ли смягчит критику Запада в отношении России, считает РБК daily. По мнению члена Общественной палаты РФ Вячеслава Никонова, к присуждению этого звания стоит относиться с долей условности: “Путин действительно одна из влиятельнейших фигур в мировой политике, но Time – издание, назвавшее певицу Нетребко и шахматиста Каспарова людьми десятилетия среди россиян”. Политолог уверен, мнение журнала не повлияет на прохладные отношения России с Западом.
Однако внутри страны это будет расценено и преподнесено обществу, как громадный пропагандистский успех, сказал в интервью Радио Свобода политолог Андрей Пионтковский.
Действительно, в Кремле с удовлетворением восприняли решение журнала Time, сообщает Би-би-си.
“Для нас это очень хорошая новость”, – сказал журналистам замглавы пресс-службы администрации президента Дмитрий Песков.
“Мы рассматриваем это как признание той роли, которую президент Путин сыграл в выводе России из социальных и экономических потрясений 1990-х годов”, – заявил кремлевский представитель.
В интервью телеканалу NBC исполнительный редактор Time Ричард Стенгел отмечает, что “стабильность – это то, что нужно России, поэтому русские обожают” Владимира Путина.
Однако, по мнению Андрея Пионтковского, созданная российским президентом стабильность “весьма условная”. “В частности, своим упорным нежеланием уйти полностью от власти, как этого требует дух и буква Конституции, он подкладывает просто мину нестабильности – ситуации двух царей в России, начиная с будущего года”, – сетует политолог.