ЛДПР идет ва-банк

0:00
0

17 сентября свой партийный список утвердила Либерально-демократическая партия России. Съезд ЛДПР поставил в нем вторым номером предпринимателя Андрея Лугового, которого британские власти на основании результатов расследования подозревают в причастности к отравлению экс-офицера ФСБ, Александра Литвиненко, полонием-210.

По словам лидера ЛДПР Владимира Жириновского, Андрей Луговой сам изъявил желание участвовать вместе с ЛДПР в парламентских выборах. “Захотел человек. Мы его давно знаем, и у нас есть возможность включить его в список партии”, – цитирует лидера ЛДПР газета Время новостей. Однако со слов Андрея Лугового получалось, что это не он захотел, а партия предложила. “Я подтверждаю слова Владимира Жириновского о том, что принял предложение войти в предвыборный список партии”, – сообщил он в воскресенье Интерфаксу.

Для начала г-н Луговой на съезде отрицал, что идет в Думу за депутатской неприкосновенностью, сообщает Время новостей. “Нет, не для этого”, – ответил он журналистам, добавив, что “в самой формулировке вопроса полнейшая глупость и непонимание того, что происходит”. “У нас в стране все люди защищены Конституцией”, – поделился своими представлениями о праве г-н Луговой. Он также заметил, что разделяет идеологию партии и ему импонирует лидер ЛДПР: “С точки зрения защиты гражданина наиболее последовательна и понятна для меня позиция Владимира Вольфовича Жириновского”.

В то же время главная “звезда” нынешней предвыборной кампании ЛДПР связала свое вступление в партию с “делом Литвиненко”: “Жизнь заставила реально принять решение. Я столкнулся с гнусными провокациями, отвратительной ложью. Скандал был максимально политизирован и, в частности, в Великобритании. Через себя лично, через членов своей семьи я почувствовал, что можно сделать с гражданином России, не будь он максимально защищен”, – отметил г-н Луговой.

Он также не исключил своего участия в президентской кампании. “Как любой гражданин Российской Федерации я хотел бы быть президентом”, – сказал Луговой. Как пишет политический обозреватель РИА Новости Андрей Колесников, “он, бедолага, хотел перефразировать главу государства, который выразился в том смысле, что любой гражданин РФ может стать президентом. Но по неопытности запутался в глаголах “хотеть” и “мочь”.

По мнению Газеты.ру, включение Лугового в список ЛДПР – неожиданный и оригинальный шаг. В глазах основной части электората ЛДПР – имперски настроенных обывателей мужского пола – это не просто политический, но и мужской поступок. Жириновский как бы берет под личное и партийное покровительство человека, которого посмел обвинить в убийстве “предателя России” ее “враг” – страна западного мира, ближайший политический союзник США. Жириновский на съезде партии сказал, что Луговой “оказался на Олимпе, на острие конфликта”, который представляет собой “историческое противоборство между Россией и Великобританией”. Затем он обрушился с гневом на позицию Великобритании, которая предложила Москве поменять Конституцию для того, чтобы выдать Лугового британскому правосудию: “Вот на эту наглость мы отвечаем. Мы не вмешиваемся в дела других стран и не позволим никому вмешиваться в дела России”.

Как отмечает Независимая газета, в основу кампании ЛДПР ложится, таким образом, антианглийская пропаганда. Луговой обретает ореол героя, которого страна готова защитить любой ценой от “врагов нации”. Одновременно Жириновский делает ставку на многочисленную когорту избирателей, прочно ассоциирующих фигуру Лугового с борьбой против Бориса Березовского. Луговой в их представлении не только герой, но и “жертва интриг олигарха”.

Итак, отмечает Газета.ру, с одной стороны, Жириновский мобилизует покровительством фигуранту международного скандала весь партийный электорат. С другой – нашел замену “перебежчику”, ушедшему в “Справедливую Россию” Алексею Митрофанову. На его место пришла не менее раскрученная фигура: все-таки про убийство Литвиненко большинство россиян знают и в значительной своей массе считают Лугового жертвой необоснованных подозрений, а не убийцей. Кроме того, в случае прохождения ЛДПР в Думу Луговой автоматически получит неприкосновенность вместе с депутатским мандатом.

Еще один выгодный аспект приобретения отмечает Независимая газета: никогда Луговой не станет претендовать на место, которое ранее занимал в структуре Жириновского Алексей Митрофанов. Новообращенный станет знаменем, но, в силу своего положения, никогда не станет говорящей головой партии. Лидер фракции застрахован от неприятного соперничества, разъедавшего прежние отношения с его заместителем.

Вдобавок этот ход почти автоматически лишает права критического голоса главных политических оппонентов ЛДПР в борьбе за думские мандаты на ближайших выборах, отмечает Газета.ру. Ну, разве может, например, представитель “Единой России” или “Справедливой России” сказать, что Жириновский приютил в своей первой тройке человека с сомнительной репутацией? Сказать такое значит невольно солидаризироваться с теми, кто считает Лугового убийцей, проявить “вопиющий антипатриотизм” и занять антигосударственную позицию.

На съезде Жириновский поставил перед своей партией жесткую задачу – набрать 2 декабря не менее 15 процентов голосов, а лучше 20, пишет Независимая газета. При этом обещал, что отделения, не выполнившие задачу-минимум, будут наказаны.

Включение в первую тройку Андрея Лугового уже повысило рейтинг ЛДПР сразу на 4 процента, отмечает Газета.ру. Интересно, что, как показал опрос “Левада-центра”, на столько же по сравнению с прошлым месяцем в сентябре уменьшилось число людей, готовых голосовать за “Единую Россию” (с 59 до 55 процентов).

За последний месяц ЛДПР удалось вернуть себе третье место по популярности среди партий, обогнав “Справедливую Россию”, которая держалась на этой позиции с июля. Сейчас прохождение партии Владимира Жириновского в Госдуму выглядит гарантированным. Ее рейтинг составил 11 процентов, то есть заветные 7 либерал-демократы преодолевают с приличным запасом, претендуя на 54 мандата в Госдуме. В августе за партию Жириновского готовы были проголосовать всего 7 процентов граждан от числа тех, кто собирается на выборы.

Ведомости рассуждают о перспективах г-на Лугового в случае победы ЛДПР на выборах. Как прогнозирует один из депутатов от партии Жириновского, предприниматель может войти в комитет по международным делам и делать заявления в том числе по российско-британским отношениям. Однако зампред думского комитета по международным делам Наталья Нарочницкая отмечает, что возможное членство Лугового в комитете было бы не очень разумным шагом: Луговой был связан с Борисом Березовским, а комитет рассматривает конфиденциальные вопросы, и его состав должен быть безупречен. “В партии опасаются, что, став соратниками Лугового, они тоже станут невыездными, а партия рискует пополнить международные списки организаций, поддерживающих терроризм”, – соглашается один из депутатов от ЛДПР.

Депутат Алексей Митрофанов уверен, что подобное решение уже поставило ЛДПР “в один ряд с ХАМАС, “Исламским джихадом”, Караджичем и прочими”.

“Я не говорю про въезд на Запад для лидеров ЛДПР, – сказал Времени новостей г-н Митрофанов. – Думаю, что их теперь даже Ющенко на Украину пускать не будет. Ведь Луговой не просто разыскиваемый человек. Он подозревается в первом публично установленном акте ядерного терроризма. Встает вопрос о легитимности российского парламента, если в нем будет присутствовать Луговой. То есть то, что сделал Жириновский, взяв его на второе место в список ЛДПР, – это практически бросок стакана в лицо всему мировому сообществу. Образно говоря, Жириновский вчера принял виагру, чтобы ночь продержаться, не думая, что потом может быть инсульт”.

Политики и политологи критически отнеслись к идее включить Андрея Лугового в первую тройку предвыборного списка ЛДПР, замечает Время новостей. Сопредседатель Совета по национальной стратегии политолог Иосиф Дискин считает, что это будет полезно для партии и вредно для государства. С одной стороны, “Жириновский демонстрирует, что он защитник государственных интересов, не даст в обиду “героя-разведчика”. А с другой: “С момента регистрации списка ЛДПР на Лугового уже будет распространяться депутатская неприкосновенность. Судебное разбирательство уже будет невозможно, мы выходим за пределы правового поля. Может сложиться общественное мнение, что в России профанируется правосудие. Дискредитируется Дума, превращаясь в убежище для людей, преследуемых законом. Опять усилится конфронтация с Западом”.

Правда, по мнению британского политолога Джонатана Стила, превращение объявленного в розыск британским правосудием политика вряд ли скажется на отношениях Лондона и Москвы. “К ЛДПР нельзя относиться всерьез”, – цитирует его слова газета Ведомости. Но само появление Лугового в списке ЛДПР г-н Стил называет манипуляцией со стороны Кремля. Британская прокуратура будет настаивать на экстрадиции Лугового при любом сценарии, но все понимают, что шансов на успех все меньше, признается эксперт.

В существовании “кремлевского заказа” уверен и депутат Госдумы, секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов. “Жириновский не тот человек, который будет сломя голову бросаться. Видимо, ему поступил заказ поддержать Лугового”, – рассказал депутат газете Время новостей.

А вот зампредседателя президиума движения “Российский народно-демократический союз” Ирина Хакамада в интервью Ежедневному журналу выразила уверенность, что включение Лугового в список ЛДПР – инициатива самого Жириновского. “У ЛДПР ситуация аховая. Кремль ведь до сих пор рассматривает вопрос, кого “пустить” в парламент – ЛДПР или СПС. Патриотическую тему теперь перехватила “Справедливая Россия”, и Миронову мешает Жириновский. Вот Жириновский и включил в списки ЛДПР Лугового, чтобы совсем проложиться перед властью. Видите, я из человека, представителя ФСБ, который обвиняет Березовского в том, что он шпион и работает на английскую разведку, буду делать государственного деятеля, вы что, ребята? Давайте меня в парламент”, – сказала Ирина Хакамада. По ее мнению, Жириновский “идет ва-банк, потому что перед ним встал вопрос выживания, но эта инициатива, скорее всего, будет поддержана Кремлем, потому что Кремлю это выгодно”.

Политический обозреватель РИА Новости Андрей Колесников, рассуждая о цинизме как норме российской политики, замечает: “А вот в какой степени политический цинизм стал нормой в глазах россиян, покажут выборы. Процент, который наберут ЛДПРовцы, станет уже приговором не российскому политическому классу, а избирателям. Тут уже не отделаешься грустной фразой Юрия Карякина “Россия, ты одурела!”, произнесенной ровно тогда, когда ЛДПР впервые попала в Государственную думу Федерального собрания РФ. Тогда мы и в самом деле окажемся достойны президента Лугового”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ