"Другая Россия" под вопросом

0:00
0

Разрозненные оппозиционные пазлы менее чем за полгода до думских выборов сложились в приятную властному глазу картинку, пишет Газета.ру. Среди этих пазлов – выдвижение уже чуть ли не десятка кандидатов от оппозиции, готовых вступить в неравный бой с могучим, хотя и неизвестным пока преемником Путина, категорическое намерение зарегистрированных партий – СПС и “Яблока” – идти на парламентские выборы каждая сама по себе.

В той же мозаике – завершившийся расколом конфликт внутри оппозиционной коалиции “Другая Россия”. Лидер Народно-демократического союза Михаил Касьянов объявил о прекращении сотрудничества с “Другой Россией”, а в самом НДС заявляют, что в связи с этим коалиции больше “не существует”. В скором распаде коалиции уверены и опрошенные СМИ эксперты.

Похоже, чашу терпения Михаила Касьянова переполнило “открытое обращение к кандидатам на пост президента России”, пишет Новая газета. Стоявший у истоков “Другой России” Всероссийский гражданский конгресс поместил в этом обращении бывшего премьера в один контекст не только с Геращенко и Гуляевым, но и с экс-мэром Архангельска Александром Донским, эмигрантом Владимиром Буковским, лидером “Яблока” Григорием Явлинским, да даже с бывшим вождем СКП-КПСС, нераскаявшимся коммунистом Олегом Шениным. “На заседание конгресса 12 декабря 2005 года “начальником над демократами” приходил один Касьянов, а съезжает с дискуссионной площадки уж совсем “другой” Михаил Михайлович: потертый в уличных боях, но не ставший и безоговорочным лидером”, – отмечает Новая.

Михаил Касьянов пояснил, что разногласия внутри коалиции касаются процедуры определения единого кандидата в президенты.

Независимая газета пишет, что, по мнению лидера НДС, самое главное для оппозиции сейчас – концентрация усилий для победы на президентских выборах. Для этого нужно полное согласие по политической платформе и по процедуре определения единого кандидата в президенты. Однако такого согласия “Другая Россия” достигнуть не смогла. “Мы не претендуем на название “Другая Россия”, мы немножко другие, но для нас всегда было важно сформировать коалицию”, – заявил Касьянов.

Теперь Михаил Касьянов намерен сформировать политическую коалицию к осени, но пока не знает, с кем удастся объединиться. По словам экс-премьера, НДС вел консультации с КПРФ, однако коммунисты отказались сотрудничать с “оранжистами”. Сейчас ведутся переговоры с “Яблоком” и с СПС об объединении вокруг единого кандидата. По словам оратора, среди членов этих партий много его сторонников.

“В условиях отсутствия информационного ресурса нам вообще сложно довести информацию до граждан, что у нас есть единый кандидат. Поэтому я и настаивал, чтобы мы определились быстрее”, – сказал Касьянов. Он не исключил, что согласие может быть найдено и в рамках прежней коалиции.

Советник лидера НДС Елена Дикун на вопрос Коммерсанта, вышли ли господин Касьянов и его движение из “Другой России”, ответила так: “Это была коалиция. Пока у ее участников было единое мнение, они были вместе. Нет консенсуса – нет коалиции. На данный момент коалиции “Другая Россия” не существует”.

Елене Дикун вторит президент Института стратегических оценок Александр Коновалов. В интервью газете Время новостей он так прокомментировал будущее коалиции: “Другой России” уже, можно сказать, не существует. Она объединяла разрозненные силы одной разрушительной идеей – смести режим Владимира Путина. Дальнейшие цели у всех участников были очень разными. Но без позитивной повестки любая коалиция обречена”.

“Я не исключаю, что Михаилу Касьянову сказали в Кремле: если не будешь дружить с этими “хулиганами”, дадим зарегистрировать свою партию и поучаствовать в президентских выборах, – предполагает г-н Коновалов. – А для него президентские выборы важнее, чем парламентские. Коалиция же не помогала ему стать безальтернативным кандидатом от демократических сил”.

По мнению гендиректора Центра политтехнологий Игоря Бунина (газета Ведомости), участвуя в маршах несогласных, Касьянов приобретал имидж уличного политика, почти большевика, что никак не вязалось с его прежним имиджем респектабельного и приемлемого для части элиты 1990-х годов политика. Политолог считает, что выход из коалиции – попытка восстановить реноме. Однако, в отличие от Александра Коновалова, Игорь Бунин уверен, что это не значит, что Касьянов нашел поддержку в Кремле. Там его по-прежнему терпеть не могут, уверен эксперт.

Газета Время новостей отмечает факт, говорящий в пользу “кремлевской версии”. В октябре 2006 года Минюст отказал Народно-демократическому союзу в регистрации в качестве юридического лица, указав на нарушения при оформлении бумаг и недостоверную информацию в учредительных документах. Теперь же Михаил Касьянов почему-то надеется зарегистрировать новую партию, но уже не для участия в выборах в Госдуму, а для собственного выдвижения в президенты.

Президент Института современной политики Владимир Лысенко видит в разрыве Михаила Касьянова и “Другой России” предопределенность. “Когда эта коалиция только создавалась, уже были опасения, что структура доживет до какого-то определенного этапа и после этого либо прекратит свое существование, либо трансформируется во что-то другое”, – пояснил эксперт Новым известиям.

По версии президента Института национальной стратегии Станислава Белковского, причиной конфликта стали личные амбиции Михаила Касьянова. “Когда экс-премьер пришел в “Другую Россию”, он рассматривал ее только в одном качестве – как инструмент собственного выдвижения единственным кандидатом в президенты от оппозиции”, – сказал НИ г-н Белковский. Когда же стало очевидно, что Михаил Касьянов не является самым популярным кандидатом даже внутри “Другой России”, “она перестала быть ему нужной”.

Сам г-н Белковский играет в “Другой России” далеко неоднозначную роль, считает политолог Сергей Ильинский. В своей статье в Известиях Ильинский пишет, что еще осенью прошлого года Станислав Белковский активно пытался позиционировать себя как главного идеолога “Другой России”. А теперь – создает, судя по всему, “конкурирующую фирму” – Национальное русское освободительное движение “Народ”. Ключевой фигурой этого движения стал активист “Другой России” Сергей Гуляев, который может стать еще одним кандидатом в президенты от оппозиции.

Известия напоминают, что в конце мая свои претензии озвучил и экс-глава Центробанка Виктор Геращенко, причем на мероприятии, организованном опять-таки г-ном Белковским. “Так что есть ощущение, что в отношении ДР Станислав Александрович действует по принципу “так не доставайся же ты никому!”, заключает Сергей Ильин.

Пессимистично видят сегодняшнее положение “Другой России” президент общественного фонда “Наш выбор”, заместитель председателя Народно-демократического союза Ирина Хакамада и депутат ГД Владимир Рыжков.

“Перед коалицией, прежде всего, стояла задача объединения различных спектров оппозиции и демонстрация своего протеста. “Другая Россия” выполнила эту часть. Теперь стоит задача выдвижения единого кандидата и утверждение механизма его выдвижения. По этому вопросу консенсус не достигнут, и, соответственно, коалиции не существует”, – сообщила Ирина Хакамада Новому Региону.

Чуть раньше, напоминает Независимая газета, в том же смысле высказывался Владимир Рыжков, назвавший “Другую Россию” “рыхлой коалицией”, которая “не способна выдвинуть единого кандидата”.

Вместе с тем Ирина Хакамада добавила, что “Другая Россия” может возродиться.

“Наша коалиция будет реанимироваться, когда она будет находить консенсус по какому-либо вопросу. Есть консенсус – “Другая Россия” есть. Нет консенсуса – “Другой России” нет. Это такой расширенный круглый стол”, – уточнила она.

По мнению члена федерального политсовета СПС Бориса Немцова, никто не мог предположить, что коалиция перестанет существовать так скоро. В интервью The Times (сайт Инопресса.ру) он заявил, что оппозиция Кремлю подрывает даже тот небольшой шанс, который у нее есть, выставляя кандидатов-конкурентов на выборы в марте следующего года. Он призвал поддержать единого кандидата, указав, что Путин ведет Россию к катастрофе, возрождая авторитарное правление.

Борис Немцов не считает, что у оппозиции есть какой-либо шанс в президентской гонке, но он призвал “использовать выборы для того, чтобы объяснить нашу позицию, что политика Путина ведет Россию к “третьему рейху”.

Ирина Хакамада солидарна с Немцовым в том, что касается единого кандидата от оппозиции, но считает, что на президентских выборах успех обеспечит именно участие Касьянова. “Успех обеспечен, если Касьянов будет единым кандидатом от всей оппозиции, включая левых, мягкую оппозицию, представленную в парламенте, то есть, если его поддержат все – и Рыжков, и Явлинский, и Белых, и Зюганов, и Каспаров, и другие – все. И если не будет другой альтернативы”, – отметила она в интервью Новому региону.

В свою очередь соратники лидера Объединенного гражданского фронта Гарри Каспарова утверждают, что коалиция продолжает существовать, а уход экс-премьера объясняют слабостью его позиций.

“Михал Михалыч был первым, кто выдвинулся, и считает, что у него есть приоритеты в этой области, – объясняли Коммерсанту в окружении господина Каспарова. – Он против того, чтобы становиться в один ряд с другими кандидатами. Гарри Каспаров, напротив, не раз заявлял, что процедура выдвижения должна быть максимально открытой и демократичной, и намеревался обсудить этот вопрос на форуме.

В уходе господина Касьянова каспаровцы не видят трагедии. “Видимо, Михал Михалыч трезво взвесил свои шансы внутри “Другой России” и решил, что не стоит искушать судьбу и лучше двигаться самостоятельно”, – заявил исполнительный директор ОГФ Денис Билунов, пообещав впрочем, что фамилия экс-премьера все равно будет включена в список потенциальных кандидатов.

По мнению г-на Билунова, пишет издание Газета, коалиция продолжит свое существование и, в частности, 7-8 июля проведет в Москве конференцию. После выхода РНДС в ней остаются ОГФ Каспарова, а также лимоновцы и республиканцы Лысенко.

“Конференция даст старт всему процессу праймериз, – пообещал Билунов. – Пройдут десятки региональных конференций, будут выбраны делегаты на общероссийскую конференцию, которая пройдет осенью и определит единого кандидата”.

По мнению обозревателя РИА Новости Андрея Колесникова, ни один из кандидатов не может объединить оппозицию: “Михаил Касьянов чрезмерно номенклатурен, Виктор Геращенко, едва выдвинувшись, снова может запятнать себя неразборчивыми контактами с Дмитрием Рогозиным, Владимир Буковский – увы, для продвинутых интеллигентов, которым еще не отказала память, Сергей Гуляев – замороженный продукт политтехнологического супермаркета”.

Андрей Колесников отмечает, что если выбирать самого популярного либерального политика, то, по социологическим исследованиям, единым кандидатом должна стать Ирина Хакамада, но “у нее уже давно нет публичных амбиций”

Россияне разучились осуществлять свободный выбор, разучились голосовать – и в стране исчезли лидеры и моральные авторитеты, считает журналист. Однако не все еще потеряно: “у народа сохраняется мышечная память – рефлекс осмысленного голосования” и “его можно восстановить путем регулярных упражнений”.

“Для начала можно потренироваться на том, что есть, – пишет Андрей Колесников. – Сгодится даже пресное диабетическое меню из преемников – может, третий окажется с перцем или солью? Можно попробовать и ретро-меню по госрасценкам – вот вам Зюганов, Явлинский. Для любителей горячего и острого, иной раз пересоленного и пережаренного – кандидаты от несистемной оппозиции. Можно попробовать. А там, глядишь, трудящиеся войдут во вкус. И через пару президентских циклов в стране появится новый национальный лидер”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ