В конце минувшей недели несколько партий призвали бойкотировать издание Газета, опубликовавшее интервью писателя и лидера национал-большевиков Эдуарда Лимонова, в котором партийцы усмотрели призывы к экстремизму. А 9 апреля Пресненская межрайонная прокуратура начала проверку передачи Эха Москвы “Ищем выход” с участием того же Эдуарда Лимонова на предмет соблюдения закона о СМИ. Представители СМИ считают эти действия попыткой опробовать новую технологию в ограничении свободы слова.
Интервью в Газете было опубликовано 5 апреля. В нем Эдуард Лимонов рассказал о целях участников “Марша несогласных” – отставке Путина и свободных выборах, заметив, что президент повинен в “десятках преступлений, совершенных при нем”.
Лидер НБП заявил, что нынешняя власть “гнусная, архаичная, сродни царизму в его худшем проявлении” и что “раболепность, разлитая по всей стране, вызывает тошноту”.
Также он высказался за отделение Чечни от России из-за невозможности “вести столетнюю войну”, заметив, что “все равно никакой общей жизни между русскими и чеченцами на территории Чеченской Республики не будет в ближайшие несколько поколений”.
Как пишет заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин в Ежедневном журнале, Газета опубликовала не “гладко-рекламное”, а “абсолютно нормальное интервью” – “с неудобными вопросами: и о странном союзе Лимонова с Касьяновым, и о крайне непопулярной позиции Лимонова по Чечне, и о большинстве избирателей, не поддерживающих “лимоновцев”, зато симпатизирующих действующему президенту”.
“Однако интервью Лимонова появилось в преддверии очередного “Марша несогласных”, который вызывает жесткую начальственную реакцию – с учетом питерского опыта, когда радикальной оппозиции удалось создать действительно удачный информационный повод, – замечает Алексей Макаркин. – Кроме того, бойкот Газеты должен был стать предупреждением для других СМИ, которые захотели бы дать трибуну как Лимонову, так и “политикам, которые сотрудничают с ним”. Видимо, всем этим и объясняются последующие события – началась мобилизация партий-подписантов для бойкота провинившегося издания”.
6 апреля на интернет-сайтах четырех партий, подписавших в феврале 2006 года так называемый Антифашистский пакт, появились заявления с осуждением “пропаганды экстремизма” на страницах Газеты, сообщает КоммерсантЪ.
Первой выступила “Гражданская сила”: глава ее политсовета Александр Рявкин сообщил, что “носители разрушительной, человеконенавистнической идеологии” не имеют права получать выход на широкую аудиторию через СМИ, и заявил “о прекращении любого информационного взаимодействия с изданием Газета”. Соратника поддержал глава высшего совета партии Михаил Барщевский. Оговорившись, что не хочет “никого ни к чему призывать”, он пообещал, что не даст Газете “ни одного интервью или комментария в течение трех месяцев”.
При этом сама Газета отмечает, что Барщевский и его партия никогда не были ньюсмейкерами издания.
“КоммерсантЪ” сообщает, что о бойкоте вспомнил и лидер ЛДПР Владимир Жириновский, процитировав пункт 7 Антифашистского пакта, который обязывает партии “бойкотировать СМИ, предоставляющие трибуну лицам, исповедующим идеологию фашизма”.
А пресс-служба СПС выразила недоумение по поводу того, что “одна из уважаемых газет предоставляет свои страницы человеку, который является одним из символов национал-социалистической идеологии в России”.
Последний залп в “антиэкстремистском” наступлении произвели единороссы. Замсекретаря президиума генсовета партии Андрей Исаев заявил, что Газета поспособствовала публикации экстремистских призывов господина Лимонова, и предложил “обсудить действия издания Газета” в русле упомянутого пункта 7 Антифашистского пакта.
Впрочем, позже некоторые партийцы предпочли “сдать назад”. Так, в руководстве СПС Коммерсанту сообщили, что официальных оценок Газете партия не давала. “Это провокация, – заявил Ъ секретарь федерального политсовета СПС Борис Надеждин. – Виновные в аппарате партии уже наказаны”.
Владимир Жириновский, как пишет Ежедневный журнал, заявил, что ЛДПР напрямую не призывает к бойкоту Газеты и считает его ошибкой. Он пообещал “сделать выговор” автору, вставившему этот пассаж в его текст. И вообще, по его мнению, “бойкоты не нужны, это чушь; ЛДПР никогда не выступала за бойкоты и запреты”. Впрочем, его коллега по партии Сергей Абельцев направил депутатский запрос в Генпрокуратуру с тем, чтобы та “повнимательнее разобралась” с лимоновским интервью.
Михаил Барщевский, в свою очередь, заявил Эху Москвы, что хотя “всегда считал Лимонова политическим провокатором, но свободу слова в стране никто не отменял”. И далее: “Если Лимонов хочет высказываться на какую-то тему, за исключением экстремистских и антиконституционных высказываний, любая газета вправе опубликовать это с точки зрения закона”.
По мнению журналиста Александра Рыклина (Еженедельный журнал), появление призыва к бойкоту одновременно со стороны четырех партий могло произойти только по звонку из Администрации президента с требованием осудить издание. “Все, кто выступил с соответствующими заявлениями, не осмелились ослушаться”, – подчеркивает журналист.
Появление в компании “исаевых, жириновских и прочих барщевских” Союза правых сил, по мнению Рыклина, свидетельствует о том, что человек в пресс-центре СПС, принявший звонок от Суркова и выполнивший требование обрушиться на Газету, не посчитал нужным оповестить о нем лидеров партии: “дескать, чего оповещать, если все равно деваться некуда? начальство же требует…”.
“С обострением внутриполитической ситуации в России такие истории будут случаться все чаще и чаще, – прогнозирует Александр Рыклин. – И уже очень скоро настанет момент, когда кремлевские кураторы перестанут позволять своим подопечным открещиваться от ответственности за содеянное под предлогом сохранения лица. И на извечный вопрос “с кем вы, мастера культуры?” придется давать ясный и однозначный ответ – и оказываться в одной компании с исаевыми, жириновскими и барщевскими”.
На смену “мастерам культуры” пришли судебные органы. Выступлением Эдуарда Лимонова на Эхо Москвы заинтересовалась прокуратура города Москвы. Как пишут Новые известия, она проводит проверку соблюдения закона о СМИ при трансляции в эфире радиостанции передачи “Ищем выход” от 9 апреля. Тема передачи была озвучена как “Нелицо (по Джорджу Оруэллу)” и была построена в форме интервью с Эдуардом Лимоновым.
В столичной прокуратуре НИ сказали, что у них “пока комментариев нет”.
“Пусть прокуратура проверяет, – сказал НИ главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов. – Единственное, что меня удивляет – в этот день у нас были еще интервью с Константином Косачевым, Владимиром Якуниным. Вот эти интервью почему-то не проверяют. В данном случае избирательность Московской прокуратуры кажется мне подозрительной”.
Отвечая на вопрос Ленты.ру, ожидает ли он каких-либо санкций в отношении радиостанции в связи с предоставлением эфира Лимонову, Венедиктов заметил, что “в соответствии с законом они невозможны, а вот в соответствии с беззаконием – посмотрим”.
В программе “с точки зрения наших юристов, нет не то что даже чего-то противоправного, а наоборот, я как главный редактор недоволен, что передача получилась вялой”, – сказал Алексей Венедиктов Газете.ру.
В интервью Эхо Москвы, Эдуард Лимонов, конечно, говорил и о возможном бойкоте Газеты. Он, также как Александр Рыклин, объяснил “столь единодушные крики возмущения из этих так называемых политических партий” направленным им “циркуляром из Кремля”. По его словам, администрация президента, зная, что сейчас идет процесс об осуждении Национал-большевистской партии как экстремистской организации, поручила организовать народное партийное возмущение.
Следующее заседание Мосгорсуда по делу о НБП назначено на 18 апреля. “И конечно, надо было как-то дать ощущение всенародного осуждения этого Лимонова, человеконенавистника, как они там пишут”, – заявил лидер нацболов.
В передаче он также назвал “экстремистским” призыв политолога Глеба Павловского к прокремлевской молодежи вступать в столкновения с участниками оппозиционного “Марша несогласных” во время шествий.
Ежедневный журнал отмечает любопытную деталь. В рамках передачи на Эхе Москвы был проведен опрос – слушателей спрашивали, стали бы они голосовать на выборах за партию Лимонова в парламент. Из 5800 человек ответивших 87 процентов ответили “да”.
В интервью сайту Газета.ру Алексей Венедиктов отметил, что повышенный интерес столичной прокуратуры к Эхо Москвы – “это попытка указать другим средствам массовой информации, что лучше определенных господ в эфир не приглашать, даже если они будут там молчать, или мычать. Кому охота связываться из-за какого-то Лимонова или Илларионова, или какого-то бывшего премьера Касьянова с прокуратурой?”.
КоммерсантЪ не исключает, что вслед за Эдуардом Лимоновым “персонами нон грата” в СМИ партийцы объявят и иных лидеров “Другой России” – например, Гарри Каспарова или Михаила Касьянова. “Во всяком случае, главный редактор Газеты Петр Фадеев допускает, что “речь идет о пробном шаре”, пишет Ъ.
“Это попытка опробовать определенную технологию, – заявил Фадеев Ъ.- Кто ее будет применять, это еще вопрос. Неясно, почему интервью писателя вызвало такой ажиотаж. Ведь у нас в стране до сих пор существует свобода мнений и свобода слова. Даже если бы так называемая НБП была официально запрещена, это еще не значит, что отдельные ее члены не могут высказывать свои мысли”. По мнению господина Фадеева, никаких оснований для вынесения Газете предупреждения в связи с “экстремистской деятельностью” нет: “Если бы они были, данное интервью не появилось бы. Мы же не берем интервью у бен Ладена”.
В предвыборный год не останется без внимания властей и интернет. По информации Новых известий, Национальный антитеррористический комитет готовит поправки в законодательство, которые призваны усилить персональную ответственность интернет-компаний за распространение террористических и экстремистских материалов.
“Мы считаем, что должны быть приняты жесткие меры на пути распространения идей терроризма и экстремизма в интернете”, – цитируют официального представителя НАК Николая Синцов информационные агентства.
Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заверил НИ, что если будет придумано, как эту идею воплотить технически, то юридические способы закрепления такого воздействия законодатели непременно найдут.
Директор лаборатории медиакультуры и коммуникаций факультета журналистики МГУ Иван Засурский уверен, что и сейчас у спецслужб есть возможности контролировать интернет: “Они и так сейчас все видят и знают. Они же и так всю почту читают, что вы еще хотите?” Г-н Засурский связывает попытки ужесточить законодательство в этой сфере с приближающимися выборами. “В принципе перед выборами в какой-то мере гайки все равно закрутят, – поделился он с НИ. – Вопрос заключается в том, на сколько оборотов”.