Коммунистов не пускают на выборы.

0:00
0

В российской политике новая тенденция: у КПРФ не только пытаются “откусить” электорат с помощью агитации и контрагитации, но снимают ее списки с выборов, низводя до роли наблюдателя.

В шести регионах из четырнадцати, где 11 марта пройдут выборы в региональные парламенты, закончился срок подачи документов в избиркомы.

Избежать потерь на этом этапе удалось лишь четырем партиям, причем представленную в Госдуме КПРФ в “большой четверке” неожиданно заменила непарламентская партия “Патриоты России”.

Как сказал Новым известиям депутат Госдумы и секретарь ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе Олег Куликов, “коммунисты не допускаются на выборы впервые за 100 лет”.

“Новая тенденция в российской политике налицо, – пишет КоммерсантЪ, – до сих пор списки коммунистов с выборов еще не снимались”. Произошло это в Дагестане и Тюменской области.

По информации Коммерсанта, в Дагестане, где выборы в Народное собрание проходят исключительно по партспискам, поводом послужил выход из списка коммунистов трех кандидатов от Рутульского района. После этого в районном списке КПРФ не осталось ни одного кандидата, что по местному закону влечет автоматическое снятие с выборов и партии в целом.

Г-н Куликов на сайте Грани.Ру утверждает, что в условиях Дагестана добиться, чтобы три человека сняли свои кандидатуры, достаточно просто: там сложная социально-политическая обстановка: безработица, похищения, терроризм, бандитизм и все что угодно… А Новым известиям он прямо заявляет, что коммунистов похитили, увезли в Махачкалу, где насильно заставили написать заявления о выходе из списка.

По информации Независимой газеты, юристы главной оппозиционной силы страны пытались восстановить недостающую группу путем внесения в списки одного из беглецов (по другой информации, трех), согласившегося вернуться. Однако Верховный суд республики отказал в восстановлении. Дагестанские коммунисты уже отправили исковое заявление в Верховный суд РФ.

Утверждения Олега Куликова о сильнейшем давлении на кандидатов подтверждает и история с отказом в регистрации партийного списка “Союза правых сил”.

Официальная причина отказа, как сообщает Российская газета, состоит в том, что у восьми кандидатов от Кизилюртовской, Кулинской, Буйнакской и Дербентской, Советской (Махачкала) и Избербашевской, а также Каспийской региональной групп СПС нет либо бумаг, подтверждающих предпринимательскую деятельность заявителей, либо документов об образовании или паспортов.

По другим данным, причиной отказа, как и в случае с КПРФ, послужили заявления о выходе из списка некоторых кандидатов от партии.

Однако в СПС убеждены, сообщили Новые известия, что эти кандидаты написали заявление о выходе из списка не по доброй воле.

“Это были насилие, угрозы, шантаж, и они были вынуждены выйти”, – утверждает член президиума федерального политсовета СПС Борис Надеждин. По его словам, недавно пропал без вести лидер списка СПС по Кизлярскому району Магомед Омармагомедов. Его сгоревшая машина была найдена в лесу. Прокуратура республики возбудила уголовное дело по статье “убийство”.

Грани.Ру считают, что снятие КПРФ с выборов в Дагестане приведет к дестабилизации политической ситуации в регионе. Дело в том, что КПРФ сейчас контролирует около четверти Госсовета республики, традиционно выполняющего функцию коллективного руководящего органа, в котором представлена основная часть населяющих республику десятков народностей. Однако теперь “входящие в ее список уважаемые люди в следующий состав парламента точно не попадут”, заключают Грани.Ру.

Отказ в регистрации партсписков коммунистов в Тюмени имеет иную, нежели в Дагестане, причину. Независимая газета приводит слова председателя облизбиркома Игоря Халина о том, что “более половины членов партии, внесенных в список, не представили в избирком полных и точных сведений – не указано количество акций, которыми владеют кандидаты, их стоимость, источники доходов, недвижимого имущества, транспортных средств”. Члены избиркома нашли подобные нарушения в документах 10 из 15 кандидатов, внесенных в списки, в том числе и у руководителя отделения №1 коммунистического списка Владимира Чертищева.

Коммунисты считают эти сведения надуманными, пишут Новые известия. По словам главы обкома КПРФ Владимира Родашина, один из кандидатов оказался виноват в том, что указал площадь своего гаража “6х4 метра”, тогда как, по мнению избиркома, нужно было писать – “24 кв. метра”!

А Олег Куликов так прокомментировал это сайту Грани.Ру: “Возможно, наши товарищи действительно отнеслись к заполнению документов недостаточно серьезно. Но по федеральному законодательству неполнота сведений о доходах и имуществе не является основанием для снятия кандидата. В Тюмени мы опять имеем дело с несоответствием регионального и федерального законодательства”.

Независимая газета сообщает, что руководство КПРФ приняло решение о проведении повторной конференции по выдвижению кандидатов в депутаты Законодательного собрания Тюменской области. 24 января туда вылетела группа юристов, которой предстоит обеспечивать этот процесс. Как сказал НГ секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев, курирующий это направление, есть у спецотряда Компартии и другая миссия: для подстраховки и “торжества справедливости ради” им поручено организовать подачу исков на действия избиркома в судебных инстанциях.

“Сразу два отказа в регистрации наводят на мысль о новой тенденции, в рамках которой Кремль расчищает электоральное поле для “партии власти №2” в лице “Справедливой России”, – пишет КоммерсантЪ. – Ведь “актуальные левые” не раз заявляли, что хотят стать “системообразующей левой партией”, поскольку КПРФ на эту роль “не годится”.

Именно версию о “расчистке поля” под “эсеров” считают основной в руководстве КПРФ. Как заявил Коммерсанту Олег Куликов, он не сомневается в том, что партия изгоняется с региональных выборов ради “расчищения места для “Справедливой России”. По расчетам товарища Куликова, для “выполнения заказа – 60 процентов голосов для “Единой России” и 20 процентов для “Справедливой России” – дагестанские власти должны еще организовать снятие с выборов партсписка ЛДПР.

С ним согласен председатель Фонда аналитических программ “Экспертиза” Марк Урнов, который заявил сайту Грани.Ру: “Совершенно очевидно, что из федерального центра идет импульс на расчистку поля для “Справедливой России”. По социальной нагруженности лозунгов “Справедливой России” становится понятно, что эта партия претендует на коммунистический электорат”.

По мнению руководителя Центра политико-географических исследований, члена научного совета Московского центра Карнеги Николая Петрова, “глядя на то, как и кого последовательно снимали на разных выборах, можно понять, что сейчас КПРФ – это, с одной стороны, довольно слабый противник, не имеющий возможности мобилизовать электоральный протест в свою защиту, а с другой стороны, довольно завидный куш, на который могут рассчитывать кремлевские проекты – “Справедливая Россия” и “Патриоты России”.

Политолог считает, что “то, что делали с “Родиной” и с “Яблоком” на прошлых выборах, сейчас будут делать с КПРФ. Это просто завершение процесса удаления всех, даже зависимых, даже лояльных, но все-таки относительно независимых и самостоятельно возникших политических сил с политической арены и замена их абсолютно послушными кремлевскими проектами”.

Интересами региональных чиновников объясняет снятие коммунистов директор Института политических исследований Сергей Марков на сайте Грани.Ру: “Дагестан и Тюменская область – это регионы, в которых традиционно сильны позиции компартии. Депутаты от КПРФ отобрали бы ряд мест у региональных чиновников. При том, что в этих регионах достаточно сильны коррупционные связи. Должно быть, какие-то места были, что называется, проданы заранее, а коммунисты своим присутствием “уменьшают рынок”, стоят на пути у коррупционеров”.

Свое видение ситуации излагает на страницах Коммерсанта эксперт Горбачев-фонда Андрей Рябов. “Именно КПРФ, постоянно участвуя в выборах как главная оппозиционная партия, и придает легитимности как самим выборам, так и власти”, – говорит он. Кроме того, КПРФ, будучи системной партией, по мнению эксперта, вполне позволяет Кремлю “контролировать левый фланг, с чем вряд ли сейчас справится “Справедливая Россия”.

Поэтому за фактом снятия коммунистов с выборов в двух регионах, как считает г-н Рябов, кроется “конфликт между КПРФ и Кремлем, выходящий за рамки региональных выборов”. А на коммунистов, по его мнению, “оказывают давление сейчас, чтобы добиться уступок к главным выборам года (в Госдуму), в которых КПРФ будет непременно участвовать и с которых снимать ее никто не станет”.

КоммерсантЪ предполагает, что после исключения КПРФ из числа участников региональных выборов “эсеры” могут претендовать на неплохое электоральное наследство. Так, в 2006 году коммунисты в среднем получали на региональных парламентских выборах по партспискам около 13 процентов голосов: лучше всего они выступили в Чувашии (19,5 процента) и Нижегородской области (17,8 процента), а откровенно провалились лишь в Туве, не преодолев семипроцентный барьер (5,45 процента). В Дагестане же Компартия традиционно пользовалась большим авторитетом: коммунисты занимают более четверти мест в нынешнем составе народного собрания, а на выборах в Госдуму в декабре 2003-го КПРФ получила в республике 18,3 процента голосов.

Однако, рассуждают Грани.Ру, среди тех, кто голосует за коммунистов, подвижного электората, то есть тех, кто в отсутствие коммунистов будет голосовать за кого-то другого, не так уж много. Люди голосуют за коммунистов как за символ. Среди электората КПРФ высок процент пожилых людей, традиционно голосующих за коммунистов как за оппозицию всему режиму.

Появление партии, очевидно лояльной к существующей ситуации в стране, но с социальными лозунгами, кого-то, наверное, и отманит, но это не будет мощный переток коммунистического электората. Скорее значительная часть коммунистического электората просто не пойдет на выборы.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ