В минувшую субботу в Москве прошел съезд партии “Союз правых сил”. Выступления правых звучали в мажорной тональности: партия праздновала победу на выборах в законодательное собрание Пермского края. Окрыленный успехами в Перми, Никита Белых пообещал сложить с себя полномочия в случае проигрыша на региональных выборах в марте 2007 года. Не омрачил праздника даже провал объединительных переговоров с “Яблоком”.
Однако радужные настроения правых разделяют не все российские эксперты. Они не уверены в дальнейших победах СПС и пытаются понять, чем вызвано необычайное внимание к съезду со стороны федеральных телеканалов.
Как пишет КоммерсантЪ, на съезде Никита Белых сообщил, что лично возглавит список СПС на мартовских выборах в парламенты 14 регионов.
Зампред политсовета СПС Леонид Гозман в интервью Радио Свобода сказал, что выдвигая Никиту Белых первым номером в списках во всех регионах СПС подчеркивает, “что на выборы в конкретном регионе идет не просто группа людей, которые обязуются заниматься решением проблем этого региона, а на выборы идет федеральная политическая партия”.
Однако главная цель СПС, цитирует КоммерсантЪ лидера правых, “попасть в Государственную думу”. В своей резолюции правые поставили перед собой амбициозную задачу “получить на региональных выборах в марте 2007 года не меньший процент голосов, чем в Пермском крае” (16 процентов). “Мы сделаем весенние выборы генеральной репетицией нашей победы на выборах в Госдуму!” – подытожили делегаты.
“Правда, Белых подчеркнул, что результат в марте “далеко не гарантирован”, – пишет Независимая газета, – так как против партии будет задействован мощный финансовый и административный ресурс”.
Лозунги СПС на предстоящих выборах будут позаимствованы из Перми. Правые намерены достроить капитализм по всей России, доведя до логического завершения демократические реформы. Здесь Никита Белых сделал существенную оговорку – эти реформы должны быть выгодны населению.
По мнению Известий, успех СПС на пермских выборах в первую очередь обусловлен наличием административного ресурса.
“Молодой лидер партии Никита Белых не так давно был правой рукой ныне действующего губернатора Олега Чиркунова и не разорвал с ним отношения до сих пор. Белых до сих пор называет Чиркунова своим личным “другом”, что дает противникам СПС лишний повод заявлять об административном ресурсе правых”, пишет газета.
Пермская газета Новый компаньон убеждена, что использование административного ресурса помогло лишь тем, что правым в Прикамье не мешали проводить полноценную пропагандистскую кампанию, допускали к участию в теледебатах и размещению наглядной агитации.
По версии Нового компаньона, удачу на выборах СПС принесло назначение в конце октября на пост начальника предвыборного штаба правых депутата Госдумы от Свердловской области Антона Бакова.
“На выборах в Прикамье Баков взял резко влево – вся мощь агитационной машины правых была перенаправлена на пенсионеров и бюджетников, – пишет газета. – Вот и программа “Достройка” позиционировалась как способ завершения строительства капитализма в России (правда, произойти это должно почему-то только после резкого повышения пенсий и зарплат бюджетникам). Ставка была сделана и на протестный электорат, который устал от “Единой России” и прочих партий, но был готов проголосовать за “новенького”, за оппозицию”.
Предвыборные рецепты г-на Бакова не для ленивых. “Белых оказался единственным партийным лидером из Москвы, кто побывал не только в Перми, но ездил и по деревням, туда, где машины застревали”, – рассказал журналу Smart Money гендиректор местного рекламно-политического агентства “Кучер” и по совместительству советник губернатора Олега Чиркунова Григорий Куранов.
“Впрочем, Белых даром бы колесил по родному бездорожью, если бы не предварительная работа партийных агитаторов, будивших в избирателях желание встретить кандидата пирогами”, подчеркивает издание.
По мнению г-на Куранова, в Перми СПС оказался единственной партией, выстроившей полноценную систему сетевого маркетинга. Если у других партий на одного агитатора приходилось 400-700 квартир, то у правых было соотношение 1:70.
Кроме того, в агитационную сетку ловится не “избиратель вообще”, а нужный заказчику сегмент электората. По мнению основателя агентства New Image Евгения Минченко, “Баков практически всегда ориентируется на 10-20 процентов убеждаемых избирателей, у которых нет жестких идеологических критериев”.
Пермским проектом заинтересовался замглавы президентской администрации Владислав Сурков, вызвавший Бакова на разговор в Кремль.
На пермском примере Баков показал Суркову, как, с его точки зрения, можно украсить политическую сцену и почему СПС еще может пригодиться Кремлю. “С помощью социальной риторики правые могут выполнить уже привычную для себя роль громоотвода, забрав голоса протестников у левых партий”, – говорит кремлевский собеседник Smart Money. Сурков, по его версии, идеи выслушал и принял к сведению.
“Сразу же после оглашения сенсационных для правых результатов голосования в Пермском крае лидер СПС Никита Белых заявил, что Антон Баков получит пост главного пиарщика правых, и на грядущих в марте региональных выборах также будет применяться доказавшая свою эффективность “Достройка”, сообщает Новый компаньон.
По мнению журнала Smart Money, на ближайших выборах Антон Баков предложит избирателям СПС уже опробованный в Перми “соцпакет”: повышение пенсий в 2,5 раза и зарплат в 4 раза. По мнению Бакова, тема зарплат и пенсий является ключевой для населения в данный момент. “В программе СПС это есть, просто не надо было ботанировать, пытаясь подстроиться под Гайдара и Чубайса”, говорит депутат.
Видимо, правые убеждены, что с таким пиарщиком не стоит волноваться о провале объединительных переговоров с “Яблоком”.
По информации Ведомостей, лидер СПС сорвал овации на съезде партии, сообщив, что в случае объединения на базе “Яблока” Григорий Явлинский предлагал ему руководящий пост, но он отказался. Так как “при этом “Яблоко” не готово пойти на изменение названия партии и изменение программы. Такие условия для нас неприемлемы”, цитирует Никиту Белых газета Время новостей. “Мы способны победить, не отказываясь от идей, лидера и бренда”, – вторил ему зампред Леонид Гозман.
По мнению Независимой газеты, основной причиной разногласий между СПС и “Яблоком” стала фигура Анатолия Чубайса. Об этом рассказал сам Григорий Явлинский в эфире РЕН-ТВ, в недельном обзоре Марианны Максимовской.
“Яблочники” требовали у “союзников” отречься от главного своего спонсора – главы РАО “ЕЭС”, а те, ясное дело, отказывались, – пишет газета. – И только накануне Белых дал Явлинскому окончательный ответ – отрицательный. Что, впрочем, можно было предположить, учитывая внутрипартийное положение главного финансиста структуры”.
По мнению Григория Явлинского, госчиновник не может быть хозяином оппозиционной политической структуры, а если может (значилось в плохо скрываемом подтексте выступления), то такая партия априори теряет право именоваться оппозиционной.
По версии сайта Лента. Ру, еще одним камнем преткновения в деле объединения СПС и “Яблока” стало отношение к “реформам 90-х”: “Яблоко” считает их “во многом ошибочными и преступными”, а СПС – “абсолютно удачными”. Причем, по мнению зампреда “Яблока” Сергея Иваненко, по тому же признаку разделен и демократический электорат.
Кроме того, на июньском съезде “Яблоко” заявило, что не считает своей приоритетной задачей прохождение семи процентного барьера на думских выборах 2007 года и не намерено менять свою позицию по принципиальным вопросам ради того, чтобы с кем-либо объединиться.
“Видимо, мы стали свидетелями окончательного “развода” по причине “непримиримых личных разногласий” между двумя однонаправленными политическими брэндами, – делает вывод Лента. Ру. – Рано или поздно это должно было произойти. Почему это случилось именно сейчас? Видимо, один из участников тандема почувствовал уверенность в том, что сможет обеспечить свое политическое будущее и самостоятельно. А другой всего лишь продолжил свою прежнюю отстраненную линию поведения, которую только усугубила обида на более успешного партнера”.
“Если альянс с “Яблоком” давно напоминает мыльную оперу, – пишет Газета, – то объединение СПС с Республиканской партией России казалось вполне реальным”. Однако и этого объединения на съезде СПС не произошло.
Председатель РПР Владимир Рыжков сообщил: “Мы договорились, что в Санкт-Петербурге, Вологодской, Псковской областях и Красноярском крае представители нашей партии будут включены в список СПС на мартовских выборах”. Поскольку РПР не прошла перерегистрацию, ее члены войдут в списки как беспартийные.
Леонид Гозман заявил Газете о том, что сейчас говорить об объединении пока рано: “Республиканская партия продолжает борьбу за перерегистрацию, им предстоят суды в Страсбурге”. Сам Рыжков на тот же вопрос Газеты ответил лаконично: “Пока ничего не готово, очень многие вопросы не согласованы”. А Российская газета утверждает, что “все переговоры между обеими структурами свернуты”.
Вероятнее всего, предполагает Газета, камень преткновения традиционный – вопрос о лидере. После громкого успеха в Перми Никита Белых не склонен делить первенства. А признанный политик Рыжков на вторые роли вряд ли согласится.
Эксперт Online сообщает, что не позднее сентября следующего года должен состояться еще один съезд СПС, чтобы окончательно решить вопросы обновления партии. По словам Никиты Белых, “только пройдя весенние выборы, станет понятно, кто, с кем и на каких условиях может объединяться”.
Много на съезде говорилось и об отношении СПС к “Другой России”.
Как пишет КоммерсантЪ, правые сделали главный для себя выбор – окончательно отмежевались от оппозиционного совещания “Другая Россия”.
“Им все равно, с кем объединяться, но нам не все равно, – заявил лидер СПС Никита Белых. – Они готовятся к революции, а мы готовимся к выборам. Их позиция – “чем хуже, тем лучше”. Поэтому нас нет в “Другой России”, мы намерены стать партией власти, чтобы продолжить прогрессивные преобразования. Мы будем участвовать в выборах, работать и побеждать!”
А Леонид Гозман и вовсе перешел на личности. “Возникают странные союзы: например, Авангард красной молодежи дружит с Каспаровым, Касьянов фотографируется с Лимоновым. В 1917 году подобная ситуация закончилась катастрофой. Чем это закончится сейчас – зависит от нас”.
Впрочем, пишет КоммерсантЪ, среди правых нашлись и те, кто вступился за “другороссов”. Делегат из Воронежа Александр Болдырев призвал лидеров СПС остаться с остальными демократами хотя бы в “рукопожатных” отношениях.
Сюжеты о съезде прошли на всех федеральных каналах. “Причем речь в репортажах шла не про раскол или какие-то зловещие козни, как можно было бы ожидать (все-таки оппозиция!), а про то, что выработана стратегия довести до конца все начатые в стране рыночные реформы, “Яблоку” отказано в доверии, а марш недовольных Каспарова – Касьянова осужден с высокой съездовской трибуны”, пишут Ведомости.
Газета сообщает, что, “по данным системы “Медиалогия”, телеканал Россия посвятил правым вдвое больше времени, чем во время их сентябрьского съезда”.
На вопрос о причинах такого внимания заместитель гендиректора ВГТРК Андрей Быстрицкий ответил лаконично: “Мы следим за основными политическими силами страны и освещаем съезды всех политических партий”.
Однако Ведомости сомневаются в отсутствии политического заказа со стороны Кремля: “Мы же точно слышали, что информационная сетка верстается при непосредственном участии администрации президента. Значит, была санкция! Значит, кто-то правый сходил в Кремль и договорился там”. “Получается, – продолжают Ведомости, – что Никита Белых начинает восхождение к федеральным вершинам с договоренностей с главным противником”.
Леонид Гозман, в свою очередь, не видит ничего удивительного в неожиданной любви телевидения к СПС. В интервью Радио Свобода он назвал две причины повышенного и доброжелательного внимания центральных каналов.
“СПС показывали потому, что после результатов Перми, где заняли второе место после “Единой России”, мы стали просто объективно интереснее людям, – сказал зампредседателя политсовета СПС. – При всем контроле за телевидением, которое сейчас есть, телевидение должно рассказывать о том, что интересно. Во-вторых, нас показывали по другой причине, которая к нашим заслугам не имеет никакого отношения. Нас показывали для того, чтобы противопоставить нас “Другой России”.
По мнению журналиста Юлии Латыниной из Ежедневного журнала, внимание Владимир Путина к СПС (партия была приглашена президентом на совещание по борьбе с экстремизмом) не является автоматическим пропуском в Думу-2007.
Латынина вспоминает, как на прошлых парламентских выборах президент Путин в ночь выборов лично поздравил Явлинского с победой: “Все в “Яблоке” расслабились и были очень счастливы: ну как же, сам президент обещал, что они прошли”.
“Словом, это первый вариант объяснения: типичная китайская разводка из серии “протягивать персик, держа нож за пазухой”, – пишет ЕЖ. – Обещать эспээсу дружбу в обмен на поведение, полностью его дискредитирующее, а в последний момент дружбу выдернуть из-под ног и развести руками: “Упс! Ну кто же знал, что вы не пройдете в Думу”.
Второй вариант, по мнению ЕЖ, заключается в том, что президент Путин искренне обеспокоен отсутствием в стране послушной оппозиции – “оппозиции в ранге дворцового клана, оппозиции, которая соревнуется с партией власти не за власть, а за желание угодить начальству, словом, оппозиции неоппозиционной”.
Однако, по мнению Латыниной, и тот, и другой вариант будет иметь один конец: прием в Кремле накануне выборов – и четыре процента наутро после выборов. Причина – никто не будет массово вступать в партии власти второго сорта.
Лидер Демсоюза Валерия Новодворская на съезде СПС также предостерегла правых от сотрудничества с нынешней властью, пишет КоммерсантЪ. “Большой вопрос, должен ли наш чистый, благородный Никита Белых идти к этой леди Макбет Лубянского проезда”, – так госпожа Новодворская выразила свое отношение к недавнему походу лидера СПС в Кремль на встречу с президентом.
Наступающий, предвыборный год может приговорить правую оппозицию к забвению, считает Независимая газета: “Сегодня только явная и недвусмысленная поддержка власти может помочь либералам пройти в парламент. Рука протянута – и с благодарностью принята”.