Россия-Запад: приведет ли риторическая конфронтация к тотальному хаосу и третьему сроку Путина?

0:00
0

Три обстоятельства могут помешать Путину покинуть президентское кресло: объявление в стране чрезвычайного положения – в ответ на действия экстремистов, образование нового государства с новой Конституции или мировая война. Об этом в интервью Независимой газете поведал глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский.

Путин мог бы остаться на третий срок в результате народного волеизъявления, полагает политолог: “Народ может однажды собраться, к примеру, на Учредительное собрание и основать Россию на постоянных началах, приняв новую Конституцию”. Павловский уверен, что это “была бы не тактическая интрига, а действительно новое государство”. Правда, существует одно препятствие: “Путин считает постановку этого вопроса преждевременным”.

Говоря о другом сценарии – “третий срок в ответ на действия экстремистов” – Павловский отмечает, что, “хотя Путин преодолел колоссальный раскол общества времен Ельцина, но чувствует, что этот раскол не залечен до конца”. И поясняет, что об этом свидетельствует “поведение крайнего крыла оппозиции, вроде “Другой России”, открыто говорящей: нас не устраивает данное государство, мы его размонтируем и начнем с нуля”.

Интервью Глеба Павловского вышло в печать во вторник. В этот же день прошли обыски в московском офисе Объединенного гражданского фронта (ОГФ), возглавляемого Гарри Каспаровым. ОГФ и еще четыре оппозиционные организации входят в движение “Другая Россия”. Его первой уличной акцией должен стать “Марш несогласных” 16 декабря.

Как пишет газета Век, “участники “Марша несогласных” собираются “выразить недовольство происходящим в стране и доказать, что ухудшение социально-экономического положения населения страны напрямую связано со снижением уровня политических и гражданских свобод, которое произошло в период руководства президента Владимира Путина”.

По информации издания, обыск проводили около 15 сотрудников МВД и ФСБ. Милиционеров главным образом интересовал спецвыпуск газеты “Объединенный гражданский фронт”, посвященный “Маршу несогласных” (он распространяется нацболами и активистами “Авангарда красной молодежи”). Эта газета, а также некоторые книги (“Беслан: правда заложников”, “Режим Путина. Идеи и практика” и другие) были изъяты.

Как заявила газете Ведомости представитель ГУ МВД Анжела Кастуева, обследование было проведено после получения оперативной информации о том, что во время марша могут прозвучать экстремистские призывы и возможны провокации.

Ведомости приводят слова Каспарова, который назвал действия МВД “попыткой запугивания” организаторов марша, но выразил уверенность, что на такой шантаж они не поддадутся.

С подготовкой к субботнему “Маршу несогласных” совпал новый виток “дачного дела” еще одного лидера “Другой России” – Михаила Касьянова, сообщают Ведомости. Росимущество подало иск о возвращении государству бывшей госдачи “Сосновка-1”, принадлежащей Касьянову.

“Дачное дело” постоянно напоминает о принадлежности Касьянова к номенклатуре, заявил Ведомостям Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем. “Это оказывает негативное имиджевое давление как на самого Касьянова-политика, так и на движение “Другая Россия”: с публичной точки зрения, можно бороться или за политические свободы, или за дачу, но никак не за то и другое одновременно”.

Не жалуют “Другую Россию” не только власть, но и коллеги из оппозиционных партий СПС и “Яблоко”.

Во время проведения III Всероссийского гражданского конгресса (из которого и вышла “Другая Россия”) оппозиционеры называли друг друга “провокаторами” и “сомнительными личностями”, пишут Новые известия.

Михаил Касьянов предложил создать к выборам 2007 года право-левую коалицию, которая затем, уже на президентских выборах, выдвинет единого кандидата от оппозиции. Главной целью оппозиционеров должна стать “смена вредного политического курса”, но “конституционными методами”.

Однако, как пишут Новые известия, “оппозиционерам из “Другой России” придется объединяться с самими собой”.

Замглавы федерального политсовета СПС Леонид Гозман рассказал НИ, что такой союз возможен лишь тогда, когда власть представляет из себя “абсолютное зло наподобие режима Гитлера или Сталина”. Нынешнюю же власть правые не считают “худшей из всех возможных”.

Зампредседателя “Яблока” Сергей Митрохин в разговоре с корреспондентом НИ также назвал идею такой коалиции “бессмысленной” и сказал, что рейтинг у единого кандидата будет “два процента, как у Касьянова”.

Консолидации оппозиции мешает разный политический статус партий и организаций, участвующих в Гражданском конгрессе.

По версии сайта Лента. Ру, государством был использован принцип “разделяй и властвуй”: “СПС и “Яблоко” стали “легальными демократами”, пройдя госрегистрацию и подтвердив свой статус официально разрешенных партий, а часть “другороссов” оказалась на нелегальном положении – это касается фактически запрещенной лимоновской НБП, так и не прошедшей регистрации Республиканской партии Владимира Рыжкова, да и Михаил Касьянов так и не смог придать официальный статус своему Народно-демократическому союзу”.

Некоторые участники конгресса выступили резко против “политизации” мероприятия. “Сопредседателями конгресса предпринимаются попытки затянуть его в “Другую Россию”, – заявил зампред “Яблока” Сергей Митрохин, – но мы категорически против того, чтобы сливать конгресс с “Другой Россией”.

А Гарри Каспаров, по сообщению Ленты. Ру обвинил “Яблоко” и СПС в “кремлевском заказе”: “Это единственный способ оправдать в глазах Кремля собственное существование. Пока не было “Другой России”, они были никому не нужны, и вдруг – взлет СПС и “Яблока” на телеэкране, их приглашают в Кремль. Власть работает над тем, чтобы оттянуть от “Другой России” актив СПС, “Яблока” и КПРФ. А СПС и “Яблоко” предлагают Кремлю яростные атаки на “Другую Россию” в обмен на преференции, например, на думских выборах”.

Как подчеркнул Каспаров, Гражданский конгресс не волновал Кремль, пока из него не выросла “Другая Россия” – “реальная оппозиция, которая угрожает власти и на которую она обрушила весь свой ресурс”.

В ответ на обвинения в связях с Кремлем Сергей Митрохин заметил, что “Каспаров тоже ходил в Кремль и только после этого Минюст зарегистрировал его Объединенный гражданский фронт”.

“Вот такая плодотворная дискуссия глухого со слепым произошла в ходе заседаний Гражданского конгресса”, заключает Лента. Ру.

Напомню, что речь шла об экстремистах (по версии Глеба Павловского), способных вынудить Владимира Путина остаться на третий срок.

“Если Касьянов, недавний госслужащий, – говорит Павловский, – способен маршировать с Лимоновым и что-то вместе подписывать, при том, что НБП не скрывает ни своих экстремистских намерений, ни ненависти к стране, если так ведет себя человек, который был премьером РФ, это говорит о реально неполной надежности госаппарата”.

Если власть не может доверять госаппарату (буквально – самой себе), что уж говорить об иностранных дипломатах. Уже четыре месяца подвергается преследованию со стороны активистов прокремлевского молодежного движения “Наши” посол Великобритании в России Энтони Брентон.

По информации сайта NewsRu, все началось с его участия в конференции “Другой России”, прошедшей накануне саммита G8 в Петербурге. В ходе подготовки этого форума помощник президента России Игорь Шувалов заявил, что если высокопоставленные чиновники государств “восьмерки” примут участие в конференции “Другая Россия”, это будет расценено российскими властями как недружественный шаг. После этого и активизировались действия “нашистов” в отношении посла.

NewsRu цитирует статью в The Daily Telegraph, где г-н Брентон рассказывает, что “вероятно, не без помощи ФСБ, “нашисты” раздобыли копию его ежедневника и заранее знают обо всех его перемещениях и встречах. Они следуют за ним, иногда преграждают дорогу его автомобилю или создают помехи его встречам”.

“Связи организации “Наши” с Кремлем хорошо известны, – сказал г-н Брентон. – Их лидер неоднократно встречался с президентом Путиным, и один из его советников, как известно, участвовал в создании этого движения. Даже если допустить, что Кремль не контролирует их действия напрямую, такой уровень влияния предполагает, что Кремль мог бы остановить их, будь у него желание”.

На днях британское посольство вынуждено было направить ноту в российское внешнеполитическое ведомство. “МИД РФ официально заверил, что вопрос будет рассмотрен безотлагательно. Мы ожидаем, что МИД РФ гарантирует, что послу и его семье будет оказано уважение и почет в соответствии с международными обязательствами”, – сообщили NewsRu в британском посольстве.

Лидер же движения “Наши” Василий Якеменко считает, что Энтон Брентон должен извиниться за участие в конференции оппозиционных партий. Видимо, чтобы восстановить утраченное доверие. А иначе… “У Брентона есть всего два выхода – или он извиняется, или он уезжает из нашей страны”, – заявляют “Наши”.

Укладывается ли этот частный факт в “доламывание мировой стабильности”, о котором говорит Глеб Павловский? Вполне. Правда, политолог считает, что занимается этим в первую очередь Буш вслед за Усамой бен Ладеном. И рассуждает Глеб Павловский о вещах более глобальных, чем травля посла: “после крушения СССР и Варшавского блока мы живем в старой, Ялтинской системе управления миром, но подбитой и тонущей”, а смена мирового порядка в прошлом всегда “проходила через большую войну” и “нет уверенности, что и теперь будет по-другому”.

По мнению Павловского, “перед нами возникает новая модель расизма – антироссийского”, в которой Россия выступает в качестве “источника проблем в мире” и “будущего врага”.

“В этой связи у нас говорят о холодной войне, но это излишне оптимистическая версия. Те, кто пытается вытолкнуть Россию из мирового порядка, готовят тотальный хаос”, – считает политолог.

Действительно, западная пресса пестрит негативными заголовками о России – “Может ли Россия быть реформирована силами извне?”, “Россия – враг”, “Кремль вкрадчиво закручивает гайки”, “Россия погружается во тьму”, “Обратно в Россию без любви”, “Польский кризис как доказательство провала империи”.

“Не сразу и поймешь, какие из этих заголовков были придуманы четверть века назад в разгар холодной войны, а какие украшают нынешние издания”, пишут Ведомости.

По мнению газеты, “полуправда, а порой и откровенная дезинформация идут из обоих лагерей; пропаганда, а не рациональная политика становится доминантой в отношениях Москвы и западных государств”.

“Однако разница все-таки есть – сегодня медиавойны начинаются из-за экономических интересов, а не из-за идеологических предпочтений. А железный занавес заменен не менее плотным “туманом восприятия” – отсутствием ясности по поводу реальных намерений сторон в политической, экономической или социальной сферах”.

Причина этого, по мнению Ведомостей, в том, что отношения Росси и Запада так и не дошли до стадии подлинного партнерства: “стороны скрывают друг от друга свои истинные намерения и не в состоянии вступить в содержательный диалог”.

Сгущению “тумана непонимания” способствуют выборы: “Смена элит в Европе и предстоящие выборы в России и США создают атмосферу нездорового популизма и национализма. Стремление заработать очки на заигрывании с общественностью не слишком способствует проведению рациональной внешней политики”.

По мнению Ведомостей, российским корпорациям надо перестать “играть в закрытость”, властям и бизнесу необходимо разъяснять западной аудитории стратегический курс и текущие действия, считает газета. Но пока “коммуникационная политика России отнюдь не соответствует ее статусу глобального игрока – не хватает Горчаковых, Плевако, Столыпиных”.

В свою очередь специалист по международным отношениям Нина Хрущева в интервью газете Der Standard (сайт InoPressa. Ру) предостерегает Запад от курса на конфронтацию с Россией.

На вопрос о связи Путина с последними громкими убийствами, Нина Хрущева отвечает, что не считает Путина ответственным за убийством Литвиненко. По ее мнению, за убийством Политковской также не стоит Путин, но он ответственен за то, что “создал атмосферу, в которой возможно нечто подобное”.

Она предупреждает, что “как при Горбачеве, когда верх пытались взять ястребы, при Путине это могут попытаться сделать люди из КГБ, которых он сам привел во власть”.

Тем более что, согласно исследованию московского Центра исследования элит, опубликованному на сайте NewsRu, “78% ведущих политических фигур – глав департаментов президентской администрации, всех членов правительства и депутатов обеих палат парламента, глав федеральных структур и глав исполнительной и законодательной власти в регионах, так или иначе были в своей карьере связаны с КГБ или организациями, пришедшими ему на смену”.

В этой ситуации, по мнению Нины Хрущевой, со стороны Запада “любая критика Кремля и лично Путина должна опираться на конкретные факты и быть очень дипломатичной, а вовсе не а-ля Джордж Буш”, “так как в соответствии со своей русской природой Москва почти рефлекторно поворачивает к Западу спиной в убеждении: что бы мы ни делали, они нас все равно ненавидят”.

В качестве примера она приводит критику России в западных СМИ в связи с делом Литвиненко: “На Западе Путин дискредитирован, но в России его стали любить еще больше”.

По мнению газеты Ведомости, и Россия, и Запад “должны начать вовлекать друг друга в конструктивный диалог и формулировать повестку дня по существу, которая выходила бы за рамки обсуждения вопросов безопасности. Необходимо противостоять стереотипам и идеологическим клише, стимулируя обсуждение обществом реальной ситуации в России и на Западе. В противном случае мы можем потерять еще пять-десять лет на риторическую конфронтацию в ожидании очередной перестройки и “нового мышления”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ