Кто разбудит "спящий" электорат?

0:00
0

“Вопреки апокалипсическим предсказаниям, “Русский марш” не стал событием, – отмечает публицист Валерий Выжутович в Новых известиях. – Официальный запрет на проведение шествий под экстремистскими лозунгами, суровые предостережения властей и тотальная милицейская профилактика сделали свое дело – не позволили продемонстрировать такое “единство”, от которого шаг до погромов”.

НИ приводят слова лидера движения “За права человека” Льва Пономарева, который полагает, что власти реабилитировали себя в глазах общественности: “Они предотвратили нацистское шествие”. В то же время правозащитник обратил внимание на то, что “все это было сделано довольно грубо”.

Как пишет КоммерсантЪ, 4 ноября в Москве “власти предприняли беспрецедентные меры безопасности: над городом летал патрульный вертолет, а на земле дежурили почти 10 тысяч милиционеров”. Были задержаны, по разным данным, от 500 до 1150 человек (в качестве причины задержания им вменялся “переход улицы в неположенном месте”). Сотовая связь, по информации Газеты, глушилась.

Любопытно, что еще накануне Дня народного единства Глеб Павловский в интервью Известиям призвал силовые ведомства отозвать своих агентов из националистических организаций с тем, чтобы предотвратить “Русский марш”: “Половина этих людей является агентурой тех или иных правоохранительных служб. Это нормально. Правоохранительные ведомства – МВД, ФСБ – обязаны создавать агентуру для того, чтобы работать с криминальной средой. Но если их агентура начнет выходить на улицы на марши, то, наверное, мы должны быть против того. И в соответствующих ведомствах кому-то стоит набрать телефоны известных им агентов и просто их отозвать”.

Тем не менее, в Москве у памятника Льву Толстому был проведен митинг “Народной воли” и (как заявил ее лидер Сергей Бабурин) ряда “братских движений”. К “братским движениям” он, по всей видимости, отнес Славянский союз и ДПНИ, глава которого, Александр Белов, стоял рядом с ним на трибуне, но так и не получил слова от лидера “народовольцев”. По информации сайта Кавказский узел, по поводу ДПНИ Бабурин получил строгое предупреждение от замруководителя администрации президента РФ Владислава Суркова: если на митинге выступит Белов, “то партии “Народная воля” не будет”.

О дальнейшей судьбе партии остается только гадать. Как пишут Новые известия, Александру Белову удалось, правда, уже после официального окончания митинга, вскочить на грузовик и, “демонстрируя собравшимся свои познания в нецензурной лексике”, дать оценку действиям “народовольцев”. Он также “объявил о создании движения “Русский марш” и пообещал, что в следующем году на эту акцию соберется миллион человек”.

Закончилась акция обещанным “Русским маршем” – от Девичьего поля до ближайшего метро сквозь кордон милиции и ОМОНа.

По информации Независимой газеты, “как и в Москве, в российских регионах День народного единства прошел без серьезных происшествий”. Исключение составил разве что Санкт-Петербург, в котором 200 активистов ДПНИ, Славянского союза и других радикальных организаций промаршировали по Невскому проспекту. Это шествие окончилось дракой с антифашистами. “В итоге сотрудникам правоохранительных органов пришлось разнимать дерущихся при помощи слезоточивого газа и дубинок”, пишет НГ.

Антифашистов в Москве оказалось меньше, чем националистов. Это показала альтернативная акция на Болотной площади, которая собрала около тысячи человек. Как сказала Времени новостей председатель комитета “Гражданское содействие” Светлана Ганнушкина, “основной идеей митинга стала идея ответственности: мы должны не просто осуждать фашизм и нацизм, но и нести ответственность за наших юных фашистов”. Она с сожалением отметила, что “негативная часть россиян более активна, чем позитивная”.

Выступавший на митинге лидер СПС Никита Белых рассказал Новым известиям, что разослал приглашения принять участие в митинге представителям практически всех партий, которые подписали в феврале “антифашистский пакт”. Однако, ни “Единая Россия”, ни “Аграрная Россия”, ни СР-РПЖ на митинг, по словам Белых, не пришли. “Для меня это некий показатель, – заметил лидер СПС. – Значит, когда мероприятие организовано не “Единой Россией”, они считают, что им в нем участвовать не к лицу?”.

По мнению выступавших, пишет Газета, власть потворствует росту национализма и фашизма. Как заявил лидер “Авангарда красной молодежи” Сергей Удальцов, она “в своих корыстных интересах заигрывает с этой проблемой, но забывает, что фашистский джинн, вырвавшись из бутылки, не вернется обратно”.

Депутат Мосгордумы Сергей Митрохин отметил, что вместо тотальных запретов маршей и митингов, которые только “создали неразбериху и напряженность”, нужно попросту наказывать за нацистские высказывания. “Если власти что-то запрещают, они должны пресекать незаконные действия. Лидеры нацизма, устроившие в прошлом году такой марш, не были наказаны. Слабость власти для этих группировок – показатель того, что можно действовать более нагло, более агрессивно”, – заявил он Газете.

Как пишет Время новостей, несмотря на вполне спокойную обстановку в день праздника, далеко не все наблюдатели склонны считать, что “Русский марш” обернулся провалом националистов. Глава Центра по изучению и предупреждению ксенофобий и экстремизма Института социологии РАН Эмиль Паин считает, что провалились “немалые затраты на телевизионные ролики с участием известных актеров, которые должны были представить этот праздник как картинку политической стабилизации в стране”. По мнению Паина, “несмотря на активные запреты властей, сотни людей в регионах вышли на запрещенные или полуразрешенные митинги под националистическими лозунгами”, и это означает, что “единая общероссийская сеть русского национализма сложилась”.

“ДПНИ показало сочувствующим, да и вообще широким массам, что может проводить свои акции даже в условиях давления”, – сказал Времени новостей директор информационно-аналитического центра “Сова” Александр Верховский. Организатора акции Александра Белова он считает вполне успешным лидером, “старающимся, по всей видимости, централизовать на себя ксенофобские настроения” и “умело выражающим чаяния тех 52% россиян, которые поддерживают идею “Россия для русских” (данные ВЦИОМ).

Как оказалось, особенно высок показатель ксенофобии среди детей и молодежи. По информации Новых известий минимум 20% московских школьников с 5-го по 11-й классы симпатизируют националистам или же напрямую относят себя к скинхедам. А по результатам исследования толерантности среди российских школьников, проведенных Институтом развития системы образования, 73% детей испытывают неприязнь к приехавшим в их города чужакам.

“По данным мониторинга Московского бюро по правам человека, активность национал-радикалов растет, пишут Ведомости и приводят данные МБПЧ по нападениям со стороны националистов: за январь-май 2006 года в России их было зафиксировано более 100, в результате чего погибли 17 человек. В Москве за 2006 год самыми громкими преступлениями на национальной почве стали взрыв на Черкизовском рынке (12 погибших) и нападение на синагогу.

Как отмечает Дмитрий Быков в журнале Компания, “сегодня мы расплачиваемся за то, что в политику и, главное, идеологию толпой хлынули пиарщики, выходцы из бизнеса, решившие (или это их наниматели так решили?), что выстроить философию нового государства так же просто, как вычислить таргет-группу нового продукта”. “Они стали подходить к идеологии ровно с теми же мерками, выбрасывая на рынки пустые слоганы и ничего не значащие тезисы, – продолжает Быков. – Они стали формировать партии так же, как складывают бизнес-альянсы. Они объявили радикалами всех, у кого были хоть какие-то убеждения. И вместо поля, на котором сосуществуют разные, но одинаково культурные злаки, мы получили дикое пространство, заросшее лебедой и крапивой”.

Первым активно восстанавливать “дикое поле” решило московское правительство. Как сообщает газета Ведомости, оно объявило о подготовке программы по борьбе с национализмом: психологи будут пропагандировать терпимость на интернет-форумах ксенофобов, а в школах будут искать националистов и перевоспитывать.

Однако вряд ли такими мерами удастся сделать идею терпимости популярной среди молодежи. Как сказал газете Ведомости управляющий директор Imageland Евгений Кузнецов, эти меры опоздали лет на десять. Борясь с национализмом, власти лечат не болезнь, а ее симптомы, ведь асоциальные идеи – от неуверенности молодежи в завтрашнем дне.

“Между тем социологи уже бьют тревогу, – отмечают Новые известия. – Процесс радикального изменения общественного сознания происходит по прошествии двух поколений. Одно поколение в духе ксенофобии уже воспитано”. “При сохранении существующей тенденции уже через тридцать лет в стране можно будет ожидать крупные национальные катаклизмы, – пояснил НИ ведущий научный сотрудник “Левада-Центра” Леонид Седов. – Большая часть взрослого населения пропитано нетерпением и ксенофобией. Сейчас к ним присоединяются дети. В условиях многонационального государства все это, увы, может грозить просто развалом России”.

Причиной запрета “Русского марша” и новых инициатив московского правительства могут быть и предстоящие выборы.

По мнению Валерия Выжутовича (Новые известия), мотивацию запрета “Русского марша” “следует искать не в правоохранительной, а в идеологической сфере. Власть обнаружила, что утвердить госмонополию на здоровый (умеренный) национализм не получается. Так как появился конкурент. Уличный. Ультрарадикальный. И совершенно неуправляемый. Его притягательными лозунгами и неконтролируемой активностью на грядущих парламентских выборах может быть собрано столько голосов, что обеим партиям власти, старшей и новорожденной, мало не покажется”.

В интервью КоммерсатЪ-Власти руководитель исследовательской группы “Меркатор” Дмитрий Орешкин рассуждает о возможности революции в России и о том, что национал-социалистические идеи способны увлечь значительную часть электората, который сейчас не участвует в выборах. Он отмечает, что октябрьские региональные выборы не полностью отражают истинные настроения в обществе. Явка на этих выборах составляла 35-40%. “Мы имеем дело со смещенной выборкой, – говорит он. – Треть избирателей – это те самые пенсионеры, которые голосуют в три раза активнее молодежи и в два раза активнее людей зрелого возраста. И не забудьте внести поправку на административный ресурс: 10-15% явки и голосов избирателей – заслуга регионального начальства”. По мнению Дмитрия Орешкина, Кремль получит нужные ему результаты на выборах 2007 года только в том случае, если “спящие” пока 65% избирателей так и останутся “спящими”. Именно “спящий” электорат таит неартикулированную угрозу для стабильности власти”.

(Кстати, через несколько дней после публикации этого интервью стало известно, что Госдума рассмотрит поправки депутатов-“единороссов”, кардинально меняющие избирательное законодательство. В частности, может быть отменена норма о минимальной явке избирателей на выборы. То есть теоретически на выборы могут прийти только представители партии (или партий) власти, чтобы проголосовать за себя, родимых. И выборы состоятся.)

Сравнивая советский строй с рабовладельческим строем, Орешкин называет сегодняшнее состояние России феодализмом, в котором есть монарх и 88 феодалов, и отмечает, что “сейчас вызревают предпосылки новой революции, буржуазной”. 20-25% избирателей, придерживающихся прозападных ценностей, могут, по словам политолога, проголосовать за “Яблоко” и СПС, но, скорее всего, основные голоса могут быть отданы какой-либо новой партии демократов. А вот нелиберальное большинство “спящих” ориентировано на “бледно-розовую” систему ценностей. Дмитрий Орешкин считает, что в любом случае голосование “проснувшихся” будет носить протестный характер и, скорее всего, будет отражать формирующуюся сейчас обширную зону национал-социалистической риторики. Он не исключает появления в России фюрера, “как черта из табакерки”, но только при свободных выборах. “Но поскольку власть готовит сценарий управляемых выборов, то черта не будет. Будет множество мелких конфликтующих между собой бесенят наподобие ДПНИ, – говорит Дмитрий Орешкин. – Часть имиджевых функций державного “черта” власть и сама не прочь взять на себя”. Но если все пойдет не по сценарию власти, то, по мнению политолога, это будет, скорее, контрреволюционный переворот при поддержке силовых структур. “Путина и сейчас считает слабаком часть генералитета. А любые неудачи во внешней политике или либеральные шаги во внутренней докажут слабость президента. Поэтому переворот если и будет, то антипутинский. Правда, это самый крайний случай”, – заключает Дмитрий Орешкин.

9 ноября, весь мир отмечает День борьбы с фашизмом и антисемитизмом. В этот день, вспоминают Новые известия, в 1938 году в Германии произошло событие, вошедшее в историю под названием “кристальная ночь” или “ночь разбитых витрин”. Тогда по всей стране были арестованы и отправлены в лагеря более 30 тысяч евреев. Именно 9 ноября принято считать началом Холокоста. К сожалению, в России этот день стали отмечать совсем недавно, а о его существовании россиянам известно гораздо меньше, чем о Дне народного единства или “Русском марше”.

Забыть о “Русском марше” не дадут и сами его организаторы. 8 ноября, сообщает КоммерсантЪ, оргкомитет “РМ” заявил о проведении новой массовой акции националистов в столице. 21 декабря они хотят отметить день рождения Сталина многотысячным шествием по Тверской улице. Националисты потребовали от мэрии официального разрешения на эту акцию, чтобы “восстановить свои права, попранные 4 ноября милицией”. Впрочем, если мэрия не разрешит акцию, она, как обещают организаторы, все равно состоится.

Как заявил Ъ заместитель начальника управления по работе с органами обеспечения безопасности мэрии Москвы Василий Олейник, после подачи заявки “решение будет принято в зависимости от характера мероприятия”. На вопрос Ъ, что будет, если националисты решатся на несанкционированную акцию, г-н Олейник ответил: “Будет как всегда”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ