“Через пять лет в России будет построена двухпартийная система”, – пишет РБК daily. В последние годы число партий и движений, принимавших участие в парламентских выборах, постоянно снижалось. По прогнозу главы ЦИК Александра Вешнякова, в парламентских выборах 2007 года смогут принять участие примерно десять партий, а в выборах 2011 года “штурмовать” Думу смогут порядка пяти партий. “Сколько из них достигнет цели, во многом будет зависеть от высоты барьера, который в 2007 году определен в 7%, и никто не поручится, что он не будет доведен до 10%. По крайней мере, партиям уже запретили вступать в блоки и установили для них минимальную численность в 50 тысяч человек”, говориться в статье.
Сокращению числа партий способствует и финансовый фактор. “Прогноз относительно двухпартийной системы к 2011 году кажется вполне реалистичным, – считает член ЦИК РФ Елена Дубровина. – Для проведения полноценной избирательной кампании необходимо все больше денег, а это могут себе позволить только крупные партии”. “В этих условиях, – замечает РБК daily, – из пяти партий в Думу к 2011 году смогут пройти не более двух”.
Что же это за партии? По мнению журналистов и экспертов, это “Единая Россия” и новорожденная “Справедливая Россия”, сколоченная из “Родины”, Партии пенсионеров и Партии жизни.
Создание “Справедливой России” состоялось в минувшую субботу.
“Для трех левых партий наступил “великий день”, – приводит слова Миронова об объединительном съезде РБК daily. – Такого в истории новейшей России еще не было, когда объединяются три реальные политические силы, имеющие свои перспективы и свой электорат”. По замечанию Независимой газеты, “с утра автобусы стройными колоннами привезли членов трех партий, а вечером увезли представителей одной”.
Миронов, позиционирующий себя как третье лицо в государстве по Конституции, предсказуемо был избран лидером новой партии.
По информации Ведомостей, “приветствия объединяющимся направили президент Владимир Путин и – впервые в истории партстроительства – патриарх Алексий Второй.
Против слияния выступил лишь председатель питерского регионального отделения “Родины” депутат Юрий Савельев, известный своим докладом по Беслану. – “Родина” была оппозиционной партией. Мы в Думе всегда голосовали против антинародных законопроектов, которые потом утверждал Миронов”, – пояснил он Коммерсанту.
Эмблемой партии стал развевающийся российский флаг с увеличенной красной полосой, на которой золотыми буквами написано: “Справедливая Россия”. Позировали телекамерам лидеры на фоне карты СССР. “Красный был цветом справедливости задолго до революции”, – опроверг Миронов аналогии с коммунистами.
Он резко отреагировал на недавнее заявление Геннадия Зюганова, посоветовавшего сослать лидера РПЖ на Колыму. “Видимо, нервы сдают у Геннадия Андреевича, когда он понимает, какая сила рождается” (“Независимая газета).
Не оставляет вниманием лидер СР и своего главного соперника – “Единую Россию”. “Пусть “Единая Россия” ждет и трепещет, и отсюда нервная реакция со стороны единороссов на наше объединение, но бороться мы будем на равных”, – заявил Миронов Времени новостей.
КоммерсантЪ приводит слова лидера эсеров, что набрать в 2006 году 7% и преодолеть барьер – “это не задача”: “Мы будем решать другие задачи, реально конкурировать с “Единой Россией”. “Если они называют себя “партией власти”, то мы будем партией народа” (цитата по Газете). Одна из главных задач партии – снижение разницы в доходах между 10% самых бедных и 10% самых богатых с 30 раз, как сегодня, до 2, пишет Коммерсант.
Миронов отказался встраивать новую партию в привычную шкалу “правые-левые”: “Рисуйте перпендикуляр, а на самом верху перпендикуляра рисуйте яркое солнце. Мы там”.
В президентских выборах сам Миронов участвовать не планирует. “На сегодняшний день у меня нет такого намерения и нет такого желания”, – приводит его слова газета Время новостей. “Мы поддерживаем и будем поддерживать курс Владимира Путина и никому не позволим с него свернуть после 2008 года”. Видимо, даже путинскому преемнику.
Но не верит ему политолог Станислав Белковский. По его мнению, высказанному в интервью Радиостанции Свобода, сам Миронов, конечно, такие надежды питает. Однако, есть еще пять-шесть человек (например, Сергей Собянин, Борис Грызлов, Валентина Матвиенко), “которые, если их разбудить ночью, сразу ответят, что преемниками будут они”. “Исходя из традиционной линии поведения Путина, реально преемник будет выбран не ранее чем за три-четыре месяца до ухода президента Путина от власти, вполне возможно, что после следующих парламентских выборов, которые сыграют роль своего рода праймериз преемников”, – прогнозирует Станислав Белковский.
Петербургский политический эксперт Владимир Гельман (сайт Радио Свобода) также не видит каких-то самостоятельных перспектив за Мироновым. По его мнению, “человек, который в своей предыдущей деятельности проявил себя как марионетка, вряд ли проявит себя как самостоятельный, активно действующий политик на посту лидера новой партии. Миронов или те силы, которые за ним стоят, претендуют на некоторое количество избирателей, которые по тем или иным причинам не достанутся “Единой России”. Это как после хищников, которые получили основную часть добычи, наелись, приходят падальщики”. “Хотя, – говорит он, – подозреваю, что эта партия может быть успешно использована в борьбе за главный приз – за то, кто и как воспользуется итогами президентских выборов 2008 года”.
Создание “Справедливой России” санкционировал и отчасти инициировал сам Владимир Путин, убежден политолог Станислав Белковский. “Единая Россия” в понимании Путина состоит не из ответственных политиков, а из “шестерок” – людей, которые существуют для того, чтобы выполнять его указания”, – говорит Белковский. На парламентских выборах 2007 года Путин хочет отдать конституционное большинство лояльным себе силам. Но, по мнению политолога, если отдать это большинство в одни руки, он может оказаться заложником “Единой России”, “которая в один прекрасный момент может превратиться из клуба “шестерок” в политическую структуру, реально претендующую на контроль над собственным отцом-президентом”. Именно поэтому инициирован альтернативный проект, который позволит Путину сформировать конституционное большинство в следующем парламенте, но при этом партия “Единая Россия” не получит даже простого большинства, а остановится где-то на барьере 45-47%, а 20 с небольшим получит новая левая сила.
Октябрьские выборы в регионах, пишет генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров в “Российской газете”, показали, что тягаться с единороссами новичкам пока не по силам. “Однако прохождение семипроцентного барьера в большинстве регионов говорит о том, что свой тест партия Миронова сдала”. По мнению Федорова, “приготовленный Мироновым оригинальный политический коктейль, сочетающий лояльность президенту с жесткой критикой в адрес “Единой России”, нашел в регионах немало ценителей. Да и в целом партии, объединяющиеся под началом Миронова в левоцентристскую оппозицию, продемонстрировали хорошие электоральные результаты, набрав в ряде регионов в сумме больше 20% голосов”. А это уже совпадает с прогнозом Станислава Белковского.
“ЕР” болезненно относится к созданию новой партии, хотя и заявляет, что считает наиболее значительным своим конкурентом на предстоящих выборах КПРФ. Причиной этого, по мнению Валерия Федорова, является потеря статуса единственной “партии власти”. Однако социолог приводит данные ВЦИОМ, по которым на прямой вопрос, за кого люди будут голосовать на выборах в Госдуму, если Путин в равной степени поддержит “Справедливую Россию” и “Единую Россию”, ответы разделились следующим образом: ЕР – 41%, сторонники Миронова – 11%. Но чтобы удержать эти позиции, замечает Федоров, ЕР необходимо сделать выбор в пользу правого центра, так как левизна существующего общественного запроса сильно преувеличена и слишком много желающих занять эту нишу. Также партии необходимо начать региональное партийное строительство.
О проблемах ЕР в регионах также говорит саратовский политолог Денис Есипов в Коммерсанте. Напомню, именно в Саратове три депутата облдумы – Владимир Титаев, Владимир Санталов и Василий Поимцев – заявили о выходе из “Единой России” и возможном вступлении в новую объединенную левую партию. По мнению Есипова, “демарш является знаковым событием, поскольку все трое выходцев являются создателями саратовского отделения партии”. “В результате на фоне набирающего силу объединительного процесса новых левых происходит дробление на группировки и кланы внутри “Единой России”, которое обрастает скандалами и дрязгами”. Все это может, по мнению аналитика, привести к переходу знаковых единороссов в новое партобъединение. “И с этой точки зрения заявление трех депутатов может послужить катализатором для начала необратимых для регионального отделения процессов”, – убежден Есипов.
“Реальная конкуренция между партиями власти тревожит Кремль”, – замечает в интервью питерской газете “Дело”, директор Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его мнению, изначально Кремль хотел бы, чтобы обе партии занимали все партийное пространство, но не конкурировали друг с другом: ЕР сохранила бы ориентир на провластный электорат, а СР взяла бы голоса сторонников КПРФ. Но реальность такова, что, по мнению Макаркина, “ближе к 2007 году станет еще понятнее, что речь идет не просто о разделение ролей и функций, а наступает реальная внутриэлитная конкуренция. Это означает, что в стране все-таки есть запрос на нормальную многопартийную систему, на конкурентную борьбу за власть”. В то же время политолог не считает, что в стране появится классическая многопартийная система, характерная для западных государств, однако “есть шанс, что предстоящие парламентские выборы не превратятся в плебисцит “Единой России”, а будут представлять реальную конкурентную борьбу за власть”.
РБК daily отмечает, что “строящаяся сегодня конструкция – не первая попытка Кремля охватить все политическое поле справа налево. “Двуногие” партии власти были в ходу и раньше. Например, накануне выборов 1995 года, одновременно с созданием партии “Наш дом – Россия”, которая позиционировалась как партия правая, был наспех сколочен левоцентристский Блок Ивана Рыбкина – он должен был отобрать голоса у коммунистов. Затея вышла неудачной: КПРФ набрала тогда 22,3% голосов, а вот прокремлевские левые – всего лишь 1,1%”.
Но у новорожденной “Справедливой России” есть явные преимущества, считает обозреватель РИА “Новости” Cветлана Бабаева. Партии удалось уловить политическую конъюнктуру – потребность общества в справедливости.
“Сегодня в моде патриоты, – пишет Светлана Бабаева. – Как в 1980-е многие били себя в грудь, относя к “верным партийцам”, в 1990-е – к “истинным демократам”, так сегодня модно быть патриотом. Но при этом, как и в “обычной” моде, когда вещь начинают носить все, она быстро становится чем-то повседневным, перестает быть “фишкой”, знаком отличия избранного. И начинается поиск”.
“Единая Россия” занялась поиском “фишечек” еще с весны. “Кое-какие даже нашла – например, ее тактика вмешиваться и брать “под свою ответственность” разные болезненные случаи, начавшие происходить с простыми людьми в окружающей их жизни: насильственное выселение, обман в сфере долевого строительства жилья, на молодежном уровне вдруг про экологию вспомнили и т.д. Но широко это как-то пока не пошло”.
У “Справедливой России” “фишка” – в слове. “Потребность в справедливости – сейчас по сути основная в массовом сознании граждан – продолжает обозреватель РИА “Новости. – Тем более что справедливость в русской иерархии ценностей всегда ставилась выше, чем материальное благополучие”.
Термин “справедливость” удобен еще и тем, что при грамотном пиаре его можно наполнить любым содержанием. Как замечает президент компании “Михайлов и партнеры” Юлиана Слащева (Русский Newsweek), современные пиарщики оперируют таким понятием, как “легендизированная правда”. У них нет сейчас потребности в откровенном вранье. То есть “правда столь многогранна, что нет необходимости прибегать ко лжи”. А Светлана Бабаева перечисляет, что же может означать справедливость для разных людей: “все взять и поделить”, “всех понаехавших выслать”, на начальника налоговую наслать, соседу колеса на новой “тачке” проколоть. Потребность есть, а содержание придумают.
Тем временем, эксперт Горбачев-фонда Валерий Соловей в Новой газете замечает, что “у партии власти появился новый противник – и он будет набирать силу. И это не “партия Миронова”. “Медведю” предстоит потягаться с более серьезным соперником, имя которому – “апатия избирателей”.