“Никакая он не хромая утка!” – такой вывод сделала Независимая газета по итогам очередного опроса Фонда “Общественное мнение”, изучающего динамику популярности Владимира Путина.
Результат оказался впечатляющим: электоральный рейтинг президента за последние дни резко вырос, за него готовы проголосовать в ближайшее воскресенье не менее 53% граждан. Стоит иметь в виду, что всего лишь месяц рейтинг президента находился в пределах 47-49%. (А год назад он и вовсе продвигался к 40-процентной отметке).
“Такая динамика, – озадаченно заметила НГ, – выглядит парадоксально – на фоне неоднократных заявлений Путина уйти с поста президента в 2008 году”.
Между тем глава ФОМ Александр Ослон дал исчерпывающее объяснение нынешнему результату. “Есть один фактор, который легко и просто назвать, – сказал Ослон, – это Послание. Больше ничего не происходило”.
По мнению главы ФОМ, нынешнее путинское Послание сильно отличалось от предыдущих, которые были интересны в основном политической элите и не касались проблем всего населения. Поэтому электорат обращал на них мало внимания.
В частности, в 2005 году информированность граждан о самом факте обращения главы государства составляла порядка 30%, в то время как сегодня – более 40%. Особое впечатление на этот раз произвел разговор на тему российской демографии: 36% опрошенных заявили, что запомнили именно эту часть президентского выступления.
Выигрышная тема была немедленно подхвачена на всех уровнях власти.
Первой отметилась “Единая Россия”: по информации издания Газета, в Госдуме началось обсуждение проекта закона, “регламентирующего выполнение задач, которые озвучил президент в послании Федеральному собранию. А во фракции “ЕР” уже разработан план мероприятий по реализации послания – на 23-х страницах.
Впрочем, торопливость “медведей” вполне понятна. В последнее время, напоминает Газета, Владимир Путин заметно дистанцировался от “Единой России”, а замглавы его администрации Владислав Сурков, курирующий партийную работу, неоднократно и резко критиковал “партию власти”.
Критика возымела действие: предложения единороссов по выходу из демографического кризиса будут представлены Совету Госдумы не позднее 5-го июня.
Газета Новые известия, со своей стороны, сообщает о взрые административно-демографического энтузиазма в регионах: “Волна главным образом словесной заботы о молодых семьях, матерях-одиночках, сиротах и многодетных родителях неожиданно охватила чиновничьи сердца”.
В Ульяновской области губернатор Сергей Морозов уже публично заявил о том, что готов отказаться от своего месячного заработка в пользу обездоленных детей. Его примеру последовало несколько областных чиновников – несмотря на замечания скептиков о том, что подобные суммы вряд ли изменят ситуацию в регионе, где демографические проблемы стоят особенно остро.
Руководство Челябинской области выдвинуло, как говаривали когда-то, собственный почин: открыть новую антиалкогольную кампанию. Первый вице-губернатор области Андрей Косилов уже объявил, что именно алкоголизм – “ключевая проблема депопуляции населения”.
Надо сказать, что депутат Госдумы Андрей Буренин, как сгобщают Новые известия, пошел еще дальше и предложил ради укрепления здоровья мужчин в 5-6 раз повысить акцизы на сигареты.
Между тем в Свердловской области губернатор Россель считает, что рождаемость можно поднять, “вселив социальный оптимизм” в беременных женщин, решивших сделать аборт.
Г-н Россель подсчитал, что в прошлом году в его регионе на 50 тысяч рождений пришлось 50 тысяч абортов. При этом умерло в области 60 тысяч человек. А если бы удалось “создать условия будущим матерям, то население области не убыло, а прибавилось бы, причем ощутимо”.
А в Ростовской области атаман Азовского юрта (района) Сергей Сеник попросту отдал приказ: “Казакам, имеющим семьи, довести количество детей до максимально возможного – не менее пяти”. Контроль за исполнением приказа 27-летний холостой атаман оставил за собой.
А председатель областного законодательного собрания Александр Попов подтвердил, что региональные власти готовы казачью инициативу “подкрепить материально”, что бы это ни значило.
В этой обстановке всеобщего душевного подъема абсолютным прагматиком проявил себя губернатор Волгоградской области Николай Максюта. На заседании губернаторского общественно-экспертного совета по предпринимательству Максюта потребовал внимания к проблемам повышения рождаемости прежде всего от местных предпринимателей. Для чего последние, по мысли губернатора, должны прежде всего обеспечивать своих наемных работников достойной заработной платой, “а не платить им прожиточный минимум, как делают многие”.
Однако в целом бизнес, который вслед за многими, с удовольствием продемонстрировал свою заинтересованность в решении проблем, поставленных президентом, финансировать соответствующие программы пока не торопится.
Как информирует своих читателей газета Ведомости, предпринимательская ассоциация “Деловая Россия” разработала собственную “Национальную программу демографического развития России”. Причем средства на ее реализацию – 42щ млрд рублей – предприниматели предлагают выделить из госбюджета.
На эти деньги можно было бы, по мысли авторов программы, “простить” молодым родителям часть ипотечного кредита (при рождении первого ребенка – 10%, второго – 30%). Те, у кого более трех детей, должны иметь право на получение ипотечного кредита без процентов (проценты банку оплатит опять же бюджет). Есть и другие льготы для многодетных семей.
А также и для работодателей, которые согласятся выплачивать своим работникам единовременное пособие на рождение ребенка – государство должно в этом случае снизить им базу налогообложения на соответствующую сумму (речь идет о 50-ти тысячах за первого ребенка, 75 тысяч – за второго, 100 тысяч – за третьего “и последующих”).
Эти предложения, правда, не вызвали восторга у Минфина, где считают, что профинансировать все, предлагаемой “Деловой Россией”, можно, лишь “распечатав Стабфонд”. Что неизбежно приведет к росту инфляции и дестабилизации финансовой политики.
Кроме того, эксперты по-прежнему сомневаются в действенности подобных мер.
Правда, по данным исследования Левада-центра, опубликованным журналом Русский Newsweek, ровно половина граждан считает, что в идеальной семье должно быть два ребенка. Но в своей собственной семье в ближайшие 2-3 года готовы увеличить число детей не более 13% россиян.
При этом каждый четвертый, уверяет, что ему мог бы добавить чадолюбия более высокий заработок. Пятая часть граждан согласилась бы на увеличение потомства при улучшении квартирных условий. Каждого шестого на этом пути останавливает инфляция.
Однако самая большая группа респондентов – 38% – заявила, что их решение – больше семью не увеличивать – ничто не может изменить.
В нынешней системе ценностей в нашей стране, пояснил Русскому Newsweek эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков, дети занимают далеко не первое место: при потребительском буме в крупных городах у людей совсем другая система мотиваций, чем требуется для усиленного деторождения. Что же касается сельской России и небольших городов, уровень жизни в них таков, что выплатами, предусмотренными властями, положение вряд ли удастся исправить.
“При словах “вымирание нации” у нас традиционно принято опускать глаза, – пишет журнал Новое время, – в ожидании грядущего апокалипсиса смиренно прекращают полемику любые политические антиподы, голос одинаково дрожит и у правых, и у левых, и у жириновцев, и у космополитов”.
Но в чем, собственно, катастрофа? Дети не перестают появляться: “В очереди в детские садики надо записываться еще до свадьбы. В роддомах свободных коек не наблюдается, и цены на услуги по воспреемству и воспитанию подрастающих ресурсов для народного хозяйства поднимаются в полном соответствии с законами спроса и предложения”.
Правда, и смертность тоже растет, причем стремительными темпами, особенно среди людей работоспособного возраста. Не говоря уж о гибели военнослужащих – молодых, здоровых мужчин – в так называемых “горячих точках”.
“В общем, тут бы хорошо не о демографии, – замечает Новое время. – а, скажем, о реформе здравоохранения или о контрактной армии”.
Однако понятно, что на этих заезженных и бесперспективных темах завоевать любовь народа было бы значительно сложнее.
Не говоря уж об ожиданиях чиновников, с точки зрения которых, подчеркивает Андрей Рябов в Новой газете, демографическая проблематика хороша прежде всего захватывающими дух перспективами раздачи денег.
К тому же, по мнению Рябова, предложенная президентом повестка дня “на коротком отрезке предвыборной мобилизации вполне может сработать – с точки зрения повышения популярности власти (что, собственно, уже и произошло).
Впрочем, автор оговаривается: “Если, конечно, аппетиты чиновников не окажутся столь неуемными, что даже незначительные объемы пособий на детей не дойдут до значительных групп получателей помощи”.
А вот что касается более серьезных кремлевских обещаний – выплаты 250 тысяч рублей за рождение второго ребенка – их, с точки зрения Новой газеты, никто всерьез не воспримет.
“Российские граждане отлично знают, что наше государство – не шведское или немецкое, которое если уж пообещало, то обязательно сделает. У нашего всегда найдутся аргументы, почему обещание выполнить нельзя: инфляция вдруг разыгралась, банковская система “просела”. Да мало ли что еще может произойти”. Тем более – существенный момент! – крупные выплаты обещаны по достижении вторым ребенком трехлетнего возраста, то есть уже после выборов.
Впрочем, как считает Андрей Рябов, “многих российских избирателей сам факт, что власть о них думает и что-то обещает, настраивает на оптимистичный лад”. И потому, пишет еженедельник Московские новости, можно предположить, что нынешние идеи власти – “это далеко не конец: последуют новые популистские идеи”, а также призывы к сплочению против новых угроз, внешних и внутренних.
В самом деле, пресловутая проблема-2008 продолжает беспокоить властную верхушку, модель передачи власти все еще не выбрана, и президенту становиться “хромой уткой” сейчас было бы несвоевременно.
Пресса давно уже пишет о начале операции “Преемник”, однако слабые стороны этой модели передачи власти хорошо известны.
Да и сама она, как пишут Московские новости, приемлема лишь постольку, “поскольку лучшей в России сегодня все равно взяться неоткуда”.
В самом деле: прежде всего, трудно понять, “каким образом и насколько грамотно производится выбор “преемника”. А также – насколько “уходящая команда” руководствуется интересами страны в целом, а не своими собственными выгодами. Ясно одно: эти вопросы – из разряда, что называется, риторических.
Хорошо уже то, пишет в Московских новостях первый заместитель генерального директора Центра политических технологий Борис Макаренко, что избранная модель все же предполагает ротацию на верхнем этаже власти, “причем ротацию, подкрепленную всенародным голосованием”.
Таким образом, по крайне мере формальные конституционные требования будут соблюдены: “преемник должен понравиться народу, и смена власти все же произойдет”.
К тому же, добавляет главный редактор отдела политики журнала Коммерсант-власть Дмитрий Камышин, нынешний выбор из двух потенциальных преемников – Дмитрия Медведева и Сергея Иванова – “выглядит как минимум вдвое демократичнее, чем состоявшееся в 1999 году назначение Ельциным единственного и неповторимого наследника”.
Предполагается, что острая конкуренция двух кандидатов в президенты “должна позволить выбрать из них наиболее достойного – или, утвердившись в их полной бесперспективности, предпочесть им кого-то третьего”.
Правда, уточняет Дмитрий Камышин, этот выбор предстоит отнюдь не всем российским гражданам, “а лишь одному-единственному избирателю”, чье мнение имеет значение.
Впрочем, следует учесть, что и модель “прямого преемника”, отмечают Московские новости, появилась в России в силу отсутствия политической самоорганизация общества, то есть партий.
Нынешняя “партия власти” – не более, чем функция от власти настоящей – кремлевской”: “Именно за этими древними зубцами обитает подлинная верхушка правящего класса”.
Что же касается обычных граждан, они, пишет газета Время новостей в публикации, посвященной исследованию ВЦИОМ о роли СМИ в российском обществе, слишком мало интересуются политической кухней, числом выданных партбилетов и проведенных партийных мероприятий.
Ниши политических партий в России заняты телевидением, в меньшей степени – другими видами средств массовой информации. “Массовая поддержка и массовые настроения определяются в основном позицией электронных СМИ, – подчеркивает начальник аналитического отдела ВЦИОМ Леонтий Бызов. – Именно это обстоятельство оказалось адекватно понято нынешними властями, которые, осуществляя контроль над ведущими СМИ, в значительной степени контролируют и общественные настроения”.
Как в очередной раз убедился ВЦИОМ, по уровню доверия населения СМИ в России уступают только президенту, оставив далеко позади все прочие институты власти, политиков, партии и общественные организации. Совершенно очевидно, отмечает Бызов в своей статье во Времени новостей, что поддержка действий власти и ее положительный имидж, созданный российскими СМИ – явления взаимосвязанные.
Социологи делают даже вывод, что именно электронные СМИ в значительно большей степени, чем другие общественные институты, обеспечивают “реальное единство ценностного и информационного пространства россиян, объединяя их в виртуальную политическую нацию”.
Вполне естественно, что на общество, политически существующее лишь в виртуальной реальности, не могут не произвести самое благоприятное впечатление виртуальные планы власти, которая так убедительно и достойно выглядит на телеэкранах.
И не так уж важно, кто в итоге “останется на трубе” – важно, чтобы смотрелся хорошо.
Впрочем, этому сегодня учатся быстро.