“На создание врага для предвыборной кампании осталось около восьми месяцев”, – заявил на очередном заседании дискуссионного клуба “Лотерея-2007: Кто останется в политике?” известный политолог, президент фонда “Экспериментальный творческий центр” Сергей Кургинян.
По мнению г-на Кургиняна, бороться с осторожным Михаилом Касьяновым власти “скучно, придется придумывать кого-то еще” (цитируется по газете Время новостей).
С момента отставки Дмитрия Рогозина с поста лидера партии “Родина” проблема поисков главного оппонента партии власти и воплощаемому ей официальному курсу и в самом деле становится актуальной.
Рогозин заявил о своем намерении покинуть все партийные посты накануне шестого съезда “Родины”, на котором новым главой партии стал ее главный финансист Александр Бабаков.
Таким образом, как отметило Время новостей, “политический проект “Родина”, задуманный Кремлем в 2003 году как альтернатива КПРФ, фактически завершен”.
Как сообщает газета, в кулуарах съезда звучали “скептические замечания о том, что партии, объявившей своей идеологией борьбу с олигархами, не пойдет на пользу крупный бизнесмен в кресле лидера”.
В этом же ключе высказался в Комсомольской правде и политолог Станислав Белковский: “Бабаков прежде всего бизнесмен, и под его руководством “Родина” станет предметом аппаратно-партийной игры в целях благоприятствования его бизнесу”.
Впрочем, г-н Бабаков прогнозы об усилении зависимости от Кремля опровергает. “Не надо мне говорить, что у меня бизнес и что в этом смысле меня всегда можно прижать, – заявил он корреспонденту издания Газета. – Нет у меня никакого бизнеса! Я депутат!”.
Однако источник Газеты в окружении Рогозина утверждает, что Бабаков с бизнесом окончательно не расстался: “Он в России ничего не оставил, продал свои гостиницы, терминалы в Новороссийском порту и другое, но вложился на Украине и в других странах”.
Г-н Бабаков, информирует далее Газета, является председателем наблюдательного совета Темпбанка, который, как говорят, имеет отношение к финансированию клуба ЦСКА. Кроме того, он принимал участие в приватизации латвийского Сбербанка и установлении контроля над Вентспилским нефтяным терминалом. А согласно швейцарскому реестру компаний в 2001 году нынешний лидер “Родины” числился одним из руководителей компании Iwenta SA (кантон Цюрих). В том же реестре было указано, что у него израильское гражданство.
На съезде Александр Бабаков заверил, что политические позиции партии останутся прежними. Отставку Рогозина он комментировать не стал.
Новый лидер подчеркнул, что по многим вопросам его партия расходится с действующей властью. “Но мы не являемся непримиримой оппозицией и не должны ею быть, – цитирует его выступление газета Коммерсант, – Наша критика должна быть конструктивной, в рамках достижения наших целях мы должны в разумных пределах поддерживать диалог с властью”.
Это достаточно неопределенное высказывание, по свидетельству Коммерсанта поддержал в своем еще более загадочном выступлении секретарь политсовета “Родины” Юрий Скоков, который с трибуны съезда подчеркнул, что “Родина” “свои договоренности выполнила и теперь ждет, что они будут выполнены и в отношении нее” – без всяких уточнений.
Их, впрочем, сделал Коммерсант: “Таким образом, “Родина” быстро и без лишнего шума выполнила основное условие Кремля, касавшееся ухода Дмитрия Рогозина со всех руководящих постов в партии.
Правда, упоминавшийся уже “источник в окружении Рогозина” авторитетно заявил изданию Газета, что “Бабаков не менее амбициозен, чем прежний лидер!” И что существует вероятность сохранения оппозиционного запала “Родины”, которая вполне еще может “доставить проблем Кремлю”.
И все же руководитель Центра политических технологий Борис Макаренко заявил Комсомольской правде, что приход “непубличного политика Бабакова” негативно скажется на брэнде “Родины”. Макаренко предположил, что партии предстоит “болезненный, но неминуемый дрейф – от воинствующего патриотизма к мягкотелой либеральной социал-демократии”.
В этом случае партия рискует растерять своих сторонников и не добраться до конечной цели – участия в выборах 2007 года.
Как пишет КП, “сменив шоумена Рогозина на тихого бизнесмена Бабакова, партия может быстро уйти в тень. И, вероятнее всего, оттуда не вернуться…”
“Он еще вернется” – так озаглавила свою публикацию об уходе Рогозина газета Ведомости.
“Подтвердилось, что Рогозин достаточно самостоятельный политик, чтобы вести не согласованную с кремлевскими кураторами игру, хотя и недостаточно сильный, чтобы ее продолжать. Но первый тезис важен”, – пишут Ведомости.
Само по себе изгнание Рогозина, подчеркивает газета, означает, что “его фрондерство не было розыгрышем, хитроумной интригой для мобилизации протестного электората”. И если “Родина” и была первоначально “марионеточным созданием”, то теперь стало ясно: “она всерьез пыталась стать одушевленным существом и порвать нитки”.
Правда, ей это не удалось: “молодая партия вспомнила о своем происхождении и месте на политкухне – но можно похвалить хотя бы за смелость”.
Сегодня многие пытаются поставить на Рогозине крест, продолжают Ведомости: “Его национализм сегодня не ко двору, а добровольная отставка девальвирует харизму”. Тем не менее есть и другая сторона медали: “Харизматиков осталось мало, а Рогозин не каялся и от своих взглядов не открещивался. Потребуется – форму восстановит”.
Понятно, что кто-то попытается заполнить нишу, оставленную “Родиной”, рассуждают Ведомости. Возможно, это будут коммунисты, на борьбу с которыми, собственно, и был мобилизован Рогозин. Однако еще вопрос, кто для Кремля более мобилизуем и управляем – Зюганов или Рогозин.
В конце статьи, ссылаясь на свои “источники на Старой площади”, Ведомости сообщают, что, уходя, Рогозин якобы “просил, чтобы ближе к выборам ему позволили вернуться”.
Были ли ему даны какие-то гарантии, пока неизвестно: “Но ушел мирно, дверью не хлопал”.
А еженедельник Версия в рубрике “Шепот” сообщает, что Рогозин, по слухам, решил компенсировать свои проблемы в политике успехами в новой роли – телеведущего: все-таки он окончил журфак МГУ. Как стало известно Версии, “г-н Рогозин уже получил предложение от одного из российских телеканалов стать ведущим новой общественно-политической передачи”.
Идея вовсе не плоха: в конце концов, сегодня, по общему признанию, электорат оценивает политиков исключительно по телевизионной картинке – за неимением других критериев. Важно примелькаться.
Пока же, как пишет во Времени новостей Семен Новопрудский страна – за пределами политтусовки – “не заметила фактического исчезновения “Родины”, за которую всего-то два с половиной года назад голосовало 10% населения, причем вроде как имеющего пусть и варварские, но все же личные политические взгляды”.
Как пишет Новопрудский, “жизнь и смерть партии “Родина” – это история жизни и смерти инкубаторской политики, которую пытаются придумывать за людей, за общество политтехнологи”. И это наглядный урок другим российским партиям – в первую очередь он предназначен “Единой России”.
Партия власти, замечает автор, “не должна забывать, что сошла с того же самого конвейера под руководством тех же самых кузнецов политического счастья России, где чуть позднее вытачивали, выстругивали или выпиливали лобзиком партию “Родина”. Их различие лишь в том, что “болванка “Единая Россия” попала в желобок с надписью “партия власти”, а болванка “Родина” – в желобок с надписью “партия оппозиции”. И потому желание упомянутых “болванок” “почувствовать себя живыми существами, обрести идеологию и другие признаки реальных партий может привести к немедленной их переплавке в металлолом”. А на их месте немедленно появятся новые – “благо навык изготовления уже приобретен”.
Поэтому обозреватель Времени новостей советует “медведям” быть поосторожнее, например, с законодательной инициативой включения представителей партии в совет директоров крупных компаний. Поскольку “куклы по определению не могут заниматься бизнесом кукловодов, зато кукловод может и обидеться на такие намерения”. Опасно также предлагать новые нацпроекты или заявлять о желании участвовать в распределении средств инвестиционного фонда.
Ведь если завтра упразднят “Единую Россию, пишет Новопрудский, “этого не заметит никто, кроме ее руководителей, если им не удастся найти достойную работу или получить высокую пенсию”. Не всем же переквалифицироваться в телеведущие…
Но еще более важный политический урок из заката “Родины” должна, по мнению автора, извлечь оппозиция. “Создание реальной партии в стране больше не может быть ни собственно бизнесом, ни прикрытием другого бизнеса от власти, – пишет Новопрудский. – Это акт легальной политической борьбы, не предусматривающий никаких закулисных договоренностей с властью”.
Впрочем, коммунисты, занимающие на сегодняшний день нишу системной оппозиции “медведям”, уже заявили, что Кремля не боятся.
На недавнем пленуме ЦК КПРФ зампред партии Иван Мельников заявил, что так, как с “Родиной”, кремлевские политтехнологи могут обходиться только с “кремлевскими проектами”, за которыми в реальности нет никакой силы. “Кто-нибудь вышел на улицу в защиту “Родины”?” – приводит Коммерсант слова Мельникова. – А мы способны вывести людей на улицу, и, если ситуация обострится, выведем еще больше!”
Мельников заявил Коммерсанту, что его совершенно не смущает пенсионный и предпенсионный возраст большинства руководителей партячеек, которым в случае необходимости предстоит организовывать уличные акции. Правда, он добавил, что действенными протесты могут стать только при активном участии молодежи.
С молодежью у КПРФ, по сведениям Коммерсанта, есть проблемы.
С одной стороны, пожилые партийные функционеры на местах искренне ратуют за призыв в партию молодых. С другой – опасаются за свои сохранившиеся чуть не с советских времен руководящие должности, считая конкурентом каждого, что сумел проявить организаторские способности или добился успеха на выборах.
Как пояснил Коммерсанту глава Центра политтехнологий Борис Макаренко, молодежи в КПРФ немало, но ей, как правило, отводится роль “рядовых исполнителей и технологов избирательных кампаний”. Им удается кое-что изменить в партии, но это, по выражению Макаренко, “усовершенствование арифмометра, но не создание компьютера”.
Нынешнему руководству КПРФ, как считает политолог, “страшнее потерять понятного пожилого избирателя, чем пуститься в рискованный эксперимент в попытке поймать новых”. Поэтому нынешний коммунистический электорат” жестко заперт в социально-демографических рамках”, а на россиян моложе 50 лет “зюгановский популизм, окрашенный в советские тона, уже не действует”.
Избранная коммунистами протестная тактика, по мнению г-на Макаренко, достаточно эффективна, но она лишь не позволит власти “опустить КПРФ с 15 до 10%”.
Сам же Геннадий Андреевич надеется увеличить число своих сторонников на предстоящих выборах до 30%.
“Мы должны дойти до каждого подъезда, до каждого дома, – приводит слова лидера КПРФ Независимая газета, – и иметь там хотя бы одного своего человека”.
В подражание главному своему сопернику, “Единой России”, коммунисты намерены создать институт сторонников партии – “для тех, кто не может вступить в КПРФ из-за боязни преследований, а также для товарищей, временно не готовых к решительному шагу”.
Главная задача сторонников – не только агитировать за партию и голосовать за нее на выборах, но и выводить народ на улицы. А о том, чтобы главнарода был услышан, позаботится руководство компартии: в этом году решено большую часть партийного бюджета истратить на оснащение своих региональных ячеек современным звукоусилительным оборудованием. По подсчетам НГ, эта статья расходов может составить около 10 млн рублей.
Газета добавляет, что по новому законодательству российский бюджет окажет главной оппозиционной партии солидную поддержку: в этом году бюджетное финансирование коммунистов, по подсчетам самой партии, должно достичь 38 млн. До сих пор, как известно, главным источником средств для компартии были членские взносы.
Иного рода проблемы стоят перед правыми, которые по-прежнему никак не могут решить проблему объединения.
Как сообщает газета Новые известия, на недавней совместной пресс-конференции лидер Республиканской партии Владимир Рыжков и председатель федерального политсовета СПС Никита Белых заявили, что потенциал голосов у объединенных демократов – от 20 до 30%. “А на выборах правые получают 1-2%, – заметил Рыжков. – Спрос есть, предложения нет”.
Со своей стороны Никита Белых выразил уверенность, что процесс объединения демократических сил должен окрепнуть к лету этого года. “Я считаю, что надо говорить не о сроках создания новой партии, а о сроках, когда процесс объединения пройдет точку невозврата, – подчеркнул г-н Белых. – Он должен принять необратимый характер не позднее лета этого года”.
Во имя объединения правые готовы даже отказаться от собственных раскрученных брэндов. Как считает Никита Белых, должна получиться новая политическая сила с новым названием – но на основе одной из существующих партий.
В целом же, как пишут Новые известия, на правом фланге пока вырисовывается довольно странная картина.
О своей объединительной миссии уже заявлял Михаил Касьянов, недавно объявивший о создании Народно-демократического союза – как раз с целью объединения демократов.
Те же намерения высказывал и лидер Демократической партии России Андрей Богданов. По его словам, активисты ДПР уже встречаются с членами региональных ячеек “Яблока”, СПС и Республиканской партии с предложением вступить в его организацию.
Кроме того, к процессу подключились партии “Свободная Россия” и “Новые правые”, которых, как пишут Новые известия, “злые языки упорно называют кремлевскими проектами.
В общем, резюмирует газета, если процесс “объединения” демократов будет идти в том же направлении, есть опасность, что на предстоящих выборах избиратель попросту запутается в программах и названиях.
Если, конечно, ЦИК – этот санитар политического поля – допустит подобную неразбериху.
Впрочем, этого, кажется, можно не опасаться. Как заметил на конференции “Лотерея-2007: Кто останется в политике?” генеральный директор фонда “Центр политических исследований и консалтинга” Андрей Федоров, предстоящие парламентские выборы следует рассматривать “не как политические, а как селекционные, их задача – устранение большинства политических партий”. И потому, пишет газета Время новостей, опубликовавшая реплику Федорова, ждать “торжества демократии” от них не приходится.
Наиболее емко высказался по этому поводу уже упоминавшийся сегодня президент фонда “Экспериментальный творческий центр” Сергей Кургинян: “Полагаю, в 2007 году будет интересно, но не по делу”.