Президент и граждане: поговорили?

0:00
0

“Давайте сохраним интригу!” – так по окончании “Прямой линии” ответил Владимир Путин на вопрос журналистов о его планах после выборов 2008 года. Интрига и впрямь сохраняется, и даже, как заметило издание Газета, разрастается на глазах.

Если до сих пор президент однозначно возражал против любых изменений в Конституции, то во время телеобщения с народом он, как выразилась Газета, “сменил показания”, заявив о нежелательности “резких поправок” в Основном законе. Дав тем самым “информацию к размышлению” всем желающим, недостатка в которых не будет.

Конечно, как заметила газете Коммерсант лидер партии “Наш выбор” Ирина Хакамада, вполне возможно, это просто оговорка – насчет Конституции. Но в целом у нее, как и у многих, после телемоста сложилось впечатление, что “человек все понимает, но лукавит”.

Между тем после очередного отказа от участия в следующих выборах рейтинги президента, пишет Независимая газета, “взвились на рекордную высоту”.

По данным исследования ФОМ, сообщает НГ, к концу сентября – впервые в этом году – за Путина выразила желание проголосовать почти половина избирателей.

Таким электоральным рейтингом пока не может похвастаться ни один из других возможных претендентов.

Исследовательский холдинг РОМИР Мониторинг по просьбе газеты Известия задал респондентом вопрос – кого, кроме Путина, можно предложить на пост №1? Ответы, пишут Известия, лишь подтвердили “отсутствие в массовом сознании фигуры такого деятели”.

Даже лидер рейтинга, главный российский спасатель Сергей Шойгу сумел набрать всего 12%. На втором месте оказался Юрий Лужков с 10%, на третьем – Владимир Жириновский (9%), далее следуют Геннадий Зюганов и Сергей Иванов (по 6%). Замыкает список Аман Тулеев – 6%.

Экс-премьер Михаил Касьянов, недавно заявивший о своих президентских амбициях, в рейтинг не попал вовсе – несмотря на свою вполне серьезную политическую программу, обнародованную в интервью газете Коммерсант.

Тем не менее на политологическое сообщество программа произвела впечатление. Касьянов, как водится, вначале заявил о своих претензиях к нынешнему курсу: “Во-первых, региональная власть упразднена. Губернаторы больше властью не являются”. Экс-премьер считает это “размыванием духа конституции”, поскольку Россия определена в Основном законе как федеративное государство.

Далее речь идет о недопустимости использования СМИ в целях укрепления властной вертикали: “Миллионы людей ощущают, что идет промывка мозгов, откровенная пропаганда”.

Кроме того, Михаил Касьянов выразил беспокойство по поводу “сужения политического поля” в стране: “Новые законы о выборах и о политических партиях направлены на снижение политической активности граждан. На самом деле нужно не увеличивать проходной барьер в Думу, а уменьшать”.

Впрочем, все ошибки, с точки зрения Михаила Михайловича, поправимы: “Нужно только не упустить конституционный шанс: выборы в Государственную думу и выборы президента России”.

Новому же президенту, с точки зрения экс-премьера, надлежит заняться двумя главными блоками проблем.

“Первый, – подчеркнул Касьянов, – это социальная сфера. Плоды экономического роста должны распределяться более пропорционально, более справедливо”. Этот предвыборный пассаж претендента, как и следовало ожидать, не был оставлен без внимания: пресса немедленно задала вопрос: что мешало г-ну Касьянову бороться за справедливость, когда он находился на втором посту в государстве и имел непосредственную возможность распределять дивиденды “более пропорционально”?

Однако гораздо интереснее оказался второй пункт касьяновской программы – намерение “выровнять дисбаланс власти”.

По российской Конституции, напоминает экс-премьер, исполнительная власть закреплена за правительством. Однако в 32-й статье конституционного закона о правительстве говорится, что оперативное руководство силовыми министерствами передается от правительства президенту. Михаил Касьянов считает это неправильным: “Возникает дисбаланс… Сейчас правительство серьезного статуса не имеет и фактически является лишь придатком президентской власти”. Поэтому необходимо вернуть “силовые функции” правительству, сформированному на основе парламентского большинства: “Это обеспечит устойчивость политической системы”.

Комментируя основные положения программы Касьянова газете Ведомости, замдиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин заметил, что они очень близки к идеям, которые в своих статьях высказывает Михаил Ходорковский.

А по мнению Дмитрия Бадовского из НИИ социальных систем, эти идеи отражают мнение “тех частей элиты, которые считают разрушенным консенсус, существовавший во времена первого российского президента Бориса Ельцина и первых лет правления Владимира Путина”. Нынешняя суперпрезидентская республика, с точки зрения этих кругов, “угрожает авторитаризмом”, в то время как восстановление “системы сдержек и противовесов” стало бы гарантией премьеру со стороны президента.

В то же время, как считает Макаркин, вряд ли Путин, постоянно заявляющий о своем нежелании идти на третий срок, захочет занять место такого “усиленного” премьера. “Он окажется зависимым от парламентского большинства, да и в политическом плане всенародно избранный президент все равно воспринимается более значимой фигурой”, – заявил Макаркин Ведомостям.

В самом деле, уточняет Независимая газета, помимо высокого электорального рейтинга, президент располагает сегодня и уникальным рейтингом доверия – 30%. Очевидно, что подобными достижениями в России никогда не сможет похвастаться ни одно правительство.

Более того, сам президент вызывает такое доверие исключительно в ипостаси верховного правителя и “отца нации”. Как только он переходит к конкретным делам, картина резко меняется.

В частности, по данным РОМИР Мониторинг, сообщает газета Новые известия, не более 13% россиян верят в успех недавно предложенной Владимиром Путиным программы “инвестиций в человека”.

Правда, 23% опрошенных заявили социологам, что президентские предложения – увеличить финансирование здравоохранения, образования, жилищного строительства и сельского хозяйства – сами по себе хороши. Однако респоенденты высказали убежденность, но все дело непременно загубят чиновники. В том числе и в правительстве. Причем в крупных городах, уточнили Новые известия, такого мнения придерживаются еще больше респондентов – 30%.

Еще 17% опрошенных убеждены, что новая программа – не более, чем “красивые слова”, которых и до сих пор было немало, но результатов от которых ждать бессмысленно.

Кроме того, информирует газета, 7% убеждены, что эта программа – фактическое начало предвыборной кампании Владимира Путина. А 19% вообще ничего о ней не слышали.

Директор Института социальных проблем Сергей Смирнов, комментируя Новым известиям эти цифры, назвал результаты исследования закономерными: “В последнее время инициативы, исходящие сверху, кончаются ничем. Поэтому удивительно, что доверие хоть в какой-то степени сохранилось”.

Смирнов объясняет это тем, что “личность президента, у которого сохраняются высокие рейтинги, люди отделяют от инициатив, которые он выдвигает”. Есть ощущение, заметил директор Института социальных проблем, что “в нашей стране действуют две системы координат”.

О такой двойственности, по мнению газеты Известия, убедительно свидетельствует и нынешняя “Прямая линия” президента с народом.

С точки зрения газеты, формат и содержание телеконтакта свидетельствуют в первую очередь о кризисе доверия в российском обществе.

“Рейтинг президента достигает заоблачных высот, а под ними – чрезвычайно низкий уровень доверия и к органам власти, от правительства до парламента, и к институтам гражданского общества – от партий до СМИ, – пишут Известия. – Это противоестественная и опасная ситуация”.

Как считает газета, в России возник “странный гибрид двух типов демократии: граждане управляют сами путем делегирования полномочий одному-единственному человеку – первому лицу государства”. К нему и обращаются за решением насущных проблем.

Причем, как показала “Прямая линия”, политика в число этих проблем не входит. “Никто не спросил президента о его преемнике, не прозвучало слово “Беслан”, никто не вспоминал Ходорковского и дело ЮКОСа, никто не интересовался, как относится глава государства к президентским амбициям экс-премьера Касьянова”, – пишет газета Время новостей. Зато Владимир Путин оказался в глазах участников телеобщения “последней, если не единственной инстанцией, от которой зависит решение проблем их повседневной жизни”. К тому же картина жизни россиян, судя по 60-ти вопросам, на которые ответил президент во время “Прямой линии”, состоит практически из тех же проблем, что и год, и два, и пять лет назад.

“Видимо, если люди жалуются президенту, значит, им некуда и некому больше пожаловаться; значит, они не верят, что к ним прислушаются органы судебной власти на местах; значит, судебные разбирательства воспринимаются как длительная волокита без особой надежды на успех”, – пишут Известия. Разумеется, продолжает газета, можно сослаться на особенности психологии соотечественников, которые в былые времена назывались “царистскими иллюзиями”: “А можно задуматься и об общем состоянии нашей наличной представительной демократии”.

Ведь есть, по мнению газеты, и еще одна сторона медали: безусловно, тем, кого услышал президент, можно позавидовать – их конкретные проблемы будут решены. Но никак нельзя позавидовать президенту, которому приходится заниматься несвойственными ему делами.

Еще меньше, подчеркивают Известия, можно позавидовать стране, где “президентское время тратится на микроменеджмент, а не на стратегические целы обустройства функционирующей демократической управленческой системы, в саморегулирующемся режиме реагирующей на нужды граждан”.

По мнению директора Института национальной стратегии Станислава Белковского, нет сомнений в том, президент, вынужденный заниматься проблемой нехватки школьных учебников в Амурской области или контролировать прокладку водопровода в одно из сел Ставропольского края, вряд ли горит желанием остаться на третий срок.

“Он устал от этого бремени российской власти, – заявил Белковский в интервью Комсомольской правде. – Ведь без него сегодня не могут ни провести учения на флоте, ни выплатить зарплату врачам. Отремонтировать Большой театр уже не могут! Усталость при таком режиме гарантирована”.

Поэтому знаменитая “семерка преемников”, о которой Белковский на днях сообщил прессе – “два спикера, два губернатора, два прокурора и один полпред” – по данным директора Института национальной стратегии, уже полностью готова к предвыборному старту. По данным Белоковского, с шестерыми из них (Сергеем Мироновым, Борисом Грызловым, Дмитрием Козаком, Александром Хлопониным, Александром Ткачевым и Владимиром Устиновым) уже беседовал лично Владимир Владимирович. Седьмой – замгенпрокурора Владимир Колесников – получил “предложение, от которого нельзя откзааться” от “других людей в Кремле.

Можно предположить, что к этой команде претендентов в ближайшие месяцы присоединится еще не один соискатель – не считая уже упоминавшегося Михаила Касьянова, а также совсем уж экзотических персонажей вроде Григория Грабового, твердо убежденного, что он не только будущий президент России, но и очередная реинкарнация Христа.

Конечно, будут и другие. Скажем, газета Ведомости туманно пишет о том, что “при помощи грамотно выстроенной пиар-стратегии весьма реально не дать российским избирателям забыть” экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского, приговор в отношении которого на днях вступил в силу.

Ведомости считают, что, несмотря сегодняшнее бедственное положение Ходорковского, для него далеко не все потеряно, тем более, что “самое страшное позади, значит, дальше – по восходящей”.

Газета рисует почти идиллическую картину: “На зоне условия получше, чем в “Матросской тишине”, – простору и воздуху больше, порядки посвободнее, а бытовые условия богатые люди могут организовать себе вполне сносные… Читай себе, пиши, решай – в теории – политические проблемы” (есть и примеры в российской истории – от Чернышевского до ссыльных большевиков). Тем более, что “начальники колоний к богатым зекам расположены”.

В любом случае, убеждены Ведомости, власть окажется “в заведомо проигрышном положении уже потому, что ей придется действовать, пока зек просто сидит и комментирует ее действия”.

А к 2008 году, о котором сегодня так много говорят, “г-н Ходорковский, преступления которого электорат уже наверняка забудет, вполне может освободиться условно-досрочно, а власти как раз в это время придется проходить через процесс передачи президентства”. И что ее ждет на этом пути, какие “затраты материального и морального характера”, и как это отразится “на ее восприятии народонаселением – Бог весть”!

Во всяком случае, пишут Ведомости, “есть ощущение, что из зоны мы встретим более популярного, чем сегодня, и более готового к политическим схваткам человека, чем сегодня”.

Иное, но также не вполне безнадежное будущее предсказывает Михаилу Ходорковскому главный редактор газеты Завтра Александр Проханов.

В своем интервью журналу Большой город на, прямо скажем, провокационный вопрос “Следующий президент выпустит Ходорковского?” Проханов ответил без тени сомнения. По его глубокому убеждению, следующим президентом России должен стать лидер “Родины” Дмитрий Рогозин. И если мировоззрение Ходорковского, подчеркивает Проханов, “будет эволюционировать в том же направлении, что и теперь” (имеется в виду статья “Левый поворот”, опубликованная в прохановской газете), то у экс-главы ЮКОСа есть все шансы заслужить прощение новой власти. При условии, что раскаявшийся олигарх “придет к идее национальноого проекта спасения и сбережения страны и пожертвует значительной суммой оставшихся у него денег”.

В общем, по этому плану Ходорковский должен не только научиться жить в соответствии с идеями, высказанными в “Левом повороте”, но и помочь их осуществлению материально.

Между тем, все эти сложные планы могут, как обычно, разбиться об удивительное, хотя и традиционное простодушие российского электората.

Как выяснил Фонд “Общественное мнение” (данные опубликованы Известиями), более трети россиян – целых 39%! – впервые услышали о том, что Владимир Путин не собирается избираться на третий срок от социологов Фонда. До этого, очевидно, упомянутые граждане, несмотря на все усилия политтехнологов и СМИ, были убеждены, что волноваться не о чем – пользующийся всеобщим доверием глава государства не оставит их своей заботой и после 2008 года.

Но даже и теперь, сообщили Известиям в ФОМ, 45% граждан убеждены, что Путин положительно отнесся бы к предложениям внести в Конституцию изменения, позволяющие одному и тому же кандидату избираться на президентский пост более двух раз подряд. А 66% не сомневаются в том, что если бы законодательного запрета не было, Путин охотно остался бы на президентском посту.

Как говорится, народную любовь не обманешь.

Ну, а если этим чаяниям электората сбыться не суждено…

РОМИР Мониторинг внес свою лепту в формирование образа будущего преемника, спросив у граждан, какими качествами должен обладать претендент-2008. И граждане ответили четко: прежде всего, он должен обладать профессионализмом, умением управлять государством (60% ответов).

Затем следует “близость к народу, умение понимать его нужды” – 41%.

На третьем месте (34%) оказались честность и бескорыстие.

Понимание целей развития страны вышло лишь на четвертое место (32% ответов), а ум будущего президента – и вовсе на пятое (23%).

Кого-то этот портрет явно напоминает, правда, не в России. И вспоминается почему-то соленый крендель, которым можно поперхнуться, велосипед, который так и норовит наехать на собственного охранника, и, конечно же, знаменитая записка госсекретарю с простым вопросом – “Можно выйти?”

В общем, народная привязанность к своему лидеру так же иррациональна, как и всякое сильное чувство. Даже если этот лидер “всего лишь” желает “войти в историю как президент, при котором в России ничего не рухнуло” (определение Станислава Белковского).

Именно поэтому так важно, как выражается г-н Путин, до конца “сохранять интригу”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ