Михаил Касьянов – претендент-2008: инвестиционно привлекательный проект

0:00
0

Вопреки календарю, неутомимо напоминающему, что на дворе у нас все еще 2005 год, предвыборные страсти в стране продолжают накаляться. Претендентов на роль лидеров оппозиции и, соответственно, возможных конкурентов на предстоящих выборах становится больше день ото дня, хотя далеко не все они воспринимаются всерьез даже политологическим сообществом, не говоря уж об электорате.

Всерьез всех потенциальных соперников воспринимает, похоже, одна только власть, которая, по выражению журнала Новое время, “настолько боится самого слова “оппозиция”, что готова отстреливать на дальних подступах к Кремлю любого, кто несанкционированно заявит о своем намерении принять участие в парламентских, а тем более президентских выборах”.

Тем не менее, констатирует пресса, Кремль сам спровоцировал активизацию политиков, занимающих конфронтационную позицию по отношению к власти. Как отмечает Независимая газета, “шаги, предпринятые Кремлем в области социальной политики, многие наблюдатели успели расценить как подготовку к выборам-2008, которые с большой долей вероятности решено проводить по сценарию “Преемник-2008”. Было бы странно, если бы оппоненты власти не использовали столь удобный момент для того, чтобы заявить о своих планах.

Во всяком случае, его не мог упустить столь политически искушенный персонаж как экс-премьер Михаил Касьянов.

В среду, 14 сентября, в прямом эфире радиостанции “Эхо Москвы” в ответ на вопрос Алексея Венедиктова о том, будет ли он выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах, Касьянов заявил: “Мой ответ сегодняшнего дня – да”.

Экс-премьер подчеркнул, что не может “уйти просто в тень” (цитируется по газете Ведомости).

А кроме того, выразил надежду на то, что консолидация демократических сил состоится уже в начале следующего года: “Я считаю возможным и правильным создание в России демократической коалиции”. Разумеется, не признать того, что между лидерами демократов “существуют серьезные противоречия”, было бы невозможно, однако Михаил Касьянов подчеркнул, что не считает их “глубинными”.

Однако правые партии, стать кандидатом от которых на президентских выборах явно рассчитывает бывший премьер, пишет издание Газета, отнеслись к его заявлению без энтузиазма.

Член федерального политсовета СПС Борис Надеждин сказал Газете, что Касьянов “каждые полгода заявляет, что наконец-то идет в президенты”. Как считает Надеждин, “нужны конкретные политические действия: вступить в партию, провести конгресс о дальнейших путях развития России, к примеру”.

Правда, как сообщает Независимая газета, Касьянов встречался с членом политсовета правых сил Борисом Немцовым (именно Немцов, напоминает НГ, предложил в свое время рассматривать экс-премьера как политика, способного объединить либералов). Однако лидер СПС Никита Белых тут же пояснил газете, что встречи с Касьяновым – личная инициатива Немцова: “Они могут общаться, консультироваться, проговаривать какие-то варианты, но это не является позицией партии”.

Еще более сурово о шансах Касьянова на президентских выборах высказались его оппоненты. “На вещи надо смотреть реально, – заявил газете Время новостей первый зампред фракции “Единая Россия” Владимир Пехтин. – Касьянов имел возможность проявить себя на посту премьер-министра, но этого не произошло, возглавляемое им правительство было отправлено в отставку”. Пехтин считает, что “заявление Касьянова не что иное, как очередная попытка пропиариться”.

А первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников скептически заметил, что Касьянов видит в объединении оппозиции “свой ресурс и резерв”. Однако это объединение, с точки зрения коммунистов, не должно превратиться в самоцель и в “дойную корову для слабообоснованных амбиций”.

Касьянов для левых – “принципиальный идеологический оппонент”. Как заявил глава партии коммунистов Геннадий Зюганов: “Это будет не демократическая оппозиция, а олигархическая. И мы в нее никогда входить не будем”.

Единственным политиком, пишет Независимая газета, согласившимся с тем, что Касьянов – “фигура, достойная для объединения демократических сил” – оказалась лидер движения “Наш выбор” Ирина Хакамада.

Как отметила Хакамада, “идеология с левыми у нас все-таки разная”. И несмотря на готовность Касьянова к переговорам со всеми оппозиционными политическими силами, “начинать нужно все-таки с его программы, а программа у него социально-либеральная”.

А зампред партии “Яблоко” Сергей Митрохин даже признал, что “яблочники” находятся “в режиме постоянных консультаций с Касьяновым”: “Встречались с ним Григорий Явлинский, Сергей Иваненко, я. Но пока нет никаких договоренностей, которые могли бы оправдать надежду на то, что будет некое объединение демократов под его руководством”.

Наиболее прагматично высказался по поводу заявлений экс-премьера сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин, который убежден, что у Касьянова нет намерений всерьез участвовать в избирательной кампании.

“Как я понимаю, он хочет заставить власть пойти с ним на переговоры, – заявил Иосиф Дискин газете Время новостей. – Он рассчитывает, что власть, чтобы не морочить себе голову, пойдет на переговоры, которые дадут ему возможность спокойной жизни и чтобы никто не задавал глупых вопросов. А то сейчас он выглядит как-то несерьезно – руководитель какой-то консалтинговой конторы!” В то время как всегда стремился у месту “либо председателя Центробанка, либо президента большого инвестиционного банка, либо главы ОАО “Российские железные дороги”.

Касьянов всегда был умелым переговорщиком, напоминает Дискин, именно на эти свои навыки он надеется и сейчас: “Он нашел слабину власти – ее опасения, что появится сильный кандидат в президенты, – и давит на эту слабость”. В надежде, что власть предпочтет полюбовное соглашение конфронтации со столь серьезным конкурентом.

По мнению Алексея Макаркина, замгенерального директора Центра политтехнологий, шансы не то, чтобы избраться, но хотя бы достойно провести свою избирательную кампанию у Касьянова могут быть только в одном случае. Это произойдет, “если различные силы в Кремле не смогут к 2008 году договориться о фигуре преемника, если усилится конфликтность во власти”, – заявил Макаркин изданию Газета.

Именно поэтому Касьянов со своей стороны делает все, чтобы быть воспринятым всерьез. Его критику действий президента Владимира Путина Независимая газета назвала беспрецедентно жесткой.

Касьянов заявил, что “тот курс, который проводится сегодня, иной, чем в первый президентский срок”, что “демократические свободы сегодня сворачиваются”. Более того по его мнению, политические реформы, начатые президентом год назад (после теракта в Беслане), с неизбежностью негативно скажутся на социальном и экономическом развитии страны. Причем произойти это должно в ближайшее время: “Пока нет каких-то серьезных негативных вещей, но прошел только один год, и негативный эффект будет очень скоро”.

Кроме того, как подчеркивает НГ, Михаил Касьянов фактически обвинил руководство страны в потакании коррупции: “Сегодня произошел очень серьезный всплеск коррупции… Раньше было что-то, чего нельзя решить без взяток. Сегодня за деньги можно решить все”.

И это говорит человек, замечает газета, “который четыре года работал с Владимиром Путиным бок о бок, человек, который был вторым по статусу чиновником страны”. Причем за все время своей работы с нынешним главой государства Касьянов ни разу не был подвергнут Путиным публичной критике – “даже после отставки”.

Когда президента критикует не статусный оппозиционер, а бывший соратник, пишет Независимая газета, это явное свидетельство того, что “борьба за высший пост в стране будет предельно жесткой. И так легко передать власть преемнику, как это произошло в 2007 году, Путину не удастся”.

Впрочем, власть без боя сдаваться не намерена. На днях известный следопыт по “дачному делу” Михаила Касьянова, депутат Госдумы Александр Хинштейн публично вспомнил известную пословицу “От тюрьмы, да от сумы не зарекайся”, пообещав, что в ближайшее время экс-премьером может заинтересоваться Генпрокуратура, пишет газета Известия.

По данным Хинштейна, общая стоимость объектов недвижимости, которыми владеет Михаил Касьянов, составляет 200 миллионов долларов. Причем, напоминает Хинштейн, до февраля 2004 года Касьянов находился на госслукжбе. Недвижимость на столь значительную сумму бывший премьер приобрел непосредственно после отставки. “Я бы с удовольствием походил на курсы, если Михаил Касьянов будет их проводить, с тем, чтобы узнать, как за два-три месяца можно заработать $200 миллионов”, – заметил Хинштейн.

Касьянов во время своего выступления на “Эхе Москвы” признал, что владеет и другими объектами недвижимости, помимо скандально известной дачи в Сосновке, и Хинштейн объявил, что начинает поиск этих новых объектов, которые, как он убежден, “будут найдены и обнародованы еще до начала президентской кампании”.

Эти выпады в адрес Касьянова никого не удивили. Как заметил газете Время новостей независимый депутат Владимир Рыжков, “любой политик, заявивший о подобных амбициях, должен быть готов к тому, что теперь перероют все шкафы в его доме и поднимут на свет все его прошлое. Поэтому, мне кажется, власть и пресса Михаилом Касьяновым всерьез еще не занимались. А если займутся – невозможно прогнозировать, чем это кончится”.

Впрочем, весь компромат на Касьянова вроде бы известен, пишет журнал Русский Newsweek. Помимо “Сосновки”, благодаря которой экс-премьер стал “самым знаменитым дачником России”, есть еще дело о хищении экспортного кредита в $231 млн, выданного госкомпании “МиГ” под поставки самолетов в Индию.

Впрочем, доказать, что Касьянов имеет отношение к исчезновению этого кредита (время действия – 1996 год, эпоха “дикого капитализма” в России), будет сложно. Никаких следов его участия в сговоре с целью похищения кредита, естественно, нет. Так что обвинить его можно разве что в том, что “не требовал от Генпрокуратуры надлежащего расследования” (хотя расследование было и кого-то даже посадили).

Примерно то же самое и с дачей: “Сосновка”, поясняет Русский Newsweek, числилась на балансе ФСО и не могла быть продана Касьянову без личной визы Владимира Путина.

Вообще, как считают источники журнала, с дачей Касьянов подставился предельно глупо: “Тут уж либо шикарная дорогая дача, либо политика”. И хотя вскрытые Александром Хинштейном факты не дают оснований сажать Касьянова, все же разоблачительные усилия приносят ожидаемые плоды.

Журнал Русский Newsweek со ссылкой на “околокремлевских собеседников” сообщает, что “Касьяновым с санкции Путина занимается его помощник Игорь Сечин, а глава президентской администрации Дмитрий Медведев ему не мешает”. Поскольку Касьянов пошел против Путина без “объявления войны” – вопреки ранее достигнутым договоренностям. Да к тому же выступил со своим первым заявлением во время встречи Путина с Бушем в Братиславе. А до этого Касьянов побывал в США. И теперь, сообщает журнал, по сведениям ФСБ, все свои оппозиционные выступления экс-премьер “предварительно согласовывает в посольстве США”.

В общем, как пишет Русский Newsweek, Путин обижен на Касьянова, а Касьянов – на Путина (особенно после того, как отставного премьера лишили возможности реализовать самую лучшую идею – создать под себя банк Европы и СНГ с уставным капиталом 5-6 млрд евро).

Впрочем, в Кремле на Касьянова не только обижены, но и откровенно его побаиваются – прежде всего, потому, что он, как выражается политолог Алексей Макаркин, “инвестиционно привлекателен”.

Вот только для массового сознания он не фигура – избиратели его попросту забыли.

Впрочем, как считает обозреватель газеты Время новостей Семен Новоппрудский, и в этом есть свой плюс.

По данным Левада-центра, пишет Новопрудский, Касьянову доверяет 1% россиян, и не доверяют 4%. Что означает: 95% избирателей еще не решили, как относиться к Касьянову-кандидату в президенты.

К тому же, напоминает обозреватель Времени новостей, первый личный президентский рейтинг премьера Путина составлял 2%. “Думаю, столько на президентских выборах, проходи они сейчас, собрал бы и Касьянов”, – замечает Новопрудский.

А известный журналист и политолог Леонид Радзиховский считает, что в условиях полного отсутствия у Кремля каких бы то ни было серьезных кандидатур для участия в операции “Преемник-2008” Михаил Михайлович Касьянов для окружения Путина может оказаться более чем полезен.

В самом деле, пишет Леонид Радзиховский в еженедельнике Версия, бывший премьер отвечает практически всем требованиям к искомому кандидату.

Главные из этих требований – преемник должен быть “удобным гарантом” для Путина (как Путин был гарантом для Ельцина).

Кроме того, он должен быть вменяемым политиком – чтобы его заботам можно было доверить страну.

Усомниться во вменяемости Михаила Михайловича вряд ли бы кто-нибудь решился: “опытный бюрократ, прошедший всю лестницу, до премьера”. И премьером, по-видимому, был неплохим – “по крайней мере, назвать того, кто был лучше, довольно трудно”.

К тому же, несмотря на свои последние довольно резкие высказывания, совсем не бунтовщик – недаром пресса даже эти его демарши назвала не вызовом власти, а “приглашением к диалогу”.

Кроме того, важно, что Касьянов отнюдь не харизматический лидер, а нормальный кремлевский бюрократ. Как пишет Радзиховский, “никогда ему не подняться снизу на “волне народного гнева”, его можно только поднять в Кремль сверху”. А это – один из важных залогов верности Кремлю и преемственности власти.

В общем, Леонид Радзиховский считает вариант “Касьянов – преемник” совсем не фантастическим. “Больше того, – настаивает автор, – думаю, что и сам Касьянов это решение не исключает. Иначе зачем он вернулся?”

В самом деле – зачем?

Как пишет Версия, на мазохиста он не похож, на “обуянного мессианской гордыней Ходорковского” – тем более. Многие считают, что похож на Ющенко. Однако, как заметил журнал Огонек, для приобретения окончательного сходства с лидером “оранжевой революции” Касьянову “не хватает двух вещей – партии и Тимошенко”. И пока ни та, ни другая не просматриваются.

“Очевидно, что сейчас шансов на победу у Касьянова нет, – отмечает журнал Коммерсант-Власть. – Но к 2008 году они вполне могут появиться”.

Этого следует ожидать в том случае, пишет журнал, “если гвардия новая, опьяненная победой над ЮКОСом, продолжит атаку на всех фронтах – и на чиновничьем, и на олигархическом”.

Если “питерские” продолжат передел собственности, то “ельцинские олигархи”, которых, подчеркивает журнал, в крупном бизнесе по-прежнему большинство, “могут преодолеть страхи перед репрессиями (если они уж все равно неизбежны) и решиться на финансирование оппозиционного кандидата”. Вот здесь “инвестиционная привлекательность Касьянова в глазах бизнес-элиты должна сыграть свою роль.

Сейчас, уточняет Власть, по слухам, за Касьяновым стоит “один Александр Мамут, остальные выжидают”.

Тем не менее отношения с мятежным экс-премьером поддерживают многие. В частности, в августе, в разгар “дачного скандала” Касьянов гостил на одной из знаменитых яхт Романа Абрамовича, в свое время считавшегося одной из ключевых финансовых фигур ельцинского окружения.

А если хотя бы часть элиты сделает ставку на Касьянова, “демократические партийные массы к нему подтянутся”, утверждает Власть, – надо же им будет откуда-то брать деньги на предвыборные кампании.

И тогда Касьянову будет недоставать только собственной Тимошенко. Но вряд ли это его остановит. Скорее наоборот…

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ