День Победы: праздник не для всех

0:00
0

Торжества по случаю 60-летия Победы стали самой масштабной международной акцией Кремля за всю историю новой России, утверждает российская пресса. Они обошлись бюджету в несколько десятков миллионов долларов.

Газета Ведомости, ссылаясь на ГУВД Москвы, сообщает, что в праздничные дни улицы столицы патрулировали 30 тысяч милиционеров и 6 тысяч военных. При этом 20 тысяч сотрудников милиции охраняли центр. Передвижение в районе Кремля было ограничено, попасть сюда можно было только по спецпропускам.

Как заметила газета Новые известия, “власти решили перестраховаться, поставив на каждом видном месте по милиционеру “для благоустройства”. Число же сотрудников спецслужб, задействованных в операции “Москва праздничная”, так и осталось для СМИ тайной за семью печатями.

Усилия оказались ненапрасными: вопреки бродившим накануне слухам, никаких крупных инцидентов в столице зафиксировано не было. А в целом по России, отрапортовал Ведомостям первый замминистра внутренних дел Александр Чекалин, уровень преступности 9 мая даже снизился – в 3 раза. “Проститутки, бродяги и другие “антиобщественные элементы” куда-то вдруг исчезли, – пишут Новые известия, – а большинство улиц сияли чистотой и были приятно пустынными”.

Прибывший на праздник в Москву президент США Джордж Буш, которого Владимир Путин принимал в своей загородной резиденции в Ново-Огареве, ехал на эту встречу по пустому городу. “Вид этого города, где, по идее, начались беспрецедентные торжества в честь окончания второй мировой войны, наверное, должен был бы вызывать у него вопросы, – пишет в Коммерсанте Андрей Колесников. – Но президент России мог в ответ сказать, что дождь же идет, вот все дома и сидят”.

Дождь и в самом деле не прекращался, уточняет Колесников, “заставляя обливаться кровью сердца поклонников мэра Москвы Юрий Лужкова”.

Впрочем, эта проблема к началу военного парада была решена. Лужков, прибыв на Красную площадь, “гневно посмотрел на небо”, делятся своими наблюдениями Известия, и принялся куда-то звонить по мобильному телефону. Буквально через 5 минут дождь прекратился, а потом появилось солнышко, которое больше не скрывалось весь день – на радость организаторам торжеств и всем приглашенным VIP-персонам.

Тем не менее, уточняет пресса, праздник был не для всех.

В Восточном округе Москвы заблаговременно были задержаны 79 членов “Русского национального единства”, которые, как сообщила газета Время новостей, “готовили провокации в день Победы. Та же участь, информирует Коммерсант, постигла молодежную “Родину” у посольства Латвии при попытке провести акцию протеста против присутствия на военном параде на Красной площади президента Вайры Вике-Фрейберги. А самые радикальные активисты “Авангарда красной молодежи” и Национал-большевистской партии были превентивно нейтрализованы милицией “в рамках профилактических мероприятий”.

Даже достаточно респектабельной левопатриотической оппозиции не позволили пройти “традиционным маршрутом Победы” (выражение издания Газета) по Тверской до Красной площади – опять же из соображений безопасности. Коммунисты отметили праздник митингом на площади Белорусского вокзала в оцеплении ОМОНа. Геннадий Зюганов, сообщает Газета, традиционно пообещал властям “восстановить великий Советский Союз и водрузить красный флаг над Кремлем”. А выступавший вслед за Зюгановым лидер НБП Эдуард Лимонов потребовал немедленно отправить Путина в отставку.

Наиболее колоритно, отмечают Новые известия, смотрелись “православные хоругвеносцы”, которые на сей раз вместо хоругвей держали плакаты с надписью “Свободу полковнику Буданову”, а также оставшиеся на свободе представители РНЕ. Баркашовцы, не слишком крепкие, зато все в черном, живописуют Новые известия, подняли свои флаги со стилизованной свастикой. Тем, кто рискнул спросить, “какого, собственно, черта фашисты делают на митинге в честь Дня Победы, они со сдержанным раздражением объясняли, что они “не фашисты, а православные патриоты”. В целом же, констатирует Коммерсант, в отсутствие радикалов митинг получился довольно скучным.

За что, собственно, и боролись.

Но, конечно, не только и даже не столько за это.

Как пишет газета Время новостей, 9 мая Москва “почувствовала себя столицей мира”. Как известно, на праздник в столицу России прибыли 53 лидера разных стран мира, генсек ООН Кофи Аннан, а также глава Еврокомиссии Жозе Баррозу.

Накануне Дня Победы состоялся неформальный саммит глав государств СНГ, который проигнорировал только Михаил Саакашвили, которому так и не удалось достичь с российским руководством взаимопонимания по поводу вывода российских военных баз с грузинской территории.

Непосредственно после саммита Москву покинули президент Узбекистана Ислам Каримов и президент Молдавии Владимир Воронин. Последний, правда, как подчеркивает Газета, дипломатично заявил, что его отсутствие на параде Победы “не связано с напряженностью в двусторонних отношениях”, признав тем не менее, что “Молдова и Россия не находят точек соприкосновения” по приднестровской проблеме.

Вечером 8 мая вернулся домой и президент Белоруссии Александр Лукашенко, который на следующий день в Минске принимал собственный парад Победы. В этом параде, помимо двух с половиной тысяч военнослужащих и двухсот единиц современной боевой техники (в московском параде техника не участвовала) были задействованы грузовики и автобусы “МАЗ”, самосвалы “БелАЗ” и даже тракторы “Беларусь” и комбайны “Полесье”.

А президент Украины Виктор Ющенко, который в саммите глав стран СНГ принял участие впервые, сразу после парада на Красной площади также вернулся в Киев, и потому праздничные мероприятия на Крещатике, как сообщила пресса, начались в середине дня.

Таким образом, констатирует Газета, на параде Победы в Москве отсутствовала треть лидеров СНГ.

Между тем, по мнению Независимой газеты, “главным мероприятием” праздничных торжеств 8 и 9 мая стал визит президента США Джорджа Буша, и президент Владимир Путин “не стал скрывать этого, оказав гостю особое внимание – вопреки протоколу”.

НГ напоминает, что нынешний визит Буша в Москву (“несмотря на личную дружбу с Владимиром Путиным”) – всего лишь четвертый по счету с момента, когда он стал хозяином Белого дома. Буш был дружелюбен, ему понравился военный парад, он благодарил “друга Владимира” за гостеприимство и с удовольствием прокатился с ним на автомобиле “ГАЗ-21” 1956 года выпуска. как заметила газета The Washington Post (перевод Коммерсанта), “он провел весь день в Москве, не промолвив ни одного слова публично…”

Тем не менее, по свидетельству российских СМИ, президент США сделал попытку “защитить” Владимира Путина от американской прессы.

На вопрос корреспондента “Times” “Господин президент, почему вы до сих пор думаете, что можете доверять президенту Путину?” Буш ответил репликой: “Слушай, веди себя нормально! Почему ты до сих пор думаешь, что я не могу ему доверять?” (цитируется по газете Коммерсант).

Задавший вопрос журналист, пишет корреспондент Коммерсанта Андрей Колесников, “пытался рассказать, почему, но ему не дали. Пресс-секретарь американского президента вывел парня из комнаты”.

Казалось бы, рассуждает Независимая газета, Кремль может “записать себе в актив хорошее поведение американского президента”. Более того, “знаковое молчание” Буша на фоне постоянных споров на Западе о качестве российской демократии может фактически рассматриваться как поддержка курса Путина.

Тем не менее, утверждает НГ, “Буш, испытывающий симпатию к Путину, и Буш, олицетворяющий Америку – это не одно и то же”.

Убедительным доказательством этого Независимая газета называет сам маршрут европейского турне американского президента: Рига – Москва – Тбилиси.

В Риге Буш в ответ на вопрос одного из журналистов, отвечает ли существование независимых балтийских государств на российских границах интересам России, заявил: “Достаточно посмотреть на эти три страны. Это мирные, процветающие страны, которые являются добрыми соседями России, добрыми соседями друг друга и добрыми соседями других стран”.

У Москвы, замечает Независимая газета, как известно, иная точка зрения: балтийские соседи воспринимаются здесь “прежде всего как государства, героизирующие фашизм и ущемляющие права русскоязычного меньшинства”.

А в интервью латвийскому национальному телевидению Буш сделал еще более прямолинейное заявление: “Мы поддержим Латвию, если более крупная страна попытается запугать народ. В связи со вступлением Латвии в НАТО замечательно то, что теперь безопасность гарантируется не только Соединенными Штатами, но и всеми членами НАТО”.

Понятно, что под более крупной страной подразумевается Россия, уточняет НГ, но в Москве “по очевидным причинам” американский президент об этом не вспоминал.

Тон высказываний Буша в Тбилиси, по замечанию газеты, также явно диссонирует с “благодушной атмосферой отношений российского и американского лидеров”. Буш определенно высказался за восстановление грузинского суверенитета над Абхазией и Южной Осетией, уточнив, правда, что это “должно быть достигнуто мирным путем”.

Кроме того, пишет НГ, сама оценка Грузии как “маяка свободы” выглядит как однозначная поддержка Вашингтоном тбилисских властей. “Стоит ли сомневаться, что этот козырь Михаил Саакашвили использует для скорейшего вытеснения российских баз?” – спрашивает газета.

Федор Лукьянов, главный редактор журнала “Россия в глобальной политике” в своей статье в газете Известия называет президента Буша политическим “эквилибристом”.

“Политика вашингтонской администрации в отношении Москвы напоминает в последнее время каскад акробатических этюдов, – пишет Лукьянов. – Президент Буш и его ближайшее окружение занимаются эквилибристикой, чтобы сохранить нормальные отношения с Кремлем, но не оставить без внимания те направления российской политики, которые все более жестко критикуются в конгрессе США и в американских СМИ”.

По мнению автора Известий, стоит только внимательно присмотреться к ситуации, в которой находится президент Буш, как станет ясно, что глава вашингтонской администрации прилагает со своей стороны все возможные усилия, чтобы избежать резкого похолодания в двусторонних отношениях.

Следует учитывать, подчеркивает Федор Лукьянов, что путинская Россия в США непопулярна – “как среди либералов клинтоновского призыва, приложивших в 1990-е годы много сил для демократизации нашей страны, так и среди радикальных неоконсерваторов, одержимых идеей нести миру свет свободы”. Поэтому Буш, при всех своих симпатиях к Владимиру Путину и “прагматическом” взгляде на Россию, не волен в своих действиях: “формирование внешней политики в США – процесс многофакторный”.

Пока у теперешней администрации Белого дома хватает “здравого смысла, чтобы, делая требуемые жесты в адрес все громче заявляющих о себе оппонентов России, сохранять позитивный подход”. Правда, потенциал этого подхода имеет тенденцию к уменьшению, и есть опасность, что он “сойдет на нет аккурат к следующим президентским кампаниям в России и США”.

Тем более, что предвыборный период традиционно становится временем “ужесточения взаимной риторики”. В Америке, скорее всего, начнется новый раунд дискуссий на тему: “Кто потерял Россию?” А в России – “сетований о том, куда делось наше былое величие”.

Впрочем, как пишет журнал Новое время, делая в шестидесятую годовщину Великой Победы некую попытку “хладнокровной переоценки прошлого”, и сегодня, несмотря на “геополитическое отступление России”, начавшееся в 1991 году, “будем продолжать верить в прогресс американского стиля”. Поскольку “сожалеть об упущенных возможностях бессмысленно”, стоит попытаться воспользоваться “вновь обретенными возможностями”.

Не стоит “жалеть о том куске, который был не по зубам”, замечает журнал: “Не надо зариться на чужое. Главное – не упустить своего”.

Правда, это не всегда удается – ни первое, ни второе, ни третье.

Как заявил газете Ведомости депутат Госдумы Михаил Задорнов, главной целью пышного торжества, устроенного Кремлем 9 мая, было “продемонстрировать причастность страны к мировому сообществу”. Поскольку “в последние годы курс на политическую изоляцию страны возрастал”. К сожалению, заметил Задорнов, “празднику были свойственны советские черты, от которых надо избавляться”.

Впрочем, эксперты газеты сомневаются в том, что дорогостоящие усилия Кремля по улучшению международного имиджа России будут иметь успех – поскольку “лидеры, приехавшие в Москву – люди тертые и бывалые”.

Смешанные чувства, как показал опрос на сайте газеты Известия, испытали в связи с празднованием Дня Победы и российские граждане. Правда, 60% сообщили, что ощутили гордость за свою страну. Но 22,9% заявили о чрезмерном пафосе минувших торжеств, 6,6% недовольны “избыточными” мерами безопасности, а еще 10% испытали все эти чувства одновременно.

Тем не менее, очевидно, что Владимир Путин, как заметила газета The New York Times (перевод Коммерсанта), не без успеха “воспользовался празднованием годовщины Дня Победы, который был праздником в советские времена и сейчас является национальным праздником России, чтобы попытаться вновь сплотить россиян вокруг того, что, несомненно, является величайшей заслугой Советского Союза”.

Итак, по крайней мере одна из задач, связанных с праздником, была частично выполнена. Правда, она была для Кремля наименее затратной.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ