“Не хватает на одежду,
Не хватает на еду.
Президент Владимир Путин,
Без штанов к тебе приду.”
Автор этих строк – житель Вологды Виктор Лапенков, победитель конкурса частушечников среди читателей газеты вологодской газеты Русский Север. На днях газета опубликовала целую подборку частушек Лапенкова:
“Всю Россию обокрали
Вот уже в который раз,
А чиновник заявляет,
Что он выполнил Указ.
* * *
Путин партию создал –
Партию чиновников.
И теперь у нас в России
Не найти виновников.”
В действительности поиск виновников случившегося социального взрыва идет в обществе на всех уровнях. На “земле”, впрочем, переоценка ценностей возможна лишь по отношению к первому лицу государства – поскольку лишь президент до сих пор пользовался у населения авторитетом, остальным, собственно, терять было нечего.
Знаменитый “тефлоновый” рейтинг Путина, похоже, задымился. Как сообщила на днях газета Коммерсант, реализация закона о монетизации льгот уже повлекла за собой его падение до наименьшего значения за все время президентства Владимира Путина.
В течение последнего месяца, информирует читателей Коммерсанта фонд “Общественное мнение”, число граждан, оценивающих президентскую деятельность Владимира Путина на “отлично” и “хорошо” уменьшилось с 37 до 32%.
Число же тех, кто оценил путинскую работу как “плохую” и “очень плохую”, напротив, увеличилось с 13 до 17%. Если же учесть, что в начале 2004 года число недовольных составляло лишь 7%, тенденция, как говорится, налицо.
Попутно выяснилось, что число тех, кто дает положительный ответ на вопрос о доверии президенту снизилось за месяц на 4% – до 43%, а число не доверяющих увеличилось с 18 до 21%.
Президент ФОМа Александр Ослон, комментируя для Коммерсанта эти данные, признал, что таких колебаний рейтинга не было даже во время бесланских событий. Поскольку “Беслан население страны восприняло скорее как стихийное бедствие, а ситуацию с льготами оно напрямую увязало с действиями властей”.
Независимая газета со своей стороны обратилась за комментариями в Левада-центр, где также констатировали, что впервые недовольство граждан выплескивается на президента, который до сих пор был для политической элиты своеобразным щитом, прикрытием.
“Его рейтинг имел какой-то иммунитет, – пояснил ведущий научный сотрудник Левада-центра Леонид Седов. – А сейчас обнаруживается некое осознание того, что вина-то ложится не только на бояр, но и на царя”.
Как считают в Левада-центре, в такой ситуации президент “пропадает в ситуацию опасности не столько даже от народа, сколько от собственного окружения”, которое вполне способно “в какой-то момент сказать – а зачем он нам нужен, если громоотводом уже не работает?”
Известный политолог Андрей Пионтковский в журнале Новое время опубликовал даже вариант предполагаемого “заявления ИТАР-ТАСС” по поводу отставки Путина, сделанное от имени окружающих его представителей “чекистского капитализма”: “Сосредоточив в своих руках необъятную власть, товарищ В.Путин не всегда, к сожалению, использовал ее максимально эффективным образом в интересах нашего Великого Чекистского Дела. Так, проявив непростительную беспечность и близорукость, он позволил политическим авантюристам, направляемым из зарубежных, главным образом, американских центров, навязать нашему обществу антинародное законодательство по ликвидации социальных льгот, отвечавших вековым традициям и православным ценностям русского народа”.
Кроме того, утверждается в “документе”, предлагаемом Пионтковским, в последнее время стали с неизбежностью проявляться “определенные личностные недостатки товарища В.Путина”, который оказался “мелок, злобен, капризен и раздражителен”. Недостатки, вполне терпимые среди нас, чекистов”, признаны “совершенно невозможными на посту Самого Главного Чекиста”.
Почему и признано целесообразным “предоставить товарищу В.Путину отпуск для лечения, желательно в средиземноморском климате (например, о.Сардиния, предварительная договоренность с господином С.Берлускони достигнута).
А обозреватель Новой газеты Алла Боссарт, напротив, утверждает, что “никогда в этой стране, никогда, ни при чьем режиме ничего не изменится, даже если В.В.Путин как физическое лицо уедет на Сардинию. Потому что в государстве полно своих ребят, в сущности, клонов, которые заменят его ментально и моментально”.
Впрочем, дискуссия о Сардинии беспредметна: так далеко дело пока не зашло. Тем не менее стало очевидно: власти срочно необходим козел отпущения.
“Чиновники всю прошлую неделю искали виноватых, ловили подстрекателей и принижали масштабы кризиса”, – пишет журнал Русский Newsweek.
В последнем особенно преуспел глава Минфина Алексей Кудрин, который сообщил, что в акциях протеста участвовало лишь 30 тысяч человек. “Но его цифрам мало кто верит, – комментирует журнал. – Ведь под монетизацию попали десятки миллионов людей”. Митингов не было только в 16 регионах, где льготы оставлены в полном объеме.
Ловля подстрекателей также не дала особых результатов. Дело явно было не в коммунистах с их призывами, и тем более не в левых радикалах, о которых мало кто из пенсионеров слышал.
Хотя, констатировала пресса, недостатка в желающих оседлать протестную волну не наблюдалось.
Дмитрий Рогозин и его коллеги по фракции “Родина”, решившиеся в конце прошлой недели на голодовку с требованием отставки правительства непосредственно в стенах парламента, вызвали тем самым град колких замечаний в свой адрес.
Как сообщила газета Время новостей, Алексей Митрофанов, депутат от ЛДПР, сразу после торжественного отбытия родинцев из зала заседаний успокоил депутатов: “Мы с Дмитрием Олеговичем наблюдаемся у одного врача. Пусть он худеет. Он неприлично полный. Впрочем, как и я”.
Газета Коммерсант уже в понедельник заверила своих читателей, что отказ принимать пищу никак не сказался на самочувствии и настроении депутатов. Более того, накануне они стойко выдержали, как выразился Коммерсант, “пытку борщом и котлетами”, запах которых загадочным образом возник в помещении, где находятся голодающие. “Причин появления соблазнительных запахов, – задумчиво повествует Коммерсант, – никто из родинцев объяснить не может: у думского пищеблока автономная вентиляция, к тому же по выходным в Думе работает только буфет, где ни борщей, ни котлет не готовят”.
А “поэт-правдоруб” Игорь Иртеньев на следующий день опубликовал в издании Газета очередной опус, посвященный акции “Родины”:
“Рогозин голодает
Уже четыре дня:
Он за народ страдает
И, значит, за меня.
Его большое дело
Развеет злую тьму.
Его большое тело –
Порукою тому.
Не падай духом, Дима!
С тобою вся страна.
Она непобедима,
Хотя не так полна”.
Другие издания поспешили выявить подоплеку рогозинской голодовки. Независимая газета процитировала высказывание председателя “Комитета-2008” Гарри Каспарова, который уверен, что, принимая решение, Дмитрий Рогозин и его единомышленники располагали некой секретной политической информацией. “Покровители Рогозина в Кремле, – заявил Каспаров, – видимо, поделились сокровенным знанием о грядущих отставках в правительстве. Как опытный политик, Рогозин не преминул на этом сыграть”.
Это предположение Каспаров основывает “на прочтении традиционного алгоритма Путина: во-первых, он сказал Зурабову не беспокоиться. А мы знаем, что это означает: когда Путин что-то говорит, то надо просто поменять знак. Во вторых, обычно на принятие таких решений у Путина уходит от одной до двух недель. Как раз все по датам сходится”.
Рогозин осадил своих критиков: “Наверное, если бы люди имели гражданское мужество, они последовали бы нашему примерами, а не занимались инсинуациями, которые сейчас распространяет администрация президента”, – заявил он в свою очередь Независимой газете. Что будет, если их требования не выполнят, голодающие пока так и не решили. “Мне просто кажется, что мы свой выбор сделали, теперь свой выбор должна сделать исполнительная власть”. Держать же в парламенте группу голодающих депутатов – вопрос репутации государства, считает лидер “Родины”.
Гораздо с большим скепсисом отнеслись к акции Рогозина политологи.
В частности, Борис Кагарлицкий заметил газете Новые известия, что демарш депутатов носит скорее комический характер. “Родина, считающая себя оппозиционной партией, стремится “как-то примкнуть к движению протеста”, которое началось в стране. Однако, утверждает Кагарлицкий, поскольку оппозиционность партией Рогозина лишь имитируется, всерьез участвовать в протестах она не может: “Поэтому они изобразили свою причастность к этой борьбе символически”.
Кроме того, с точки зрения Кагарлицкого, “не стоит думать, что если эти граждане устроили головку, то через неделю-другую кого-нибудь снимут, а Рогозин припишет себе эту заслугу”. По слухам, сегодня часть кремлевской администрации действительно считает, что следует “пожертвовать Грефом или даже Фрадковым”. Но другая часть придерживается совершенно другой точки зрения, и между этими частями идет серьезная борьба.
Кроме того, продолжает политолог, даже если правительство снимут, “Рогозин выиграет не сильно, потому что это не его победа, и КПРФ может записать в свой актив эту отставку с не меньшим основанием”. Если же победит иная точка зрения, “Рогозиным просто пожертвуют”.
Еще более прозаично оценивает ситуацию Игорь Бунин, директор Центра политических технологий. “Депутаты голодают, потому что хотят заработать очки на пенсионерах, – сказал он тем же Новым известиям, – сейчас для них главное – отметиться в потоке событий. А потом часть избирателей вспомнит, что “Родина за нас голодала”.
С отставкой же правительства, подчеркивает Бунин, пока определенности нет: “Если она и случится, то не раньше марта-апреля. Зачем выгонять тех, кого еще можно использовать в качестве козлов отпущения?”
Рогозинская же акция до весны, понятное дело не продлится: “Скорее всего, голодовка продлится дней 10-15. Потом придут врачи и скажут: умирает депутат, и с ним еще группа. И погибнуть ему не дадут”.
По мнению журнала Русский Newsweek кого-то из троицы, назначенной виновными – Зурабова, Грефа и Кудрина – “сдадут” обязательно, весь вопрос в том – когда это произойдет.
В целом же, как считает журнал, поводов для паники у Кремля нет.
Рейтинг доверия президенту действительно снизился, но не катастрофически. Владимир Путин от своего статуса отказываться не собирается и ответственность за провал реформы на себя не взял, возложив ее на исполнителей – правительство и региональные администрации. Губернаторы со своей стороны валят все на центр.
“Единая Россия” также обвиняет во всех грехах регионы, отмечает журнал, “как будто в партии не состоят десятки губернаторов”. Впрочем, как считает Русский Newsweek, единороссам проблем все равно не избежать: на региональных выборах более, чем на 30% они могут не рассчитывать. В то время как КПРФ и “Родина” явно усиливают свои позиции.
Между тем, если исходить из объективных критериев, подчеркивает журнал Власть, то “главным и единственным виновником “льготного” кризиса следует признать президента Путина. Именно он создал пресловутую “вертикаль власти, в рамках которой федеральный парламент аккуратно облекает все спущенные из Кремля указания в форму законов, а правительство является лишь “коллективным организатором” их применения на практике”.
Очевидно, в провале следует винить не “Единую Россию”, превратившую парламент в “машину для поддержки президента”, и не “техническое правительство во главе с Михаилом Фрадковым, а лично президента, не сумевшего обеспечить нормальное исполнение им же инициированных преобразований. “Это мнение, – замечает Власть, – разделяют и многие участники акций протеста, утверждающие, что “Путин хуже Гитлера”.
Однако президент признавать свою вину не намерен, и поэтому ему предстоит убедить свой электорат в том, что он не имеет отношения к проблемам с монетизацией льгот. Иначе не удастся решить ни проблему укрепления вертикали власти путем назначения устраивающих Кремль губернаторов, тем более проблему “преемника-2008”.
Власть также убеждена, что правительство Фрадкова на роль мальчика для порки в полной мере не годится: разгонять правительство есть смысл даже не этой весной, а поближе к выборам в Госдуму, которые, как известно, состоятся лишь в 2007 году.
К тому же, напоминает Русский Newsweek, у премьера алиби: перед Новым годом Фрадков трижды ездил в Кремль уговаривать президента отменить реформу.
По сходным причинам на роль главного виновника не годится и “Единая Россия”: если и решаться на смену партии власти, то не позже, чем за полгода до парламентских выборов, “чтобы избиратели не успели разочароваться в новом фаворите Кремля”.
Таким образом, главными кандидатами на порку становятся губернаторы, которые “не обеспечили своевременной реализации принятых Госдумой законов о монетизации льгот”. О чем в первые же дни протестных акций уже заявил лидер “Единой России” Борис Грызлов, разъяснивший, что в целом хороший закон о монетизации льгот в регионах исполняется неправильно.
“Вывод о виновности губернаторов в разразившемся кризисе выгоден Кремлю еще и потому, – разъясняет Власть, – что дает ему лишний аргумент в пользу укрепления вертикали власти: дескать, эта самая вертикаль не работает в полной мере именно из-за того, что главы регионов пока еще всенародно избраны, а не назначены президентом”. И лишь повсеместная замена нынешних губернаторов на твердых приверженцев “единственно правильного курса” может “обеспечить неуклонное повышение благосостояния россиян даже в условиях “льготной реформы”.
Правда, даже у президентских назначенцев способов успокоить взволнованных граждан будет не так уж много, продолжает журнал.
Первый доступен лишь богатым регионам, таким, как Москва и Подмосковье, способным оплатить все льготы из собственного бюджета.
Регионы победнее могут попытаться убедить местных бизнесменов “скинуться на дотирование” бесплатного проезда для льготных категорий населения. Или же добиться от центра целевых “транспортных” трансфертов как своеобразной премии за лояльность.
Те же губернаторы, что не сумеют договориться местным бизнесом и не захотят поделиться с льготниками доходами бюджета, будут вынуждены бороться с протестным движением репрессивными мерами, направленными против лидеров местных партий и движений, и – в первую очередь – против организаций протестных акций.
Если эта работа будет достаточно успешной, вполне возможно, возмущение, как это было в советские времена, переместится по традиционному адресу – на кухни возмущающихся. Тогда главы этих регионов, пишет Власть, смогут уверенно “отрапортовать в Кремль о всенародном одобрении мудрых инициатив президента и правительства”.
Самое обидное для правительства и Минфина во всей этой истории с льготами, подчеркивает журнал Профиль, что бюджет-2005 – “самый социально ориентированный за всю российскую постсоветскую историю – расходы на социальные нужды в нем увеличены в три раза. Да не в коня корм пошел”.
Глава Института проблем глобализации Михаил Делягин пояснил Профилю, что смысл нынешней реформы состоял “в сокращении огромного количества полномочий и экономии десятков миллионов рублей”. Именно такова была базовая задача Минфина, выполнить которую не удалось. “Каждый день объявляется о новых дополнительных расходах на то, чтобы загасить недовольство народа и скорректировать свои просчеты”.
Увеличение пенсий, о котором объявил президент, по мнению Делягина, не ускорит инфляцию, но и не остановит протесты: “Это жалкий шлепок по воде перед цунами”.
Дополнительные расходы федерального бюджета в связи с выплатами льготникам и дополнительной индексацией пенсий составят, по подсчетам Минфина, от 103 до 105 млрд рублей. Однин из главных вопросов при этом, сообщает Профиль, – придется ли при этом трогать Стабилизационный фонд.
Глава Минфина Алексей Кудрин убежден, что расходы будут покрыты за счет дополнительных доходов от нефти. Бюджет составлен из расчета $28 за баррель – ясно, что реальная цена нефти намного выше. Тем не менее, большинство экспертов считает, что воспользоваться средствами Стабфонда все же придется.
Всплеск инфляции неизбежен, предсказывает Новая газета, основываясь на официальных данных.
В самом деле, известно, что в федеральный бюджет была заложена выплата 170 млрд рублей компенсаций. Причем “раньше государство платило вдвое меньше, и притом безналом. То есть 170 миллиардов – это чистый кэш, которого раньше не было”.
Между тем, как признал замминистра финансов Алексей Улюкаев, “все свыше 60 миллиардов уже имеет макроэкономическое значение, то есть разгоняет инфляцию на статистически ощутимые величины”. Если же вспомнить, что по оценкам Михаила Зурабова, народное недовольство придется гасить еще более, чем сотней миллиардов рублей (дополнение к компенсации), плюс незапланированная индексация пенсий, становится ясно, что инфляционный взлет стране обеспечен.
Таким образом, монетизация льгот, обещает стать, по выражению Новой газеты, “самой провальной либеральной реформой в истории современной России”: в отличие от либерализации цен или приватизации, выполнивших свои задачи пусть и с огромными издержками, “монетизация, с точки зрения макроэкономики, оказывается бессмысленной затеей, а ее единственными результатами останутся инфляция и растущее социальное напряжение”, причем появившееся на пустом месте.
С точки же зрения журнала Новое время в ситуации с льготами “интересную картинку представляют обе стороны – и народ, и начальство”.
Официальной целью Кремля, рассуждает журнал, провозглашен экономический рост, причем с удвоением ВВП. “Коли так, льготы, безусловно, надо монетизировать. И не просто монетизировать, а резко сократить число льготников: или халява, или развитие – придется выбирать”.
При этом придется вспомнить, что “ни в одной даже самой процветающей стране не уходят на пенсию раньше 60 лет, зато на пенсию можно достойно жить”. Что не может чуть не половина населения бесплатно пользоваться траснпортом – траспорт развалится, что, собственно, и происходит. “То же самое и с медициной, и с коммунальными услугами”.
Однако реформы получаются странные: “Обычно, когда желают экономического подъема, не подвергают разгрому самые крупные и эффективные компании” (речь, понятно, идет о деле ЮКОСа). Стоило бы также также отказаться, хотя бы на время, от дорогостоящих внешнеполитических авантюр (украинские выборы).
“И вообще, – продолжает журнал, – либо агитировать народ “трудиться, затянув пояса”, либо устраивать ему двухнедельные каникулы, выдавая их за крупнейшее политическое достижение”.
Но не меньше странностей и в поведении демонстрантов. “Когда в ходе губернаторской реформы у граждан, по сути, отняли избирательное право, они и не пикнули. Когда отняли бесплатный проезд в транспорте – всколыхнулась вся страна”.
Вообще, считает Новое время, следует признать: “вся постсоветская экономика – сплошная тяжба иждивенцев с грабителями”.
Ведь дело не только в деньгам: “Льгота для нашего человека – дело принципа. Имеешь льготу – значит, заслужил. Беден, но признан, в списках значишься, имеешь право и даже преимущество. А тут плати как все, как лох, как последний буржуй… а денег-то кот наплакал”.
По сути, утверждает журнал “народ решили уволить из совков (забыв предложить другую работу). Это вам не губернаторов уволить, тут и в самом деле сильная рука нужна”.
В общем, как пишет вологодский частушечник Виктор Лапенков:
“Хороша страна Россия,
Велика России ширь.
Президент Владимир Путин,
Отправь жуликов в Сибирь!”
* * *
А что дальше – тоже понятно:
“Мы реформы полюбили,
Умираем от любви.
Побыстрей года застойные,
Правительство, верни!”