Российское участие в выборах на Украине: попытка создать из Януковича "украинского Путина" оказалась неудачной

0:00
0

“Потеря Киева привела бы к тому, что Россия осталась бы наедине со своими внутренними терзаниями”, – писала во вторник, 23 ноября, французская “Фигаро” (перевод Сергея Бунтмана, радио “Эхо Москвы”). Именно поэтому Москва, подчеркивает газета, на украинских выборах “вновь ворошит старые угли былого противостояния с Западом”.

Сходным образом оценивает ситуацию британская “Таймс”: “Эти выборы стали битвой, напоминающей о “войнах чужими руками” времен холодной войны: Запад оказывает финансовую поддержку Ющенко, а Москва посылает политологов для избирательной кампании премьер-министра” (публикация перевода – в Независимой газете).

Оппозиция на Украине жалуется на злоупотребление административным ресурсом, – пишет Ольга Романова в газете Ведомости: “Чисто дети малые. Ой, не видели они административного ресурса, – как в России, например, – и, Бог даст, не увидят”.

Ведь такой административный ресурс, “как у нас”, эффективен лишь в условиях социальной апатии избирателей: “А никакой социальной апатией на Украине и не пахнет”. И вообще Украина – это, по определению автора, “сильное, независимое и влиятельное европейское государство”.

Это стало абсолютно очевидно, утверждает Романова, именно после второго тура выборов: “Экономика растет, политические процессы проистекают свободно и активно, население прекрасно информировано о программах и идеологии своих политиков и может со знанием дела в любую минуту об этом порассуждать”.

С точки зрения журнала Коммерсант-Власть, Киев сейчас очень похож на Москву 13-14 лет назад.

“Как и в Москве того времени, оппозиция в Киеве довольно легко может собрать на митинги сотни тысяч человек. Как и тогда в Москве, в Киеве сейчас чрезвычайно высок уровень протестных настроений граждан, при этом они ощущают личную причастность к историческим переменам”. По сути, замечает журнал, на Украине сейчас “поднялась волна антикоммунистической революции, которая в Москве достигла своего апогея в августе 1991 года”.

К тому же, по мнению журнала, именно в результате реализации московского сценария 1991 года Украина получила независимость: “Все романтические истории о героической победе украинского народа в многовековой борьбе за независимость были официально узаконены на Украине уже потом и лишь с одной целью – обеспечить легитимность нахождения у власти бывшей советской партийно-хозяйственной номенклатуры”. Которая, впрочем, пишет Коммерсант-Власть, не слишком ясно себе представляла, куда, собственно, следует вести неожиданно доставшуюся ей страну.

В результате такого самоопределения образовались два “наиболее живучих мифа украинской политики: “уйти под Россию” и “уйти на Запад”.

“В основах обоих лежит категорическое нежелание элиты принимать ответственность за состояние дел в стране, – пишет Власть. – В немалой степени этот политический инфантилизм поддерживался политикой Леонида Кучмы, который балансировал между Россией и Западом”.

Какое-то время, пока Россия была занята внутренними проблемами, а ЕС – расширением на восток, эта политика себя оправдывала. Однако сейчас она полностью себя исчерпала. В связи с чем о готовности принять на себя ответственность за будущее страны перед выборами заявили сразу две мощные группировки.

У каждого своя специфика. “Донецкий клан” Виктор Януковича имеет, как выразился журнал, “четкий бизнес-план “Украина”, не слишком утруждаясь объяснением своей политической позиции. Сторонники Виктора Ющенко, в основном в силу своей неоднородности, напротив, делают акцент на публичной политике. Их главные аргументы – успехи госстроительства в Польше, Венгрии, Чехии и Словакии.

Вопрос в том, дойдет ли противостояние между “патриотом Януковичем” и “демократом Ющенко” (или, как они величают друг друга, “бандитом Януковичем” и “американским шпионом Ющенко”) до открытого противостояния, как в Москве 1991-го.

В отличие от России, которая, за исключением политизированного населения мегаполисов, в 1991 году с некоторым изумлением узнавала о бурных событиях в столице, Украина разделилась практически поровну еще по итогам первого тура президентских выборов. Это означает, что против победителя, кто бы им ни стал, заранее была настроена половина населения страны. “А на Украине, – замечает Власть, – скажем, в отличие от США нет традиций и политической практики разрешения подобных конфликтов через механизмы публичной политики”. Сторонники Ющенко накануне 21 ноября открыто говорили о готовности идти на баррикады, “если власть украдет победу”.

Это намерение только укрепилось после того, как вечером в воскресенье были объявлены итоги exit polls – опроса участников голосования на выходе с избирательных участков. Корреспондент газеты Коммерсант Валерий Панюшкин утверждает, что даже в штабе Виктора Януковича были осведомлены об истинных данных exit polls – 55:43 в пользу Ющенко.

Тем не менее в итоговой победе своего кандидата никто в штабе не сомневался: “Дураки они, эти ющенковцы, даже жалко их… Чего они эти несчастные автобусы ловят? Кроме вброса открепительных талонов есть же еще испорченные бюллетени, которые все засчитываются за Януковича, и бюллетени “против всех”, они тоже засчитываются за Януковича”.

Стоит напомнить, что в первом туре разница между кандидатами была примерно 0,5%, да и во втором ненамного больше – около 3%.

Неудивительно, что после официального объявления итогов выборов Виктор Ющенко заявил своим сторонникам на майдане Незалежности, что “власть украла 3 100 000 голосов”, что нарушений зафиксировано более 11-ти тысяч – в пять раз больше, чем в первом туре и что “все только начинается”. А известный украинский политик Юлия Тимошенко высказалась еще более эмоционально: “На этот раз после тринадцати лет рабства мы не уйдем с площади, пока не получим власть, потому что мы стали народной армией”.

Свое слово, если верить Коммерсанту, на майдане сказал и лидер СПС, сопредседатель “Комитета-2008” Борис Немцов: “Я считаю этот союз чекиста и рецидивиста извращением каким-то”.

По мнению газеты Известия, возможны четыре варианта финала “оранжевой революции”. Первый, он же наименее реальный – стороны приходят к компромиссу: “То есть вырабатывают и оглашают некие правила игры, которых обязуются придерживаться”.

Вариант второй – противоположный, радикальный. Результат, пишут Известия, трудно предсказуем – от силового подавления оппозиции до силового же захвата власти и объявления Ющенко президентом. Официальный Киев такого развития событий опасается больше всего: любое неосмотрительное действие или даже слово могут оказаться “той самой спичкой, которой не хватало для большого взрыва”, пишут Известия.

Третий вариант – судебный, попытка официально оспорить итоги выборов. Путь слишком долгий и сомнительный для развернувшегося сегодня эмоционального противостояния.

И, наконец, четвертый вариант: уличная революция продолжается вплоть до естественного затихания (“невозможно каждый день выходить на митинг”) – без явного противодействия со стороны власти.

Известия считают этот вариант наиболее реальным: “Украина продолжает жить с мощной и хорошо структурированной оппозицией, готовой в любой момент выйти под оранжевые знамена. В этой ситуации Янукович оказывается фактически связанным по рукам и ногам, но все же президентом”.

При определенном равенстве возможностей противников (“в руках одного – поддержка Москвы и девяти индустриальных областей на юге и востоке страны, на другого работает единая Европа, киевская молодежь и вся Западная Украина”), в повторении югославского или грузинского сценария ни один из них не заинтересован, подчеркивают Ведомости.

К тому же, в случае, если президента, как в Тбилиси, назначит толпа, захватившая парламент, лидер Украины “останется без главного политического инструмента, которым пользовались все его предшественники, – без “многовекторной” внешней политики”. Как с изрядной долей здорового цинизма заметили Ведомости, “лишившись одной из мамок, ласковое киевское теля может серьезно захиреть”.

“В Киеве борьба России и Запада за влияние на постсоветских братьев достигла пика, – пишет в журнале Профиль Светлана Бабаева. – Поэтому Москва так ополчилась на Ющенко – мол, он будет ориентироваться на других”. А Запад далеко не в восторге от “запланированной в Москве победы Януковича – именно потому, что это станет победой Москвы, значит – “победой новых имперских подходов”.

Обе стороны не сомневаются, что украинские выборы – рубеж, после которого развитие пойдет по новой логике, “причем не только на Украине, но и там, где еще продолжают бороться за лидерство западные и российские подходы”.

Таким образом, подчеркивает автор, получается, что постоянные дипломатические декларации о партнерстве России и Запада вполне бессмысленны: на деле имеют место “недоверие и противостояние”.

Из этого автор делает парадоксальный вывод: для России было бы лучше, если бы победил Виктор Ющенко. Он – “чужой”, с ним придется “обнулять договоренности” и заново выстраивать весь комплекс отношений, причем не как с марионеточным кандидатом, а как с независимым лидером, пришедшим к власти без участия Кремля и Владимира Путина.

В этом случае, подчеркивает Светлана Бабаева, российскому истеблишменту пришлось бы учиться вести переговоры с украинцами как с гражданами независимого государства, пусть и имеющего с Россией общие экономические и культурные корни.

Кстати, пересмотреть свое отношение к Украине пришлось бы и российскому обывателю, который в глубине души все еще не верит в самостоятельность соседнего государства.

А при президенте Януковиче, утверждает Профиль, “вырастет несметное количество российских ожиданий, быстро перерастающих в требования, часть которых он, несомненно, выполнить не сможет и не захочет”. И это немедленно отразится на отношениях двух стран.

Коммерсант-Власть также не сомневается в том, что Виктор Янукович, “озабоченный установлением собственного господства над украинской экономикой и отражением атак конкурентов”, не в состоянии будет удовлетворить российские аппетиты.

Кроме того, подчеркивает Власть, Янукович вряд ли сможет сдержать данные в ходе избирательной кампании обещания о статусе русского языка и двойном гражданстве. “Они невыполнимы хотя бы потому, что парламент, который должен внести соответствующие изменения в конституционное законодательство страны, новый глава государства контролировать не будет”. А на проведение референдума президент Янукович вряд ли решится – это означало новый виток конфронтации с оппозицией.

Таким образом, утверждает Власть, Украина опять, как и при Леониде Кучме, окажется в непонятном положении, с неопределенными внешнеполитическими ориентирами, в условиях непрекращающейся борьбы кланов и их полной оторванности от общественных интересов”. А большая часть украинского общества “будет либо продолжать жить в ожидании чуда, либо пребывать в уверенности, что в случае заслуженной победы Виктора Ющенко на президентских выборах это чудо обязательно бы произошло”.

С другой стороны, нельзя забывать, отмечает журнал, что в случае победы оппозиции “украинского Саакашвили” из Виктора Ющенко все равно не получилось бы: грузинский лидер имел в своей стране единодушную поддержку абсолютного большинства электората, в то время как против Ющенко, как уже говорилось, настроена половина населения страны. В результате неизбежна ожесточенная борьба нового президента с не желающими расставаться с властью и собственностью старыми группировками.

К тому же Россия восприняла бы победу Ющенко как личное поражение Владимира Путина: “Неважно, что по экономическим вопросам с Ющенко, не имеющим обязательств перед крупными украинскими олигархами, возможно, будет легче договориться, чем с Кучмой или Януковичем”. Москва, утверждает Власть, в любом случае сделала бы все возможное, чтобы показать, “насколько ужасны последствия победы “националистического” кандидата – даже в ущерб интересам украинского бизнеса”.

Статья во Власти, посвященная двум основным участникам президентских выборов на Украине, называется “Оба хуже”.

В Москве не хотят признать, что любой украинский президент будет вынужден действовать по одному алгоритму, определенному общей инфраструктурой двух стран и тесными связями ее граждан, замечает Профиль. “В любом случае “переворота в повестке дня не произойдет, американские компании не скупят на корню всею украинскую собственность, германские не приватизируют ее экономику, а польские не превратят украинцев в шляхтичей”.

Москва попросту “боится оказаться в новой системе координат”, и потому “продолжает биться за города, которые уже давно сданы. Которые на самом деле и брать-то в старом, имперском понимании этого термина, не нужно. Потому что не “завоевателями”, но гостями там быть намного лучше и выгоднее: больше достанется”.

Известный российских политтехнолог Марат Гельман, работавший во время предвыборной кампании на Украине в штабе Виктора Януковича, дал интервью “Львовской газете”, которое затем перепечатал еженедельник Московские новости .

Уже первый тур президентских выборов показал, что если победит Янукович, “мы потеряем доверие населения Украины, заявил Гельман: “А для нас гораздо более ценным является контакт не с гипотетическими лидерами Украины, а с ее народом”. Заметно, что Гельман говорит едва ли не от лица Кремля: “Впервые российская власть попыталась вести диалог с украинским избирателем… Не получилось”.

Теперь же, после выборов, подчеркнул Марат Гельман, главными становятся нешуточные вопросы: “Будет ли кровь? Широкомасштабное гражданское неповиновение? Сохранится ли целостность украинского государства? Будет ли постоянная телефонная линия “Путин – новый президент Украины”?”

А лидер СПС Борис Немцов, единственный из российских политиков, кто наблюдал за ходом выборов непосредственно на месте событий, заявил в интервью изданию Газета, что в Киеве не может быть “кровавых столкновений”, как это любят описывать российские политтехнологи, которых здесь видимо-невидимо”. По сведениям Немцова, 75% киевлян, включая столичную милицию, проголосовали за Ющенко.

Вообще, заявил Немцов, “для гражданской войны нужно, чтобы в одной местности народ разделился на примерно равные части, и тогда – “брат на брата”. А на Украине сторонники Ющенко и Януковича живут в разных местах”.

Привезти же в столицу достаточное количество противников Ющенко, чтобы на улицах началась рукопашная – это, по мнению Бориса Немцова, “несерьезно”. Хотя поводы имеются: как сообщил Газете лидер СПС, “данные консорциума социологов дали картину прямо противоположную той, что наритсовала ЦИК: 54% у Ющенко и 43% у Януковича”. А сам Немцов “счастлив видеть, что украинский народ имеет потрясающее чувство собственного достоинства и не соглашается с тем, что его нагло обманывают”.

Впрочем, Ющенко, утверждает лидер СПС “не склонен к насилию” и уже сумел извлечь для себя урок из этих выборов: “Надо учитывать “русский фактор”, интересы восточных регионов и Крыма”.

В случае же, если украинский парламент не прислушается к доводам оппозиции, Борис Немцов прогнозирует пересчет голосов либо повторные выборы: “К счастью, Леонид Кучма здоров и дееспособен – не как Ардзинба в Абхазии, – и может исполнять свои обязанности в этот переходный период”.

“Украина раскололась по Днепру”, – пишет газета Время новостей.

Как заметил в интервью газете руководитель фракции “Родина” Дмитрий Рогозин, выборы на Украине доказали, что административный ресурс может принести больше вреда, чем пользы. Административный ресурс скорее убил те возможности, которыми Янукович мог бы воспользоваться, не будучи премьером”. В ближайшее время, подчеркнул Рогозин, Украину ожидает “безусловный кризис политической власти”.

А генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков признал в беседе с корреспондентом той же газеты, что “Россия как-то слишком прямолинейно сделала ставку на Януковича. Наверное, нужна была более гибкая политика относительно президентских выборов на Украине”.

Еще более сурово высказалась на тему российского участия Независимая газета: “Попытка создать из Януковича образ “украинского Путина” была изначально обречена”.

Не только потому, что Янукович “с его двумя судимостями, туманным донецким прошлым, неумением общаться и держаться на публике разительно отличается от “холеного и обученного дипломатическому этикету Путина”. Но и потому, что украинцам “все меньше нравится ситуация в соседней стране, где вопреки ожиданиям с приходом “сильной руки” порядка не стало больше”.

И вообще россиянам, глядя на украинские выборы, остается только вспоминать 1991 год, когда им тоже казалось, что от них что-то зависит. В то время как сегодня, как заметил журнал Профиль, “мы не слишком интересуемся даже собственными выборами”.

Тем более – украинскими. По данным Фонда общественное мнение, 56% российских граждан понятия не имеет, какую позицию занимает их страна относительно выборов на Украине, 19% уверены, что она соблюдает нейтралитет, а 5% считает, что российские власти поддерживают Виктора Ющенко. Только 20% знают, что Рссия оказала поддержку Януковичу.

Известный политолог Юрий Левада заметил по этому поводу, что “внутри страны отсутствует понимание положения дел на Украине и в российско-украинских отношениях”.

В Левада-центре считают, что россияне, в отличие от украинцев, “начисто лишены какой-либо социальной самоидентификации”, и именно поэтому они (мы) “настолько аполитичны”.

Украинское же общество, объясняют социологи, напротив, состоит из трех равных частей с четкой самоидентификацией: “западные украинцы-униаты, православные украинцы и русские”. Выборы в отсутствие единого общенационального лидера раскололи такое общество.

Сегодня Виктор Ющенко представляется его сторонникам, как пишет Независимая газета, кем-то вроде “былинного героя, который придет и победит зло”. Впервые в истории новой Украины демократически настроенные избиратели готовы всерьез бороться за победу своего лидера, и попытки противопоставить этому порыву отработанные в России политтехнологии, безусловно, выглядели жалко.

Впрочем, как заметил Профиль, “то, что интересно российским политтехнологам, совсем неинтересно российской власти. А то, что интересно российской власти, безразлично российским гражданам.

Им – в отличие от украинцев – хорошо известно, что будущее страны мало зависит от того, какую фамилию носит ее президент.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ