Российские политические каникулы: тревожный месяц август

0:00
0

Как правило, летняя политическая апатия достигает своего максимума к августу – месяцу для России непростому. В последние дни пресса то и дело вспоминает путч, “Курск” и дефолт. Разные издания рассуждают – кто нервозно, а кто и не без злорадства – о чеченской проблеме, с которой власть явно не справляется, о показательной казни ЮКОСа, а также о надвигающейся монетизации льгот со всеми вытекающими для граждан и для власти последствиями.

Политическая аналитика в августовских СМИ становится достаточно редкой гостьей, и в ней ощутимо некоторое напряжение: где застанет себя общество к моменту выхода из летнего анабиоза?

А процессы, между тем, идут, как говаривал первый и единственный президент Советского Союза. Точкой отсчета при их оценке обычно выбирается зима – время выборов, пик политической активности населения.

Картина возникает для власти неутешительная – сравнения с январскими данными не выдерживает даже “тефлоновый” рейтинг президента. В начале года он достигал, как известно, 70%. Сейчас же сейчас с ним явно что-то происходит.

Вполне лояльные Кремлю исследовательские центры ВЦИОМ и ФОМ насчитали, сообщает газета Московский комсомолец, соответственно 59 и 49 процентов тех, кто готов поддержать президента.

Правда, центр Юрия Левады, прежде не раз вызывавший неудовольствие властей своими резкими оценками, утверждает, что путинский рейтинг по-прежнему составляет 72%.

Как утверждает сам Ю.Левада МК, “шум вокруг льгот до рейтинга еще не дошел”, и потому все показатели – и президента, и правительства – все еще находятся на прежнем уровне.

Тем не менее, тенденция к снижению обозначилась. По мнению известного политолога Ольги Крыштановской, цифры ФОМ и ВЦИОМ вполне реальны. “Люди уже не могут не понимать, что происходит, – пишет Крыштановская. – Чиновникам и себе Путин поднимает зарплату, а люди получают огромные счета и видят, как растут цены в магазинах”.

Поэтому, подчеркивает исследователь, “и 48%, которые у него есть – это не так уж мало”.

Руководитель группы “Меркатор” Дмитрий Орешкин заявил МК, что необходимо учитывать так называемый “феномен трех лет”: “Именно за три года население разочаровывается в своем правителе. Люди, которые на митингах кричали “Ельцин, Ельцин!”, через три года уже обзывали его пьяницей”.

Правда, с точки зрения Орешкина, “трехлетка Путина” несколько затянулась. Однако этому есть реальные объяснения.

Во-первых, Путин “ничего особенного не сделал в первый период своего президентства”. А во-вторых, в течение первого срока нынешний президент “следил за своим рейтингом, как за зеницей ока”.

После выборов этого года ситуация принципиально изменилась – сейчас возможности подогревать народную любовь у хозяина Кремля нет: “Он перешел в наступление”.

Конкретных же причин общего снижения доверия, по Орешкину, три: “Перевод льгот на денежные компенсации, банковский кризис и ситуация с ЮКОСом”.

Впрочем, согласно данным специального исследования “РОМИР Мониторинг” (публикация газеты Ведомости), гонения на ЮКОС у большинства населения возражений не вызывают.

Около 30% опрошенных на вопрос социологов, как правильнее было бы поступить с ЮКОСом, ответили, что компания “должна заплатить долги по налогам”, а ее руководство нужно “судить за мошенничество”. Более того, каждый пятый участник опроса убежден, что компанию следует национализировать: ” “незаконно нажитую собственность” следует “отобрать в пользу государства”. 19% согласны с тем, что судебное преследование владельцев ЮКОСа можно прекратить, а Ходорковского отпустить на свободу – в случае, если компания заплатит долги по налогам.

По мнению гендиректора “РОМИР Мониторинга” Андрея Милехина, результаты исследования продемонстрировали, что тема ЮКОСа – далеко не самая актуальная для граждан.

Примерно такой же комментарий дал Ведомостям и Дмитрий Орешкин: “Большинство россиян очень приблизительно знакомы с делом ЮКОСа и отвечают в логике общего отрицательного отношения к крупному бизнесу”.

Фактически, с точки зрения руководителя группы “Меркатор”, в людях говорит зависть: “Больше 70% населения убеждены, что жизнь проходит мимо них и они никогда не смогут стать одними из тех, кто ездит на красивых машинах”.

Если сразу после ареста Лебедева и Ходорковского народ просто считал, что “арестовали какого-то бизнесмена”, то через год в результате усилий прогосударственных СМИ, к общему негативному отношению к богатым добавилось мнение, что этот бизнесмен “наворовал, не платил налоги и вроде даже кого-то убил”. Руководство холдинга оказалось неспособным сбить эту негативную волну, и в результате информационная война с государством оказалась проигранной.

По выразительному определению главного редактора Московских новостей Евгения Киселева, российский обыватель “с равнодушным любопытством юного энтомолога, наблюдающего за беспомощными телодвижениями проколотого булавкой кузнечика”, ждет, чем завершится дело ЮКОСа и “кто еще из олигархов попадет под раздачу”. Е.Киселев цитирует замечание одного из слушателей в эфире “Эха Москвы: “Ну, отнимут собственность у одних олигархов, отдадут другим, новым. Нам-то какая разница?”

“В 1917 году многие рассуждали так же, – пишет главный редактор МН. – Но после того, как пришедшие к власти большевики отняли у прежних хозяев собственность: банки, заводы, земли – очень быстро пришел черед простых обывателей”. Уже в августе 1918 года (опять в августе!) была отменена частная собственность на недвижимость: “А вскоре в дома и квартиры тех, кто рассчитывал отсидеться, пришли “жилтоварищи”…

Впрочем, эти исторические параллели уже проводил в свое время не кто иной, как Борис Березовский, лондонский изгнанник, “колоритный представитель антикремлевской эмиграции”, как назвала его недавно Парламентская газета.

Березовский, сообщает ПГ, и сегодня делает самые мрачные прогнозы относительно будущего России.

Недавно в утренней программе Би-би-си “Завтрак с Фростом” беглый олигарх, отвечая на вопрос ведущего – “Движется ли сегодня Россия по пути либерально-рыночного развития или там формируется полицейское “государство КГБ”?” – вспомнил о Португалии и Испании времен салазаровской и франкистской диктатур. “Там, мол, тоже было предпринимательство и рынок, но из-за отсутствия гражданских, политических свобод эти страны сильно отстали от Англии, Германии, США и других постиндустриальных государств”.

Надо сказать, что это предостережение Бориса Абрамовича для России звучит странновато, если вспомнить, что цель “догнать Португалию” совсем недавно ставилась на самом высоком уровне…

Однако пессимистично по отношению к России настроен сегодня не один Березовский. “Сеятели страха” – так называется статья о деле ЮКОСа известного экономиста Евгения Ясина в газете Ведомости.

Когда операция против холдинга и его руководства только начиналась, ни у кого в России не было сомнений, что предъявленные Ходорковскому обвинения – лишь предлог.

Споры шли вокруг того, что было реальной причиной атаки – политические амбиции главы компании или намерение переделить собственность: “Уж больно лакомым куском был ЮКОС”. Как считает Евгений Ясин, дальнейшее развитие событий доказало весомость обеих причин.

В соответствии с эти, подчеркивает автор, и проблема решалась в два этапа.

На первом этапе были достигнуты политические цели. За несколько месяцев до президентских выборов Ходорковский был “удален с политической арены”, а большинство избирателей “аплодировало Путину и стройными рядами шло голосовать за него и партию власти – “Единую Россию”.

После выборов настало время решение экономической задачи – отнять собственность.

МНС предъявило ЮКОСу иск об уклонении от уплаты налогов в 2000 году на $3 млрд. А затем еще на столько же – за 2001 год.

При этом, поясняет автор, “оптимизация налогов”, которая инкриминируется сегодня ЮКОСу, была достигнута в строгом соответствии с существовавшим законодательством – пусть и несовершенным.

Суть обвинения в том, что компании, созданные в свое время в офшорных зонах для использования налоговых льгот, якобы ничего не делали из того, ради чего эти льготы давались. Они лишь помогали ЮКОСу уходить от налогов.

“Уверен, – пишет Евгений Ясин, что в независимом суде доказать это обвинение было бы очень трудно, а скорее всего – невозможно”.

Тем более, что к подобным методам прибегало множество компаний, и каждая из них тщательно проверялась налоговой службой.

Кроме того, Ясин, как экономист, убежден, что сумма претензий к ЮКОСу несостоятельна.

Известно, что годовая выручка ЮКОСа составляет около $15 млрд. Ясин не верит, что возможно “на $3 млрд уклониться от уплаты налогов и при этом оставаться крупнейшим налогоплательщиком, формирующим до 5% доходов национального бюджета”.

В общем, российская власть, подчеркивает автор, наглядно доказала, что она “может разорить любую компанию, отнять любую собственность”.

Тем более, что случай этот не единственный, напоминает Евгений Ясин.

Примерно по тому же сценарию в 2001 году была проведена операция по уничтожению компании Гусинского. И на региональном уровне подобные операции местных властей совместно с правоохранительными органами – не редкость.

В итоге унижены не олигархи, подчеркивает автор, унижен весь бизнес. А с униженным бизнесом добиться процветания страны невозможно, невозможно так же и создать полноценное гражданское общество.

Автор приводит слова главы РСПП Аркадия Вольского, который 21 июля заявил, выступая по телевидению: “Это заказное банкротство, и я хорошо представляю, что его заказал. Но не скажу: у меня шесть внуков, и я просто боюсь”.

Боится не только Вольский, подводит итог Ясин: “Я тоже боюсь. Мне кажется, именно этого от нас и хотят”.

“Государство, похоже, опьянело от нефтедолларовой свободы, – пишет Леонид Радзиховский в Новых известиях. – Конечно, власть у нашей власти как бы незаслуженная – ну, не Москва же устанавливает мировые цены на нефть, в самом деле. Но это не беда – арабы кайфуют уже 40 лет подряд на том же самом, чем же мы хуже?”

В самом деле: сегодня можно смело считать, что “Кремлю подвластно все… в пределах ТВ и Бульварного кольца”.

Оппозиции – нет. Нефтяные цены – есть. “ТВ гонит советские новости, газеты – светские сплетни, народ трясется над своими “грошовыми” льготами, а элита – над своими ворованными замками”.

Правда, экономика воле Кремля не поддается: “несмотря на пьяный рост нефтяных цен, русские акции продолжают падать, никакого экономического бума нет, об “удвоении ВВП” даже профессиональные политики не решаются вспоминать”.

Но все это не так уж важно, “лишь бы нефтедоллары капали”.

Остается, иронически пишет Радзиховский, лишь добровольно принять формулу “правда – хорошо, а счастье – лучше”. И если нефтяные цены снижаться не будут, а власть “оставит нам малые закутки для безобидного, в общем-то, зубоскальства по ее адресу, то – и слава Богу, о большем и не мечтаем”.

Еще одна, помимо дела ЮКОСа, точка кипения страстей в сегодняшней России – Чечня.

Как сообщает газета Коммерсант, Шамиль Басаев на днях опубликовал на сайте “Кавказ-центр” очередную, вторую по счету часть видеорепортажа об операции боевиков в Ингушетии в ночь на 22 июля.

Басаев запечатлен на видеопленке рядом с “президентом Ичкерии” Асланом Масхадовым. Впрочем, Масхадов, в отличие от Басаева, сообщает “Кавказ-центр”, в нападении лично не участвовал, однако дал “разрешение” на его проведение.

Это дело, по-видимому, стало первым реальным подтверждением заявлений ичкерийского президенита в эфире радио “Свобода” об активизации боевых действий за пределами Чечни.

Между тем Коммерсант считает сам факт появления Масхадова на пленке рядом с Басаевым весьма показательным. До убийства Кадырова Масхадов Басаева подчеркнуто сторонился, обвинял его в несанкционированных действиях (начиная с вторжения в Дагестан), не раз отстранял его от командования так называемым западным фронтом сепаратистов.

Как пояснили Коммерсанту “специалисты по борьбе с террором”, в те времена Масхпадов стремился “сохранить лицо перед Западом”, подчеркнуть, что он, в отличие от Басаева, не террорист, не создатель отряда шахидок “Черные вдовы”, а “незаконно смещенный дидер независимого государства”. Басаев же называл Масхадова “опереточным президентом”, который не контролирует даже свое родное село.

Их внезапное единство, по мнению тех же “специалистов по антитеррору”, – акция, рассчитанная прежде всего на арабских спонсоров и их финансовую поддержку.

Как сказал в интервью газете Время новостей Халед Ямадаев, один из лидеров чеченского отделения партии “Единая Россия”: “Сейчас им ведь очень нужны деньги, чтобы сорвать выборы, помешать, где-то взрывы сделать”.

Ямадаев не слишком доверяет неожиданному единению Масхадова с Басаевым и его сторонниками. Масхадов, заметил Ямадаев, постоянно “ходит между струй”: “Когда они чуть-чуть падают, он их поднимает, когда у нас плохо – он к нам”. Впрочем, как говорит Ямадаев, вся Чечня сейчас “разделилась на две партии – “Аль-Каида” и “Единая Россия”. Какая партия в республике более популярна – вопрос не для слабонервных.

Тем не менее, очень похоже, что руководство федеральных сил на Северном Кавказе отвечает на него однозначно.

По информации газеты Новые известия, в последнее время “видные представители Генштаба и командования Объединенной группы федеральных войск на Северном Кавказе пытаются убедить президента Путина и других представителей федерального руководства в необходимости срочной отмены выборов президента Чеченской республики”.

С точки зрения генералов, выборы лишь провоцируют нестабильность в регионе и провоцируют активность боевиков.

Военные считают, что курс на “чеченизацию” кризиса, символом которого был погибший Ахмат Кадыров, себя не оправдал. По их мнению, Чечне необходим “жесткий военный режим с русским генералом во главе”. Причем новый генерал губернатор должен иметь самые широкие полномочия как в гражданском управлении, так и в командовании всеми федеральными силами на территории республики. Это даст ему возможность “активизировать контртеррористическую операцию” и нанести окончательное поражение боевикам.

Как полагают Новые известия, “генеральская атака на чеченские выборы связана с неудовлетворенностью российской военной верхушки результатами военной операции в Чечне”, которую Кремль объявил завершенной. По мнению генералов, московские политики и чиновники в очередной раз не им дают добить боевиков.

Не исключено, пишет газета, что “генеральское лобби готовит почву для нового этапа широкомасштабных военных действий, причем не только в Чечне, но и в соседних с ней Дагестане и Ингушетии”.

На этом бурном фоне собственно политическая жизнь в России через полгода после выборов кажется совсем вялой.

Рейтинги партий падают. Даже у партии власти, сообщает Еженедельный журнал данные ВЦИОМ, он снизился за четыре месяца с 37% (апрель) до 32%(июль). Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров объяснил ЕЖ, что у “Единой России” “пульсирующий электорат”, который то расширяется в критические моменты, то сжимается в ситуации, “когда политические вызовы не актуализированы и есть возможность заниматься вопросами собственного жизненного обсустройства”.

Для рядовых граждан, по мнению Федорова, политика вообще закончилась с выборами президента. Тем более не до политики народу в сезон отпусков.

Руководитель исследовательской группы “ЦИРКОН” Игорь Задорин заявил журналу, что отношение россиян к партиям вообще очень слабо коррелирует с отношением к конкретным действиям”. Для большинства граждан партии – это “некие образования, которые сильно шумят во время выборов, а потом как-то там заседают в Думе”.

Хотя исследователи полагает, что в снижении рейтинга “Единой России” может быть и политическая составляющая. “Общество сейчас занято “поисками виновных” в принятии пакета социальных законопроектов”. С точки зрения ВЦИОМ, отвечать придется в основном “Единой России” и правительству, президента это недовольство, скорее всего, коснется в меньшей степени.

Не могут похвастаться ростом симпатий электората и остальные политические партии – соперницы “Единой России” на парламентских выборах.

Главная оппозиционная партия – КПРФ – вообще признана главным неудачником сезона. Если на выборах 19999 года за коммунистов проголосовали 24% избирателей, то четыре года спустя – всего лишь 12%.

Дальше – больше. Поражение на выборах привело КПРФ к неслыханному падению рейтинга: в январе он составлял всего лишь 7%.

Правда, с тех пор дела у коммунистов несколько выравнялись: сейчас они имеют твердые 10% голосов. И все же можно сказать, что партия от выборного шока так окончательно и не оправилась – часть электората была потеряна безвозвратно. Особенно после появления “Родины”, оттянувшей у коммунистов примерно 6%. Впрочем, у самой “Родины” дела сейчас обстоят тоже не блестяще: после ухода Сергея Глазьева от партии отвернулась почти половина ее сторонников социал-демократических воззрений. Сегодня, как считает Еженедельный журнал, опустевшую социал-демократическую нишу пытается занять Дмитрий Рогозин, традиционно считавшийся лидером “патриотов-националистов”. Однако, как подчеркивает ЕЖ, большинство наблюдателей усилия Рогозина оценивают скептически.

Электоральная поддержка ЛДПР, набравшей в декабре прошлого года 10% голосов, вернулась к предвыборному уровню – 5-6%. Политологи считают это нормальным. Игорь Задорин называет “жириновцев” “санитарами леса”: эта партия получает на выборах голоса “политических маргиналов”, которые в ее отсутствие могли бы отдать их более радикальным движениям.

ЛДПР прекрасно справляется со своей задачей: она ловит эти “заблудшие голоса”, направляет в нужное русло, после чего они в конечном итоге работают на ту же партию власти.

Впрочем, по данным последнего опроса ВЦИОМ, граждане доверяют партиям меньше, чем кому бы то ни было, – им готовы поверить не более 5% россиян.

Директор ВЦИОМ Валерий Федоров поясняет: “Сегодня люди полагают, что от их политического участия зависит совсем немного, считают, что участие в выборах и политических организациях – не очень рациональная трата времени”.

А потому те, кто “помоложе, побогаче, пооптимистичнее” сосредоточены, как правило, на своей карьере. Те же, кто постарше, победнее и менее адаптирован к нынешней жизни, заняты попросту выживанием.

“Но в любом случае жизненные стратегии огромного большинства граждан сегодня лежат в стороне от политики, – подчеркивает Валерий Федоров, – это бизнес, служба, семья, досуг, но не политика”.

Может быть, это нормально – по крайней мере, для августа, месяца отпусков?

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ