Президентские выборы: судорожные поиски спарринг-партнера для Владимира Путина

0:00
0

“Россияне предпочли Путина демократии”, – констатировало после российских парламентских выборов французское издание “Express” (перевод статьи из “Express” опубликован в журнале Власть).

Причины проигрыша демократов еще долгое время будет предметом анализа и горячих споров в прессе. Пока же публикации в разных СМИ лишь дополняют друг друга по принципу “Не могу молчать!”

Вот, например, цитата из журнала Новое время, фактически детализирующая афористичное высказывание “Express”.

“Это ведь народ, – сокрушается Новое время, – который для добывания банки икры фиктивно женился, для добывания дубленки убивал друг друга в очередях, он отмечался и дежурил ночами, чтобы достать румынскую мебель, но добывать себе свободу с человеческим лицом он не хотел никогда. Погромить, разворовать, отнять, как в 17-м году, – это он готов всегда, потому русские правители и не давали ему воли”.

“Нам не догнать даже Португалию!, – предсказывает Новое время в другой статье. – Нынешнее поколение постсоветских людей никогда не будет жить при капитализме!”

Виной тому – отсутствие нормальных ориентиров. “Почему в Восточной Европе и Балтии шоковая терапия сработала, а у нас нет? – пытается понять журнал. – Потому что там был консенсус и не было сомнений в жизненном пути: они – часть Европы, временно оккупированная советским коммунизмом”.

Освободившись от коммунистических тисков восточноевропейские страны двинулись в Европу, и теперь их будущее не вызывает никаких сомнений. Россия же до сих пор не может определиться. Не прекращаются споры насчет “особого пути”: “Европа для нас мала и неинтересна. Нам подавай Евразию – кто бы объяснил, что это может значить на практике”. Общество по-прежнему ностальгирует по “великой державе”, разваленной “ЦРУ и его наймитами”.

В результате – “структурные реформы застряли на полпути, и мы до сих пор топчемся на красной линии”.

Впрочем, философски замечает Новое время, может быть, это и к лучшему – такие результаты выборов. Не встречая никакого противодействия со стороны парламента, президент становится в стране полным хозяином. Фактически теперь, “когда у него полностью развязаны руки, когда он может принимать любые законы и произвольно менять конституцию, ничто не помешает ему доделать реформы до конца”.

Точнее помешать может лишь одно – “дорогие избиратели”: “Свой скрытый либерализм президенту придется скрывать еще тщательней. Потому что народ против, а он ведь демократ”.

Впрочем, особенно беспокоиться о взаимоотношениях Владимира Путина с российским населением, как показал прямой эфир двух государственных телеканалов на прошлой неделе, не стоит. Здесь все в порядке.

“За год, прошедший со времени предыдущего общенационального интервью, – пишет газета Ведомости, – Путин окончательно превратился в Гулливера среди политических пигмеев”.

В самом деле – в стране не осталось ни олигархической, ни правой, ни даже левой оппозиции. “Власть президента абсолютна, – подчеркивают Ведомости, – и в четверг он разговаривал с народом свободнее, чем когда-либо”.

Никакого заигрывания, никаких несбыточных обещаний. Глава государства, отметила газета, “опять показал себя большим либералом, чем доставшаяся ему страна. Так сказать, “главным европейцем” России”.

“В этом году Владимир Путин выступил в одной-единственной роли – спокойный президент вполне благополучной страны, – так оценивает путинский прямой эфир Российская газета. – Хоть и не без проблем, но и не хуже, чем у людей”.

Ведомости приводят весьма выразительный пример: в ответ на вопрос шахтера из Кемерово о возможности решения жилищных проблем президент пояснил, что российские банки практически готовы предоставлять ипотечные кредиты населению. Препятствие лишь одно – отсутствие законодательно оформленной возможности выселять неплатежеспособных заемщиков из квартир. Однако есть надежда, что с новой Думой проблема будет в скором времени решена.

“Произнеси такое четыре года назад Борис Ельцин – страну захлестнула бы волна митингов на тему “руки прочь”, – пишут Ведомости. – Но от Путина население готово выслушивать и куда менее приятные вещи”. И президент об этом знает. Надо сказать, это очень существенное знание, тем более накануне новой – президентской – избирательной кампании.

Впрочем, с этой кампанией есть проблемы, и весьма серьезные.

С одной стороны, вроде бы все идет как ожидалось. Сам президент, как подсчитала газета Время новостей, на 27-й минуте своего прямого эфира заявил о намерении выставить свою кандидатуру на предстоящих выборах главы государства.

“Это заявление, – подчеркивает Время новостей, – можно считать как стартом предвыборной кампании Владимира Путина, так и ее успешным финишем”. Потому что, поясняет газета, единственное условие, при котором нынешний президент мог бы не победить на выборах – если бы он не принял в них участие.

Однако для того, чтобы выборы были настоящими, а мандат, полученный на них, оказался вполне легитимным (в том числе и для привередливого Запада, уже назвавшего наши парламентские выборы “свободными, но несправедливыми”), должна иметь место серьезная политическая борьба. А с этим пока плохо.

Особых желающих составить Путину конкуренцию, за исключением известного гробовщика-стихотворца Германа Стерлигова (“Вы поместитесь в наши гробики без фитнеса и аэробики”) долгое время не было.

Кремлевские дирижеры перестарались: после парламентских выборов, когда ради безусловной победы партии власти были задействованы все имеющиеся ресурсы, лидеры обеих оппозиций сознательно ушли в тень.

Напрасно Владимир Путин (на 49-й минуте третьего часа прямого эфира, по подсчетам Времени новостей) пытался в своем диалоге с избирателями призвать к порядку неразумных партийных вождей.

На них не подействовали суровые президентские слова: “Я считаю, что это глупая и вредная затея – бойкотировать любые выборы. Потому что это срывает, может сорвать нормальную жизнь в стране, политическую и экономическую, нанести ущерб экономике. Это такая трусливая позиция, я считаю. Гораздо более правильно, даже для тех сил, которые полагают, что у них как бы нет шансов (хотя шансы, я полагаю, всегда есть), гораздо было бы честнее и правильнее и по-государственному заявить и бороться, использовав трибуну предвыборной борьбы для отстаивания своих убеждений”.

Ничего не помогло: съезд партии “Яблоко”, состоявшийся в минувшие выходные, решил не выдвигать своего кандидата. Григорий Явлинский пояснил, что, по мнению его единомышленников, “свободные, равноправные, политически конкурентные выборы невозможны” (цитируется по Независимой газете). Принимать же участие в шоу, имитирующем демократию, “яблочники” не желают “из принципиальных соображений”.

Более того, на съезде, сообщает НГ, было принято решение: кандидата №1 – Владимира Путина – не поддерживать. Теперь “Яблоко” ожидает “такой же определенности” от СПС.

Так неожиданно разрешились опасения правых по поводу того, что “Яблоко” прикатится к Кремлю”. На прошлой неделе в некоторых газетах, в том числе и в Независимой, появилась информация о том, что Григорий Явлинский побывал на беседе в Кремле. Где ему были сделаны некие “интересные предложения”. “Яблочники” эти слухи усиленно опровергали, однако подозрения, понятное дело, оставались. Развеяли их жесткие формулировки итогового документа “яблочного съезда”.

“Прошедшая избирательная кампания показала – отсутствие свободных демократических выборов, неограниченное использование административного ресурса, массовые фальсификации голосов превратили выборы в фарс, – цитирует партийное постановление издание Газета, – В этой ситуации очевидно, что предстоящие президентские выборы не могут быть ни свободными, ни честными, ни справедливыми, ни равноправными”.

Как сказал Владимир Лукин, “слово должно быть лучше молчания, а если нет, зачем говорить?”

Тем временем коммунисты, попугав Кремль некоторое время разговорами о том, что “партия может принять решение о бойкоте президентских выборов” и таким образом сорвать явку избирателей, довольно быстро одумались. В начале недели пресса сообщила о пробудившихся президентских амбициях левых.

Правда, скорее всего кандидатом на сей раз будет не давно привычный Зюганов. Как заметила Газета, главного коммуниста страны подкосила неудача на парламентских выборах. Однако свято место пусто не бывает.

По данным той же Газеты, вполне возможно выдвижение от КПРФ кандидата со стороны – не коммуниста, но левого по убеждениям. И человек такой уже есть: это бывший шахтер, профсоюзный лидер, недавно избранный мэром Норильска Валерий Мельников.

Сам Мельников согласен. Однако есть и другие желающие поучаствовать в президентском марафоне: например, секретарь ЦК КПРФ по социальным вопросам Татьяна Астраханкина, которая уверена, что “мой тверской обком меня поддержит”.

И самый неприятный для Геннадия Зюганова вариант – выдвижение его главного оппонента Геннадия Семигина, который и не думает отрицать, что фактически уже начал президентскую кампанию.

Между тем Семигин, как уточнила газета Ведомости, пользуется поддержкой первого зампреда ЦК КПРФ Валентина Купцова и других коммунистических функционеров. Но самое главное – у него много сторонников среди региональных партийных руководителей, и потому, сообщают Ведомости, он надеется, в случае поддержки его кандидатуры съездом, который должен состояться 27 декабря, сменить Геннадия Зюганова на посту партийного лидера.

Семигин, пишет журнал Профиль, всего лишь озвучил то, о чем думают многие коммунистические функционеры: “Они предпочли бы избавиться от своего бессменного лидера, с которым ассоциируется провал на выборах в Госдуму, а заодно двинуть вперед собственную карьеру”. Перспективы Зюганова явно незавидны”.

Многие весьма влиятельные деятели КПРФ, пишет еженедельник Версия, к числу главных виновников поражения левых на парламентских выборах относят не только нынешнего вождя, но и партийного казначея Виктора Видьманова.

Версия щедро делится со своими читателями не только слухами, которые бродят сегодня на левом фланге, но также и конкретными цифрами.

“Говорят, – пишет еженедельник, – что именно Зюганов и Видьманов в предвыборный период, распродав проходные места в списках, заработали более $30 млн. Что якобы эти двое обеспечили прохождение порядка 15 кандидатов, исходя из цены в $1,5 млн на брата, плюс еще одного кандидата, также за очень большую сумму”.

Впрочем, уточняет Версия, соратники обвиняют Зюганова вовсе не в продаже мест, а в том, что из всей суммы на избирательную кампанию было выделено не более $4-5 млн и наиболее обделенными оказались обкомы в регионах.

Кроме того, Версия располагает сведениями, что сегодня на Зюганова из Кремля “осуществляется мощнейшее давление” с тем, чтобы он разобрался с внутренними конфликтами и шел на выборы в традиционном качестве президентского спарринг-партнера. Причем в качестве рычага давления выбран как раз Видьманов и его “Росагропромстрой”.

Анонимный источник в КПРФ заявил Версии, что “некие кремлевские руководители в открытую говорят, что в случае несогласия Зюганова “пришьют ему натуральную уголовку со своим Видьмановым”.

В общем, ничего удивительного нет в том, что одни издания утверждают, что Зюганов твердо решил лично в выборах не участвовать, а другие настаивают на том, что окончательное решение еще не принято.

Запасного же кандидата, по сведениям Ведомостей, готовит для президента блок “Родина” – на случай, если коммунисты все же передумают.

Цена услуги известна: Глазьев, как пишет газета Новые известия, – давно уже “поглядывает налево” (еще один, причем давний, претендент на место Зюганова).

По наблюдениям президента фонда “Политика” Вячеслава Никонова, Глазьев фактически не скрывает планов сплочения вокруг себя “умеренно левых сил”: “И не исключено, что события будут развиваться именно по такому сценарию”.

А известный политолог, Гендиректор Совета по национальной стратегии Станислав Белковский заявил Новым известиям, что “г-н Глазьев уже понял, что в “Родине” ему делать нечего, поскольку реальными хозяевами фракции являются Дмитрий Рогозин и Юрий Скоков”.

Однако до президентских выборов, прогнозирует Белковский, Глазьев вряд ли пойдет на открытую конфронтацию со своими недавними соратникам в “Родине”: “Уход налево до 14 марта мог бы спровоцировать его выдвижение в президенты, к чему он пока не готов”. Поэтому пока заявления лидеров “Родины” достаточно неопределенны: “Мы обязательно в той или иной форме будем участвовать в президентских выборах”.

После приличных случаю раздумий и сомнений вновь готов к подвигам и Владимир Вольфович Жириновский.

Правда, несмотря на публичные заявления лидера ЛДПР о том, что Владимир Путин – “сильный кандидат”, и второй тур ему не понадобится, в Кремле к лидеру ЛДПР относятся с некоторой опаской. Поскольку его электорат, как заявил Ведомостям Станислав Белковский, “пересекается с электоратом Путина”.

Кроме того, как заметил в интервью газете Русский курьер известный политик Вячеслав Игрунов, есть опасение, что противостояние Путина с Жириновским “будет смотреться как клоунада”.

А глава Института политических исследований Сергей Марков считает, что “потешный партнер” Владимир Вольфович, тем не менее, вполне способен в соответствии с явно крепнущей тенденцией голосовать против действующей власти, “аккумулировать протестный электорат”. И получить немалое количество голосов: “Не победить, но набрать солидный процент, что никак не устраивает Кремль”. Как говорится, час от часу не легче.

Конечно, есть и еще один кандидат, что называется, для массовки – владелец завода “Ферейн” Владимир Брынцалов. Но это уж совсем вариант для бедных (несмотря на всю финансовую состоятельность г-на Брынцалова): в 1996 году он получил на президентских выборах 0,16% голосов, заняв последнее место среди 11 претендентов. И получив замечательную рекламу для своего бизнеса.

В общем, солидный демократический кандидат Кремлю очень нужен. Но только такой, который, по выражению Игрунова, не столько оппонировал бы, сколько дополнял позицию президента, особенно в тех областях, которые им остаются не охвачены”.

Между тем уже упоминавшийся Сергей Марков уверенно заявил Русскому курьеру”, что, по его мнению, согласия с правой оппозицией Кремль может достичь достаточно быстро. Во всяком случае с СПС: “Они в гораздо большей степени политические оппортунисты, чем “Яблоко”, у которого все-таки наблюдается некоторая концентрация идей и идеалов”.

Однако многие наблюдатели не сомневаются в том, что президентские выборы лишь добьют “осколки демократических партий” (выражение журнала Профиль).

Как достаточно резко заявил Вячеслав Игрунов, “ситуация, в которой оказались и “Яблоко”, и СПС накануне президентских выборов, закончится для них полным позором. Многие из них это понимают, потому и участвовать в выборах не хотят”.

В то же время, обозреватель Московских новостей Валерий Выжутович прямо обвинил лидеров демократических партий в том, что либеральный электорат “по капризу партийных вождей, по-прежнему занятых исключительно собой”, остался без своего кандидата в президенты.

“Да, этот кандидат (как, впрочем, и любой другой), не смог бы соперничать с Путиным в “конкурсной программе, – пишет Выжутович. – Но общество вправе было рассчитывать хотя бы на “показательное выступление”.

И это, по мнению автора, была бы отнюдь не формальная и не конъюнктурная акция: “Требовалось показать, что страну населяют не только сторонники бюрократической серости и не только те, кого вдохновляют национал-социалистические бредни. Что есть и другие люди, чей общественный запрос способен был выразить Явлинский, Немцов, Рыжков, Федоров – любая символическая фигура, неважно, с каким рейтингом”. Однако демократы от этого уклонились, с горечью пишет автор Московских новостей.

Хотя – кто знает? Сопредседатель СПС Ирина Хакамада в первом послевыборном интервью изданию Газета с некоторым надрывом заявила: “Только не надо ударяться в такое – “мы идиоты”. В проигрыше, по мнению Хакамады, виновна неэффективная предвыборная кампания и ее организаторы (в первую очередь – Альфред Кох), а также – “недобросовестная и очень жесткая” конкуренция. Ну, и конечно, избиратели: “Плюс – народ. Извините меня, даже тот, который хорошо живет, зарабатывает, у него каша в голове и понимания, на каком месте должна быть власть, еще нет”.

А потому лидер СПС считает, что единого кандидата от демократов выдвигать необходимо.

Руководство партий, заявила Хакамада, конечно, тоже надо менять, но не сразу: “Не нужно, чтобы сразу все ушли, оставили разбитое поле, новое не вырастили… Необходимо появление и воспитание новых лиц”.

Однако очевидно, что для всего этого нужно время. А в условиях предвыборного цейтнота найти какое-то соломоново решение правым вряд ли удастся.

Ведь у Кремля, как заметила на днях уже цитированная сегодня газета Русский курьер, “для создания хотя бы видимости приличия с выборами президента времени осталось в обрез”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ