1,2 млн человек – таково, по данным Независимой газеты, общее число участников майских шествий и демонстраций в России. Во многих регионах публичные акции оказались в этом году значительно многолюднее прошлогодних. По данным газеты, в шествиях и митингах даже приняли участие представители малого бизнеса, “протестовавшие, несмотря на высочайшую о нем заботу, заодно с бюджетниками”. Правда, пока без политических лозунгов.
В целом же майские праздники оказались малорадостными. В центральной статье первого после праздничного антракта номера, озаглавленной “Незадавшиеся каникулы”, НГ пишет: “Санкционированное безделье в 12 дней обернулось для элиты требованием Путина ускорить рост экономики, призывом Устинова наказать преступников во власти и еще одним терактом на Северном Кавказе”.
“Необъявленная война продолжается” (Независимая газета), “Взорванный марш Победы” (Коммерсант), “Каспийская трагедия” (Время новостей), “Партизанский джихад против России продолжается” (Известия)- так отозвалась российская пресса на события в многострадальном Каспийске. Теракт в День Победы в небольшом дагестанском городке (где в 1996 был взорван жилой дом, в результате чего, напомнили Известия, погибли 64 человека – из них 20 детей) сразу же оброс множеством версий.
Руководители российских спецслужб, как сообщило Время новостей, поторопились доложить о “практическом раскрытии” преступления в Каспийске. Заместитель генерального прокурора Владимир Колесников, глава республиканского МВД Адильгерей Магомедтагиров и глава ФСБ Николай Патрушев практически одновременно заявили, что организатором взрыва был один из лидеров дагестанских ваххабитов Раппани Халилов, скрывающийся в настоящее время в Чечне.
Известия привели слова отца Халилова, публично отрекшегося от сына: “Если я тебя найду, я тебя лично сожгу на медленном огне”.
А министр Магомедтагиров, по информации Времени новостей, сделал беспрецедентное заявление. Глава республиканского МВД заявил, что, коль скоро дагестанец Халилов организовал это чудовищное преступление у себя на родине, “никакие федеральные силы” в захвате или уничтожении террориста участвовать не будут: “Эту операцию проведет только МВД Дагестана по разрешению министра внутренних дел РФ”.
Министр добавил также, что под его руководством уже сформирован сводный отряд спецназа республиканского МВД, который отправляется в леса Ножай-Юртовского района Чечни, где, по оперативным данным, скрывается сейчас Раппани Халилов.
“Ваххабизм, ваххабиты – эти непонятные, пугающие слова вновь возвращаются в нашу жизнь, – пишут Известия. – Те, кто планировал теракт в Каспийске, добились своей цели. Они хотели шокировать целую страну, отмечавшую День Победы. И они ее шокировали – устроили России праздник со слезами на глазах”. Не исключено, предупреждают Известия, что ваххабистское подполье готовит новые, не менее дерзкие и кровавые акции, чем в Каспийске.
Между тем, как утверждает Независимая газета, лидеры чеченских сепаратистов, о причастности которых к преступлению в Каспийске не могли не заговорить, “похоже, сами испытали потрясение”. Во всяком случае, информационные структуры Аслана Масхадова осудили теракт и выразили свои соболезнования родственникам погибших. Радикальные же сепаратисты на сей раз проявили несвойственную им сдержанность. Их информационные каналы “на этот раз в отличие от предыдущих терактов даже не решились сказать что-нибудь об “освободительной борьбе дагестанских моджахедов”, хотя очевидно, что взрыв в Каспийске был направлен в первую очередь против российских военнослужащих”.
При этом источники Независимой газеты “с определенной долей уверенности” отвергают предположения о “ваххабистской подоплеке” теракта, утверждая, что если бы взрыв действительно был запланирован религиозными экстремистами, он должен был бы прогреметь в столице республики Махачкале.
Гораздо более обоснованной источники газеты считают версию о продолжающемся противостоянии осетровых браконьеров и пограничников. Именно об этом, как считает газета, и свидетельствует место проведения теракта: основные части погранвойск, контролирующих каспийские биоресурсы находятся как раз в Каспийске.
Кстати, эта же версия была одной из основных и после взрыва жилого дома, заселенного семьями пограничников, в 1996 году (заказчики и исполнители того теракта так и не были найдены). “Масштабность же акции вполне адекватна вращающимся в этой сфере средствам”, – добавила Независимая газета.
А Новая газета заметила, что теракт в Каспийске произошел накануне выборов Госсовета республики, которые должны состояться летом. В этом газета видит сходство нынешней акции со взрывами во Владикавказе накануне выборов президента Северной Осетии и последним терактом на владикавказском рынке накануне выборов президента Ингушетии.
В общем, версия “чеченского следа”, популярность которой, вне всякого сомнения, обеспечена теми, кто склонен к скорым и эффектным заявлениям, пока не доказана.
Между тем, судя по всему, в западных оценках чеченской проблемы произошел очередной поворот. Как сообщила все та же Независимая газета, именно 9 мая высокопоставленный сотрудник Госдепа США посол Стивен Пайфер, выступая на слушаниях в американском конгрессе, заявил, что, вопреки предыдущим заявлениям, США “больше не усматривают связи между чеченцами и Аль-Каидой”. Тем самым Москве дали понять, что ее действия в Чечне не могут рассматриваться как антитеррористическая операция. В связи с этим, Пайфер рекомендовал российским властям “начать политический диалог с Асланом Масхадовым, поскольку именно его, по мнению американцев, поддерживает население Чечни”.
Кроме того, по мнению Независимой газеты, предстоящая в мае серия международных встреч и переговоров будет иметь для России историческое значение. Поскольку, как считает газета, она “не только закрепит наши уступки во внешней политике, но может дать старт серьезным внутренним изменениям”.
НГ напоминает о начавшихся еще в марте прямых переговорах между Москвой и Берлином о новом специальном статусе Калининградской области. А также о только что закончившейся в Вашингтоне выездной сессии Всемирного конгресса татар, которая “обсудила дальнейшее взаимодействие Казани с татарской диаспорой в лице Ассоциации американских татар”. При этом, как сообщает газета, представители влиятельного Центра международных и стратегических исследований в Вашингтоне “отметили особое значение предстоящей переписи населения в России с точки зрения идентификации татарской национальности и выразили намерение присутствовать на переписи в Татарстане”.
Но есть в отношениях России и США перемены другого рода.
Как утверждает военный обозреватель газеты Время новостей Юрий Голотюк, Россия фактически согласилась помочь американцам в создании космических аппаратов с ядерными силовыми установками. Договоренности о поставках из России в США для этих целей высокообогащенного урана-238 полностью согласованы в ходе визита в США главы Минатома Александра Румянцева. Об этом сообщил американский коллега Румянцева, министр энергетики США Спенсер Эйбрахам. “Договоренность Румянцева-Эйбрахама, – комментирует Время новостей, – может свидетельствовать лишь об одном: Россия согласилась оказать реальную помощь американцам в создании орбитального эшелона их национальной ПРО”.
А Известия акцентировали внимание своих читателей на итогах визита в США другого российского министра – главы МИДа Игоря Иванова. После переговоров в Вашингтоне с главой американского внешнеполитического ведомства Колином Пауэллом министры вышли к репортерам на час раньше, чем было предусмотрено. Поскольку “очень быстро было достигнуто согласие по самым важным вопросам”. Тем самым Иванов и Пауэлл, как утверждают Известия, “преподнесли подарок своим президентам”: договор по СНВ фактически готов к подписанию. По информации газеты, Путину и Бушу остается лишь юридически закрепить согласие добиться сокращения стратегических наступательных боеголовок до уровня в 1700-2200 штук во время предстоящих встреч в Москве и Санкт-Петербурге, а затем представить этот документ на ратификацию своим парламентам.
Единственное, что осталось не определено: будет ли это международный договор традиционного формата – либо некое соглашение от имени исполнительной власти. Разница существенная: в случае, если это будет договор (treaty), его должны ратифицировать две трети американского сената. Если же речь идет о соглашении (agreement), для его утверждения достаточно простого большинства. В результате этого лингвистического спора было найдено, как утверждает газета, поистине соломоново решение: для России этот документ будет считаться договором, а для Америки – соглашением. Как говорят, российская сторона согласилась с таким решением, чтобы “договор-соглашение” не увяз надолго в американском сенате.
Кроме того, как заявил Известиям директор российских и евразийских программ вашингтонского Центра оборонной информации Николай Злобин, важно, что Россия продемонстрировала готовность изменить свою прежде непримиримую позицию в отношении складирования американских боеголовок. Есть информация, заявил Злобин, что российское руководство может согласиться с уничтожением одних только носителей боеголовок – ракет, подводных лодок, бомбардировщиков – в то время, как сами боеголовки могут оставаться на складах.
Тем не менее даже синхронные заявления президентов Буша и Путина о том, что договоренность о сокращении СНВ достигнута не поколебали уверенности большинства наблюдателей в том, что в наиболее болезненных областям русским и американцам договориться все же не удалось.
Время новостей в подтверждение приводит высказывание министра обороны России Сергея Иванова, который, комментируя заявления Верховного главнокомандующего, пояснил: они вовсе “не означают, что Россия сняла свои возражения по поводу планов США складировать, а не уничтожать часть снимаемых с дежурства боеголовок”.
Не изменила свой подход и Америка. Время новостей приводит по этому поводу диалог “высокопоставленного военного” (по сведениям газеты, самого министра обороны США Дональда Рамсфелда) с американскими журналистами на борту летящего в Москву самолета. На вопрос о возражениях России по поводу хранения снятых с вооружения боеголовок визави журналистов ответил: “На мой взгляд, русские понимают, что мы это сделаем и такова реальность”. Что же касается возможных возражений по этому поводу, о них было сказано так: “Я думаю, русские считают важным заключить соглашение. Поэтому мы пытаемся работать с ними и строить механизм, удовлетворяющий этой их потребности, но в то же время обеспечивающий гибкость, которая, на наш взгляд, необходима”.
Более того, в ответ на достаточно прямолинейный вопрос: “Значит, на самом деле это просто пиаровская кампания в поддержку Путина?” последовал столь же прямолинейный ответ: “Думаю, что президент полагает, что Путин принял стратегическое решение о сближении с Западом, и нам важно попытаться закрепить это, усилив его позиции”.
Как утверждают эксперты газеты Ведомости, “Россия просто смирилась с невозможностью изменить новую ядерную стратегию США, а договор позволит Владимиру Путину сохранить лицо”.
Впрочем, разочарование в военной среде велико. “Зачем подписывать ничего не сокращающее и никого на самом деле не связывающее соглашение, которое будет отравлять атмосферу двусторонних отношений, как это было с договором СНВ-2, который так в результате и не был выполнен?” – задается вопросом эксперт Центра по изучению проблем разоружения при МФТИ Павел Подвиг.
А другой собеседник Ведомостей – эксперт Центра оборонной информации Иван Сафрончук утверждает, что подписание договора стало возможным потому, что этот договор нужен Бушу. “Критики администрации из числа демократов указывали, что выход из Договора по ПРО подрывает систему договоров о контроле за вооружениями, а из-за этого Конгресс мог срезать ассигнования по ПРО на $1 млрд. Теперь этот козырь выбит у демократов”, – пояснил Сафрончук. Что же касается Путина, ему договор необходим, “чтобы показать, что США, которые в последнее время вообще ни с кем не считаются, учитывают мнение России”.
Между тем, подчеркивает еженедельник Московские новости, предстоящий российско-американский саммит вызвал новую волну критики внешней политики Владимира Путина. Растет разрыв между по-прежнему высокой поддержкой лично президента и неприятием его прозападного курса. “Явление парадоксальное, совершенно российское”, – отмечает еженедельник.
Внутреннее сопротивление элиты, которая вынуждена подстраиваться под Путина, – это, по определению МН, “проблема политического режима Путина, его внутренней устойчивости.
Кроме того, как считает автор Московских новостей Ирина Кобринская, зав. сектором европейской безопасности Института Европы РАН, не менее серьезной проблемой для Кремля остается и недоверие Запада, которое Путину, несмотря ни на что, так и не удалось преодолеть. Запад по-прежнему воспринимает Россию как недемократическую страну.
“И вот ситуация, – пишет Кобринская. – Запад не доверяет Путину, зная антизападные настроения российской элиты. А президент не может преодолеть сопротивление элиты из-за того, что нет стабильных партнерских отношений с Западом, доказывающих правильность прозападного выбора. Получается замкнутый круг”.
По мнению автора, выход один – “укоренение демократии”, для чего необходимо прежде всего добиться укрепления экономики. Именно поэтому, как считает Кобринская, Путин идет на уступки Западу: “Он готов закрыть глаза на еще виртуальную НПРО, на расширение распадающегося НАТО, идти на уступки по СНВ (понимая, что на ядерное сдерживание у России и так останется с лихвой, а США нападать на Россию не будут), Грузии и Центральной Азии – взамен на реальное партнерство в экономике”. Потому что в экономически слабой стране вести речь о демократии бессмысленно.
А обозреватель газеты Время MN Леонид Радзиховский высказывает мнение, что нынешняя амбициозность России, о необходимости которой так много говорят в последнее время с подачи президента, вряд ли может заключаться в том, чтобы “догнать и перегнать Америку” или “войти в Европу”. “Это все из разряда бессмысленных мечтаний, по крайней мере, на десятилетия,- пишет Радзиховский. – Реальная проблема России другая – удержаться во втором эшелоне”.
Этот эшелон, поясняет обозреватель Времени MN, состоит из “громадных и быстро развивающихся стран” – таких, как Индия, Китай, Бразилия, Мексика. Одни из них уже обогнали Россию по уровню ВВП, другие – по темпам его роста. Конечно, замечает автор, “национальное самолюбие, воспитанное на Пушкине, Гагарине и конкуренции с Западом соревнование с Индией, видимо, не вдохновит – слишком уж непривычная цель”. Тем более – конкуренция с Бразилией, Аргентиной, Индонезией, Турцией. “Но речь идет не о самолюбии, а о выживании”.
Сегодня необходимо драться за рынок иностранных инвестиций так же самозабвенно, “как дрались 60 лет назад под Сталинградом”. Цель, подчеркивает Леонид Радзиховский, та же – “выживание России и ее народа. Методы борьбы, увы, совсем другие”.
Если эта цель не будет достигнута – “погибнем, сгнием, останемся “пикником на обочине”. Где тонут подлодки, горят телебашни, рушатся крыши испытательных модулей на космодромах, боевая техника распродается по цене металлолома, а экстремисты взрывают города, чтобы показать, кто здесь хозяин.
Между тем, отмечает Новая газета противостояние в верхах становится заметным. Как утверждает политолог Андрей Пионтковский, элита уже не раз позволяла себе продемонстрировать президенту свое неудовольствие. Показательным в этом смысле Пионтковский считает эпизод с выступлением Путина в Федеральном Собрании, встреченным “мрачным гробовым молчанием” и “глухим и растущим раздражением”.
“Элита знала, что президент знает, что в зале сидят люди, давно уже не только поставившие, но и успешно реализовавшие настолько амбициозные цели, что и их правнукам мало не покажется”. Требовать от них новых амбиций и рывков, чтобы догнать какую-то Португалию было “вопиющей бестактностью и откровенным нарушением конкорданса о передаче власти”.
Кроме того, у элиты, по мнению Андрея Пионтковского, есть и еще одна причина для раздражения – “очень российская”. Всеобщую оторопь, вызванную приходом к власти президента-чекиста (к тому же – радостно встреченного народом и в течение двух лет поддерживаемого так называемым “тефлоновым” рейтингом), постепенно начало сменять всеобщее разочарование. Элита не может простить Путину собственного испуга: “Зверств ждали от него неслыханных и необыкновенных… А он даже двух чижиков не смог как следует придушить”.
Результат уже не замедлил сказаться: “Свита перестала играть короля”. Что же дальше? “В таких случаях обычно меняют свиту, – отвечает Пионтковский. – Или свита меняет короля”. Статья опубликована Новой газетой под зловещим названием “В предчувствии Фороса”.
В свете всего сказанного (как выражались в советские времена) становится понятно, что визит Буша в Москву, как сказал уже упоминувшийся сегодня Николай Злобин, просто “обречен на успех”.
Москва и Вашинтон, как заметила газета Время новостей, нуждаются друг в друге, они переживают новый “медовый месяц” и охотно подыгрывают визави. Президенты Путин и Буш часто и охотно признаются во взаимных симпатиях со встречи в Любляне. И каждый из них желает по возможности облегчить жизнь другому. На всякий случай уже сделано заявление, что если даже в ходе саммита по каким-либо пунктам достичь согласия не удастся, “это не будет воспринято как трагедия или чье-то поражение”.
В общем, если верить Известиям, едва ли не единственная оставшаяся неразрешенной проблема – какой фильм смотреть Бушу в самолете по пути в Россию. Как говорят, в список претендентов входит примерно двадцать картин – от “Летят журавли” (“Золотая ветвь” в Каннах) до “Москва слезам не верит” (премия “Оскар). Однако, по данным газеты, не исключено, что Буш “предпочтет документальный фильм о соборах Москвы и памятниках архитектуры Санкт-Петербурга”.
В этом нет ничего невероятного. Как утверждает в своем интервью Времени новостей глава МИДА Игорь Иванов, ссылаясь при этом на слова самого президента США, Буш в настоящее время специально читает Достоевского – “чтобы по-настоящему прочувствовать атмосферу Санкт-Петербурга”.
Настоящий американский подарок другу Владимиру!