“Эхо Москвы” получило “черную метку” вслед за ТВ-6, сообщила на днях газета Время MN.
Пресса уверенно связала заявление некоей зарегистрированной на Кипре фирмы, владеющей крупным пакетом акций “Эха”, о ее, фирмы, намерении сменить совет директоров радиостанции с появлением под крылом Алексея Венедиктова команды Евгения Киселева.
“Эху” аукнулось”, – констатировали Известия, а Время MN заметило: “По всей видимости, Газпром не оставит в покое ни одно СМИ, принадлежавшее прежде холдингу “Медиа-Мост”.
Как сообщил Коммерсант, на собрании акционеров “Эха”, которое состоится 1 июля, в качестве кандидатов в совет директоров от “Газпром-медиа” (50% акций) в числе девяти представителей этой структуры будут выдвинуты Борис Йордан и Владимир Кулистиков – главные действующие лица прошлогодней истории с развалом НТВ. Кроме того, компания НТВ (2% акций) будет в обновленном совете директоров радиостанции представлена первым замгендиректора телекомпании Рафаэлем Акоповым и известным телеведущим, бывшим директором московского бюро радио “Свобода” Савиком Шустером. Именно ему, по словам Алексея Венедиктова, после отставки нынешнего руководства радиостанции предстоит стать ее главным редактором. Правда, сам господин Шустер в ответ на просьбу корреспондента газеты Время новостей “недоуменно развел руками: “Ничего подобного не слышал”.
Наиболее эмоционально на новый этап спора “хозяйствующих субъектов” отозвалась оппозиционная газета Новые известия. По мнению газеты, сквозь строки письма, отправленного в адрес Эха Москвы загадочной кипрской компанией “Лидвилль инвестментс лимитед” проглядывают “характерный профиль товарища Йордана и контуры кремлевской башни”.
Не перестает удивлять, пишет газета, откровенный цинизм власти: “Взялся Кремль мочить журналистов НТВ – и мочит их по всему информационному пространству, куда бы они ни попытались деться”. После их перехода на ТВ-6 с этим телеканалом немедленно разделались с помощью “услужливого “ЛУКойла”. Когда же Алексей Венедиктов заключил с “киселевцами” договор о работе на “Эхе” (установленный гонорар – рубль в месяц), пробил и его час: “Услужливый “Газпром” в угоду Кремлю мочит “Эхо”. Так что нигде не скроются”.
Автор статьи, известный журналист Валерий Яков предсказывает, что свободолюбивым журналистам “Эха Москвы” не удастся выиграть конкурс на частоту радио “Арсенал” (о намерении принять участие в этом конкурсе Алексей Венедиктов проинформировал прессу одновременно с сообщением о своей досрочной отставке с поста главного редактора). Так же как и шестая кнопка не достанется команде Евгения Киселева – против них, по мнению Якова, играет хозяин Кремля, который, как оказалось, “любит, чтобы на всем информационном поле страны скромно звучало лишь его имя – Путин. И никакого эха!”
Между тем интрига вокруг шестой кнопки продолжает развиваться. На днях лидер СПС Борис Немцов признался Коммерсанту, что Евгению Киселеву удалось найти для учрежденного журналистами ООО ТВ-6 “большую группу инвесторов” – “достаточно состоятельных русских людей”. По мнению Немцова, это дает повод для оптимизма: “Такое сочетание людей с деньгами и профессионалов в своем деле оптимально для того, чтобы в России существовало частное телевидение”. Как сообщает Коммерсант, Евгений Киселев обсуждал идею создания консорциума инвесторов с Владимиром Гусинским, но Гусинский второй раз входить в ту же реку отказался.
Тем не менее, подходящая финансовая команда была сформирована – как утверждает газета Ведомости, курирует процесс глава президентской администрации Александр Волошин. Стали также известны имена членов консорциума – пресловутых “достаточно состоятельных русских людей”: это Роман Абрамович, Александр Мамут, Олег Дерипаска, Анатолий Чубайс и Альфред Кох. Инвестиции в новый канал, по данным Ведомостей, должны составить приблизительно $20 млн.
Как утверждают Ведомости, глава президентской администрации Александр Волошин лично заинтересован в том, чтобы контроль над ТВ-6 не получила так называемая “питерская” политическая группировка. Предполагается, что она уже контролирует НТВ – через “Газпром”. Судя по всему, в Кремле особо доверенным олигархам сделали предложение, от которого те не смогли отказаться.
Правда, по информации газеты, из игры вышли Владимир Потанин и Михаил Ходорковский. Последний, как утверждают Ведомости, предложил коллегам не путать бизнес и благотворительность. Как считает Ходорковский, поскольку защита свободы слова и поддержка Киселева – проект чисто благотворительный, есть смысл дать журналистам денег, не входя в капитал канала. Однако Ходорковского не поддержали. Киселев же, со своей стороны, пообещал потенциальным инвесторам, что в случае победы на конкурсе шестой канал выйдет на самофинансирование в 2003 году.
Тем не менее, некоторые наблюдатели считают хлопоты олигархов напрасными. Ведомости приводят по этому поводу мнение директора информационного центра “Панорама” Владимира Прибыловского, который считает оправданным стремление Волошина и Лесина “что-то противопоставить укреплению чекистов во власти”. Однако, по мнению Прибыловского, есть опасность, что “магнаты испугаются и консорциум развалится задолго до первого окрика”.
Пока же, как пишет Независимая газета, опираясь на данные исследовательской компании TNS/Gallup Media, рейтинг шестой кнопки после отстранения от эфира ТВ-6 упал вдвое. То есть спортивный канал НТВ-плюс, вопреки официальным заверениям, собирает число зрителей в два раза меньшее, чем привычная аудитория ТВ-6. Наиболее горячие поклонники “команды Киселева” полностью отказались от информационных выпусков на телевидении, переключившись на “Эхо Москвы”, где они могут вновь услышать своих любимцев. Однако большая часть зрителей рассеялась по другим каналам.
Как свидетельствует TNS/Gallup Media, после закрытия ТВ-6 возросли рейтинги практически всех каналов. Однако наибольший рост был отмечен на НТВ. “Как бы ни подозревали НТВ в том, что его через “Газпром” контролирует государство, – подчеркивает Независимая газета, – у потребителя негосударственной информации нет другого выхода, как смотреть новости именно этой компании”, поскольку они все же отличаются от официальных выпусков новостей на других федеральных каналах.
Вообще же телевидение, размышляет НГ, стало самым настоящим наркотиком – “не только для телевизионщиков, которые постоянно в этом признаются, но и для всего общества”. Это стало предельно ясно после пожара в Останкино: газеты тогда всерьез рассуждали о возможных бунтах по причине отсутствия привычного зрелища. Телевидение не смогли заменить ни радио, ни газеты. “В стране, где население в регионах потребляет в основном “желтую прессу, а центральные “качественные” газеты большинству недоступны, где радиостанции музыкальной направленности числятся в лидерах по сравнению с информационными, телевидение остается единственным рычагом влияния на общественное мнение”, – заключает Независимая газета.
Газета Ведомости провела опрос экспертов на тему о том, кто может стать инвестором команды Киселева. Эксперты высказались осторожно.
Анатолий Лысенко, генеральный директор объединения “Российская книга” заметил, что желающие, конечно, найдутся: “Ведь на медиа-бизнес надежда, как на хорошую парфюмерию – всегда же хочется в чужих глаза выглядеть лучше”. Однако им предстоит проявить предельную осмотрительность и даже отвагу: “потому что эти деньги вернутся весьма не скоро, а то вообще могут не вернуться”. Вообще же положение потенциального инвестора, особенно если он ранее никогда не занимался медийным бизнесом, по мнению Анатолия Лысенко, больше всего напоминает попытку войти в клетку со львами.
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Дмитрий Орлов считает, что интересы Чубайса, Коха, Абрамовича и других, попавших в предполагаемый инвесторский список, “слишком разнонаправленны, чтобы этот проект мог состояться”. Кроме того, Орлов высказывает сомнения относительно того, что проект, инициированный Чубайсом, санкционирован Волошиным, не говоря уж о президенте.
А с точки зрения секретаря Союза журналистов России Игоря Яковенко история с ТВ-6 – уникальный шанс создать на шестой кнопке “в лице команды Киселева” первое в России общественное телевидение. На участие в этом проекте, сообщает Яковенко, получено согласие всех ведущих российских политиков и общественных деятелей – от Зюганова до Явлинского. Все они готовы войти в состав попечительского совета. По мнению секретаря Союза журналистов России, создание общественного телевидения было бы лучшим решением проблемы ТВ-6.
Впрочем, в такой сложной ситуации всякое решение – палка о двух концах. Газета Известия в статье о роли прессы в современном российском обществе приводит высказывание Сергея Пархоменко, ныне главного редактора Еженедельного журнала. Пархоменко считает, что огромное количество проблем и неприятностей, выпавших в последние годы на долю российских журналистов – следствие того, что “пресса оказалась участником политического процесса, подменила собой оппозиционные, а в ряде случае, наоборот, правящие политические силы”. Именно это, с точки зрения Известий, и произошло с командой Евгения Киселева, которая “постепенно стала партией, закалившейся в борьбе за бизнес-интересы хозяина канала Владимира Гусинского”.
Было время, пишут Известия, когда ОРТ и НТВ “вместе и по отдельности смещали одних премьеров, лоббировали других, компрометировали третьих”. В олигархических разборках широко использовалась оправдавшая себя схема, когда “журналисту с харизмой хозяин говорит “Фас”. Вначале Березовский дал эту команду Невзорову, затем – Доренко. “Они “мочили” разных супостатов, но с одинаковым цинизмом. Где сегодня эти журналисты как журналисты?”
Как пишут Известия, цинизм “был все эти годы одним из принципов журналистского бытия”. И потому бессмысленно ожидать от сегодняшнего журналистского сообщества акций профессиональной солидарности: нет смысла удивляться тому, что обращение журналистов Московских новостей к коллегам-телевизионщикам с призывом бойкотировать конкурс на шестую кнопку так и не был услышан.
Возвращаясь к словам Сергея Пархоменко о том, что СМИ в нашей стране играют роль политических партий, газета напоминает: Борис Березовский, руководивший работой ОРТ в пору последних парламентских и президентских выборов, сумел с помощью телевидения подменить собой правящие политические силы. Затем, став владельцем ТВ-6, БАБ попытался подменить собой оппозицию. И все же, по мнению Известий, проблема здесь не столько в Березовском, сколько в российских электронных масс-медиа. Как пишет газета, утверждать, что свобода СМИ означает свободу от государства – означает говорить правду лишь наполовину. Вторая же ее половина заключается в том, что СМИ должны быть независимы и от партий: “Государственный агитпроп стоит партийного”.
Участники международной конференции “Власть прессы и пресс власти”, которую провели в Москве 8-9 февраля Союз правых сил совместно с Гарвардским университетом и факультетом журналистики МГУ, так и не пришли к единому выводу, что хуже для СМИ: давление власти или давление олигархов, сообщает Независимая газета.
В России все преимущества на стороне государства: по оценкам западных специалистов, 93% СМИ в нашей стране контролируются именно им. А у власти, напомнил Альфред Кох, есть более веский аргумент, чем у частного владельца, – она имеет возможность не только контролировать то или иное средство массовой информации, но и в любой момент отобрать лицензию.
Борис Немцов добавил к этому, что, поскольку в России всей вертикалью власти руководит один человек – президент, то и все решения, относящиеся к СМИ, в конечном итоге принимаются именно им.
Что же касается российских олигархов, для них, по мнению нынешнего генерального директора НТВ Бориса Йордана, медиа-структуры по большей части – “дело третьестепенное, это просто их оружие борьбы за нефть, газ и прочее”. За исключением периодов выборов, когда СМИ становятся для них оружием политической борьбы. Власть, по мнению Йордана, на такое положение вещей внимания не обращает – если, конечно, речь не идет о Березовском или Гусинском: “Для нее есть олигархи плохие и хорошие, как террористы для американцев”.
Как утверждает обозреватель газеты Время MN Леонид Радзиховский, уровень свободы слова в России вполне сопоставим с американским – разница заключается лишь в национальных традициях, менталитете.
Например, в российских оппозиционных СМИ продолжают появляться публикации с утверждениями, что взрывы в 1999 году в Москве организовало ФСБ. В США, замечает Леонид Радзиховский, “ни одно издание, кроем нацистских листков, не смеет задавать неудобных вопросов по поводу 11 сентября. Не говоря уж о том, что если бы в России во время какой-нибудь речи Путина сенаторы вскакивали с аплодисментами 77 раз, “журналисты воткнули бы в кресло каждому по 77 острот”. Между тем в США журналисты – “сами ваньки-встаньки не хуже народных избранников”. Еще пример: в России каждый с доступной ему степенью остроумия может изощряться над нынешней государственной символикой – “в США считается приличным махать национальным флагом и со слезами на глазах вставать при исполнении гимна”. И так далее. В то же время американские СМИ и общественное мнение “мертвой хваткой вцепились в Буша и его окружение в связи с “делом Enron” и даже довели вице-президента этой компании до самоубийства. В России же подобные истории считаются заурядными, на них не реагирует никто – ни власти, ни общественное мнение, ни сами герои этих историй. Такова отечественная специфика.
Леонид Радзиховский глубоко убежден, что форма собственности для масс-медиа не играет особой роли. И в России, и на Западе уровень свободы слова определяется интересами Системы, это “свобода в рамках Системы и направленная на укрепление Системы”.
Для России это подход принципиально новый: прежде свобода означала всегда борьбу с Системой. Так было не только при царе или при коммунистах, но и во время перестройки: подобную тенденцию по инерции продолжали и СМИ Гусинского, которые пытались имитировать “внесистемную оппозицию”, однако всерьез противопоставить что-либо системе не сумели.
И нынешние гонения на НТВ и ТВ-6, по мнению Леонида Радзиховского, – не борьба со свободой слова, а скорее “персональный вопрос”. Ненависть вызывают имена Березовского и Гусинского. “Борьба с ними, несомненно, мелкое, довольно глупое и смешное занятие, – пишет Радзиховский, – но что поделать, раз исхитрились они все же чем-то всерьез задеть Путина!” Сегодня же уровень неприятия этих персонажей таков, что тестом на лояльность Кремлю поневоле стало: “Чем ты запустил в Березовского-Гусинского?”
Как считает автор, у этой проблемы есть и чисто политический аспект. Если команда Чубайса в том или ином составе все же получит ТВ-6, это приведет к резкому усилению СПС, который уже располагает Ren-TV, “да и НТВ им сочувствует”. Более того, такое решение будет означать, что “Кремль окончательно определился, какую двухпартийную систему он строит: “Единство” – СПС. В проекции на телевидение это будет выглядеть так: ОРТ-РТР – НТВ-ТВ6.
Что касается опального бывшего владельца ТВ-6 Бориса Березовского, он утверждает, что прежней “команды Киселева” больше попросту не существует. “Власть добилась своего: разрушила неповторимый, уникальный коллектив, – заявил Березовский в интервью Комсомольской правде. – Люди в течение года пережили два сильнейших удара… Это не могло не сказаться и на восприятии жизни в целом, и на способности работать как прежде. Даже в случае победы это будут уже другие люди”.
Экс-олигарх счел нужным подчеркнуть, что он сам и его семья подвергаются не меньшей опасности, чем журналисты: “Напрямую оппонируя Путину, я рискую жизнью. Власть беспредельна”. С другой стороны, Борис Абрамович признает, что, если говорить о возможности “доносить свою точку зрения до России”, то с этим все в порядке: “По-моему, сейчас меня стали слышать даже лучше”.
Сами журналисты ТВ-6 настроены достаточно серьезно. Виктор Шендерович в Московских новостях заявляет, что и после того, как государство во второй раз “настигло и задавило” команду Киселева, надежда еще раз попробовать “что-нибудь сделать на Родине” не угасла. Мотивация проста: “Например, мы хотим жить в свободной стране. А для этого нужно бороться за каждый сантиметр цивилизации, десять лет назад завоеванной Россией, бороться за право на информацию, за равенство перед законом, за свободу слова, как ни банально это звучит. Поэтому, дважды проигравшие превосходящей силе, мы готовы начать все с чистого листа в третий раз”.
Такое предприятие, понятное дело, требует денег. А потому сотрудничество с теми, кто располагает средствами и способен не вмешиваться в информационную политику нового телеканала, – “реальная альтернатива кляпу”. Понятно, что эти люди, как выразился Виктор Шендерович, – “не соратники академика Сахарова и не друзья матери Терезы”, однако они реально заинтересованы в сохранении свободы слова в России.
Команда Киселева не сомневается в том, что “никакого, собственно, конкурса 27 марта не будет: судьба вакантной частоты решается сегодня совсем в других кабинетах”. И все же журналисты намерены реализовать свое право на попытку.
Тем более, что, как заявил Ведомостям уже упоминавшийся сегодня директор ИЦ “Панорама” Владимир Прибыловский, Волошин с Лесиным, даже если они всерьез предпринимают попытку поддержать попавших в немилость журналистов, скорее всего, “играют в свою игру ровно до тех пор, пока нет прямого приказа – а по этому прямому приказу победит путинославие, чекистодержавие и спорт”.
Трудно в такой ситуации не вспомнить еще раз ламентации Бориса Березовского, по мнению которого “одна из важнейших потерь России за последние два года – цветовая гамма жизни. Место ярких, неординарных людей опять заполняет серая масса в погонах и без них”.
Правда, вряд ли предыдущая власть больше, чем нынешняя, любила “ярких, неординарных людей” – особенно по выбору Бориса Абрамовича. Как заметил лидер СПС Борис Немцов на конференции “Власть прессы и пресс власти”, “свобода слова в России сохранилась только потому, что, когда выступал Доренко в своей аналитической программе, президент Ельцин выключал телевизор”.
С другой стороны, именно повышенное внимание нынешней власти к СМИ вынудило обратиться к проблеме свободы слова и общество. Теперь давлению власти призван противостоять Общественный совет по свободе прессы, созданный на конференции СПС. Состав самый респектабельный: декан журфака МГУ Ясен Засурский, бывший посол России во Франции Юрий Рыжов, сопредседатель СПС Ирина Хакамада, главный редактор Московских новостей Виктор Лошак… Первое заседание – 28 марта. Повестка дня: итоги конкурса на шестую кнопку.
Как заметил во Времени MN Леонид Радзиховский, трагикомедия продолжается…